Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 11:27, контрольная работа
Стратегия развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года (далее – Стратегия) определяет долгосрочные цели, задачи, приоритеты, направления и этапы развития всех видов транспорта, механизмы и инструменты достижения поставленных целей, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие, повышение конкурентоспособности экономики и качества жизни населения Ростовской области.
Введение
1. Место и роль транспортного комплекса в обеспечении социально-экономического развития Ростовской области
1.1. Социально-экономическое положение и тенденции развития Ростовской области
1.2. Современное состояние и проблемы функционирования транспортного комплекса Ростовской области
2. Стратегические направления развития транспортного комплекса Ростовской области
2.1. Стратегические цели и задачи развития транспортного комплекса Ростовской области
2.2. Стратегические направления отраслевого развития транспортного комплекса
3. Прогнозируемые результаты реализации Стратегии
4. Программа реализации Стратегии развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года
5. Механизмы и инструменты реализации Стратегии
Основными факторами, определяющими
выбор точек роста, выступают: качественный
уровень трудовых, минерально-сырьевых,
топливно-энергетических и водных ресурсов,
удобное транспортно-
1.2. Современное состояние и проблемы функционирования
транспортного комплекса Ростовской области
Транспортно-дорожный комплекс –
одна из ведущих отраслей экономики
Ростовской области, на долю которой
приходится более 10 процентов валового
регионального продукта. На транспортную
сферу Ростовской области приходится
около 30 процентов занятых в
Транспортный комплекс Ростовской
области представляет собой совокупность
всех видов магистрального и промышленного
транспорта национальной транспортной
системы, действующей на территории
региона. Его современное развитие
обусловлено особенностями
Высокий уровень развития производительных
сил, специализация на производстве
многих видов грузоемкой продукции
(угольная и металлургическая промышленность,
машиностроение, сельское хозяйство),
особенности экономико-
1.2.1. Транспортно-экономические
Процесс формирования транспортных потоков
на территории Ростовской области в
значительной степени обуславливается
участием транспортной инфраструктуры
в реализации транспортно-экономических
связей в регионе. Объем перевозок
и их структура определяются количественными
и качественными
В связи с приграничным положением Ростовской области, внешнеторговой ориентацией значительной части субъектов хозяйствования и, соответственно, весомой долей международного транзита в общем объеме перевозок, внешнеэкономические связи оказывают существенную нагрузку на транспортную инфраструктуру Ростовской области.
Водные пути Азово-Донского бассейна
– составная часть Европейского
воднотранспортного кольца. Значительная
часть внешнеторговых грузов направляется
через этот судоходный путь в Турцию,
Италию, Грецию, Румынию и другие
страны Черноморского и
В сфере внешнеэкономической
География экспортных поставок свидетельствует о большей ориентированности на страны дальнего зарубежья. Основная часть (84 процента) приходится на экспортные поставки в Турцию (18 процентов), Италию (17 процентов), Египет (9 процентов), Швейцарию (13 процентов), США (6 процентов).
Почти половину (44 процента) импорта области занимает Украина; среди стран дальнего зарубежья – Китай (16 процентов), Турция (6 процентов), Германия (5 процентов), Италия и Финляндия (по 3 процента).
Наиболее тесные межрегиональные
экономические связи Ростовской
области сформировались с пограничными
и близлежащими регионами Южного,
Северо-Кавказского и
Основной объем перевозимой продукции Ростовской области «оседает» в границах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, на долю которых приходится более 50 процентов отправленных и прибывших грузов.
Более 40 процентов грузов, вывозимых из Ростовской области, направляются в Краснодарский край и около 20 процентов – в Ставропольский край.
Весомую роль в реализации межрегиональных грузовых перевозок играет Волго-Донской судоходный канал, который связывает 16 примыкающих к рекам Волге и Дону субъектов Российской Федерации, обладающих 50 процентами промышленного и 65 процентами сельскохозяйственного потенциала России.
Наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли внутриобластных перевозок, на территории области осуществляется порядка 65 процентов общего грузового обмена области. Внутриобластной обмен представлен практически всеми видами грузов. Наибольший удельный вес приходится на минерально-строительные материалы, каменный уголь, продовольственные грузы. На их долю приходится более 60 процентов всех внутриобластных перевозок грузов.
1.2.2. Транзитный потенциал
международных транспортных коридоров (далее – МТК)
Благодаря геополитическому положению,
Ростовская область обладает значительным
транзитным потенциалом, в том числе
в системе международных
Система международных коридоров включает следующие участки транспортных коммуникаций и инфраструктуры на территории Ростовской области:
МТК «Север-Юг»: Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – Ростов-на- Дону – Новороссийск с дублирующим железнодорожным ходом: Москва – Воронеж – Ростов – Краснодар – Новороссийск и автомобильной магистралью М-4 «Дон» (Е-115) от границы с Воронежской области до границы Краснодарского края.
МТК № 7: Дунайский воднотранспортный коридор (Дунай – Дон – Волга – Каспий).
Ответвление МТК «ТрансСиб»: железнодорожный ход: Волгоград – Котельниково – Зимовники – Сальск – Тихорецкая – Новороссийск;
Автотранспортное кольцо вокруг Черного
моря: участки автодорог Ростов-
МТК № 3: Дрезден/Берлин – Киев – Ростов-на-Дону, с разветвлением автодорожной части на направления: Каменск-Шахтинский – Волгоград и через М-4 «Дон» на Закавказье; железнодорожной части – от пограничного перехода ст. Гуково с Украиной на направления: Лихая – Волгоград и Гуково – Батайск на Закавказье.
МТК «Север-Юг» является одним из глобальных проектов, призванных интегрировать Российскую Федерацию в мировую транспортную систему, обеспечить конкурентоспособную доставку грузов из регионов Персидского залива, Юго-Восточной Азии на железнодорожную сеть России, либо судами «река-море» по внутренним водным путям, следующим через территорию Ростовской области, в страны Восточной и Центральной Европы, а также Средиземноморья.
В предкризисные 2003 – 2008 годы объем транзита в направлении МТК «Север-Юг» вырос на 24,6 процента (с 39,7 до 49,48 млн. тонн), в направлении «Юг-Север» – на 60,8 процента (с 8,49 до 13,65 млн. тонн).
Основным сдерживающим фактором развития перевозок грузов в системе МТК на территории Ростовской области является недостаточная пропускная способность пограничных переходов. Имеющееся оборудование таможенных постов на автомобильных переходах и в портах Таганрога, Азова и Ростова не позволяет качественно и оперативно осуществлять таможенное оформление и пограничный контроль с минимальными издержками.
Существующая таможенная практика сдерживает внешнеторговые грузопотоки и не стимулирует переход на новые эффективные и удобные для пользователей технологии. Сроки прохождения контейнеров через российскую таможню в несколько раз выше, чем в зарубежных портах и на пограничных переходах, что прямо сказывается на конкурентоспособности отечественной транспортной инфраструктуры.
1.2.3. Анализ и оценка деятельности отраслевых комплексов
транспорта Ростовской области
Транспортно-дорожный комплекс Ростовской
области объединяет все виды магистрального
транспорта: железнодорожный, автомобильный,
речной, морской, воздушный, внутригородской
(электрический) транспорт, транспортную
и терминально-складскую
Автодорожный комплекс
Автомобильные дороги являются важнейшей
составляющей транспортной инфраструктуры
региона, во многом определяя возможности
и темпы социально-
Ростовская область
Протяженность автомобильных дорог общего пользования области по состоянию на 1 января 2010 г. составила 15,95 тыс. км, в том числе:
федерального значения – 713,8 км;
регионального и межмуниципального значения – 7 494,4 км;
местного (муниципального) значения – 7 743,0 км.
Обеспеченность автодорогами общего
пользования в Ростовской области
составляет 3,8 км/1000 жителей, а плотность
сети дорог – 158 км/1000 кв. км ее территории,
что превышает средний уровень
по Южному федеральному округу, соответствует
общероссийскому, но значительно уступает
соответствующим показателям
По территории области сеть автомобильных дорог распределена неравномерно: плотность дорожной сети в районах, прилегающих к областному центру и к крупным городам, значительно выше, чем в периферийных районах. Наиболее разветвленной сетью дорог характеризуются: Аксайский, Семикаракорский, Азовский и Октябрьский районы. Наименее обеспечены автомобильными дорогами восточные и юго-восточные районы области: Заветинский, Морозовский, Ремонтненский, что сдерживает освоение территорий и замедляет темпы их социально-экономического развития.
В настоящее время в Ростовской
области отмечается дефицит пропускной
способности дорог по ряду направлений,
технические параметры дорог
не соответствуют современным
Острой проблемой является состояние искусственных сооружений на автомобильных дорогах области. В настоящее время на региональных дорогах эксплуатируется 420 мостов и путепроводов протяженностью 24 200 м, из которых 37 процентов находятся в неудовлетворительном состоянии.
Серьезной проблемой является наличие
множества пересечений
Федеральные дороги на всем своем протяжении имеют капитальный тип дорожной одежды и по своим техническим параметрам на 2/3 соответствуют нормативам I – II категории.
Параметры региональных и межмуниципальных дорог области в основном соответствуют нормативам III – IV категории.
В то время как три четверти региональных и межмуниципальных дорог области по своим параметрам соответствуют IV категории, интенсивность движения автотранспорта на этих дорогах уже в настоящее время достигает 5 000 – 16 000 автомобилей в сутки, а на подходах к областному центру – г. Ростову-на-Дону – до 25 000 автомобилей в сутки. Здесь наблюдается наибольшее несоответствие параметров дорог интенсивности движения.
Недостаточный уровень технического развития региональных и межмуниципальных дорог и рост автомобилизации населения области на 20 процентов за 3 года (с 230 авт./1000 человек в 2007 году до 275 авт. / 1000 человек в 2010 году) обуславливают высокий уровень транспортных расходов и аварийности движения.
Местные дороги находятся в муниципальной
собственности районов области
и обслуживают местные связи.
Общая протяженность автодорог
общего пользования местного значения
на начало 2010 г. составила 7 743,0 км, или 48,5
процента от общей протяженности
автодорог общего пользования на
территории Ростовской области. Параметры
дорог местного значения соответствуют
нормативам IV – V категорий, на 21,4 процента
общей протяженности
На территории Ростовской области 306 населенных пунктов, с общей численностью проживающего в них населения 39 834 человека, в настоящее время не имеют связи с опорной сетью по дорогам с твердым покрытием. Наиболее проблемными являются районы: Азовский, Зимовниковский, Красносулинский, Матвеево-Курганский, Миллеровский, Тарасовский, Целинский, Чертковский.
К числу наиболее актуальных проблем дорожного комплекса Ростовской области относятся следующие:
значительная часть
Информация о работе Стратегия развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года