Современные правовые проблемы регулирования отношений по договору лизинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:38, дипломная работа

Описание работы

Целями данной работы являются:
- характеристика правовой основы лизинговых сделок;
- характеристика института лизинга;
- анализ проблем, сопутствующих применению лизинга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Понятие и сущность лизинга……………….………………………..7
Глава 2. Правовые проблемы регулирования лизинговых отношений
2.1. Развитие российского законодательства о лизинге……………………………………………..…………………………...31
2.2. Современные проблемы в регулирующем отношения лизинга законодательстве…………………...…………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………..54
Список литературы…………………………………………………………….58

Файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

- существуют различия в ответственности за поставку недоброкачественного имущества. Лизингополучатель имеет в отношении лизингодателя право отказаться от оборудования или расторгнуть договор лизинга, и арендодатель имеет право исправить свое ненадлежащее исполнение. По российскому же законодательству мера ответственности за поставку недоброкачественного имущества зависит от того, кто осуществлял выбор продавца и имущества (лизингодатель или лизингополучатель) и от значительности недостатков имущества.

Таким образом, в Конвенции определены общие нормы регулирования международных лизинговых операций, которые в зависимости от определенных условий могут уточняться участниками сделки. Особенностью концепции, составляющей основу данного договора, является принятие во внимание тесной экономической и юридической связи между изготовителя оборудования, арендодателем этого имущества и его арендатора, причем серьезно учитываются интересы именно арендатора.

Именно международная  унификация и четкое правовое регулирование лизинга в российском законодательстве дает основания для развития как внутреннего, так и международного лизинга. Но ввиду того, что многие статьи Федерального закона "О лизинге" и других законов, регулирующих отношения лизинга, требуют доработки, законотворческая деятельность в этой сфере не прекращается, и в закон вносилось и, видимо, еще будет вноситься большое количество изменений и дополнений. Именно, надежное правовое регулирование является определяющим фактором в увеличении количества лизинговых операций, любые неопределенности в законодательстве сокращают предпринимательскую активность.

 

2.2. Современные проблемы в регулирующем отношения лизинга законодательстве.

Лизинг и антимонопольное  законодательство

С 26.10.2006г. вступил в силу ФЗ «О защите конкуренции»71. Лизингополучателям следует учесть, что в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 ст. 29 данного закона  в случае, если стоимость активов по последнему балансу лизинговой компании превышает величину, установленную Правительством РФ, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется приобретение лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок активов лизинговой компании, размер которых превышает величину, установленную правительством РФ. На основании пункта 1 ст. 32 ФЗ «О защите конкуренции»72 в целях получения предварительного согласия в антимонопольный орган в качестве заявителя обращается одно из лиц, заинтересованных в осуществлении указанной сделки (сделок), то есть либо лизингодатель, либо лизингополучатель. В течение тридцати дней с даты получения  ходатайства антимонопольный орган обязан рассмотреть это ходатайство и сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении. В соответствии с пунктом 2 ст. 34 ФЗ «О защите конкуренции»73 рассмотренные выше сделки, осуществленные без получения предварительного согласия антимонопольного органа, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие сделки привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

 Лизинг и корпоративное  законодательство

Согласно ст. 79 Федерального Закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ74 крупная сделка должна быть одобрена советом директоров акционерного общества или общим собранием акционеров.

Согласно ст. 78 данного  закона крупной сделкой считается  сделка или несколько взаимосвязанных  сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения акционерным обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.

 Нормы, предусматривающие  обязательное одобрение крупных  сделок советом директоров либо  общим собранием участников общества  с ограниченной ответственностью, предусмотрены в ст. 46 ФЗ «Об  обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998г. № 14-ФЗ75.

Последствием несоблюдения порядка одобрения крупной сделки может стать признание ее судом  недействительной по иску общества или  его акционера (участника).

Таким образом, возникает  вопрос, относится ли сделка лизинга  для лизингополучателя, имеющего организационно-правовую форму АО или ООО, к категории крупных сделок? Арбитражная практика  дает на этот вопрос положительный ответ. Тут же встает другой вопрос, можно ли квалифицировать договор лизинга в качестве сделки, совершаемой в процессе обычной хозяйственной деятельности общества? Здесь мнения судей расходятся. Одни суды считают, что если в лизинг приобретается имущество, используемое лизингополучателем в своей основной производственной деятельности, то такой договор лизинга не требует обязательного одобрения в качестве крупной сделки (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.09.2005г. по делу № А79-8772/2004-СК2-8225). Другие суды не согласны с указанным подходом и рассматривают лизинговые сделки в качестве крупных, требующих обязательного одобрения, независимо от использования лизингового имущества в основной производственной деятельности лизингополучателя (Постановление ФАС Уральского округа от 19.01.2005г. по делу № Ф09-4001/04-ГК). Например, ФАС Северо-Кавказского округа В Постановлении  от 04.07.2006г. по делу № Ф08-2915/2006 указал, что закупки дорогостоящей сельскохозяйственной техники в значительных объемах (в том числе по лизингу) не являются обычной хозяйственной деятельностью лизингополучателя – сельхозпредприятия, осуществляемой в процессе сельскохозяйственного производства76.

Требование о признании  недействительной лизинговой сделки, совершенной с нарушение законодательства в части обязательного одобрения, может быть предъявлено любым  акционером (участником) лизингополучателя. При этом не будет иметь значения, нанесен ли заключением указанной сделки в обход обязательного порядка одобрения ущерб тому акционеру (участнику), который заявляет иск о недействительности сделки.

Исходя из вышеизложенного, в связи с тем, что признание договора лизинга в судебном порядке недействительным в связи с отсутствием необходимого одобрения в качестве крупной сделки  ведет к возврату сторон в первоначальное положение (лизингодателю возвращается лизинговое имущество, а лизингополучателю – уплаченные платежи, за вычетом определенной судом платы за пользование имуществом), сторонам договора лизинга имеет смысл подстраховаться и заручиться одобрением договора лизинга соответствующим органом управления лизингополучателя в том случае, если сумма лизинговых платежей равна или превышает 25 процентов активов общества по данным последней бухгалтерской отчетности лизингополучателя.77

 Лизинг и законодательство  о противодействии легализации  преступных доходов и финансированию  терроризма

В соответствии с федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001г. № 115-ФЗ78 лизинговые компании обязаны уведомлять Федеральную службу по финансовому мониторингу о сделке по предоставлению имущества в лизинг в случае, если сумма сделки составляет от 600 000 рублей и выше. Уведомление осуществляется путем отправки лизинговой компанией в ФСФМ сообщения о совершенной сделке, содержащего, в том числе, реквизиты лизингополучателя. В целях выполнения указанного контроля лизинговые компании по клиентам, с которыми заключаются договоры лизинга, подлежащие обязательному контролю, составляют определенное досье. Для формирования указанного досье лизинговая компания может запросить у лизингополучателя не только учредительные и регистрационные документы, но также дополнительные сведения (например, реестр акционеров). Лизингодатель не вправе информировать лизингополучателя о факте отправки сообщения о совершенной сделке в ФСФМ.

Оплата лизинговых платежей по поручению лизингополучателя третьим лицом по классификации ФСФМ является операцией повышенного риска отмывания преступных доходов. В связи с чем информация о таком платеже будет с большой вероятностью отправлена лизинговой компанией в ФСФМ.79

 Лизинг и таможенное, валютное законодательство

Если  лизингодателем является российская компания, вопросы, связанные с таможенным оформлением  импортируемого имущества решает, как  правило, она. От соответствия таможенного  оформления импортируемого имущества законодательству РФ зависит возможность лизингополучателя в будущем распоряжаться данным имуществом на праве собственности. В соответствии с пунктом 1 ст. 15 ТК РФ80 никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ.

В соответствии с пунктом 4 ст.320 ТК РФ81 при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, а при ввозе – также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения, они знали или должны были знать о незаконности ввоза. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно ввезенных товаров. Сделки с таким имуществом могут быть признаны судом недействительными, а его владелец – лишен права собственности на незаконно ввезенное имущество.

На основании пункта 1 ст. 361 ТК РФ после выпуска товаров  и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлений сведений. Проверка достоверности сведений может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем (пункт 2 ст. 361 ТК РФ)82.

Таким образом, в отношении импортного имущества, находящегося во владении и пользовании лизингополучателя, может быть проведена проверка со стороны таможенных органов. Следовательно, лизингополучателю следует требовать у лизингодателя, осуществившего таможенное оформление лизингового имущества, документы, подтверждающие, что указанное оформление было произведено в соответствии с действующим законодательством. Таким документом может быть заверенная лизингодателем копия таможенной декларации, подтверждающей выпуск имущества в свободное обращение, а также уплату в отношении этого имущества всех налогов и сборов. В случае возникновения конфликтов с таможенными органами данный документ будет служить доказательством добросовестности лизингополучателя.

На стадии согласования импортного контракта с лизингодателем и поставщиком можно минимизировать  таможенную стоимость имущества, и, соответственно, таможенных платежей за счет расшифровки в контракте стоимости транспортировки по территории РФ (письмо ГТК РФ от 13.03.2000г. № 01-06/6088 «Об учете затрат по доставке товаров при определении таможенной стоимости ввозимых товаров»), а также услуг поставщика по сборке, монтажу и наладке имущества на территории РФ (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.03.2006г. № А82-3471/2005-31)83.

Если лизингодатель  иностранная компания, то лизингополучатель  может поместить имущество под  режим выпуска для внутреннего  потребления, что предполагает единовременную уплату лицом, ввозящим имущество, таможенных пошлин и налогов (параграф 1 главы 18 ТК РФ).

В тоже время лизингополучатель  может поместить имущество под таможенный режим временного ввоза, что дает возможность рассрочить уплату таможенных пошлин и налогов в отношении рассматриваемого имущества без начисления процентов и пеней.

Временно ввезенными товарами может пользоваться лицо, получившее разрешение на временный ввоз (пункт 1 ст. 211 ТК РФ). Временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением изменений  вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации).

В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при  условии, что  такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории РФ, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца (пункт 1 ст. 213 ТК РФ).

В отношении товаров, помещенных под таможенный режим  временного ввоза, применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов: за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории РФ уплачивается 3 процента суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения. (пункт 2 ст. 212 ТК РФ). Если сумма таможенных пошлин, налогов, уплаченная при частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов, станет равной сумме, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были выпущены для свободного обращения, товары считаются выпущенными для свободного обращения (пункт 5 ст. 212 ТК РФ) без взимания с лизингополучателя процентов за рассрочку по уплате таможенных пошлин и налогов (пункт 2 ст. 214 ТК РФ).

Сложности вызывает определение  таможенной стоимости имущества, ввозимого  по договору международного лизинга. Пример определения таможенной стоимости  такого имущества по договору международного лизинга без перехода права собственности к лизингополучателю, приведен в Письме ГТК РФ от 18.06.2004г. № 01-06/22236 «Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми договорами различных видов».

Что касается валютного  регулирования и валютного контроля в отношении сделок международного лизинга, то в соответствии с действующим законодательством единственным требованием, предъявляемым к таким сделкам, является требование об открытии паспорта сделки (пункт 3 Информационного письма ЦБ РФ от 31.12.2004г. № 30 «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля»).

Информация о работе Современные правовые проблемы регулирования отношений по договору лизинга