Совершенствования государственной инвестиционной политики Кыргызской Республики в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:25, магистерская работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена с тем, что привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Кыргызстана с зарубежными странами.
Иностранные инвестиции окажут существенное воздействие на ход экономических преобразований - и предлагают объективно оценить возможные негативные и позитивные, последствия привлечения внешних факторов производственного развития, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Кыргызстана, его народа, обеспечивающую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Понятия и сущность инвестиционной политики государства как важнейшего элемента экономического развития страны 5
1.2 Международный опыт государственной политики по привлечения инвестиции 12
1.3. Правовые основы государственной политики по привлечению инвестиции 16
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В КЫРГЫЗСКУЮ РЕСПУБЛИКУ 28
2.1. Исторический экскурс в развитие инвестиционной политики государства КР 28
2.2. Анализ деятельности государственных органов управления по привлечению инвестиций (на примере месторождения Кумтор) 34
2.3. Пути совершенствования государственной инвестиционной политики в КР 56
Заключение 71
Список литературы 73

Файлы: 1 файл

Магист. раб. Борубеков от 03.03.2013г..docx

— 148.24 Кб (Скачать файл)

В условиях кризиса, тем более  протекающего в ситуации практически  полного физического разрушения морально устаревшего производственного  аппарата, инвестиционные процессы не могут всецело быть предоставленными игре рыночных сил. Ведь в республике на протяжении ряда лет наблюдается  опережение снижения объемов капитальных  вложений над уменьшением объемов  ВВП. Такая ситуация в инвестиционной сфере усугубляет последствия общего кризиса и потребует в дальнейшем более значительных усилий, нежели при варианте поддержания инвестиционной активности.

Таким образом, полная экономическая  стабилизация и уж тем более переход  от стагнации и экономического коллапса отдельных отраслей к экономическому росту в значительной, а иногда в решающей мере зависят от кардинального  изменения инвестиционной политики, модификации функций инвесторов и стимулирования инвестиций. В Программах при этом должен всесторонне учитываться опыт стран, уже успешно преодолевших стадию экономической депрессии и перешедших в стадию роста.

Безусловно, связь инвестиционной активности и экономического роста  не односторонняя. Налицо скорее взаимообусловленность, поскольку экономический рост, завися от инвестиционной активности, в свою очередь, предопределяет реальные возможности  страны в инвестировании на каждом конкретном этапе развития. Иными  словами, чем выше темпы приростов  ВВП и национального дохода, тем  больше возможностей для расширенного воспроизводства инвестиционных ресурсов и формирования на этой основе наиболее рациональной инвестиционной политики. Для этого, должна быть разработана  концептуальная схема инвестиционного  процесса, которая исходила бы, с  одной стороны, из реальных экономических  и социальных задач, которые может  решить национальное хозяйство страны, а с другой - из использования  столь же реальных возможностей инвестиционного  комплекса. В целом же инвестиционному  процессу следует придать не эпизодический  характер, а характер непрерывного процесса.

Для придания инвестиционной деятельности характера целенаправленного  динамичного процесса главное значение имеет приведение его воспроизводственной  сущности в соответствие с целями экономических реформ и со всеми, без исключения, экономическими источниками  и регуляторами процесса воспроизводства, кредитно-денежной политики, нормами  амортизации, атрибутами рынка ценных бумаг, инструментами внешнеэкономической  деятельности и др. Система этих регуляторов должна быть построена  не на принципах их самодовлеющего значения каждой для себя, как сейчас, а служить именно целям обслуживания потребностей инвестиционной сферы.

Первым этапом этой работы и выработки инвестиционной политики выступает определение источников инвестиций и политики в отношении  каждого из них.

Каждая страна в мире выходит  из инвестиционного кризиса своим  собственным путем. Сформированная инвестиционная политика должна учитывать  конкретные финансово-промышленные возможности  той или иной страны.

Вместе с тем, теоретически при этом любая инвестиционная программа  должна на разных этапах проведения инвестиционной политики предусматривать в зависимости  от этих возможностей разный (но несомненно все более расширяющийся по мере экономического подъема) набор инструментов инвестирования. Полноценная же и  развитая инвестиционная программа должна содержать "работу" практически всего набора источников инвестирования.

В то же время следует  отметить,что достигнутые результаты далеки от потенциальных. Роль и отношение  к зарубежному капиталу и инвестициям  до сих пор не осознаны на концептуальном, государственном и политическом уровне. Международный капитал привлекается и используется на интуитивной, зачастую хаотической основе по принципу "дают - бери".

Между тем, как показывает опыт других стран мира, зарубежный капитал может сыграть как  положительную (при его правильном использовании), так и отрицательную  роль, ввергнув экономику и страну в острейший долговой кризис. Привлечение  его в максимальных размерах - не самоцель (к сожалению, это иногда слабо понимают государственные  чиновники), хотя Кыргызстан и привлекает в сотни раз меньше, чем страны той же Латинской Америки, Восточной  Европы, Китая, стран Юго-Восточной  Азии. Проблема - в эффективном использовании  и придании положительного мультипликативного эффекта вложениям, который позволил бы соразмерно возросшему вследствие этого уровню экономического развития привлечь новый капитал, а затем  и перейти к самофинансированию инвестиций.

1.3. Правовые основы государственной политики по привлечению инвестиции

 

Государство должно гарантировать благоприятную и предсказуемую законодательную среду для внутренних и внешних инвестиций. Государственным органом, отвечающим за проведение инвестиционной политики страны, является Министерство финансов Кыргызской Республики и Министерство экономики и антимонопольной политики Кыргызской Республики. Сотрудничая с другими министерствами и госкомитетами, Министерство экономики и антимонопольной политики Кыргызской Республики определяет приоритетные сферы для иностранных инвестиций и разрабатывает политику привлечения прямых инвестиций в эти секторы.

Закон «Об инвестициях в КР» от 27.03.09 г. устанавливает основные принципы инвестиционной политики государства и нацелены на улучшение инвестиционного климата республики и продвижения иностранных и внутренних инвестиций посредством обеспечения справедливого и равноправного законодательного режима  для инвесторов и гарантированной защиты инвестиций в КР. Этот закон также регулирует отношения между государственными органами и инвесторами. Закон был подготовлен с учетом инвестиционного законодательства других стран СНГ.

Главными отличительными чертами нового «Об инвестициях в КР»являются: а) возможность получения преференций (согласно государственным программам развития, инвесторы в приоритетных секторах экономики и на определенных территориях республики могут получать инвестиционные льготы, отраженные в законодательстве КР); б) право инвестора обратиться в международный суд, минуя внутренние процедуры; в) неизменность законодательства в течение 10 лет. Если в инвестиционное законодательство вносятся какие-либо поправки или дополнения, инвестор имеет право выбрать более благоприятные для него условия на 10 лет, начиная со дня внесения этих поправок или дополнений. Данные права не распространяются на случаи изменения Конституции Кыргызской Республики, налогового законодательства, законодательства, относящегося к национальной безопасности, здравоохранению защите окружающей среды; г) равный режим для иностранных и внутренних инвесторов; д) четкое определение термина «инвестор» (иностранный, отечественный).

Политика равного  правового режима.

В Кыргызской Республике установлен либеральный инвестиционный режим, позволяющий инвесторам получить доступ практически ко всем секторам экономики. Представители иностранных государств имеют право принимать участие  в приватизации, покупать акции и  ценные бумаги кыргызских компаний. К  иностранным инвесторам применяется  национальный режим, т.е режим в  отношении иностранных инвесторов не должно быть менее благоприятным, нежели в отношении местных инвесторов. Это правило будет применяться  в том случае, когда инвестор владеет  долей предприятия и когда  является его полным собственником. Иностранные инвесторы могут  полностью или совместно с  кыргызским или любым другим иностранным  партнером владеть каким-либо предприятием. Постоянные представительства и  филиалы также могут открыты, но, в отличие от совместных предприятий  и иностранных предприятий, они  не будут считаться юридическими лицами-резидентами. Только несколько  определенных видов экономической  деятельности в виде владения сельскохозяйственной землей или разработки природных  ресурсов (добыча полезных ископаемых, лесное хозяйство), требует обязательного  участия кыргызского партнера и  в ряде случаев большая доля должна принадлежать кыргызскому предприятию.

Свободные экономические  зоны.

В целях привлечения в  Кыргызскую Республику потенциальных  иностранных инвесторов для стимулирования развития экспортного потенциала, активизации  внешнеэкономических связей, экономического и социального развития государства на основе передовой техники, технологии, управленческого опыта, создания новых производств и рабочих мест, 16 декабря 1992 года был принят Закон "О свободных экономических зонах", в соответствии с которым на территории республики создано пять свободных экономических зон,из них действующих 3 - СЭЗ "Бишкек", "Каракол", "Нарын" (наиболее активная из них СЭЗ "Бишкек"), в которых зарегистрировано 395 субъектов.

Субъекты СЭЗ, зарегистрированные в установленном порядке освобождены от уплаты всех видов налогов, пошлин и сборов на период их деятельности в свободной экономической зоне, экспорт произведенной в СЭЗ продукции освобождается от квотирования и лицензирования. Для субъектов СЭЗ установлена только плата за предоставление льгот по налогам в размере от 0,1% до 2% с выручки от реализации товаров и услуг.

Кроме этого,в свободных экономических зонахКыргызской Республики действует особый таможенныйрежим,который включаетотмену таможенных пошлин на ввоз товаров, произведенных в СЭЗ, или на товары, предназначенные для реэкспорта, а также беспрепятственное перемещение товаров через границу, отмену нетарифных ограничений на экспорт и импорт.

На территориях свободных  экономических зон предусмотрен особый валютный режим, предусматривающий  обращение иностранной валюты, в  том числе и в сфере оказания услуг и в расчетах между юридическими и физическими лицами, в соответствии с правилами, устанавливаемыми Национальным банком Кыргызской Республики.

В свободных экономических  зонах действует упрошенный режим  въезда и выезда иностранных граждан.

Экспорт произведенной в  свободной экономической зоне продукции  освобождается от квотирования, за исключением экспорта на таможенную территорию КР, объем которого не должен превышать 30% от общего объема производимой продукции в СЭЗ, в течение  года и лицензирования;

  • на прибыль и доходы субъектов СЭЗ, полученные в процессе деятельности в этой зоне, полученные в процессе деятельности и направленные в производственную сферу на других территориях КР, сохраняются льготы по налогообложению, предусмотренные Законом «О свободных экономических зонах»;
  • упрощенная и быстрая регистрация;
  • упрощенные таможенные процедуры;
  • прямой доступ к необходимой инфраструктуре, включая телекоммуникации, водоснабжение, электроснабжение и средства транспортировки.
  • Лицензирование;

Все процедуры, связанные  с лицензированием, регулируются Законом  Кыргызской Республики «О лицензировании». Лицензии выдаются всем частным лицам (включая иностранных граждан  и лиц без гражданства) на равных основаниях независимо от видов деятельности или местонахождения предпринимателя. Единственным исключением является монополистическая деятельность. Выдача лицензии обязывает осуществлять лицензионную деятельность строго в соответствии с Законом. Инвесторы могут получить лицензию при условии, что они не нарушают требования государственной безопасности, законодательства по охране окружающей среды и не затрагивают права собственников, требования охраны жизни здоровья. Лицензии выдаются министерствами, другими государственными институтами и органа- ми управления (лицензиаторы), ответственными за определенный вид деятельности. Лицензии, полученные в других государствах, признаются в Кыргызской Республике в соответствии с международным соглашением.

Согласно закону «Об иностранных  инвестициях в Кыргызской Республике»  налогообложение иностранных инвесторов и иностранных инвестиций производится в соответствии с налоговым законодательством  нашей республики.

Однако к иностранным  инвесторам, зарегистрированным в нашей  республике до вступления в силу указанного Закона, применяются льготы, предусмотренные  частью первой статьи 20 и статьей 23 Закона КР «Об иностранных инвестициях  в Республике Кыргызстан» от 28 июня 1991 года; № 536-ХII, до истечения срока действия этих льгот.

Налоговое законодательство Кыргызской республики предусматривает  значительные льготы для иностранных  инвесторов.

Наибольшее число субъектов  зарегистрировано и успешно действует  в СЭЗ "Бишкек", в том числе 15 совместных кыргызско-германских предприятий, большая часть из которых занимается торговой деятельностью, но, например, такое предприятие СП “Илвар" весьма успешно начало производство пива и есть перспективы для его дальнейшего развития,

По основным видам налогов  для иностранных инвесторов предусмотрены  следующие льготы:

По налогу на добавленную  стоимость.

1.Поставкой с нулевой  ставкой является:

  • экспорт товаров;
  • поставка товаров и услуг, оказываемая дипломатическим или консульским представительствам в Кыргызской Республике;
  • поставка товаров или услуг международной организации, всоответствии с международными договорами, одной из сторон которых выступает Кыргызская Республика.

Информация о работе Совершенствования государственной инвестиционной политики Кыргызской Республики в современных условиях