Современные правовые проблемы регулирования отношений по договору лизинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:38, дипломная работа

Описание работы

Целями данной работы являются:
- характеристика правовой основы лизинговых сделок;
- характеристика института лизинга;
- анализ проблем, сопутствующих применению лизинга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Понятие и сущность лизинга……………….………………………..7
Глава 2. Правовые проблемы регулирования лизинговых отношений
2.1. Развитие российского законодательства о лизинге……………………………………………..…………………………...31
2.2. Современные проблемы в регулирующем отношения лизинга законодательстве…………………...…………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………..54
Список литературы…………………………………………………………….58

Файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

2. Лизинговые компании  – структурные подразделения крупных финансовых корпораций. Например, «Райффазен-Лизинг», «Лизинговая компания УРАЛСИБ».

3. Лизинговые компании, созданные по отраслевому или  производственному признаку. Отраслевые  лизинговые компании ориентируются  на обслуживание предприятий определенной отрасли. Отраслями наиболее привлекательными для развития российского лизинга можно назвать сельское хозяйство, строительство, нефтяное и газовое оборудование, информационные системы.

К лизинговым компаниям  этого типа относятся «Росагроснаб», «Росстанкоинструмент», «Росагролизинг». Некоторые лизинговые компании организованы по территориально-отраслевому принципу, например, «Тюменская агропромышленная компания»

4. Лизинговые компании, созданные при участии государственных  или муниципальных органов , финансируемые за счет соответствующих бюджетов, а также региональные организации, созданные для поддержки малого предпринимательства и получившие лицензию на проведение лизинговых операций, - «Московская лизинговая компания», «Сибирская лизинговая компания», «Муниципальная инвестиционная компания».

Особенностью этого  вида лизинговых компаний, особенно созданных  непосредственно государственными и муниципальными структурами, является ориентированность на осуществление лизинговых сделок с определенными типами клиентов. Условия лизинговых сделок, предлагаемых этими компаниями, а они обычно используют льготное бюджетное финансирование, являются более привлекательными для клиентов по сравнению с условиями, предлагаемыми коммерческими лизинговыми компаниями, однако  доступность их услуг сильно ограничена.

5. Лизинговые компании, созданные торговыми корпорациями, и иные лизинговые фирмы, не  имеющие прямых связей  с банковскими  и государственными ресурсами.  Они, как правило, создаются  для привлечения корпоративных клиентов, имеющих возможность приобретать большие объемы оборудования, например, оргтехники, торгового оборудования. Это такие компании как «Юнит Лизинг», «Крейт Лизинг», «Яков Семенов».

6. Российские фирмы  – поставщики оборудования. Такие  как «Ильюшин Финанс и Ко», «КамАЗ», «Тольяттинская лизинговая компания».

7. Иностранные фирмы  – поставщики оборудования.

Данные фирмы занимаются поставками  оборудования, автотранспортных средств и технологий, хотя в последнее  время эта тенденция постепенно распространяется и на производителей множительной оргтехники и других товаров. Они используют лизинг в качестве инструмента сбыта своей продукции и были вынуждены создавать лизинговые компании. Типичными примерами таких компания являются  IBM, XEROX,IVECO, SCANIA DAF «Автобусная лизинговая компания Скания».

8. Международные лизинговые  компании, которые используют возможность  получения более дешевых по  сравнению с внутренними кредитных  ресурсов и высокую степень  осторожности к неизвестным российским  лизинговым компаниям со стороны западных производителей и поставщиков оборудования. Такой компанией является, например, Российско-германская лизинговая компания, активно занимающаяся в последнее время лизингом полиграфического оборудования60.

Основной целью деятельности иностранных лизинговых компаний в России является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Западные банки вынуждены воздерживаться от значительных инвестиций в российский лизинг, среди прочего, из-за высоких резервных требований по российским кредитам, предусмотренных в некоторых странных61.

Таким образом, из вышеизложенного  можно сделать вывод, что лизинг, несмотря на все мнения и споры, является все-таки отдельным видом договора аренды, а не самостоятельным типом договора; договор лизинга представляет собой двустороннюю сделку, а если рассматривать лизинговые отношения в целом, то они являются не одной трехсторонней сделкой, а представляют собой комплекс договорных связей, состоящий из двух разных договоров.

Несмотря на то, что  в законе как виды лизинга указаны только внутренний и международный, на практике выработано множество его видов, каждый потенциальный лизингополучатель выбирает для себя тот вариант (вид) лизинга, который его больше всего устраивает.. Лизинг достаточно разнообразный инструмент, и, на мой взгляд, было бы разумнее определить виды лизинга в законе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовые проблемы регулирования лизинговых отношений

 

2.1. Развитие российского законодательства о лизинге

Одним из определяющих условий высокой эффективности лизинговых операций можно назвать ее надежное правовое обеспечение. Все неопределенности в законодательстве ограничивают предпринимательскую активность.

Опыт лизинговой деятельности США и других стран в СССР не использовался. Первое использование лизинга в Советском Союзе относится ко времени Великой Отечественной войны. Тогда, в 1941-1945 гг., американцы поставляли своим союзникам по блоку оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты и т.д. Эта операция получила название «ленд-лиз», однако сразу после войны слово «лизинг» исчезло из русского лексикона больше чем на четыре десятилетия.

До перестройки в СССР лизинговые операции  проводились в основном внешнеторговыми организациями, например такими как  «Автоэкспорт», «Совтрансавто», «Авиаэкспорт», «Совкомфлот» и др. Преобладающий объем операций приходился на импорт оборудования из развитых капиталистических стран, то есть наша страна выступала в основном   в качестве лизингополучателя, а внутренний лизинг вообще не получил в то время какого-либо заметного развития.

Сам термин «лизинг» в России вошел  в широкое употребление в начале 1990-х гг., когда правительство  стало использовать его для стимулирования инвестиционной деятельности62.

Выделяют три этапа развития лизингового законодательства в  России:

  1. Первый этап включает период с конца 1980-х до середины 1990-х гг., т.е. когда лизинговый продукт был импортировании в нашу страну из-за рубежа. Были созданы первые лизинговые компании, стали формироваться первоначальные правила ведения лизинговых операций. Данный этап характеризовался тем, что лизинговая деятельность осуществлялась по аналогии с механизмом аренды, без специальных нормативно-правовых и законодательных актов. Такая неопределенность увеличивала степень риска участников лизинговых  отношений и, как следствие, сдерживала предпринимательскую активность. В этот период в отечественном законодательстве начинает употребляться термин «лизинг», например в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 1994 год» (п.1 ст.16).
  2. Второй этап, охватывающий промежуток с конца 1994 до 1998г., характеризуется активным формированием законодательной базы лизинговых отношений. Первым официальным нормативно-правовым актом, регулирующим лизинговые отношения в Российской Федерации, считается Указ Президента РФ от 17 сентября 1994г. N 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" (утратил силу). Данный нормативный акт был достаточно недоработанным и в части, посвященной непосредственно экономической природе лизинга, содержал некоторые спорные предложения, которые не могли и не были восприняты последующим законодательством. Например,  допускалось, что в качестве объекта договора лизинга могут выступать имущественные права.63 Правительству РФ было поручено разработать и утвердить временное положение о лизинге. Во исполнение указанного поручения Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995г. N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности"  было утверждено Временное положение о лизинге.64 Следующим законодательным актом, регламентирующим лизинговые отношения и решившим некоторые правовые проблемы лизинга, стал Гражданский кодекс.
  3. Третий этап развития лизинга в России начинается с момента принятия и вступления в силу Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)»  № 164-ФЗ от 29 октября 1998г. Закон стал эффективным инструментом государственного регулирования лизинговых отношений. В законе более систематизированы  и определены основополагающие нормы, которые не регулируются ГК РФ, такие, например, как субъекты и объекты лизинга, сублизинг, государственная поддержка лизинговой деятельности. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» объединил и развил нормы, регулирующие гражданско-правовые аспекты лизинговой деятельности, содержащиеся в ГК РФ и иных нормативно-правовых актах.65

За время, прошедшее  после вступления в действие Федерального закона "О лизинге", стало очевидным, что целый ряд статей этого  Закона требуют доработки. В связи  с этим в соответствии с Федеральным законом от 29 января 2002 г. N 10-ФЗ в комментируемый Закон внесено довольно большое количество изменений и дополнений, в том числе изложено в новой редакции название Закона - "О финансовой аренде (лизинге)", некоторые статьи из Закона исключены.

Как сказано в преамбуле, данного Закона определены правовые и организационно-экономические  особенности лизинга. В отношении  приведенного положения следует  отметить, что наряду с гражданско-правовыми  нормами Закон содержит нормы, регулирующие различные аспекты экономических отношений.

Нужно также отметить, что законотворческая деятельность в сфере лизинга не прекращается.66 Так  26 июля 2006г. были снова внесены поправки в Закон «О финансовой аренде (лизинге)».

Большое распространение лизинговых сделок во многих государствах, в том числе в сфере международного сотрудничества, а также имеющиеся отличия в регулировании правоотношений, вытекающих из  договора лизинга, привели к созданию Конвенции о международном финансовом лизинге, подписанной в Оттаве 28 мая 1988г. (Оттавская конвенция)67. РФ стала участницей этой Конвенции в феврале 1998г.68

Действие Конвенции в соответствии со ст. 4 распространяется только на лизинг оборудования и не касается лизинга  недвижимости.

Особое внимание в  Конвенции уделено вопросам имущественной  ответственности сторон лизинговой сделки. В частности, согласно ст. 8 Конвенции, лизингодатель не несет никакой  ответственности  перед лизингополучателем за оборудование, а также за ущерб, причиненный этим оборудованием  самому лизингополучателю или третьим лицам, если лизингополучатель самостоятельно выбирал оборудование и поставщика. Лизингодателя можно привлечь к ответственности только в том случае, если он непосредственно принимал участие в выборе поставщика. Особый порядок ответственности предусмотрен также для поставщика перед лизингополучателем и лизингодателя перед лизингополучателем.

Ответственность лизингополучателя  в основном связана с несвоевременной уплатой лизинговых платежей и нарушением условий надлежащего использования и содержания предмета лизинга69.

Соответствующее положение  §6 гл.34 ГК РФ по основополагающим вопросам совпадают с Конвенцией. Таким образом, принципиальный подход к договорам лизинга, заключаемым в рамках внутреннего экономического пространства РФ, и к договорам лизинга, заключаемым с иностранными контрагентами, унифицирован.

Так как Конвенция – результат объединения разных взглядов и подходов, заключенных в законодательствах разных стран, она так же содержит ясные положения определяющие само понятия лизинга, специфичных признаков этого договора, что очень значимо,

Применение Конвенции  становится возможным, когда фирмы  лизингодателя и лизингополучателя находятся в разных странах  (п.1 ст.3)70.

Ранее было уже сказано, к сделкам международного лизинга относятся договоры, лизингодатель и лизингополучатель которых находятся в разных странах. Местонахождение продавца имущества в этом случае не является значимым. Под местом нахождения имеется в виду место нахождения юридического лица, но не его филиала или представительства, даже если оно зарегистрировано, либо аккредитовано на территории другого государства. Таким образом, когда в сделке участвует филиал или представительство, то их нахождение определяется местонахождением юридического лица, которое их создало.

Все проблемы, возникающие при заключении контрактов международного лизинга, разрешаются с учетом норм международного права. Имеют место три варианта права применимого к лизинговым сделкам данного вида:

- право страны, которое было определено в договоре. Применяется, когда партнеры выбрали право при заключении сделки, или при наличии последующего соглашения сторон. при этом нет ограничений в выборе;

- Оттавская Конвенция  УНИДРУА о международном финансовом  лизинге применяется, когда стороны находятся в странах-участницах Конвенции или, если договоры лизинга и поставки предмета лизинга регулируются правом одной из стран-участниц Конвенции;

      - право  страны лизингодателя. Используется, если сделка не регулируется Конвенцией, и партнеры по договору не выбрали применимое право. Таким образом, российское законодательство о лизинге будет использоваться по договорам международного лизинга, где российским юридическим лицом является лизингодатель.

Так как при создании российского законодательства были использованы многие нормы, закрепленные в Конвенции, необходимо указать на определенные отличия, имеющиеся в регулировании лизинга российским законодательством и Конвенцией:

- отсутствие возвратного  лизинга; 

- договор лизинга,  как правило, необходимо заключать к моменту приобретения оборудования, хотя возможно и более позднее заключение лизингового договора. В положениях российского законодательство о лизинге вообще не рассматривает эта тема;

- существуют отличия в видах имущества, которое может быть предметом лизинга. По Конвенции предметом лизинга может быть комплектное оборудование, средства производства и иное оборудование. Следовательно, Конвенция не предусматривает передачи в лизинг, например, предприятия, что возможно по нормам российского законодательства;

Информация о работе Современные правовые проблемы регулирования отношений по договору лизинга