Современные правовые проблемы регулирования отношений по договору лизинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:38, дипломная работа

Описание работы

Целями данной работы являются:
- характеристика правовой основы лизинговых сделок;
- характеристика института лизинга;
- анализ проблем, сопутствующих применению лизинга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Понятие и сущность лизинга……………….………………………..7
Глава 2. Правовые проблемы регулирования лизинговых отношений
2.1. Развитие российского законодательства о лизинге……………………………………………..…………………………...31
2.2. Современные проблемы в регулирующем отношения лизинга законодательстве…………………...…………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………..54
Список литературы…………………………………………………………….58

Файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

Вышеуказанными Правилами  предусмотрена возможность временной  – на срок действия договора лизинга  – регистрации за лизингополучателем транспортного средства, зарегистрированного за лизингодателем.

 По соглашению сторон  лизингодатель вправе поручить  лизингополучателю регистрацию  предмета лизинга на имя лизингодателя.  При этом в регистрационных  документах обязательно указываются  сведения о собственнике и  владельце (пользователе) имущества (п.3 ст. 20 Закона о лизинге).

На основании вышеизложенного, в случае если по договору лизинга  транспортные средства (зарегистрированные за лизингодателем) временно передаются по месту нахождения лизингополучателя  и временно ставятся на учет в органах Госавтоинспекции МВД России по месту нахождения лизингополучателя, плательщиком транспортного налога является лизингодатель по месту государственной регистрации транспортных средств. Таким образом, плательщиком транспортного налога является та организация, на имя которой зарегистрирован автомобиль.

Данная позиция содержится в письмах Минфина России от 14.09.2005 № 03-06-04-04/38, от 16.09.2005 № 03-06-04-04/39.93

 Налоговые аспекты  международных лизинговых сделок  в России

В разных странах такой финансовый инструмент как лизинг активно используется, конечно, из-за предоставляемых налоговых льгот. Для успешного развития лизинговых операций во многих развивающихся странах лизинговым сделкам предоставляется режим льготного налогообложения. Именно, льготный режим налогообложения лизинговых операции содействует созданию в экономике условий для привлечения инвестиций в основные средства.

Так налоговая реформа  в 1981г. в США наиболее ярко показала, что изменение налогово-амортизационного законодательства имеет непосредственное отношение к активному использованию лизинга. Увеличение и расширение льгот ведет к росту объемов лизинговых операций, в то время как их отмена влечет за собой падение объемов лизинга. С 1986г. в США и Великобритании начали действовать новые налоговые законодательства, отменившие налоговые льготы арендодателям. Лизинг лишился определенных преимуществ, позволявших ему успешно конкурировать с другими видами финансирования капиталовложений в оборудование, соответственно, произошло снижение роста лизинговых инвестиций в США с 26% в 1985г. до 6% в 198694.

Планируя реализацию лизинговых сделок в России, иностранная лизинговая компания, должна принять во внимание ряд налоговых проблем, существующих в российском законодательстве.

При ввозе лизингового  имущества на территорию РФ российские лизингополучатели уплачивают на таможне  в соответствии с п.1 ст. 318 ТК РФ ввозную  таможенную пошлину, НДС, взимаемый  привозе товаров на таможенную территорию РФ (ст. 146 и  ст. 151 НК РФ), а также сбор за таможенное оформление.

Ввоз в этом случае осуществляется, как правило, в таможенном режиме временного ввоза. Однако часто  предприятия не пользуются льготным режимом, так как он ограничен  по времени 34 месяцами, и уплачивают таможенные пошлины и сборы в размере, предусмотренном при режиме «свободного обращения»95.

Зарубежная лизинговая компания обязана встать на учет в налоговом органе. Постановка на учет производится по месту деятельности в России. Если лизинговая компания действует на территории России через постоянное представительство, то порядок аналогичен порядку постановки на учет российских налогоплательщиков. В случаях, когда иностранная лизинговая компания действует на территории РФ не через постоянное представительство, то она или ее уполномоченный представитель (которым может являться и российский лизингополучатель), направляет уведомления об источниках доходов в государственную налоговую инспекцию по субъекту Российской Федерации по месту нахождения источника дохода и в Министерство по налогам и сборам. Уведомление направляется в месячный срок с момента возникновения права на получение доходов или начала деятельности. Для лизинговой деятельности - это дата первого лизингового платежа или момент вступления в силу договора лизинга.

Принимая решение о постановке на налоговый учет, лизингодатель должен ясно осознавать, что налоговая регистрация влечет за собой различные обязательства. Это включает информирование налоговых органов о видах доходов получаемых на территории РФ, об имуществе и деятельности осуществляемой на территории РФ, декларирование доходов, уплата причитающихся налогов, ведение отчетности и предоставление ее на проверку по требованию налоговых органов.

Налогоплательщикам могут начислять амортизацию как линейным так и нелинейный методом. Закон «О финансовой аренде (лизинге)» дает возможность применения механизма ускоренной амортизации. Применение данного механизма при нелинейном методе не допускается в отношении активов с небольшим сроком эксплуатации (менее 5 лет). Учитывая низкие нормы амортизации применяемые в РФ, механизм ускоренной амортизации при лизинге может стать большим преимуществом с налоговой точки зрения. Увеличив амортизационные отчисления в три раза, налогоплательщик может значительно сократить налоговую базу для исчисления налога на прибыль и налога на имущество. В случае, если лизингодатель не имеет присутствия в РФ, использование такого налогового преимущества, возможно, но, когда имущество согласно условиями договора ставится на баланс лизингополучателя.

       Согласно существующему законодательству налогом на имущество облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Итак, когда в лизинговом договоре указывается, что передаваемое лизингополучателю имущество учитывается на балансе лизингодателя, то он должен производить расчет налога и уплачивать его ежеквартально. Одной из выгодных особенностей учета имущества на балансе лизингодателя является возможность применять амортизационные нормы и правила, установленные в стране постоянного пребывания лизингодателя. Партнеры по договору лизинга могут предусмотреть передачу лизингового имущества на баланс лизингополучателя. При этом лизингодатель по-прежнему остается собственником имущества и освобождается от уплаты налога на имущество. Следовательно, закрепив в контракте передачу предмета лизинга на баланс лизингополучателя, лизингодатель может не подвергать себя рискам связанным с получением статуса российского налогоплательщика и уплатой налогов. Но когда стороны не собираются передавать имущество с баланса на баланс, необходимо, что бы договор лизинга учитывал, какая из сторон станет балансодержателем.

       В случае когда российским партнером по международному договору лизинга является лизинговая компания, то налог на прибыль рассчитывается в общем порядке. Сумма прибыли, полученная за пределами Российской Федерации, включается в сумму прибыли налогоплательщика, подлежащую налогообложению в России, и учитывается при определении размера налога. При этом сумма налога на прибыль, уплаченная в соответствии с зарубежным законодательством, принимается к зачету в пределах суммы налога, исчисленной для той же налогооблагаемой базы в соответствии с российским законодательством. Так решается вопрос устранения двойного налогообложения доходов, полученных за рубежом. Если же российским участником международного лизинга является лизингополучатель, то следует обратить внимание на следующие моменты. Налогообложение прибыли иностранных юридических лиц, имеющих в России свои постоянные представительства, практически полностью соответствует налогообложению прибыли российских предприятий. Если иностранная лизинговая компания не имеет постоянного представительства в России, то ее доходы также подлежат обложению налогом. При этом доходы от лизинговых операций рассчитываются исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом суммы возмещения стоимости лизингового имущества, платы лизингодателю в качестве компенсации за использованные им кредитные ресурсы на приобретение имущества и суммы налога на лизинговое имущество.

Доходы, полученные иностранной  организацией от лизинговых операций с имуществом, используемым на территории РФ (если получение таких доходов  не связано с предпринимательской  деятельностью иностранной организации через постоянное представительство РФ), относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника  выплаты доходов (подп.7 п. 1 ст. 309 НК РФ).

К таким доходам, в  частности относятся доходы от сдачи в аренду и субаренду имущества, используемого на территории РФ, в том числе доходы от лизинговых операций.

Налог на прибыль с  доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, согласно ст. 310 НК РФ исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход, при каждой выплате доходов, указанных в п.1 ст. 309 НК РФ.

При этом доход, подлежащий налогообложению, определяется как  сумма лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового  имущества лизингодателю.

Если лизингодатель  является резидентом государства, с  которым у Российской Федерации  заключено и действует соответствующее  соглашение об избежании двойного налогообложения, то при налогообложении  доходов  лизингодателя необходимо учитывать  положения такого соглашения.

Порядок и условия  применения положений международных  налоговых соглашений при  налогообложении  доходов иностранных юридических  лиц у источника выплаты в  РФ установлены в ст. 312 НК РФ.

Налоговый агент обязан перечислить сумму налога на прибыль, удержанного с доходов иностранной организации, в федеральный бюджет в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией96.

      Международные  лизинговые операции на территории России зачастую несут в себе специфические проблемы с точки зрения применения НДС. В принципе, иностранный лизингодатель может столкнуться с двумя видами НДС в отношении одного и того же предмета лизинга:

- таможенный НДС, применяемый к таможенной стоимости предмета лизинга;

- НДС, начисляемый  на лизинговые платежи, обычно  удерживаемый у источника. 

Такая ситуация приводит к неэффективности международных  лизинговых операций и потенциальной  невозможности сторон сделки возместить уплаченный НДС. Исторически данная ситуация являлась преградой для многих международных лизинговых операций.

В соответствии с обычным  порядком, установленным действующим  налоговым законодательством РФ, НДС начисляется плательщиком на сумму лизингового платежа и уплачивается лизингодателю. Лизингодатель, затем, перечисляет полученный НДС в государственный бюджет. Однако, если лизингодатель не имеет налоговой регистрации в РФ, лизингополучатель обязан удержать сумму НДС из сумм лизинговых платежей перечисляемых лизингодателю и внести их в бюджет.

Порядок исчисления и  уплаты НДС налоговым агентом  при осуществлении  расчетов за оказанные  услуги в иностранной  валюте разъяснен  в письме МНС России от 24.09.2003г. №  ОС-6-03/995@  «О порядке исчисления и  уплаты налога на добавленную стоимость». Согласно этому письму налоговая база, определяемая налоговым агентом, рассчитывается путем пересчета расходов налогового агента в иностранной валюте в рубли по курсу ЦБ РФ на дату перечисления денежных средств налоговым агентом  в оплату услуг иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика97.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сказать, несмотря на ряд существующих проблемных моментов в законодательстве, особенно в налоговом, оно постепенно совершенствуется. Так как лизинг является очень выгодной и перспективной формой инвестирования  в российскую экономику, законодатель пытается создать наиболее приемлемые условия для участников лизинговых отношений. В разных странах такой финансовый инструмент как лизинг активно используется, конечно, из-за предоставляемых налоговых льгот. Именно, льготный режим налогообложения лизинговых операции содействует созданию в экономике условий для привлечения инвестиций в основные средства.

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Лизинг - явление многостороннее, включающее правовые, финансовые, экономические  отношения. Имея основной целью работы, исследование гражданско-правовых отношений, возникающих в связи с лизинговыми сделками, не углубляясь в экономические и бухгалтерские аспекты лизинга, в работе была сделана попытка выявить характерные черты договора лизинга и рассмотреть проблемные вопросы.

Рассмотрение мирового опыта показывает, что в последние годы лизинговые операции стали неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики во многих странах. Темпы прироста лизинга зачастую значительно превышают темпы прироста частных капиталовложений в производство машин и оборудования. Лизинг широко используется при сбыте продукции, как на внутренних, так и на внешних рынках.

Постоянно растет количество предприятий, открывших для себя преимущества лизинга как одного из путей приобретения основных производственных средств. Помимо льготного режима налогообложения  по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций (в основном за счет ускоренной амортизации лизингового имущества) лизингополучатель, заключая договор лизинга, имеет возможность воспользоваться следующими преимуществами по  сравнению с другими вариантами приобретения имущества:

- лизинг не требует единовременной оплаты имущества (за исключением первоначального авансового платежа, не являющегося обязательным условием договора), что позволяет высвобождать оборотные средства лизингополучателя;

- для заключения лизинговой сделки к лизингополучателю предъявляют менее жесткие требования по сравнению с обычным получением банковского кредита, что связано с участием в сделке лизингодателя – юридического лица с безупречной кредитной историей. Для многих предприятий именно отсутствие кредитной истории, а также жесткие нормативы банков делают получение банковского кредита если не малореальным, то крайне дорогим способом технического перевооружения. Здесь также можно отметить, что основную работу по проведению переговоров с банком, как правило, выполняет лизингодатель, что существенно сокращает сроки получения кредита и избавляет лизингополучателя от  значительных временных затрат; 

-  лизингодатель за счет наработанных годами партнерских отношений с банками имеет возможность привлекать для обеспечения лизинговой сделки рублевые и валютные кредитные ресурсы по минимально возможной процентной ставке;

Информация о работе Современные правовые проблемы регулирования отношений по договору лизинга