Стратегия развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать экономические, социальные и территориальные конкурентные преимущества Республики Беларусь.
Задачи исследования состоят в рассмотрении сущности конкурентных преимуществ страны, методов оценки конкурентных преимуществ страны, экономических условий развития Беларуси, развития социальной сферы Беларуси, влияния региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси, стратегии развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ.
Объектом исследования являются конкурентные преимущества. Предметом исследования являются конкурентные преимущества Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ 6
1.1 Сущность конкурентных преимуществ страны 6
1.2 Методы оценки конкурентных преимуществ страны 14
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
2.1 Экономические условия развития Беларуси 21
2.2 Анализ развития социальной сферы Беларуси 40
2.3 Влияние региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси 49
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ ЕЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

Файлы: 1 файл

11221_м_работа 1_конкурентоспособность_бгу_84_29.03.docx

— 345.98 Кб (Скачать файл)

В 1999 г. А.З. Селезнев использовал территориальный  подход и дал определение конкурентоспособности  региона: «Конкурентоспособность региона – обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках, отражаемое через показатели, адекватно характеризующие такое состояние и его динамику». М. Коллонтай спустился на более низкий уровень конкурентоспособности и дал определение конкурентоспособности товара с точки зрения покупателей: «Конкурентоспособность товара – это способность товара на единицу своей стоимости удовлетворять больше потребностей покупателей или на более высоком уровне, чем товар конкурентов». А.А. Дынкин и Ю.В. Куренков дали развернутое определение конкурентоспособности на национальном уровне как результирующего показателя, вложив в него такие составляющие, как эффективное производство, эффективное распределение и эффективные продажи, а также разумное использование экспортных преимуществ в целях повышения экономического потенциала: «Конкурентоспособность страны – результирующий показатель того, насколько эффективно по сравнению с другими странами она производит, распределяет и продает создаваемые в ней товары и насколько разумно она использует свои экспортные преимущества для неуклонного повышения собственного экономического потенциала в самом широком смысле этого понятия»; «Национальная конкурентоспособность – способность национальной экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с товарами и услугами, производимыми в других странах» [9, с. 56]. Подобное же определение национальной конкурентоспособности дали в 2005 г. М. Дерябина и С. Колчин, но в более сжатом виде: «Национальная конкурентоспособность – способность национальной экономики в рыночной системе производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с товарами и услугами, производимыми в других странах» [6, с. 43]. И.О. Миргородская определила конкурентоспособность как некую возможность приспособления к изменениям, подчеркнув при этом, что ее необходимо рассматривать только в среде соперничества: «Конкурентоспособность – это возможность приспособиться к изменяющимся условиям с точки зрения удержания или улучшения позиций среди соперничающих» [16, с. 203]. И.П. Богомолова и Е.В. Хохлов в 2005 г. дали общее определение конкурентоспособности, дополнив реальную способность объекта выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников потенциальной: «Конкурентоспособность объекта – состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного».

Общую идею, которая скрывается под понятием конкурентоспособность, можно понять исходя из определений, используемых различными международными организациями.

IMD (Международный институт  развития менеджмента), один из  ведущих центров по изучению  конкурентоспособности, ориентируется  на следующие два определения  – краткое и академическое:

- конкурентоспособность  анализирует то, как страны и  предприятия используют весь  спектр своих компетенций для  увеличения благосостояния населения  или роста прибыли;

- конкурентоспособность  нации – это область экономической теории, которая изучает факты и политику, формирующие способность нации воспроизводить и сохранять такую среду, которая способствует более интенсивному созданию ценностей предприятиями и росту благосостояния народа.

Академическое определение  является более полным и концентрируется  на конкурентоспособности государств. В нем под словом «факты» подразумеваются все те обстоятельства, которые влияют на конкурентоспособность, но неподвластны контролю (природные ресурсы, войны, катаклизмы и т.п.). Также в данном определении подчеркивается, что государство может лишь способствовать созданию добавленной стоимости, так как непосредственно она создается только на уровне предприятий. К тому же акцент делается на долгосрочном периоде: цель государства не просто создать благоприятные условия, но и поддерживать их во времени. Важными являются слова «более интенсивному», которые подразумевают, что конкурентоспособность определяется умением полностью использовать имеющиеся конкурентные преимущества и не ограничиваться поддержанием достигнутого уровня благосостояния [38].

Среди других интерпретаций  определения конкурентоспособности  можно выделить следующие варианты:

- способность страны достигать  устойчиво высоких темпов роста  ВВП на душу населения [43];

- конкурентоспособность  страны – это набор факторов, политик и институтов, которые определяют уровень производительности в стране [43];

- текущая и будущая способность и возможность предпринимателей создавать товары, чьи ценовые и неценовые характеристики формируют более привлекательный набор, чем у их местных и зарубежных конкурентов [37];

- конкурентоспособность  подразумевает элементы производительности, эффективности и прибыльности. Но  это не самоцель. Это мощное  средство достижения роста жизненного  уровня и роста социального  благополучия, т.е. это инструмент  для достижения целей. В целом,  увеличивая производительность  и прибыльность в контексте  международной специализации, конкурентоспособность  предоставляет основу для неинфляционного увеличения доходов населения [35];

- конкурентоспособность  – это степень, в которой страна в рамках свободной торговли и справедливых рыночных отношений может производить товары и услуги, которые проходят тест международных рынков, сохраняя и увеличивая при этом реальные доходы населения в долгосрочном периоде (OECD).

Одним из основоположников концепции конкурентоспособности  в отношении государств является Майкл Портер. Он подчеркивает, что  конкурентоспособность определяется производительностью, с которой  страна использует свои природные и  человеческие ресурсы и капитал, так как производительность является ключевым фактором, определяющим благосостояние страны и ее населения. Портер выделил  следующие ключевые аспекты конкурентоспособности:

- производительность зависит  как от ценности выпускаемой  продукции или оказываемых услуг  (ее уникальности, качества), так  и от эффективности, с которой  она производится;

- для процветания важно  не то, в каких отраслях страна  конкурирует, а то, как фирмы  конкурируют в этих отраслях;

- производительность страны  – это отражение того, что местные и зарубежные фирмы решили производить в этом регионе. Собственность предприятий вторична в вопросах конкурентоспособности стран;

- производительность не  только ориентированных на экспорт,  но и местных (ориентированных  на внутренний рынок) отраслей  имеет фундаментальное значение  для конкурентоспособности;

- девальвация не делает  страну более конкурентоспособной.

Конечной целью повышения  конкурентоспособности страны является рост ее богатства, т.е. благосостояния населения. Само богатство страны, согласно М. Портеру, бывает двух типов: наследованное  и созданное. Наследованное богатство  достигается за счет продажи природных  ресурсов или недвижимости. По природе  своей оно ограничено. Значительную роль при этом играет государство, так  как именно оно распределяет ресурсы  между населением, что может сопровождаться коррупцией и фаворитизмом. Также  характерной чертой наследованного богатства является чрезмерное и  неэффективное использование природных  ресурсов и доступность субсидий, искажающих конкурентные условия [41].

Созданное богатство возникает  на уровне компаний, производящих ценные товары и услуги. Богатство ограничивается только инновационными способностями  фирм и их производительностью. Роль государства ограничивается созданием  благоприятных условий для бизнеса  на основании анализа сильных  и слабых сторон факторов конкурентоспособности. В концепции Портера выделяются четыре основных фактора конкурентоспособности: параметры входных факторов (производства), условия конкуренции фирм и ведения бизнеса, параметры внутреннего спроса, уровень развития родственных и поддерживающих отраслей, – которые тесно связаны между собой и формируют «алмаз конкурентоспособности» (рис. 1.1).

 

Рисунок 1.1 – «Алмаз конкурентоспособности»

Примечание – Источник: [41]

 

1. К входным факторам, помимо природных ресурсов и  человеческого капитала, Портер  относит также состояние базовой  инфраструктуры, степень развития  рынка капитала, систему высшего  и профессионального образования,  качество научных и исследовательских  институтов, развитие информационной  инфраструктуры.

2. Эффективное использование  входных факторов возможно только  при благоприятных правовых и  институциональных условиях ведения  бизнеса в стране и отсутствии  ограничений по конкуренции. Небольшая  доля государства в экономике,  недискриминационное использование  государственных субсидий и налогообложения  создают необходимые условия  для развития наиболее эффективных  предприятий и отраслей. Также  важное значение имеет открытость  экономики, которая привносит  дополнительную конкуренцию, а  вместе с ней иностранные технологии  и инвестиции.

3. Особенности внутреннего  спроса определяют набор выпускаемой  продукции и ее качество. Наличие  жестких требований по защите  прав потребителей или экологических  стандартов, с одной стороны, ограничивает возможности многих инвесторов, а с другой – стимулирует инвестиции в новые разработки, которые не только улучшают, к примеру, экологические показатели, но и ведут к росту эффективности производства.

4. Наличие развитых и  поддерживающих отраслей является  ключевым фактором возникновения  в экономике кластеров, которые  выступают основным источником  роста экономик в условиях  глобализации.

Кластер – это географически близко расположенная группа взаимосвязанных компаний, поставщиков, фирм, оказывающих услуги, и институтов, работающих в одной сфере и связанных общностью и комплементарностью [40]. Примерами кластеров выступает сборка легковых автомобилей в Словакии, производство часов в Женеве, финансовый кластер в Лондоне, фейерверки в Китае, керамические изделия в Италии и др. Кластеры влияют на конкурентоспособность в трех направлениях:

- они увеличивают производительность  составляющих его фирм или  отраслей. Фирмы в кластере имеют  более эффективный доступ к  специализированным поставщикам,  сотрудникам, информации и тренингам,  чем изолированные фирмы. Наличие  всего спектра ресурсов, оборудования, умений и знаний стимулирует  больший рост производительности  и гибкости, чем вертикальная  интеграция или связи с отдаленными  поставщиками. Также кластеры обеспечивают  быстрое распространение «лучших бизнес-практик» и возможность постоянного наглядного сравнения себя с конкурентами;

- кластеры увеличивают  потенциал инноваций и роста  производительности. Находясь в  кластере, легче обнаружить необходимые  направления инноваций. Наличие ресурсов позволяет легко проводить эксперименты, а образовательные и исследовательские институты предоставляют необходимые компетенции;

- кластеры стимулируют  создание новых фирм и новых  линий бизнеса, что поддерживает  инновации и расширяет кластер.

Таким образом, в современной теории по проблемам конкурентоспособности  существуют два подхода к выделению  уровней конкурентоспособности: территориальный  и отраслевой. С точки зрения территориального подхода выделяют конкурентоспособность  страны (макроуровень), конкурентоспособность  региона (мезоуровень) и конкурентоспособность  фирмы (микроуровень). Отраслевой подход выделяет национальную конкурентоспособность (макроуровень), конкурентоспособность  отрасли (мезоуровень) и конкурентоспособность  товара (микроуровень).

В самом широком смысле конкурентоспособность  означает возможность выигрыша в  соревновании. Применительно к экономической  сфере конкурентоспособность в  самом общем виде – обладание  свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования, т.е. конкурентными преимуществами.

 

1.2 Методы оценки конкурентных преимуществ страны

 

Закономерности развития современных экономических отношений  позволяют говорить о создании действительно  глобального экономического пространства, на котором действуют общие для  всех «правила игры», а значит, в борьбе за долю в конечном мировом доходе будет побеждать наиболее конкурентоспособная национальная экономика. В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения. На данном этапе экономика Республики Беларусь характеризуется низким уровнем ее конкурентоспособности, не позволяющим решать насущную задачу повышения качества жизни населения страны. В условиях обостряющейся конкуренции на глобальном экономическом пространстве все острее возникает необходимость разработки целостной концепции, которая была бы направлена на увеличение конкурентоспособности посредством выявления субъектов, факторов, стратегий, способствующих формированию конкурентных преимуществ национальной экономики.

Информация о работе Стратегия развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ