Таможенные союзы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность современного изучения конкуренции весьма очевидна. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия субъектов рынка.
Цель работы: раскрыть значение, формы и виды конкуренции в современной экономике, проанализировать основные методы конкурентной борьбы. Методы исследования: контент-анализ различных источников научной и специальной литературы, выставочных изданий и документации, различных опросов, экспертных оценок. В процессе обработки статистической информации применялся ряд специальных методов - сравнение, группировка, графический метод анализа и др.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…
1.Конкуренция: понятие, виды, функции…………………………………....
1.1. Определение конкуренции как экономического явления......................
1.2.Виды и функции конкуренции ……………………………………….....
2. Формы и методы конкурентной борьбы………………………………..…
2.1. Основные формы конкурентной борьбы………….……………
2.2. Методы конкурентной борьбы на международных рынках ……….…
3.Конкурентные стратегии и их роль в создании конкурентного преимущества на примере ОАО «Лакокраска» ………………………………..…...
Заключение………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая Саша.docx

— 114.71 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 27 с., 1 табл., 11 источников, 1 прил..

КОНКУРЕНЦИЯ, КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА, СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, НЕСОВЕРШЕННАЯ  КОНКУРЕНЦИЯ, ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ, СТРАТЕГИЯ.

Объект исследования – конкуренция на международных рынках.

Предмет исследования – особенности конкурентной борьбы на современном этапе, преимущества и недостатки различных форм и видов конкуренции, конкурентные стратегии как основа завоевания конкурентного преимущества.

Цель работы: раскрыть значение, формы и виды конкуренции в современной экономике, проанализировать основные методы конкурентной борьбы.

Методы исследования: контент-анализ различных источников научной и специальной литературы, выставочных изданий и документации, различных опросов, экспертных оценок. В процессе обработки статистической информации применялся ряд специальных методов - сравнение, группировка, графический метод анализа и др.

Информационной  базой исследования послужили законодательные, нормативные акты, методические документы, специальная отечественная и зарубежная литература.

Область возможного практического применения: результаты работы могут быть использованы при дальнейшем исследовании вопросов, касающихся разработки и применения конкурентных стратегий предприятиями.

Автор подтверждает,  что  приведенный в работе материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса,  а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

                                                                                       _________________

                                                                                        (подпись студента)

                                       

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….…

1.Конкуренция: понятие,  виды, функции…………………………………....

1.1. Определение конкуренции как экономического явления......................

1.2.Виды и функции конкуренции  ……………………………………….....

2. Формы и методы конкурентной борьбы………………………………..…

2.1. Основные формы конкурентной  борьбы………….………………..…..

2.2. Методы конкурентной  борьбы на международных рынках  ……….…

3.Конкурентные стратегии  и их роль в создании конкурентного  преимущества на примере ОАО «Лакокраска» ………………………………..…...

Заключение……………………………………………………………….……

Список использованных источников…………………………………….….

Приложение...………………...……………………………………………..…

2

4

4

6

11

11

12

 

17

26

27

28


 

ВВЕДЕНИЕ

Конкуренция — один из регуляторов  предложения общественного производства, фактор образования средней нормы  прибыли, формирование рыночной стоимости  товара, дифференциации товарных производителей по доходам. Конкуренция выступает экономическим законом рыночных отношений, товарного производства вообще, и одновременно одним из рычагов общественного воспроизводства. 

 Актуальность современного  изучения конкуренции весьма очевидна. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия   субъектов рынка. В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек не может обойтись без конкуренции. Будь то простая покупка товаров, или выбор туристической фирмы, или попытка продать что-либо из своего имущества, или поступление в ВУЗ — человек всегда либо конкурирует с другими людьми, либо сам выбирает того или иного субъекта из конкурирующих.

Динамика экономического развития мирового сообщества свидетельствует об основополагающей роли конкуренции для экономики любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.

Цель исследования – раскрыть значение, формы и виды конкуренции в современной экономике, проанализировать основные методы конкурентной борьбы.

Объект исследования – конкуренция на международных рынках.

Предмет исследования – особенности конкурентной борьбы на современном этапе, преимущества и недостатки различных форм и видов конкуренции, конкурентные стратегии как основа завоевания конкурентного преимущества.

Для достижения цели в работе решались следующие задачи:

  • обосновать  закономерность существования конкуренции как  экономического процесса взаимодействия между субъектами рынка.;
  • исследовать формы, методы и виды конкурентной борьбы, определить их преимущества и недостатки в контексте международного рынка;
  • определить роль конкурентных стратегий в современных концепциях достижения лидирующих позиций на рынке.

Информационной базой  исследования послужили законодательные, нормативные акты, методические документы, специальная отечественная и  зарубежная литература.

 

ГЛАВА 1. Конкуренция: понятие, виды, функции

1.1 Определение конкуренции как экономического явления

Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях  обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Существуют и другие определения  конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор”. А. Смит образно назвал этот процесс «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики.

В широком смысле слова  понятие «конкуренция» употребляется  в экономической науке как элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночного хозяйства в процессе производства, купли и продажи товаров, а также в сфере приложения капитала. В более узком смысле понятие «конкуренция» употребляется как соперничество внутри отрасли, как соперничество отдельных фирм разных отраслей или отдельных производителей за более выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли

В литературе, посвященной  данной проблеме, присутствует три  подхода к определению конкуренции.

Первый определяет конкуренцию  как состязательность на рынке. Такой  подход характерен для отечественной  литературы.

Второй подход рассматривает  конкуренцию как элемент рыночного  механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.

Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.

Первый подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения:

·  состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;

·  состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;

·  состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;

·  это особый по замыслу вид честной экономической борьбы, в которой при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;

· соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;

·  соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей;

Для литературы советского периода характерно отрицательное  отношение к конкуренции в целом. Конкуренция определяется как «антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции - борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий».

В более поздней отечественной  литературе отношение к конкуренции  изменилось на диаметрально противоположное. Например, «конкуренция - естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли поставщики, изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей».

В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как  некое свойство рынка. Такое понимание  возникло в связи с развитием  теории морфологии рынка. В зависимости  от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

Раскрывая причины возникновения конкуренции, следует учитывать три подхода: 1) причинно-следственный; 2) функциональный; 3) системный.

В рамках причинно-следственного  подхода, когда выясняются «первичность» и «вторичность» процессов, обнаруживается, что исторически конкуренция порождается общественным разделением труда и частной собственностью, которые неизбежно ведут к установлению через рынок всеобщей связи хозяйствующих и экономически обособленных друг от друга субъекте. На основе функционального подхода, когда непосредственно раскрывайся характер взаимодействия этих субъектов, можно сделать вывод, что отношения конкуренции являются не каким-то предвиденным «злом» на пути развития экономической жизни человеческого общества, а одним из его фундаментальных, объективных законов. И наконец, системный подход позволяет определить конкуренцию как необходимый способ организации целостной системы рыночных отношений.

Таким образом, понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Следствием конкуренции  является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой  - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

 

1.2 Виды и функции конкуренции

Содержание конкуренции  наиболее полно раскрывается при анализе ее функций. В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции:

1) регулирующую;

2) аллокационную;

3) инновационную;

4) адаптационную;

5) распределительную;

6) контролирующую.

Регулирующая  функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению). С помощью именно этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу прогрессивная тенденция к определению предложения спросом (и далее производства— индивидуальными и общественными потребностями). В конечном счете речь здесь идет о создании реального «суверенитета потребителя» взамен все еще сплошь и рядом встречающегося «суверенитета производителя». Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что cумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести .

Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией размещения (от англ. allocation — размещение), выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и капитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных проявлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет нам переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.

Информация о работе Таможенные союзы