Стратегия развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать экономические, социальные и территориальные конкурентные преимущества Республики Беларусь.
Задачи исследования состоят в рассмотрении сущности конкурентных преимуществ страны, методов оценки конкурентных преимуществ страны, экономических условий развития Беларуси, развития социальной сферы Беларуси, влияния региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси, стратегии развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ.
Объектом исследования являются конкурентные преимущества. Предметом исследования являются конкурентные преимущества Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ 6
1.1 Сущность конкурентных преимуществ страны 6
1.2 Методы оценки конкурентных преимуществ страны 14
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
2.1 Экономические условия развития Беларуси 21
2.2 Анализ развития социальной сферы Беларуси 40
2.3 Влияние региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси 49
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ ЕЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

Файлы: 1 файл

11221_м_работа 1_конкурентоспособность_бгу_84_29.03.docx

— 345.98 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Работа содержит: 81 с., 2 рисунка, 5 таблиц, 45 источников, 3 приложение.

Ключевые слова: КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА, КОНКУРЕНЦИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА, РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

 

Цель работы – исследовать экономические, социальные и территориальные конкурентные преимущества Республики Беларусь.

Задачи исследования состоят в  рассмотрении сущности конкурентных преимуществ страны, методов оценки конкурентных преимуществ страны, экономических условий развития Беларуси, развития социальной сферы Беларуси, влияния региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси, стратегии развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ.

Объектом исследования являются конкурентные преимущества. Предметом исследования являются конкурентные преимущества Республики Беларусь.

Методология и методы исследования: анализ, синтез, сравнение, группировка, метод экспертных оценок и графический метод.

В процессе работы были проведены следующие разработки: определена сущность конкурентных преимуществ страны, рассмотрены основные методы оценки конкурентных преимуществ страны, проведен анализ экономических условий развития Беларуси, проведен анализ развития социальной сферы Беларуси, проведен анализ влияния региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси, исследованы основные направления развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ.

Элементами научной новизны  являются предложенные направления развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ 6

1.1 Сущность  конкурентных преимуществ страны 6

1.2 Методы  оценки конкурентных преимуществ  страны 14

ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21

2.1 Экономические  условия развития Беларуси 21

2.2 Анализ  развития социальной сферы Беларуси 40

2.3 Влияние  региональных факторов на создание  конкурентных преимуществ Беларуси 49

ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЯ  РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ ЕЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

ПРИЛОЖЕНИЯ 79

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Все открытые экономики сталкиваются с необходимостью сохранения или  расширения своего присутствия на различных  международных рынках. В результате изменений внешней конъюнктуры  страны зачастую вынуждены проводить  экономическую политику, обеспечивающую сохранение их позиций на внешних  рынках и поддержание роста доходов  населения. Сказанное особенно актуально  для стран, осуществляющих переход  к рыночной экономике и проводящих глубокие экономические реформы. В  Беларуси относительно долгое время  удавалось избегать системных экономических  реформ. Этому в значительной степени  способствовала весьма благоприятная  внешняя конъюнктура и относительно низкие цены на энергоносители. Однако существенное ухудшение внешних  экономических условий и рост цен на энергоносители вынуждают  рассматривать иные подходы в  экономической политике. Глобальный экономический кризис обострил данные проблемы для Беларуси и актуализировал необходимость дальнейших экономических  преобразований по созданию условий  для повышения конкурентоспособности  экономики и ее устойчивого роста  в долгосрочном периоде.

В экономической литературе предпринималось множество попыток  объяснить экономические успехи одних стран и неудачи других и ответить на вопрос, почему отрасли, процветающие в одной стране, полностью  отсутствуют в соседней. Одним  из подходов к поиску ответов на данные вопросы является анализ конкурентоспособности  страны. Конкурентоспособность выражается через множество показателей, к  примеру, через объем экспорта, долю на мировых рынках, объем валового внутреннего продукта. Но наиболее отчетливо она проявляется в  росте производительности труда, которая  обеспечивает устойчивый рост экономики  в долгосрочном периоде и увеличение благосостояния населения, что является конечной целью экономической политики.

Анализ конкурентоспособности  и конкурентных преимуществ представляет собой синтез макро- и микроэкономического анализа. Макроэкономическим факторам традиционно отводится значимая роль в объяснении экономического роста. Низкая инфляция, предсказуемый обменный курс, сбалансированный сектор государственных финансов, высокий уровень резервов считаются непременными условиями устойчивого развития экономики. Однако макроэкономической стабильности самой по себе недостаточно для обеспечения экономического роста, так как она лишь способствует созданию продукта. Последний же создается на микроуровне. Поэтому при объяснении экономического роста в рамках концепции конкурентоспособности традиционный анализ дополняется глубоким изучением микроэкономической среды. Акцент делается на изучении бизнес-среды, особенностей спроса, характеристик имеющихся факторов производства, технологий, уровня менеджмента и организации производства, наличии вертикальных и горизонтальных связей между предприятиями.

В связи с вышеизложенным представляется актуальным исследование концепции конкурентоспособности Беларуси, выявление основных факторов, способствующих возникновению конкурентных преимуществ у Беларуси, и тех, которые их нивелируют. Также представляется актуальным рассмотреть основные проблемы конкурентоспособности белорусской экономики в контексте глобального экономического кризиса.

Цель магистерской работы – исследовать экономические, социальные и территориальные конкурентные преимущества Республики Беларусь.

Для достижения цели поставлены следующие  задачи:

- определить сущность конкурентных преимуществ страны;

- рассмотреть основные методы  оценки конкурентных преимуществ  страны;

- провести анализ экономических  условий развития Беларуси;

- провести анализ развития социальной  сферы Беларуси;

- провести анализ влияния региональных  факторов на создание конкурентных  преимуществ Беларуси;

- исследовать основные направления  развития Республики Беларусь  с учетом ее конкурентных преимуществ.

Объектом исследования являются конкурентные преимущества.

Предметом исследования являются конкурентные преимущества Республики Беларусь.

Исследовательской базой написания магистерской работы явились справочные и нормативные материалы Национального банка Республики Беларусь по проблеме исследования, материалы книг и периодических изданий.

При проведении исследовании использовались следующие методы: анализ, синтез, сравнение, группировка, метод экспертных оценок и графический метод.

 

ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

 

1.1 Сущность конкурентных преимуществ страны

 

Исторически концепция конкурентоспособности  основана на теории использования в  международном разделении труда  сравнительных преимуществ национальных экономик (дешевый труд, богатые  природные ресурсы, благоприятные  географические, климатические, инфраструктурные факторы и т.п.) для экспорта продукции  в страны, где таких преимуществ  нет, и импорта продукции из стран, которые обладают преимуществами по сравнению с национальной экономикой страны-импортера.

Конкуренция составляет основу динамичного  развития индустриального общества, имеет первоначально форму свободной  конкуренции частных производителей на открытых рынках и преимущественно  ценовой механизм ее реализации на внутреннем и зарубежных рынках. При  этом само понятие конкуренции в  индустриальном обществе, развивающемся  на протяжении трех веков, динамично  меняется.

Высокий уровень производства и  потребления валового внутреннего  продукта (ВВП) на душу населения способствует в развитых рыночных странах созданию более качественных условий для  межстрановой и межфирменной конкуренции  в мировом экономическом пространстве.

В ходе индустриального развития в  рыночной среде созревают новые  конкурентные условия, меняющие общий  вектор конкуренции от преимущественного  использования сравнительных национальных преимуществ к использованию  динамично меняющихся конкурентных преимуществ, основанных на научно-технических  достижениях, инновациях на всех стадиях  – от создания товара до продвижения его от производителя к потребителю.

Сравнительные преимущества даны стране от природы, они статичны, не вечны  и не воспроизводимы. Конкурентные преимущества динамичны, связаны с  инновациями, развитием человеческого  капитала, интеллекта и по самой  своей природе безграничны. Нельзя противопоставлять сравнительные  и конкурентные преимущества, тем  не менее их надо четко различать. Интеграция в одной стране сравнительных  и конкурентных преимуществ усиливает  ее конкурентоспособность в глобальном экономическом пространстве. В новой  экономике конкурентные преимущества связаны с информационной революцией: телекоммуникационные фирмы на пороге XXI в. вышли в лидеры по капитализации, обогнав по этому показателю традиционные фирмы нефтяной, автомобильной и металлургической промышленности [39, c. 19].

Во второй половине XX в. конкуренция  приобрела новые черты: свободная  конкуренция частных товаропроизводителей на изначально открытых рынках сочеталась в самых разнообразных формах с конкуренцией монополистических  и олигополистических структур на частично закрытых, в том числе с помощью  протекционизма; постепенно происходил сдвиг от использования в основном ценовых методов конкуренции  к преимущественно неценовым, хотя в реальной экономике всегда наблюдается  их сочетание; изменение структуры  спроса от потребления массовой унифицированной  продукции к удовлетворению индивидуального  потребительского и инвестиционного  спроса трансформирует рынки на все  более расщепляющиеся их сегменты с  возрастающей интенсивностью конкуренции.

В принципе конкурирующим субъектам  надо достигать тех же или еще  лучших результатов в прибыльности производства и эффективности использования  труда и капитала при кардинально  меняющемся спросе, более сложной  конфигурации рынков. Конкуренция за доходы потребителя приобретает  все более агрессивный характер – выживает сильнейший инноватор. Во многих случаях конкурентная борьба приобретает избыточный, зачастую разрушительный характер, в связи с чем формируется новый, более высокий, уровень конкурентоспособности, когда конкуренты вступают в партнерские отношения. Создание гибких альянсов, взаимный обмен конкурентов-партнеров новейшими научно-техническими достижениями, инновациями и ноу-хау взаимно обогащает их и усиливает конкурентоспособность обеих сторон. Одновременно государство изыскивает новые способы регулирования создания альянсов с чрезмерной монополизацией производства для защиты «добросовестной» конкуренции.

Быстрый рост совокупного спроса и  интенсивное повышение эффективности  материального производства в индустриальном обществе выявили, с одной стороны, ограничения в наращивании материальных потребностей, а с другой стороны, создали предпосылки для перехода значительной части рабочей силы в сферу услуг. В рамках индустриального  общества созревают условия для  перехода к постиндустриальному  обществу, которое становится отличительной  чертой XXI в.

Постиндустриальное общество, формирующееся  с середины 1970-х гг., базируется на производстве наукоемких товаров и  интеллектуальных услуг; выше всего  ценятся знания, информация, на базе которых развиваются информационные технологии – основа нового электронофицированного типа производства, принципиально иных, чем ранее, управленческих систем, инфраструктурных сетей хозяйства, финансовых потоков [2, с. 65].

В настоящее время особый интерес  представляет проблема конкурентоспособности  в условиях глобализации мирового хозяйства  и формирования «новой экономики». Наиболее продвинутой частью «новой экономики» выступает интернет-экономика. Суть проблемы заключается в использовании наиболее развитыми странами новых конкурентных преимуществ, связанных с интернет-технологиями, позволяющими захватить выгодные сегменты быстро расширяющегося интернет-пространства. В результате (преобразований предпринимательских структур) сотрудничать и конкурировать на рынках начинают не организованные структуры, которые сейчас представляют компании, а чистые ноу-хау и владеющие ими бренды.

В СССР отношение к проблеме конкурентоспособности  было, мягко говоря, сдержанным – эта категория связывалась в основном с экспортными товарами. Такое положение полностью соответствовало характеру советской хозяйственной системы. Поэтому и основой конкурентоспособности стала сравнительная прибыльность экспорта поставщиков. Ярким примером такого отношения к понятию конкурентоспособности является определение, данное Ю.Ф. Шамраем и Г.В. Габунией: «Конкурентоспособность может быть определена как сравнительная прибыльность экспорта поставщиков (фирм или стран), т.е. как разница между рыночными ценами и затратами на производство и реализацию поставляемой на мировой рынок продукции».

В отличие от отечественной зарубежная экономическая наука уделяла  больше внимания пониманию конкурентоспособности  и определяла это понятие более  широко. Например, по определению гарвардского словаря Field Guide to Business Terms основой конкурентоспособности  являются товары и услуги, которые  могут успешно конкурировать  на мировых рынках. Российские экономисты обратили более пристальное внимание на проблему конкурентоспособности  в кризисный 1998 г. Так, М. Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова в 1998 г. дали следующие определения конкурентоспособности: «Конкурентоспособность – обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования»; «Микроконкурентоспособность – соотношение цены и качества конкретных товаров, производимых отдельными предприятиями и фирмами, или оказываемых ими услуг»; «Мезоконкурентоспособность – эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемая помимо традиционных критериев по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и мира в целом» [4, с. 68]. В основу разделения на уровни был положен отраслевой подход.

Информация о работе Стратегия развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ