Стратегия развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 11:27, контрольная работа

Описание работы

Стратегия развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года (далее – Стратегия) определяет долгосрочные цели, задачи, приоритеты, направления и этапы развития всех видов транспорта, механизмы и инструменты достижения поставленных целей, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие, повышение конкурентоспособности экономики и качества жизни населения Ростовской области.

Содержание работы

Введение
1. Место и роль транспортного комплекса в обеспечении социально-экономического развития Ростовской области
1.1. Социально-экономическое положение и тенденции развития Ростовской области
1.2. Современное состояние и проблемы функционирования транспортного комплекса Ростовской области
2. Стратегические направления развития транспортного комплекса Ростовской области
2.1. Стратегические цели и задачи развития транспортного комплекса Ростовской области
2.2. Стратегические направления отраслевого развития транспортного комплекса
3. Прогнозируемые результаты реализации Стратегии
4. Программа реализации Стратегии развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года
5. Механизмы и инструменты реализации Стратегии

Файлы: 1 файл

Стратегия развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года.docx

— 86.03 Кб (Скачать файл)

 

несоответствие технического состояния  значительной части флота «река-море»  современным требованиям, что снижает  экономическую эффективность его  использования и уровень безопасности мореплавания;

 

износ основных производственных фондов крупных и средних коммерческих организаций составляет: на морском  транспорте 51 процент, на внутреннем водном – почти 70 процентов.

 

 Воздушный транспорт

 

Воздушный транспорт Ростовской области  играет важную роль в обеспечении  перевозки пассажиров и грузов на Юге России, прежде всего, в межрегиональном  и международном сообщениях.

 

На территории Ростовской области  расположены международный аэропорт федерального значения в г. Ростове-на-Дону, региональный аэропорт «Южный» (г. Таганрог), семь посадочных площадок и вертодромов, которые предназначены для обслуживания воздушных судов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей – эксплуатантов гражданской авиации и авиации общего назначения (ГА и АОН), выполняющих, в основном, авиационные работы в сельском хозяйстве.

 

«Аэропорт Ростов-на-Дону». На базе аэропорта  осуществляют деятельность более 15 отечественных  и зарубежных авиакомпаний, в том  числе авиакомпания ОАО «Донавиа».

 

В Ростовской области существует сеть аэропортов местных воздушных линий (МВЛ). Однако в 2010 году последние из действующих (аэродромы «Волгодонск», «Вешенская», «Миллерово») исключены  из государственного реестра гражданских  аэродромов, как не прошедшие сертификацию в установленном порядке. Таким  образом, в настоящее время грузопассажирские  авиаперевозки на местных воздушных  линиях в Ростовской области не осуществляются.

 

Среди крупнейших авиапредприятий  Юга России Ростовский авиатранспортный узел занимает третье место (после Краснодара и Сочи).

 

Кризисные явления в экономике  предыдущих лет негативно отразились на основных показателях работы воздушного транспорта области. Однако в результате реализации комплекса антикризисных  мер удалось вернуть утраченные темпы роста объемов авиаперевозок. В 2010 году в аэропорту г. Ростова-на-Дону общее количество обслуженных пассажиров составило около 1,438 млн. человек, т.е. по сравнению с 2009 годом выросло  на 26,4 процента.

 

Основные проблемы, характерные  для функционирования и развития воздушного транспорта Ростовской области:

 

недостаточный уровень конкурентоспособности  авиатранспортного узла на региональном и международном рынках транспортных услуг;

 

низкий уровень развития инфраструктуры аэропортовых комплексов (аэровокзалов, взлетно-посадочных полос аэродромов, обеспечивающих служб);

 

практическое отсутствие воздушного сообщения на местных и региональных воздушных линиях;

 

необходимость замены устаревшего  неэкономичного парка воздушного флота;

 

дефицит квалифицированных кадров во всех сферах авиационной деятельности.

 

 Терминально-логистическая инфраструктура

 

Материальной базой реализации логистических технологий в Ростовской области является формирующаяся  сеть терминально-логистических комплексов, выполняющих накопительно-распределительные  функции обслуживания товаропотоков, в том числе переработку транзитных потоков.

 

Наибольшим потенциалом логистического развития на Юге России обладает г. Ростов-на-Дону, единственный город  в Южном федеральном округе, где  имеются качественные складские  объекты классов А и В. Суммарная  площадь складов классов А  и В – 156 тыс. кв. м, что составляет 32 процента от общего объема рынка.

 

В Ростовской области заявлено немало проектов логистических комплексов, однако в период кризиса большинство  из них было заморожено. Основной спрос  на складские мощности формируют  местные компании. Дистрибьюторы, ритейлеры, торговые сети строят собственные комплексы.

 

Наибольшая концентрация терминалов наблюдается вдоль автомобильной  магистрали М-4 «Дон» в пределах стокилометровой  зоны от г. Ростова-на-Дону. Здесь сконцентрировано более 56 процентов населения всей Ростовской области и сосредоточено  более 70 процентов промышленных предприятий  региона (Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Шахты), около 75 процентов оборота  розничной торговли Ростовской области.

 

Анализ размещения и номенклатуры товарно-материальных потоков терминально-складской  сети на территории Ростовской области  указывает на стихийный процесс  развития и размещения товороперерабатывающей сети без учета существующего  состояния и развития промышленного  производства, социальной инфраструктуры, размещения трудовых ресурсов и пропускной способности транспортных коммуникаций.

 

Основными проблемами существующего  состояния терминально- складской  инфраструктуры на территории Ростовской области являются:

 

неконкурентоспособные транспортно-логистические  технологии;

 

перегрузочные мощности не обеспечены обслуживающей транспортно-логистической  инфраструктурой (припортовыми станциями, накопительными терминалами, авто- и  железнодорожными подъездами, современными логистическими центрами);

 

существующая нормативно-правовая база не стимулирует внедрение инновационных  технологий;

 

низкий уровень безопасности перевозочного  процесса на всех видах транспорта.

 

1.2.4. Системные проблемы функционирования

транспортного комплекса Ростовской области

 

Оценивая в целом состояние  работы транспортного комплекса  области, необходимо учитывать имеющиеся  негативные тенденции в транспортном обеспечении экономики и населения  региона, межрегиональных грузо- и  пассажиропотоков, внешнеторговой деятельности, фактическом уровне освоения потенциальных  экспортно-импортных грузопотоков через морские порты юга страны, в которых в значительно большей  степени могли быть задействованы  мощности транспортной инфраструктуры Ростовской области.

 

Системными причинами развития указанных тенденций являются:

 

несоответствие между уровнями развития транспортного комплекса  области, эффективности и качества его функционирования и растущим спросом экономики и населения  на транспортные услуги;

 

несбалансированное развитие различных  видов транспорта и нерациональный транспортный баланс региона (ослабление позиций гражданской авиации), снижение конкурентоспособности транспортной инфраструктуры региона на региональном и мировом рынке транспортных услуг;

 

низкий уровень логистического обеспечения грузовых перевозок, практическое отсутствие высокотехнологичных мультимодальных  транспортно-логистических комплексов на магистральных направлениях грузопотоков и в зоне деятельности крупных  транспортных узлов;

 

прогрессирующие тенденции износа основного капитала транспортно-дорожного  комплекса региона;

 

неэффективность финансово-экономических  механизмов в инновационном воспроизводстве  транспортной системы региона;

 

увеличивающийся экологический дисбаланс  между ростом потребности в транспортных услугах и возрастающей нагрузкой  транспорта на окружающую среду.

 

К наиболее значимым системным проблемам  функционирования транспортного комплекса  Ростовской области, требующим решения  в рассматриваемой перспективе, относятся:

 

несоответствие опорной транспортной сети региона перспективным грузо- и пассажиропотокам;

 

неконкурентоспособные транспортные технологии, высокая доля транспортных издержек в себестоимости отечественной  продукции

(20 процентов по сравнению с  7 процентами в экономически развитых  странах);

 

уровень доступности и качества транспортных услуг не отвечает платежеспособному  спросу населения области, сдерживает мобильность трудовых ресурсов;

 

создаваемые перегрузочные мощности не обеспечены современной обслуживающей  транспортно-логистической инфраструктурой (припортовыми станциями, накопительными терминалами, автодорожными и железнодорожными подъездами);

 

сохраняется зависимость внешнеторговых, в том числе, транзитных перевозок  грузов от иностранных коммуникаций и перевозчиков;

 

уровень безопасности перевозочного  процесса во всех отраслях транспорта, и, в первую очередь, на автомобильном  снизился до критического состояния;

 

существующие нормативно-правовая база и финансово-экономические  механизмы недостаточно стимулируют  развитие транспортно-логистического комплекса на основе внедрения инновационных  технологий, направленных на обеспечение  современных требований экологичности, безопасности, качества транспортных услуг.

 

2. Стратегические направления  развития

транспортного комплекса Ростовской области

 

Анализ социально-экономического развития Ростовской области, оценка основных трендов, направлений и условий  будущего развития мирового и российского  транспорта с учетом потенциала и прогнозируемых рисков позволяют представить в рамках долгосрочной стратегии миссию транспортного комплекса Ростовской области как содействие экономическому росту региона и повышению качества жизни населения на основе предоставления высокотехнологичных, комфортных, экономичных и безопасных транспортных услуг.

 

2.1. Стратегические цели и задачи  развития

транспортного комплекса Ростовской области

 

Стратегия развития транспортного  комплекса Ростовской области направлена на достижение основных целей:

 

транспортное обеспечение устойчивого  социально-экономического развития и  повышения конкурентоспособности  экономики Ростовской области;

 

комплексное удовлетворение потребностей населения и экономики региона  в качественных транспортных услугах  на основе опережающего и инновационного развития транспортного комплекса  области в соответствии со стратегическими  приоритетами развития транспорта Российской Федерации и Южного федерального округа.

 

Временной горизонт Стратегии (до 2030 года) обусловлен реальными институциональными, административными, экономическими, инвестиционными  ресурсами и возможностями, необходимыми для обеспечения динамичного  развития транспортного комплекса  и выхода на запланированные целевые  показатели в гармоничном взаимодействии с развитием отраслей экономики  региона.

 

Достижение стратегических целей  предполагает решение следующих  приоритетных задач развития транспортного  комплекса региона:

 

устранение существующих транспортных инфраструктурных ограничений развития экономики и социальной сферы  региона;

 

создание современной, конкурентоспособной  на рынке транспортных услуг региональной транспортно-логистической инфраструктуры;

 

совершенствование системы управления транспортным комплексом региона на базе информационных, логистических  технологий, развития институциональной  инфраструктуры, общественных, в том  числе саморегулируемых организаций, нормативно-правового обеспечения  в рамках единого транспортного пространства Южного федерального округа, Российской Федерации;

 

использование современных экономичных, энергоэффективных и экологичных  транспортных технологий и транспортных средств;

 

повышение конкурентоспособности  отечественных товаров на основе обеспечения роста качества транспортных услуг и снижения транспортных издержек;

 

эффективная реализация транзитного  потенциала Ростовской области;

 

повышение уровня территориальной  интеграции административных и экономических  районов Ростовской области;

 

обеспечение доступности и качества предоставляемых транспортных услуг  в соответствии с социальными  стандартами;

 

повышение комплексной безопасности и снижение экологической нагрузки функционирования и развития транспортной системы области;

 

рост инвестиционной привлекательности  транспортно-логистического комплекса  Ростовской области.

 

Выполнение поставленных стратегических целей и задач развития транспортного  комплекса региона обеспечивается достижением запланированного уровня следующих целевых ориентиров.

 

Общетранспортные целевые ориентиры:

 

повышение эффективности работы транспортного  комплекса на основе роста пропускной способности транспортной инфраструктуры, оптимизации грузо- и пассажиропотоков, снижения логистических издержек, внедрения  инновационных технологий и систем управления мультимодальными перевозками;

 

интеграция в международное  транспортное пространство, реализация транзитного потенциала региона;

 

формирование доступной и эффективной  транспортной системы региона с  единым координационным центром  управления на основе использования  космических навигационных и  инфокоммуникационных технологий;

 

обеспечение своевременной доставки и сохранности грузов, надежности функционирования региональной транспортной системы;

 

создание благоприятных условий  для деятельности отечественных  перевозчиков и повышения их конкурентоспособности;

 

совершенствование транспортно-таможенных технологий и сокращение затрат времени  на обработку внешнеэкономических  грузов;

 

развитие новых видов транспорта, активное продвижение транспортного  комплекса Ростовской области как  ведущего транспортно-логистического и дистрибутивного центра на Юге  России;

Информация о работе Стратегия развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года