Сущность банковских услуг, основные виды и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 10:39, дипломная работа

Описание работы

Основной целью данной дипломной работы является анализ современного состояния банковских услуг, исследование их тенденции развития и перспектив.
Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:
раскрыть содержание понятия "банковская услуга", ее отличие от банковской операции, дать классификацию банковских услуг;
определить международные банковские услуги и их роль в мировой экономике и международных экономических отношениях;
выделить основные тенденции современного рынка международных
банковских услуг;
исследовать современное состояние и перспективы развития кыргызского рынка банковских услуг;

Файлы: 1 файл

последняя версия.docx

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Аудиторские услуги. Наличие  в банках квалифицированных специалистов создает условия для развития комплекса аудиторских услуг  для своих клиентов. На Западе фирмы  довольно часто обращаются в банки  с просьбами подобного рода. В  наших же условиях, когда аудиторство  слабо развито, банки могли бы составить конкуренцию еще только развивающимся аудиторским фирмам.Выполнение банками аудиторских функций  имеет и еще одну положительную  сторону: осуществляя проверку деятельности своего постоянного клиента, банк имеет  возможность глубже узнать особенности  его деятельности, сделать выводы о его надежности как заемщика.

Трастовые услуги. Трастовые  услуги - операции по управлению собственностью, другими активами, принадлежащими клиенту. В настоящее время трастовые  операции являются наиболее важными, поскольку  банк выступает полномочным представителем-посредником  между рынком и клиентом и получает целый ряд очевидных выгод  от их совершения. Банковские трастовые услуги делятся на следующие виды: трастовые услуги частным лицам и трастовые услуги организациям.

Трастовые услуги частным  лицам бывают завещательные и  прижизненные. Завещательные трасты вступают в силу только после смерти собственника; прижизненные действуют  при жизни его владельца.

Информационные услуги. Банки, обладающие современными средствами телекоммуникаций, компьютерной связью, имеют всегда достаточное количество разнообразной  коммерческой и некоммерческой информации. Источниками получения информации выступают также обмен ею с  другими банками и услуги информационных агентств.

На этой основе могут создаваться  развитые базы данных, за доступ к которым  клиенты должны предоставлять банку  определенную плату.

В банках могут создаваться  специальные отделы, занимающиеся сбором и обработкой информации, эта информация может предоставляться по просьбе  клиента. Так же, такие отделы занимаются изданием различных экономических  обзоров и прочих публикаций, содержащих аналитический материал.

Кроме указанных услуг  банки могут осуществлять и посреднические услуги, которые связанные с реализацией  запасов товарно-материальных ценностей  и оборудования, заключением между  клиентами банка коммерческих и  иных сделок, продажей фондов клиентов на комиссионной основе, организацией страхования.

Интерес к данному виду услуг со стороны банков и клиентов вызван неслучайно. Посреднические услуги строятся на основе предлагаемых ранее  услуг, в результате чего процедура  их предоставления, к моменту их появления в банковской практике уже отработана, а в некоторых  ситуациях посреднические услуги удовлетворяют  потребности клиентов более полно, чем традиционные банковские операции.

По мере развития посреднических услуг расширяется и круг банковской клиентуры, как правило, посреднические услуги включают в себя несколько  видов традиционных услуг, что способствует универсальности коммерческого  банка и диверсификации банковских рисков.

Так, все вышеперечисленные  ранее, услуги и составляют систему  взаимоотношений банков и его  клиентуры.

Для расширения ныне существующих рынков сбыта и завоевания новых, банки совершенствуют предоставление имеющихся услуг и внедряют новые, согласовывая их с требованиями рынка  и времени.

 

Структура рынка банковских услуг состоит из следующих секторов:14

  • рынок платежных и корреспондентских услуг;
  • услуги на рынке ссудных капиталов;
  • рынок коммерческих услуг корпоративным клиентам;
  • рынок услуг частным клиентам;
  • рынок услуг по обслуживанию внутренней и внешней торговли;
  • рынок электронных банковских услуг;
  • рынок услуг по доверительному управлению активами;

Таким образом, при исследовании международного рынка банковских услуг  прежде всего необходимо определить основные понятия, разграничить термины "банковская операция" и "банковская услуга". Банковскую операцию в общем  смысле определяют как действия банка, тем или иным образом связанные  с движением денежных средств, а  под услугой подразумевается  деятельность, способствующая оптимальному выполнению операции. Банковские услуги классифицируют по степени сложности, по направленности на удовлетворение потребностей клиента, по типам обслуживаемых  операций и т.д. С целью максимизации прибыли от банковской деятельности необходимо формирование портфеля банковских услуг, который, в свою очередь нуждается  в рынке банковских услуг.

 

1.2  Роль банковских  услуг в международной экономике.

 

Рынок банковских услуг занимает значительное место в мировой  торговле, соответственно в мировой экономике. По подсчетам Международного Валютного Фонда, они составляют 11% от общего объема мировой торговли товарами. Рынок банковских услуг сформировался достаточно давно, и его роль в экономике нельзя переоценить. Агентами рынка выступают крупные национальные и международные банки, представляющие услуги не только клиентам собственной страны, но и иностранным либо у себя, либо за рубежом путем открытия своих филиалов и отделений. Большое количество банков в силу своего международного характера превратилось в транснациональные банки, имеющие широкую зарубежную институциональную сеть, объем операций которых из года в год растет. Причем процесс концентрации и централизации банковского капитала приводит, несмотря на определенные ограничения, к слиянию банков. Крупным банкам проще не только конкурировать, но и расширять сферу своего действия, увеличивать число видов и объемы проводимых операций.

Основными видами операций, проводимых банками на международном уровне, являются депозитные и кредитные операции. Депозитная база формируется транснациональными банками как за счет вкладов своих филиалов и отделений за рубежом, так и иностранных вкладчиков, физических и юридических лиц. Транснациональные банки — наиболее крупные получатели заграничных правительственных депозитов.15

Кредитные операции транснациональных  банков столь же разнообразны, как  и депозитные. Первое место среди  клиентов занимают транснациональные  корпорации и их филиалы, иностранные банки и промышленные фирмы, правительства многих стран и частные лица. В последние годы происходит постоянный рост числа международных кредитов, что связано как с потребностями мировой экономики, неравномерностью развития депозитной базы, так и с интернационализацией экономики в целом. Не малую роль в этом играет и разнообразие форм и видов кредитов, предоставляемых транснациональными банками, которые занимаются и кредитованием инвестиционных проектов, и пополнением основного и оборотного капитала, и кредитованием внутрикорпорационных расчетов между филиалами Транснациональных Корпорации (ТНК).

Особенно расширился такой  вид предоставляемых услуг, как  эмиссионно-посредническая деятельность, связанная с выпуском и размещением международных займов и ценных бумаг. Развивается и операционная деятельность международных банков, что связано с компьютеризацией банковских операций и расширением сфер влияния. На базе Электронно-вычислительных машин (ЭВМ) банки занимаются эмиссией кредитных карточек. Модифицировались расчетные операции: если раньше они касались только внешней торговли, то теперь обслуживают и международные расчеты, и внутренние. Это проявляется также и в валютных операциях. Нельзя не отметить и такую сферу международной деятельности банков, как предоставление финансовых услуг, т.е. осуществление лизинговых, трастовых и факторинговых операций.

Рынок банковских услуг постоянно  деформируется. Это касается не только модификации услуг, но и агентов рынка. Меняются сферы влияния банков, роли отдельных из них на рынке. Так, произошло серьезное изменение в списке 20 крупнейших банков. Если в 70-80-е гг. в нем господствовали американские банки, то в настоящий момент преобладают японские, французские и английские. Американские банки потеряли свои позиции.

Типовой портфель международных  банковских услуг в настоящее  время включает услуги в сфере  корреспондентских отношений, управления рисками, внешнеэкономической деятельности клиентов, а также глобальные инвестиционные услуги.

Каждый клиринговый банк поддерживает множество контактов  с банками других стран. Так, у  одного клирингового банка может  быть свыше 10 тыс. таких контактов в более чем 150 странах. 16Банк может иметь счета во многих своих банках-корреспондентах. В свою очередь, банки могут иметь счета в иностранном банке. Система ведения счетов друг у друга позволяет фирмам:

  • осуществлять платежи за границу;
  • получать платежи из-за границы.

Основные функции зарубежного  отделения клирингового банка:

1. Обеспечение иностранной  валютой:

продажа иностранной валюты клиентам и покупка ее у них;

предоставление ссуды  в иностранной валюте;

выдача своим клиентам, путешествующим за границей, дорожных чеков, карточек.

2. Инкассирование и перевод денежных средств. Банки могут участвовать от имени клиентов в инкассировании платежей, поступающих из-за границы, и в платежах клиентов отдельным лицам или фирмам за рубежом. Услуги включают:

перевод платежей в иностранной  валюте от имени клиентов;

зачисление платежей, поступающих  из-за границы, на кредит счетов своих  клиентов или на кредит счетов клиентов других отделений банков;

выполнение документарного инкассо от имени экспортера или  иностранного покупателя за рубежом.

3. Предоставление банковских  услуг для международной торговли:

  • ведение счетов клиентов;
  • ведение собственных счетов в банках-корреспондентах за рубежом;
  • предоставление овердрафтов или ссуд клиентам и банкам за границей в иностранной валюте;
  • предоставление услуг по документарному аккредитиву;
  • учет переводных векселей, подлежащих оплате за границей, или чеков;
  • акцептование переводных векселей в рамках услуг по акцептному кредиту.

4. Предоставление информации  клиентам для более эффективного  осуществления международной торговли:

  • отчеты о финансовом положении поставщиков или клиентов;
  • помощь в поиске зарубежных дистрибьюторов;
  • общая информация об экономическом положении в конкретной стране и о любых экспортных, импортных постановлениях в этой стране.

Клиринговые банки расширили  свое влияние на международную торговлю путем:

  • открытия отделений за рубежом;
  • приобретения доли в зарубежных банках;
  • открытия дочерних компаний для специализации в лизинге и продаже в кредит или в факторинге и т. д.;
  • предоставления специализированных услуг посредством регистрации своих филиалов как торговых банков.

Лидерами в предоставлении банковских услуг в области корреспондентских  отношений являются универсальные  банки с развитой сетью филиалов и банков-корреспондентов, обладающих гибкой системой управления счетами  и кредитными рисками, оперативностью принятия решений и конкурентоспособной  тарифной политикой. В их числе: Ситибэнк, Бэнк оф Нью-Йорк, Дойче банк, Дрезднер банк и др.Широкая корреспондентская  сеть, крупный объем активов, солидная клиентская база позволяет им завоевывать  новые рынки сбыта банковских продуктов и увеличить доходы от комплексного предоставления банковских услуг.

Корреспондентские услуги, с одной стороны, являются самостоятельным  направлением банковской деятельности, а с другой стороны, - важным элементом  сопровождения внешнеэкономического бизнеса. В целом портфель банковских операций и услуг при обслуживании внешнеэкономической деятельности клиентов можно представить в следующей таблице.

Таблица 2

Банковские операции и  услуги по обслуживанию внешнеэкономической  деятельности 17

 

Основные банковские операции

Банковские услуги

Кредитование внешнеэкономической  деятельности клиентов

Консультационные услуги по организации торговых сделок клиентов

Валютные операции

Международные корреспондентские  отношения с иностранными банками  для кредитно-расчетного обслуживания клиентов

Международные расчеты

Проведение переговоров  о получении от иностранных банков кратко - и среднесрочных кредитных  линий для обслуживания торговых и документарных операций клиента

Форфейтинговые операции

Участие в банковских синдикатах и консорциумах в целях привлечения  ресурсов других банков и кредитно-финансовых институтов для проектного финансирования и кредитования торговых сделок клиентов

Факторинговые операции

Управление кредитными, платежными и прочими рисками при осуществлении  клиентом внешнеэкономической деятельности

Лизинговые операции

Развитие отношений с  экспортно-импортными банками и  организация сделок в рамках полученных кредитных линий


 

Перечисленные услуги в сфере  международных отношений обычно предусматривают комиссионное вознаграждение и играют значительную роль в получении  прибыли банками.

Основной проблемой при  разработке стратегии банковского  обслуживания внешнеэкономических  сделок клиентов остается необходимость  унификации правил, подходов к управлению рисками. Это вызвано увеличением  объемов международной торговли и сделок на мировых валютных, кредитных  и финансовых рынках. С позиции  предоставления банками услуг корпоративным  клиентам в управлении рисками в  области внешнеэкономической деятельности понятие риска можно определить как возможность частичного или  полного неисполнения контрагентом своих платежных, кредитных и  контрактных обязательств, вследствие воздействия различных факторов на проведение сделки, финансовое и  экономическое состояние клиента  Банковские услуги по управлению рисками  включают в себя анализ различных  факторов риска, консультирование клиентов, хеджирование этих рисков.

Информация о работе Сущность банковских услуг, основные виды и структура