Совершенствования государственной инвестиционной политики Кыргызской Республики в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:25, магистерская работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена с тем, что привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Кыргызстана с зарубежными странами.
Иностранные инвестиции окажут существенное воздействие на ход экономических преобразований - и предлагают объективно оценить возможные негативные и позитивные, последствия привлечения внешних факторов производственного развития, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Кыргызстана, его народа, обеспечивающую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Понятия и сущность инвестиционной политики государства как важнейшего элемента экономического развития страны 5
1.2 Международный опыт государственной политики по привлечения инвестиции 12
1.3. Правовые основы государственной политики по привлечению инвестиции 16
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В КЫРГЫЗСКУЮ РЕСПУБЛИКУ 28
2.1. Исторический экскурс в развитие инвестиционной политики государства КР 28
2.2. Анализ деятельности государственных органов управления по привлечению инвестиций (на примере месторождения Кумтор) 34
2.3. Пути совершенствования государственной инвестиционной политики в КР 56
Заключение 71
Список литературы 73

Файлы: 1 файл

Магист. раб. Борубеков от 03.03.2013г..docx

— 148.24 Кб (Скачать файл)

По использованию денежных средств Фонда развития Иссык-Кульской области анализ показывает, что средства фонда в основном были использованы на социально-культурное финансирование объектов здравоохранения, образования  и культуры. Общие отчисления в  фонд в период 1997-2012 годы составили $23 млн и 141,8 млн сомов.

Анализ горно-технических  проблем.

В ноябре 1993 года канадской  фирмой KilbornWesternInc. по заказу «Камеко» была завершена разработка Технико-экономическое  обоснования (ТЭО) на разработку Кумторского  золоторудного месторождения. Разработка ТЭО осуществлялась иностранными специалистами. В начале 1994 года ТЭО было представлено на рассмотрение и утверждение правительству  КР, которое передало его на экспертизу тринадцати профилирующим организациям Кыргызстана согласно статьям 11, 13 и 25 закона КР «О недрах» (в редакции 15 декабря 1992 года). К экспертизе ТЭО были привлечены квалифицированные специалисты, которые внесли более 60 предложений и замечаний, направленных на повышение качества проекта, эффекивности и экологической безопасности отработки месторождения. Работа местных экспертов над пересмотром технико-экономических параметров проекта продолжалась до мая 1995 года.

Правительство КР в нарушение  закона о недрах от 15 декабря 1992 года, не дожидаясь результатов экспертизы, в мае 1994 года специальным постановлением утвердило ТЭО. КОК, проигнорировав большую часть замечаний и  предложений экспертов, приступила к строительным работам на основе ТЭО.

Пересмотренный вариант  ТЭО 1995 года стал основанием для экономических  расчётов по определению необходимых  объемов финансирования. Для ускорения  ввода предприятия в эксплуатацию КОК предложила вариант параллельного  так называемого «рабочего проектирования и строительства». Правительство  приняло такой вариант.

В процессе реализации проекта  Кумтор выявились все недостатки данного решения, связанные с  недооценкой существенных природно-климатических  и горно-геологических факторов высокогорья, и затрат, что привело  к возникновению целого ряда экономических, технологических и экологических  проблем (перерасход при строительстве  на $176,6 млн, сдвиг дамбы хвостохранилища, отсутствие оборотного водоснабжения  и др.).

В нарушение закона КР «О недрах» горные работы на руднике  Кумтор (участок Центральный) начались в 1996 году без получения лицензии на право пользования недрами  с целью разработки на основании  Концессионного договора от 10 мая 1993 года.

По поручению правительства  от 1995 года Министерство юстиции, рассмотрев письмо Государственного комитета по геологии, использованию и охране недр КР по вопросу лицензирования деятельности на пользование недрами  золоторудного месторождения Кумтор, письмом от 13.12.1995 года за подписью заместителя  министра К.Эсенканова сообщило, что  деятельность КГК не подлежит дополнительному  лицензированию.

В последующем Министерство юстиции письмом за подписью министра Л.Гутниченко от 23.12.1997 года сообщило, что  стороны данного договора согласно Концессионному договору должны соблюдать  все законы Кыргызской Республики, что предполагает соблюдение законодательных актов КР, которые приняты после заключения концессионного договора.

КОК отказывается от получения  лицензии на участок Центральный, ссылаясь на разъяснение заместителя Министра юстиции К.Эсенканова. Несмотря на отсутствие лицензии, государственные органы выдают положительные заключения технической  и экологической экспертиз, утверждают планы развития горных работ по данному  участку и принимают годовые  отчеты об их выполнении.

Золотоизвлекательная фабрика  рудника (ЗИФ) запущена в эксплуатацию в конце 1996 года с использованием технологии цианидного выщелачивания, за период 1996-2011 годов израсходовано  свыше 90 тыс. тонн цианида натрия. Согласно ТЭО расчетная производительность ЗИФ составляет 4,8 млн тонн руды в  год и выпуск (сплав Доре) 500 тыс. унций золота. В отдельные годы переработка превышала предусмотренную  в ТЭО мощность на 10-15%.

В результате проведенного экспертного компьютерного анализа  отчетных данных металлургического  баланса, представленного КОК за весь период деятельности, выявлена нестабильность работы ЗИФ в отдельные периоды  по выполнению технологических показателей, что привело к сверхнормативным потерям за весь период работы КОК  и составили 5,543 тонны золота.

Предусмотренная в ТЭО  система оборотного водоснабжения  ЗИФ отсутствует. В мировой практике золотодобывающих предприятий, использующих цианидную технологию, оборотное  водоснабжение является обязательным и предусматривает постоянное полное или частичное использование  стоков, что дает не только экономию свежей воды, но и снижает количество сбрасываемых токсичных реагентов  в окружающую среду.

Хвостохранилище.

Государственная комиссия по приемке в эксплуатацию хвостохранилища (председатель Б.Силаев) подписала Акт  приемки в эксплуатацию хвостохранилища  в декабре 1999 года.

В апреле 1999 года, то есть за 9 месяцев до подписания Акта, была обнаружена подвижка дамбы и просачивание цианидов, что произошло из-за допущенных ошибок при проектировании и строительстве  хвостохранилища. КОК проводит укрепительные  работы. На это уже затрачено более $43 млн, тогда как на строительство хвостохранилища потрачено всего $9,6 млн.

Укрепление дамбы планируется  завершить в 2016 году, что будет  сопровождаться дополнительными расходами  в то время, как по информации КОК, на строительство нового хвостохранилища  потребует $60-70 млн.

Выводы по экологической и горно-технической части.

1. Ведение горных работ  без утвержденного и прошедшего  в установленном порядке экспертизу  технического проекта отразилось  на процессе ведения горных  работ. При строительстве на  рудникезолоторудного комплекса  допущен перерасход на $176 млн;

2. КОК затратил на строительство  наклонных съездов №1 и №2  по состоянию на июль 2012 года $170,1 млн и прекратил подготовительные  работы для перехода на подземную  разработку. При этом КОК начал  разработку участка Юго-Западный  с нарезкой еще одного ледника  Сары-Тор.

3. КОК изменил предусмотренные  в ТЭО условия размещения отвалов  пустой породы, переместив место  их складирования на ледники,  что является нарушением §4, §79 Единых правил безопасности и  ст.47 закона КР «О воде». Размещение  отвалов на леднике Давыдова  привело к его разрушению и  разрушению борта Юго-Западного  участка карьера Центральный,  к срыву добычи руды в 2012 году. Перемещение отвалов из  одного место на другое привело  к дополнительному простою производства  и транспортно-погрузочным затратам  и пр.;

4. Промышленные стоки  с отвалов, карьерных вод, являющиеся  наиболее распространенным по  объему загрязненным продуктом  разработки месторождения, представляют  серьезную угрозу загрязнения  поверхностных вод в бассейне  рек Кумтор—Нарын и способны  нанести необратимый экологический  вред водным ресурсам:

- около 20-30% отвальных  пород обладают потенциалом кислотообразования, что не исключает долговременное  кислотное загрязнение, обогащенные  сульфидами руды подвергаются  химическому окислению с образованием  сульфатов и серной кислоты;

- из-под отвалов истекают  неочищенные воды с повышенным  содержанием тяжелых металлов, нитратов  аммония и нефтепродуктов;

- имеет место постепенное  и долговременное накопление  кислотных и сульфатных загрязнений  в донных отложениях, с дальнейшим  перемещением их вниз по течению  реки Нарын.

- в дальнейшем экологические  проблемы усугубятся из-за увеличения  отвалов горных пород, разрушения  и загрязнения ледников. К моменту  закрытия рудника ожидается, что  общая масса горных пород в  отвалах составит 1,7 млрд тонн.

5. Анализ почвы, воды, донных  отложений, выполненный отечественными  и зарубежными лабораториями  установил, что распределение  тяжелых металлов по точкам  опробования выше и ниже основных  источников техногенного загрязнения  превышает предельно-допустимые  концентрации от 2 до 6,5 раза. В частности:  мышьяка — в 4 раза, свинца —  в 3,43 раза, кадмия — в 4,68 раза, сурьмы — в 2,8 раза, кобальта  — в 4,27 раза.

6. КОК не ведет изыскательские  работы по геолого-экономической  оценке комплексного извлечения  попутных полезных ископаемых.

7. Выявлена нестабильность  работы ЗИФ в отдельные периоды  по выполнению технологических  показателей, что привело к  сверхнормативным потерям за  весь период работы КОК 5,543 тонны золота.

8. КОК не введена система  оборотного водоснабжения ЗИФ,  предусмотренная в ТЭО.

9. Акт о приемке в  эксплуатацию был подписан, несмотря  на то, что хвостохранилище не  соответствовало условиям эксплуатации  — обнаружена подвижка дамбы  и просачивание цианидов. КОК  на укрепительные работы уже  затратил более $43 млн, тогда  как на строительство нового  хвостохранилища потребуется $60-70 млн.

10. В настоящее время  происходит прирост объема воды  в озере Петрова (1,8 млнкуб.м/год)  и растет вероятность прорыва  естественной плотины озера, что  создает угрозу хвостохранилищу.

11. Выявлены многочисленные  нарушения законодательства об  обращении с отходами. КОК не  построил специальные места, полигонов  для размещения токсичных и  нетоксичных отходов, мониторинг  мест размещения отходов не  проводится, план мониторинга не  составляется, отсутствует проект  размещения отходов, не производится  плата за их размещение.

12. КОК постоянно осуществляет  забор воды из оз.Петрова на  промышленные и бытовые нужды  без соответствующей оплаты.

13. Отмечается значительное  отрицательное влияние деятельности  КОК на состояние окружающей  среды, выходящее далеко за  пределы границ месторождения,  в частности, сокращаются особо  ценные виды растений, занесенные  в Красную книгу.

14. Отсутствует проект  рекультивации объектов рудника  после вывода его из эксплуатации. Правительством необоснованно взяло  на себя обязательство по проведению  рекультивационных работ взамен  на передачу активов Трастового  фонда рекультивации правительству.

Со стороны КОК не определены, объемы предстоящих работ, размер ежегодного отчисления финансовых средств для  рекультивационных мероприятий  в трастовый фонд.

Согласно подпункту (iii) пункта 5.4. Соглашения о новых условиях правительство  взяло на себя обязательство по проведению работ рекультивации взамен на передачу активов Трастового фонда рекультивации  правительству.

Государственная комиссия отмечает, такое обязательство, в отсутствии технического проекта рекультивации, оценки необходимых ресурсов на выполнение рекультивационных работ, может  привести к тому, что правительство  будет проводить рекультивацию  за счет государственного бюджета.

Выводы по юридической части.

Соглашения 1992-1994 годов (cоглашения  подписали Т.Чынгышев, Д.Сарыгулов):

• соглашения 1992 года подписывал премьер-министр КР, однако согласно закону «О правительстве» правительство  возглавлялось президентом КР;

• правительство КР в  нарушении закона о недрах от 15 декабря 1992 года, не дожидаясь результатов  экспертизы, в мае 1994 года специальным  постановлением утвердило ТЭО и  тем самым разрешило вести  подготовительные и строительно-монтажные  работы без утверждения технического проекта;

• в нарушение закона «Об акционерных обществах в  Республике Кыргызстан» общее собрание акционеров ЗАО «КумторГолд Компани», как высший орган управления акционерным  обществом, в котором кыргызская сторона имела 2/3 голосов, было фактически заменено исполнительным комитетом, где большинство голосов принадлежало «Камеко»;

• «Камеко» не исполнило  обязательство по найму и обучения жителей КР для занятия управленческих должностей;

• правительством нарушило статью 10 закона КР «О концессиях и  иностранных концессионных предприятиях в Республике Кыргызстан» приняв решение о предоставлении объекта  для концессии без конкурса;

• сумма в $30 млн как  часть согласованной акционерами  суммы на расходы и издержки, связанные  с разведкой и разработкой  Кумторского месторождения, в соглашении была незаконно признана косвенным  концессионным платежом.

Выводы по социально-экономической части.

С момента создания «Центерры» по настоящее время не решена стратегическая проблема концентрации и зависимости  от одного месторождения — Кумтора, которое дает 90% денежного потока «Центерры».С приближением конца  жизненного цикла проекта Бороо (Монголия) «Центерра» остается с единственным действующим активом Кумтором и  практически только с доходов  Кумтора будут финансироваться  приобретения новых месторождений, все геологоразведочные работы, все  капитальные, а также операционные расходы, включая административные расходы как на «Центерру», так  и на другие операционные компании. «Кыргызалтын», будучи самым крупным  акционером и владея 32,75% акций «Центерры», де-факто реализует права владельца  мелкого пакета акций. Управленцы «Центерры» с 2004 года по 2010 год допустили убытков  по проекту РЕН на $11,5 млн.

По соглашениям от 1992-1994 годов (подписывали Т.Чынгышев, М.Давлетов) вся схема финансирования и управления проектом была построена таким образом, что «Камеко», КОК и КГК в  отличие от КР получали стабильные денежные потоки и их интересы были хорошо защищены с точки зрения рисков и управления. Принятая на то время  формула «долевого» участия, когда  чистая прибыль делилась между участниками, не соответствовала интересам КР, при этом налоговые каникулы составляли 5 лет после промышленной добычи, а после их окончания предусматривались  возмещения по части налогов. Несмотря на то, что 2/3 проекта и управление через исполнительный комитет и  совет директоров КГК и КОК  была за КР, важные решения принимались  не менее чем 4/5 акционеров (80%), то есть с одобрения «Камеко». Также увеличение постройки фабрики по сравнению с первоначальным ТЭО составило $175,6 млн.

Информация о работе Совершенствования государственной инвестиционной политики Кыргызской Республики в современных условиях