Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:38, дипломная работа
Целями данной работы являются:
- характеристика правовой основы лизинговых сделок;
- характеристика института лизинга;
- анализ проблем, сопутствующих применению лизинга.
Введение…………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Понятие и сущность лизинга……………….………………………..7
Глава 2. Правовые проблемы регулирования лизинговых отношений
2.1. Развитие российского законодательства о лизинге……………………………………………..…………………………...31
2.2. Современные проблемы в регулирующем отношения лизинга законодательстве…………………...…………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………..54
Список литературы…………………………………………………………….58
- существуют различия в ответственности за поставку недоброкачественного имущества. Лизингополучатель имеет в отношении лизингодателя право отказаться от оборудования или расторгнуть договор лизинга, и арендодатель имеет право исправить свое ненадлежащее исполнение. По российскому же законодательству мера ответственности за поставку недоброкачественного имущества зависит от того, кто осуществлял выбор продавца и имущества (лизингодатель или лизингополучатель) и от значительности недостатков имущества.
Таким образом, в Конвенции определены общие нормы регулирования международных лизинговых операций, которые в зависимости от определенных условий могут уточняться участниками сделки. Особенностью концепции, составляющей основу данного договора, является принятие во внимание тесной экономической и юридической связи между изготовителя оборудования, арендодателем этого имущества и его арендатора, причем серьезно учитываются интересы именно арендатора.
Именно международная унификация и четкое правовое регулирование лизинга в российском законодательстве дает основания для развития как внутреннего, так и международного лизинга. Но ввиду того, что многие статьи Федерального закона "О лизинге" и других законов, регулирующих отношения лизинга, требуют доработки, законотворческая деятельность в этой сфере не прекращается, и в закон вносилось и, видимо, еще будет вноситься большое количество изменений и дополнений. Именно, надежное правовое регулирование является определяющим фактором в увеличении количества лизинговых операций, любые неопределенности в законодательстве сокращают предпринимательскую активность.
2.2. Современные проблемы в регулирующем отношения лизинга законодательстве.
Лизинг и антимонопольное законодательство
С 26.10.2006г. вступил в силу ФЗ «О защите конкуренции»71. Лизингополучателям следует учесть, что в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 ст. 29 данного закона в случае, если стоимость активов по последнему балансу лизинговой компании превышает величину, установленную Правительством РФ, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется приобретение лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок активов лизинговой компании, размер которых превышает величину, установленную правительством РФ. На основании пункта 1 ст. 32 ФЗ «О защите конкуренции»72 в целях получения предварительного согласия в антимонопольный орган в качестве заявителя обращается одно из лиц, заинтересованных в осуществлении указанной сделки (сделок), то есть либо лизингодатель, либо лизингополучатель. В течение тридцати дней с даты получения ходатайства антимонопольный орган обязан рассмотреть это ходатайство и сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении. В соответствии с пунктом 2 ст. 34 ФЗ «О защите конкуренции»73 рассмотренные выше сделки, осуществленные без получения предварительного согласия антимонопольного органа, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие сделки привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.
Лизинг и корпоративное законодательство
Согласно ст. 79 Федерального Закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ74 крупная сделка должна быть одобрена советом директоров акционерного общества или общим собранием акционеров.
Согласно ст. 78 данного закона крупной сделкой считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения акционерным обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.
Нормы, предусматривающие
обязательное одобрение
Последствием несоблюдения
порядка одобрения крупной
Таким образом, возникает вопрос, относится ли сделка лизинга для лизингополучателя, имеющего организационно-правовую форму АО или ООО, к категории крупных сделок? Арбитражная практика дает на этот вопрос положительный ответ. Тут же встает другой вопрос, можно ли квалифицировать договор лизинга в качестве сделки, совершаемой в процессе обычной хозяйственной деятельности общества? Здесь мнения судей расходятся. Одни суды считают, что если в лизинг приобретается имущество, используемое лизингополучателем в своей основной производственной деятельности, то такой договор лизинга не требует обязательного одобрения в качестве крупной сделки (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.09.2005г. по делу № А79-8772/2004-СК2-8225). Другие суды не согласны с указанным подходом и рассматривают лизинговые сделки в качестве крупных, требующих обязательного одобрения, независимо от использования лизингового имущества в основной производственной деятельности лизингополучателя (Постановление ФАС Уральского округа от 19.01.2005г. по делу № Ф09-4001/04-ГК). Например, ФАС Северо-Кавказского округа В Постановлении от 04.07.2006г. по делу № Ф08-2915/2006 указал, что закупки дорогостоящей сельскохозяйственной техники в значительных объемах (в том числе по лизингу) не являются обычной хозяйственной деятельностью лизингополучателя – сельхозпредприятия, осуществляемой в процессе сельскохозяйственного производства76.
Требование о признании
недействительной лизинговой сделки,
совершенной с нарушение
Исходя из вышеизложенного, в связи с тем, что признание договора лизинга в судебном порядке недействительным в связи с отсутствием необходимого одобрения в качестве крупной сделки ведет к возврату сторон в первоначальное положение (лизингодателю возвращается лизинговое имущество, а лизингополучателю – уплаченные платежи, за вычетом определенной судом платы за пользование имуществом), сторонам договора лизинга имеет смысл подстраховаться и заручиться одобрением договора лизинга соответствующим органом управления лизингополучателя в том случае, если сумма лизинговых платежей равна или превышает 25 процентов активов общества по данным последней бухгалтерской отчетности лизингополучателя.77
Лизинг и законодательство
о противодействии легализации
преступных доходов и
В соответствии с федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001г. № 115-ФЗ78 лизинговые компании обязаны уведомлять Федеральную службу по финансовому мониторингу о сделке по предоставлению имущества в лизинг в случае, если сумма сделки составляет от 600 000 рублей и выше. Уведомление осуществляется путем отправки лизинговой компанией в ФСФМ сообщения о совершенной сделке, содержащего, в том числе, реквизиты лизингополучателя. В целях выполнения указанного контроля лизинговые компании по клиентам, с которыми заключаются договоры лизинга, подлежащие обязательному контролю, составляют определенное досье. Для формирования указанного досье лизинговая компания может запросить у лизингополучателя не только учредительные и регистрационные документы, но также дополнительные сведения (например, реестр акционеров). Лизингодатель не вправе информировать лизингополучателя о факте отправки сообщения о совершенной сделке в ФСФМ.
Оплата лизинговых платежей по поручению лизингополучателя третьим лицом по классификации ФСФМ является операцией повышенного риска отмывания преступных доходов. В связи с чем информация о таком платеже будет с большой вероятностью отправлена лизинговой компанией в ФСФМ.79
Лизинг и таможенное, валютное законодательство
Если лизингодателем является российская компания, вопросы, связанные с таможенным оформлением импортируемого имущества решает, как правило, она. От соответствия таможенного оформления импортируемого имущества законодательству РФ зависит возможность лизингополучателя в будущем распоряжаться данным имуществом на праве собственности. В соответствии с пунктом 1 ст. 15 ТК РФ80 никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ.
В соответствии с пунктом 4 ст.320 ТК РФ81 при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, а при ввозе – также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения, они знали или должны были знать о незаконности ввоза. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно ввезенных товаров. Сделки с таким имуществом могут быть признаны судом недействительными, а его владелец – лишен права собственности на незаконно ввезенное имущество.
На основании пункта 1 ст. 361 ТК РФ после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлений сведений. Проверка достоверности сведений может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем (пункт 2 ст. 361 ТК РФ)82.
Таким образом, в отношении импортного имущества, находящегося во владении и пользовании лизингополучателя, может быть проведена проверка со стороны таможенных органов. Следовательно, лизингополучателю следует требовать у лизингодателя, осуществившего таможенное оформление лизингового имущества, документы, подтверждающие, что указанное оформление было произведено в соответствии с действующим законодательством. Таким документом может быть заверенная лизингодателем копия таможенной декларации, подтверждающей выпуск имущества в свободное обращение, а также уплату в отношении этого имущества всех налогов и сборов. В случае возникновения конфликтов с таможенными органами данный документ будет служить доказательством добросовестности лизингополучателя.
На стадии согласования импортного контракта с лизингодателем и поставщиком можно минимизировать таможенную стоимость имущества, и, соответственно, таможенных платежей за счет расшифровки в контракте стоимости транспортировки по территории РФ (письмо ГТК РФ от 13.03.2000г. № 01-06/6088 «Об учете затрат по доставке товаров при определении таможенной стоимости ввозимых товаров»), а также услуг поставщика по сборке, монтажу и наладке имущества на территории РФ (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.03.2006г. № А82-3471/2005-31)83.
Если лизингодатель иностранная компания, то лизингополучатель может поместить имущество под режим выпуска для внутреннего потребления, что предполагает единовременную уплату лицом, ввозящим имущество, таможенных пошлин и налогов (параграф 1 главы 18 ТК РФ).
В тоже время лизингополучатель может поместить имущество под таможенный режим временного ввоза, что дает возможность рассрочить уплату таможенных пошлин и налогов в отношении рассматриваемого имущества без начисления процентов и пеней.
Временно ввезенными товарами может пользоваться лицо, получившее разрешение на временный ввоз (пункт 1 ст. 211 ТК РФ). Временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации).
В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории РФ, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца (пункт 1 ст. 213 ТК РФ).
В отношении товаров, помещенных под таможенный режим временного ввоза, применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов: за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории РФ уплачивается 3 процента суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения. (пункт 2 ст. 212 ТК РФ). Если сумма таможенных пошлин, налогов, уплаченная при частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов, станет равной сумме, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были выпущены для свободного обращения, товары считаются выпущенными для свободного обращения (пункт 5 ст. 212 ТК РФ) без взимания с лизингополучателя процентов за рассрочку по уплате таможенных пошлин и налогов (пункт 2 ст. 214 ТК РФ).
Сложности вызывает определение таможенной стоимости имущества, ввозимого по договору международного лизинга. Пример определения таможенной стоимости такого имущества по договору международного лизинга без перехода права собственности к лизингополучателю, приведен в Письме ГТК РФ от 18.06.2004г. № 01-06/22236 «Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми договорами различных видов».
Что касается валютного регулирования и валютного контроля в отношении сделок международного лизинга, то в соответствии с действующим законодательством единственным требованием, предъявляемым к таким сделкам, является требование об открытии паспорта сделки (пункт 3 Информационного письма ЦБ РФ от 31.12.2004г. № 30 «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля»).
Информация о работе Современные правовые проблемы регулирования отношений по договору лизинга