Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:38, дипломная работа
Целями данной работы являются:
- характеристика правовой основы лизинговых сделок;
- характеристика института лизинга;
- анализ проблем, сопутствующих применению лизинга.
Введение…………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Понятие и сущность лизинга……………….………………………..7
Глава 2. Правовые проблемы регулирования лизинговых отношений
2.1. Развитие российского законодательства о лизинге……………………………………………..…………………………...31
2.2. Современные проблемы в регулирующем отношения лизинга законодательстве…………………...…………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………..54
Список литературы…………………………………………………………….58
2. Лизинговые компании – структурные подразделения крупных финансовых корпораций. Например, «Райффазен-Лизинг», «Лизинговая компания УРАЛСИБ».
3. Лизинговые компании,
созданные по отраслевому или
производственному признаку. Отраслевые
лизинговые компании
К лизинговым компаниям этого типа относятся «Росагроснаб», «Росстанкоинструмент», «Росагролизинг». Некоторые лизинговые компании организованы по территориально-отраслевому принципу, например, «Тюменская агропромышленная компания»
4. Лизинговые компании,
созданные при участии
Особенностью этого
вида лизинговых компаний, особенно созданных
непосредственно
5. Лизинговые компании,
созданные торговыми
6. Российские фирмы – поставщики оборудования. Такие как «Ильюшин Финанс и Ко», «КамАЗ», «Тольяттинская лизинговая компания».
7. Иностранные фирмы – поставщики оборудования.
Данные фирмы занимаются поставками оборудования, автотранспортных средств и технологий, хотя в последнее время эта тенденция постепенно распространяется и на производителей множительной оргтехники и других товаров. Они используют лизинг в качестве инструмента сбыта своей продукции и были вынуждены создавать лизинговые компании. Типичными примерами таких компания являются IBM, XEROX,IVECO, SCANIA DAF «Автобусная лизинговая компания Скания».
8. Международные лизинговые
компании, которые используют
Основной целью деятельности иностранных лизинговых компаний в России является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Западные банки вынуждены воздерживаться от значительных инвестиций в российский лизинг, среди прочего, из-за высоких резервных требований по российским кредитам, предусмотренных в некоторых странных61.
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что лизинг, несмотря на все мнения и споры, является все-таки отдельным видом договора аренды, а не самостоятельным типом договора; договор лизинга представляет собой двустороннюю сделку, а если рассматривать лизинговые отношения в целом, то они являются не одной трехсторонней сделкой, а представляют собой комплекс договорных связей, состоящий из двух разных договоров.
Несмотря на то, что в законе как виды лизинга указаны только внутренний и международный, на практике выработано множество его видов, каждый потенциальный лизингополучатель выбирает для себя тот вариант (вид) лизинга, который его больше всего устраивает.. Лизинг достаточно разнообразный инструмент, и, на мой взгляд, было бы разумнее определить виды лизинга в законе.
Глава 2. Правовые проблемы регулирования лизинговых отношений
2.1. Развитие российского законодательства о лизинге
Одним из определяющих условий высокой эффективности лизинговых операций можно назвать ее надежное правовое обеспечение. Все неопределенности в законодательстве ограничивают предпринимательскую активность.
Опыт лизинговой деятельности США и других стран в СССР не использовался. Первое использование лизинга в Советском Союзе относится ко времени Великой Отечественной войны. Тогда, в 1941-1945 гг., американцы поставляли своим союзникам по блоку оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты и т.д. Эта операция получила название «ленд-лиз», однако сразу после войны слово «лизинг» исчезло из русского лексикона больше чем на четыре десятилетия.
До перестройки в СССР лизинговые операции проводились в основном внешнеторговыми организациями, например такими как «Автоэкспорт», «Совтрансавто», «Авиаэкспорт», «Совкомфлот» и др. Преобладающий объем операций приходился на импорт оборудования из развитых капиталистических стран, то есть наша страна выступала в основном в качестве лизингополучателя, а внутренний лизинг вообще не получил в то время какого-либо заметного развития.
Сам термин «лизинг» в России вошел в широкое употребление в начале 1990-х гг., когда правительство стало использовать его для стимулирования инвестиционной деятельности62.
Выделяют три этапа развития лизингового законодательства в России:
За время, прошедшее после вступления в действие Федерального закона "О лизинге", стало очевидным, что целый ряд статей этого Закона требуют доработки. В связи с этим в соответствии с Федеральным законом от 29 января 2002 г. N 10-ФЗ в комментируемый Закон внесено довольно большое количество изменений и дополнений, в том числе изложено в новой редакции название Закона - "О финансовой аренде (лизинге)", некоторые статьи из Закона исключены.
Как сказано в преамбуле,
данного Закона определены правовые
и организационно-
Нужно также отметить, что законотворческая деятельность в сфере лизинга не прекращается.66 Так 26 июля 2006г. были снова внесены поправки в Закон «О финансовой аренде (лизинге)».
Большое распространение лизинговых сделок во многих государствах, в том числе в сфере международного сотрудничества, а также имеющиеся отличия в регулировании правоотношений, вытекающих из договора лизинга, привели к созданию Конвенции о международном финансовом лизинге, подписанной в Оттаве 28 мая 1988г. (Оттавская конвенция)67. РФ стала участницей этой Конвенции в феврале 1998г.68
Действие Конвенции в
Особое внимание в Конвенции уделено вопросам имущественной ответственности сторон лизинговой сделки. В частности, согласно ст. 8 Конвенции, лизингодатель не несет никакой ответственности перед лизингополучателем за оборудование, а также за ущерб, причиненный этим оборудованием самому лизингополучателю или третьим лицам, если лизингополучатель самостоятельно выбирал оборудование и поставщика. Лизингодателя можно привлечь к ответственности только в том случае, если он непосредственно принимал участие в выборе поставщика. Особый порядок ответственности предусмотрен также для поставщика перед лизингополучателем и лизингодателя перед лизингополучателем.
Ответственность лизингополучателя в основном связана с несвоевременной уплатой лизинговых платежей и нарушением условий надлежащего использования и содержания предмета лизинга69.
Соответствующее положение §6 гл.34 ГК РФ по основополагающим вопросам совпадают с Конвенцией. Таким образом, принципиальный подход к договорам лизинга, заключаемым в рамках внутреннего экономического пространства РФ, и к договорам лизинга, заключаемым с иностранными контрагентами, унифицирован.
Так как Конвенция – результат объединения разных взглядов и подходов, заключенных в законодательствах разных стран, она так же содержит ясные положения определяющие само понятия лизинга, специфичных признаков этого договора, что очень значимо,
Применение Конвенции
становится возможным, когда фирмы
лизингодателя и лизингополучат
Ранее было уже сказано, к сделкам международного лизинга относятся договоры, лизингодатель и лизингополучатель которых находятся в разных странах. Местонахождение продавца имущества в этом случае не является значимым. Под местом нахождения имеется в виду место нахождения юридического лица, но не его филиала или представительства, даже если оно зарегистрировано, либо аккредитовано на территории другого государства. Таким образом, когда в сделке участвует филиал или представительство, то их нахождение определяется местонахождением юридического лица, которое их создало.
Все проблемы, возникающие при заключении контрактов международного лизинга, разрешаются с учетом норм международного права. Имеют место три варианта права применимого к лизинговым сделкам данного вида:
- право страны, которое было определено в договоре. Применяется, когда партнеры выбрали право при заключении сделки, или при наличии последующего соглашения сторон. при этом нет ограничений в выборе;
- Оттавская Конвенция
УНИДРУА о международном
- право
страны лизингодателя. Использу
Так как при создании российского законодательства были использованы многие нормы, закрепленные в Конвенции, необходимо указать на определенные отличия, имеющиеся в регулировании лизинга российским законодательством и Конвенцией:
- отсутствие возвратного лизинга;
- договор лизинга, как правило, необходимо заключать к моменту приобретения оборудования, хотя возможно и более позднее заключение лизингового договора. В положениях российского законодательство о лизинге вообще не рассматривает эта тема;
- существуют отличия в видах имущества, которое может быть предметом лизинга. По Конвенции предметом лизинга может быть комплектное оборудование, средства производства и иное оборудование. Следовательно, Конвенция не предусматривает передачи в лизинг, например, предприятия, что возможно по нормам российского законодательства;
Информация о работе Современные правовые проблемы регулирования отношений по договору лизинга