Совершенствования государственной инвестиционной политики Кыргызской Республики в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:25, магистерская работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена с тем, что привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Кыргызстана с зарубежными странами.
Иностранные инвестиции окажут существенное воздействие на ход экономических преобразований - и предлагают объективно оценить возможные негативные и позитивные, последствия привлечения внешних факторов производственного развития, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Кыргызстана, его народа, обеспечивающую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Понятия и сущность инвестиционной политики государства как важнейшего элемента экономического развития страны 5
1.2 Международный опыт государственной политики по привлечения инвестиции 12
1.3. Правовые основы государственной политики по привлечению инвестиции 16
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В КЫРГЫЗСКУЮ РЕСПУБЛИКУ 28
2.1. Исторический экскурс в развитие инвестиционной политики государства КР 28
2.2. Анализ деятельности государственных органов управления по привлечению инвестиций (на примере месторождения Кумтор) 34
2.3. Пути совершенствования государственной инвестиционной политики в КР 56
Заключение 71
Список литературы 73

Файлы: 1 файл

Магист. раб. Борубеков от 03.03.2013г..docx

— 148.24 Кб (Скачать файл)

2.3. Пути  совершенствования государственной  инвестиционной политики в КР

Практика показывает, что  приоритетными сферами инвестирования являются важнейшие направления ключевых секторов экономики, обеспечивающие: во-первых, национальную, экономическую и продовольственную безопасность страны; во-вторых, содействие для расширения производственных инфраструктур и жизнедеятельности населения страны, например, транспорта, энергетики, водоснабжения, ирригационных сооружений, телекоммуникаций и автодорог; в-третьих, организационно-технические и экономические условия в целях распространения и развертывания предпринимательской деятельности, повышения мобильности частного капитала и расширения его потенциальных возможностей, например, развитие рыночной инфраструктуры; в-четвертых, быструю окупаемость вложений и одновременно развитие сопряженных отраслей и производств, например, жилищного строительства, переработки сельскохозяйственной продукции; в-пятых, социальную защиту и развитие человеческого потенциала, социальное обеспечение, страхование, здравоохранение, образование, науку и культуру.

По моему  мнению, выбор приоритетов для реализации инвестиций должен основываться на агрегированных экономических критериях по степени  соответствия первоочередной необходимости, в частности; развитие экспортного потенциала, обеспечивающего поступление валютных средств и производств; государственная поддержка секторов экономики, образующих систему жизнеобеспечения республики и социальную сферу; инвестирование производств и отраслей, производящих конкурентоспособную продукцию, пользующуюся высоким спросом на внутреннем и внешнем рынках; расширение

Таким образом, к  числу важнейших государственных  приоритетов в нашей стране следует отнести: топливно-энергетическую инфраструктуру, отрасли обрабатывающей промышленности, включая легкую и пищевую, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, машиностроение: создание машин и приборов, оборудования, станков, радиоэлектронный комплекс; производство прогрессивных видов строительных материалов и конструкций;

«Текущие» приоритеты состоят из намеченных ранее секторальных направлений, актуальность которых по-прежнему достаточно высокая и сохранится в долгосрочном периоде. К таким приоритетам можно отнести: реформирование сети социальной защиты и служб занятости; институциональные и структурные преобразования в аграрном секторе; реформу системы здравоохранения и образования; создание институциональных предпосылок структуризации частного сектора; контроль над состоянием окружающей среды; развитие систем водоснабжения и транспортной инфраструктуры.

Безусловно, существует ряд  «новых» приоритетов. К числу  таких относятся: развитие энергетического  сектора; развитие систем телекоммуникаций и сети Интернет; развитие транспортной инфраструктуры; формирование доступных для частного сектора объемов льготных кредитных ресурсов; развитие ряда отраслей вспомогательных услуг в сельском хозяйстве.

Новые приоритеты - задел на будущее для развития перспективных качественных преобразований. Несмотря на то, что новые приоритеты требуют дополнительных инвестиционных ресурсов и усилий, во многом поддерживаются базисом, создаваемым первыми двумя категориями приоритетов, это в принципе «облегчает» потенциальную стоимость структурных и институциональных преобразований в перспективе.

По моему мнению, выбор инвестиционных приоритетов  отраслей и секторов экономики должен основываться на различных вариантах, существенных параметрах и критериях, варьируемых в зависимости от поставленных целей и задач, существующих в виде алгоритмов.

 Первый вариант  - последовательное уточнение приоритетов  на основе сужения круга отраслей, отвечающих множественным критериям,  выражающим наиболее актуальные задачи развития экономики.

Во втором, приводится выбор приоритетных секторов, имеющий  демонстрационный характер, представлены стратегические задачи, такие, как рост производства, повышение конкурентоспособности на мировом рынке и социальная ориентация экономики.

Следует отметить, что данный вариант предполагает, что в стратегии развития республики выделяется некая наиболее актуальная для определенного типа стратегическая задача, задающая весь алгоритм процесса выбора приоритета секторов и отраслей предпочтений. Задачи развития государства определяют критерии выбора инвестиционных приоритетов (это возможно отнести и к регионам, подотраслям и другим сферам выбора приоритетов), которые служат своего рода фильтром в процессе их отбора. Кроме основной стратегической задачи, строится также иерархия последовательно нисходящих задач низшего уровня, которые в соответствии со степенью их значимости для развития страны, последовательно уточняют и сужают круг секторов экономики и отраслей, из которых выбираются самые значительные.

Этот вариант, условно  названный отбором приоритетов  по агрегированному (интегральному) критерию, предполагает, что главнейшая задача развития республики не ставится, а имеется несколько равнозначных задач. Эти задачи также выражаются через систему показателей, которые взаимно совмещаются (сопрягаются) и находят выражение в интегральном агрегированном критерии (который может быть построен, например, в форме индекса, увязывающего показатели различных критериев с учетом определенных весовых коэффициентов, соответствующих значимости отдельных задач развития.

Стратегические задачи развития определяют не только приоритетность секторов и отраслей экономики, нуждающихся  в развитии и стимулировании, но и экономические механизмы этого  стимулирования и в целом - систему  регулирования экономики, обеспечивающую ее вывод на траекторию роста. Такая система механизмов регулирования взаимно определяется соответствующей характеристикой модели роста инвестиционных приоритетов. Обобщенная схема функционального выстраивания данной модели экономического роста и инвестиций была изложена выше.

Для Кыргызской Республики привлечение иностранных инвестиций является доминирующей частью государственной  политики, по вполне очевидным причинам: республике остро необходим иностранный  капитал, знание иностранных инвесторов и, наверное, самое главное доступ к рынкам сбыта.

В рамках направления по привлечению иностранных инвестиций государством определены перспективные  направления по их привлечению.

Всего  направлений шесть  и они  могут принести  прибыль  иностранным инвесторам и соответственно выгоду республике. Среди этих направлений:

-Гидроэнергетика. Данную  сферу принято считать приоритетной, так как у республики есть  уникальный потенциал в производстве  электроэнергии. Необходимо привлекать  больше    инвестиций в данную  отрасль чтобы иметь возможность  экспортировать данный товар  в разные страны, среди которых  в первую очередь  наши соседи.,

-Горнорудная промышленность

Эти две сферы,  по мнению экспертов, требуют значительных инвестиций.

-Инфраструктура. Данная сфера так же требует притока капитала в связи с тем, что она давно морально устарела и требует как минимум реконструкции. В данном направлении, как и по другим,  идет активная работа и как закономерный итог является то, что состояние инфраструктуры постепенно улучшается, хотя и не по всей республике.

-Туризм. Давно уже не секрет что у республики есть огромный потенциал в этой сфере. Возвращаясь к первой главе, приходится повторять, что в пяти из семи областей  уже есть смелые и положительные сдвиги в этом направлении. В итоге хочется отметить, что туризм развивается, но, к сожалению, пока эта сфера только набирает обороты и поэтому остается, наедятся на то, что   в будущем Кыргызстан станет «горной Швейцарией» как нам и было обещано.

-Транспорт и  связь

-Разработка высоких технологий. Эта сфера сейчас активно развивается,  так как  уже невозможно  представить нашу жизнь без  мобильных телефонов и компьютеров,  обслуживающих  тех компьютерных  программ и т.д.. Исходя из опыта,  могу заключить, что эта сфера  требует больших инвестиций в  первую очередь высокой скорости  обновлений и развития технологий. Ведь достаточно сказать, что  за последние четыре года технологии  сделали громадный  скачок  вперёд. 

В настоящее время на мировых  финансовых рынках существует избыток спроса на инвестиции, дефицит капитала. Поэтому большинство международных фирм и финансовых институтов заинтересованы в стабильных «внешних условиях» своей хозяйственно-экономической деятельности в том или ином регионе, предпочитая осуществлять инвестиции с устоявшейся экономической, правовой средой, а не подвергаться дополнительному риску, связанному с вхождением на совершенно новый, закрытый для большинства иностранных инвесторов рынок.

Следовательно, ожидать существенного  распределения финансовых потоков  в пользу кыргызской экономики можно  после того, как в стране будет четкое видение «концепции развития» и будет создан инвестиционный климат не менее благоприятный, чем в странах с традиционным приложением капитала. Пока же, как считают зарубежные специалисты-эксперты, на пути иностранных инвесторов в экономике Кыргызской Республики имеется слишком много препятствий, многие вопросы остаются неясными в связи с возможностями инвестиций в кыргызской экономике.

Основными причинами, по которым  иностранцы не хотят инвестировать  является   беспокойство инвесторов о практическом осуществлении их юридических прав в Кыргызстане. Основная проблема, с которой сталкивается бизнесмен, - это непредсказуемость и непостоянство: в первую очередь это исходит из системы слов и применения, юридических прав - проблемы, которые заставили иностранцев  сделать вывод, что законы в большинстве своем бесполезны, и что иностранные граждане не имеют юридических прав. Это острая единственная проблема, которая должна быть решена, если Кыргызстан в будущем намерен  эффективно привлекать  иностранные инвестиции.

Причины  этого известны, и инвесторам не нужно их вновь  повторять, но хотелось бы заметить, что  некоторые из этих трудностей могли  бы быть частично решены принятием нового закона об арбитраже при условии, что  рекомендации АБР которые Международный Деловой Совет поддерживает 6удут приняты.

Вторая важная проблема - это система налогообложения  и некоторые применяемые правила, а также система налогового администрирования.

Кроме этого, Международный  Деловой Совет суммирует другую основную причину трудностей - существует лишь несколько отраслей, где можно прибыльно вести бизнес. В свою очередь, недостаток рентабельности может быть обусловлен многими причинам: связанными с проблемами инфраструктуры, бюрократического вмешательства, недостатком квалифицированного персонала и многими другими.

Кыргызстан также имеет  и положительные стороны, которые могут быть привлекательными для иностранных инвесторов, если дальнейшие реформы будут проводиться последовательно. Это включает членство в ВТО, oтсутствие ограничений по переводу и конвертации валютных средств, с недавних пор успех в снижении темпов инфляции и стабильность национальной валюты, достижения в отношении законодательных структур, потенциал для развития гидроэнергетики, туризма, перспективы республики в качестве транзитного пункта, в основном высокообразованные и недорогие трудовые ресурсы, приятный климат и наличие достаточно недорогого жилья для иностранцев.

Инвестиционный климат в  республике нуждается в существенном улучшении. Требуются значительные усилия для того, чтобы устранить  причины, препятствующие привлечению иностранных инвестиций. Эти причины касаются как организационно-правовой системы, так и экономического механизма регулирования взаимоотношений с иностранными инвесторами. Об этом свидетельствуют анализ и оценка уровня привлечения иностранных инвестиций в экономику республики.

В Республике принимаются  меры по правовому регулированию  привлечения иностранных инвестиций: издаются указы Президента, постановления и распоряжения Правительства Кыргызской Республики, ЖогоркуКенеш утверждает правовые законы об иностранных инвестициях. Так, первый Закон «Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике» был принят в 1991 г., затем с изменениями и дополнениями — в 1993 г. В 1997 г. утверждается еще один Закон «Об иностранных инвестициях, а в 1998г. в него вносятся изменения и дополнения. А и в последний закон , ЖогоркуКенеш утверждает  от 27 марта 2003 года - «Закон Об инвестициях в Кыргызской Республике»  и  издается указ президента «О государственной политике  в области благоприятной инвестиционной срде» данные в приложении №1.

Кроме того, происходят многочисленные ратификации соглашения между правительствами, различными международными финансово-кредитными институтами.

Такая нестабильность, безусловно, препятствует привлечению иностранных инвестиций. Любой иностранный инвестор, прежде чем прийти на рынок какой-нибудь страны, в первую очередь изучает ее законодательство, в котором должны быть четко и ясно изложены его права и обязанности, гарантии и способы защиты его интересов.

Перед Кыргызстаном, который  хочет привлечь иностранных инвесторов, стоит задача создать развитую и внутренне непротиворечивую систему правового законодательства, которая обеспечивала бы необходимые условия для реализации и защиты интересов иностранных инвесторов.

Нестабильность законодательства проявляется либо в неоправданно частой смене законов, их дополнении и изменении, что приводит к значительному увеличению рисков инвестиционных проектов, либо во внутренних противоречиях законодательства, что усложняет применение законов как предприятиями, так и государственными чиновниками в процессе заключения инвестиционных сделок.

Казалось бы, для инвестиционной привлекательности, создания имиджа Кыргызстана имеются необходимые законодательно-правовые основы. Однако, по отзывам инвесторов, нормативно-правовые законы в республике часто не совершенны и допускают разные толкования. Это приводит к частым конфликтным ситуациям. Инвесторам трудно успешно вести свой бизнес, они хотят видеть реально действующий эффективный закон, где были бы налоговые, таможенные уступки, стимулирующие привлечение иностранных инвестиций и улучшающие инвестиционный климат республики. Многие барьеры, существующие в стране, не дают полностью раскрыть возможности Кыргызстана в инвестиционном процессе.

Информация о работе Совершенствования государственной инвестиционной политики Кыргызской Республики в современных условиях