Спрос, предложение и рыночное равновесите

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 06:51, контрольная работа

Описание работы

Человеческие потребности безграничны, а ресурсы ограничены. Изучением проблемы использования последних для наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и занимается экономика. Однако ограниченность ресурсов не позволяет достигнуть идеального решения. Непреложным фактом является то, что совокупность всех наших материальных потребностей превышает производительные возможности всех имеющихся ресурсов.

Содержание работы

Введение 3

1 Что такое спрос? 5

2 Эластичность спроса 9

3 Что такое предложение? 10

4 Эластичность предложения 13

5 Рыночное равновесие 15

6 Экономический кругооборот 17

Заключение 20

Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

     8

ЭЛАСТИЧНОСТЬ  СПРОСА

       Спрос на товары может быть эластичным и неэластичным.

    Из  закона спроса вытекает ценовая эластичность спроса. Ценовая эластичность спроса – это реакция на величины спроса при изменении цены разных товаров.

    Возможны  три варианта такой реакции:

    1 Слабое изменение цены вызывает сильно изменение спроса («эластичный спрос»). Эластичным является спрос, коэффициент эластичности которого меньше – 1 (E <- 1).

    2 Слабое (сильное) изменение цены вызывает такое же слабое (сильное) изменение спроса. («Спрос единичной эластичности» (E = 1)).

    3. Сильное изменение цены вызывает  слабое изменение спроса («неэластичный  спрос» (-1 < < 0))/

    К таким товарам относятся товары первой необходимости, товары, для которых  трудно найти заменители: они относительно недороги.

    Неэластичность  спроса выгодна продавцу, ибо позволяет  ему без опасения, что снизится спрос, повышать цену на товары.

    Эластичность  спроса по цене показывает процентное изменение спроса на товар в результате однопроцентного изменения цены этого товара.

    Определяется  по формуле:

    

 
 
 
 
 
 

     9

ЧТО ТАКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ?

      Предложение товаров на рынке – это другая, не менее существенная, сторона предпринимательства, выражающая прямую зависимость между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. Цены и объем продаж товаров изменяются однонаправлено: если цена повышается, то на рынок будет поступать к продаже больше товаров. И наоборот, если цены на данный товар снижаются, его производство и предложение на рынках будут также сокращаться.

     Основным, ведущим фактором здесь выступает  цена. По каждому из великого множества товаров цена свидетельствует о необходимости либо сокращения его выпуска, если спрос снизился, либо наращивания его производства, если спрос стабилен или повышается. От уровня цен предлагаемых товаров зависит выручка, доход, прибыль. Чем они выше, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле предложение товаров на рынке – это сложный процесс, требующий соответствующего вознаграждения организации, собственно выпуска или, при необходимости, переориентации производства товаров в соответствии с потребностями. Рыночное предложение товаров имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по переориентации ресурсов, изменению технологий, объемов выпуска и продаж товаров.

     Точка А на кривой предложения SS показывает более высокий уровень цены Р1 и возросший объем товаров Q1, предлагаемых к продаже на рынке; точка В на кривой предложения показывает изменившуюся ситуацию: снижение цены до уровня Р2, которому соответствует сокращение предлагаемых к продаже товаров Q2.

     Как видно из рис. 3, предложение товаров  имеет вид кривой с 

     10

положительным наклоном, отражающей прямую зависимость  между двумя переменными – ценой товара и его количеством, или объемом для продажи на рынке.

    Общий вид кривой предложения не содержит ничего случайного: она представляет собой моментальную «фотографию», иллюстрацию  закона предложения, т.е. движения производства в строгом соответствии с экономической целесообразностью, подтверждающейся или опровергающейся рыночной ценой. Закон предложения (см. рис. 3) гласит, что, при прочих равных условиях, чем выше цена товаров, тем больше их количество может быть произведено и представлено к продаже на рынках.

     Р    S 

    P1                  A

    

                             B

     P2 

                S        D 

    O       Q2    Q1     Q

      

    Рис. 3. Кривая предложения 

    Двигаясь  по кривой предложения (см. рис. 3) от точки  В к точке А, мы отмечаем рост объема (количества) товаров под влиянием возросших цен на них; движение вниз по кривой от точки А к точке В означает снижение товарного объема на рынках под влиянием снижающихся цен на эти товары.

    Рыночному предложению товаров свойственны, по меньшей мере, две важные особенности. Во-первых, прямую зависимость между  ценой товаров и количеством  их продаж на рынке, описываемую кривой предложения, можно представить, как своеобразную альтернативу ресурсовложения для предпринимателя. Площадь выше кривой предложения – это область альтернатив со знаком «плюс», а площадь под этой кривой – альтернативы со знаком «минус». Наилучшая альтернатива – это такое ресурсовложение в производство товаров, которое возмещает затраченные ресурсы денежной

    11

ценой товаров, пользующихся спросом и  проданных на рынке. Во-вторых, понятие  «объем товаров, их количество» не тождественно понятию «предложение товаров». Количество и объем товаров изменяются в соответствии с изменением их цены, не смещая кривую предложения товаров. Понятие «изменяющееся предложение товаров» подразумевает смещение всей кривой предложения в ту или иную сторону (рис. 4).

     Р  S1 S S2 

    P1                  A

          B       A        C

             

    P2

          

               S1   S       S2 

     O Q1      Q     Q2     Q

      

    Рис. 4. Изменения предложения товаров при неизменной цене:

           S1S1 – снижение предложения товаров,

           S2S2 – рост предложения товаров 

     При таких условиях возможно изменение в ту или иную сторону предложения товаров на рынках, если цена товара остается неизменной? Смещение кривых, означающее изменение предложения товаров на рынках, происходит под воздействием следующих условий:

-наличие взаимозамещаемых и взаимодополняемых товаров производственного назначения и движение их цен;

-уровень технологий, применяемых при производстве одноименных товаров;

-налоги и субсидии;

-качество ресурсов и факторов производства;

-конкуренция на рынках одноименных товаров, условия продажи, такие, как реклама, маркетинг и т.п.

     Все перечисленные факторы влияют на издержки производства данного товара, что оказывает решающее влияние  на изменения в предложении этого  товара на рынке.

     12

ЭЛАСТИЧНОСТЬ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

     Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемого к продаже. Интенсивность этих изменений  также различна, и на практике могут иметь место следующие ситуации:

-эластичного предложения;

-предложения единичной эластичности;

-неэластичного предложения.

    Ценовая эластичности предложения выступает  как прямая линейная зависимость  между экономическими переменными, показывающими процентное изменение  цены и вызываемое им то или иное процентное изменение объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обуславливаются положением кривых эластичности предложения, изображенных на рис. 5. 
 

     Р                            С      А

    

                  

                В 

      
 

    

     O            Q 
 

    Рис. 5. Эластичность предложения 

    При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения для  продажи на рынке. В этом случае имеет  место равновеликое изменение цен  и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

    В случае эластичного предложения, 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемых к продаже товаров, значительно

    13

превышающее 1%. Коэффициент эластичности здесь  больше единицы.

    При эластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

    Теоретически  можно предусмотреть и другой крайний случай: бесконечное эластичное предложение, которое на графике  имеет вид абсолютно горизонтальной линии. Бесконечно эластичное предложение – это увеличение  поставок  товаров на рынок при крайне незначительном увеличении цен на эти товары.

    Показатели  эластичности предложения подтверждают весьма важную закономерность: в течение  длительного периода времени, когда  спрос уже приспособился к возросшей цене, эластичность предложения способствует установлению так называемой нормальной цены равновесия (в отличие от цен мгновенного и краткосрочного равновесия). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    14

РЫНОЧНОЕ  РАВНОВЕСИЕ

     Рыночное  равновесие – примерное равенство спроса и предложения на определенный товар в данное время и на данном рынке.

     В условия конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночного  предложения корректирует цену до того момента, пока величина спроса и величина предложения не совпадут. Это равновесная цена. Соответствующее количество (продукта) – это равновесное количество. Равновесная цена разгружает рынок, не оставляя обременительный излишек у продавцов и не создавая ощутимых нехваток у покупателей. Если бы конкурентные цены автоматически не согласовывали друг с другом решения о предложении и спросе, то понадобилась бы какая-то форма административного контроля со стороны правительства, чтобы устранять или регулировать нехватки или избытки, которые в противном случае могли бы возникнуть. Способность рыночных сил, таким образом, синхронизировать решения рынка о продажах и покупках, чтобы исключались потенциальные излишки и нехватки продукта, называется "уравновешивающей функцией" цен.

Рисунок 6. Равновесная цена и количество продукта определяется

рыночным  спросом и предложением. 

     Выше  уже было рассмотрено, как неценовые  факторы спроса и предложения  влияют на равновесную цену. Теперь давайте рассмотрим, как влияет на равновесную цену взаимодействие спроса и предложения.

     Изменение спроса. Вначале рассмотрим влияние  изменения спроса, приняв допущение, что предложение остается постоянным. Предположим, что спрос вырос. Обратимся  к рисунку 6 отметим, что новая  точка пересечения кривых предложения  и спроса окажется выше точки пересечения показателей на осях цены и количества, мы можем заключить, что увеличение спроса, при прочих равных условиях, порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Аналогично, уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект уменьшения количества продукта. Короче, мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесных цены и количества.

     Изменение предложения. Теперь проанализируем воздействие  изменения предложения, когда величина спроса остается постоянной. Когда предложение увеличивается, новая точка пересечения предложения и спроса находится ниже прежней, но равновесное количество продукта возрастает. С другой сторону, сокращение предложения ведет к повышению цены. Короче, увеличение предложения порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукта. Существует обратная связь между изменением предложения и, вытекающим из этого, изменением равновесной цены. Но связь между изменением предложения и изменением количества продукта остается прямой.  
 
 
 

Информация о работе Спрос, предложение и рыночное равновесите