Таможенные союзы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность современного изучения конкуренции весьма очевидна. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия субъектов рынка.
Цель работы: раскрыть значение, формы и виды конкуренции в современной экономике, проанализировать основные методы конкурентной борьбы. Методы исследования: контент-анализ различных источников научной и специальной литературы, выставочных изданий и документации, различных опросов, экспертных оценок. В процессе обработки статистической информации применялся ряд специальных методов - сравнение, группировка, графический метод анализа и др.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…
1.Конкуренция: понятие, виды, функции…………………………………....
1.1. Определение конкуренции как экономического явления......................
1.2.Виды и функции конкуренции ……………………………………….....
2. Формы и методы конкурентной борьбы………………………………..…
2.1. Основные формы конкурентной борьбы………….……………
2.2. Методы конкурентной борьбы на международных рынках ……….…
3.Конкурентные стратегии и их роль в создании конкурентного преимущества на примере ОАО «Лакокраска» ………………………………..…...
Заключение………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая Саша.docx

— 114.71 Кб (Скачать файл)

Важнейшими чертами рыночной системы являются самостоятельность, независимость, экономическая свобода субъектов рынка, предполагающая, в частности, свободу производителя в выборе вида, объема, цены выпускаемой продукции. Но если каждый вправе свободно производить и продавать свой продукт, то на рынке оказывается множество производителей (продавцов) и между ними объективно возникает состязание, соревнование – конкуренция. Значение конкуренции нельзя переоценить. Именно в ходе конкурентной борьбы в рыночной экономике решаются вопросы: что, как и для кого следует производить.

Конкуренция – это способ эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен производить именно то, что предпочитает потребитель. Это значит, что и ресурсы (факторы производства) направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Конкуренция имеет конкретные формы, посредством которых реализуется ее функциональное назначение в рыночной экономике: внутриотраслевая, межотраслевая; совершенная, несовершенная, монополистическая; ценовая, неценовая; добросовестная, недобросовестная конкуренция.

Фирмы обходят своих соперников, если имеют прочное конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество, в свою очередь, невозможно без разработки и следования определённым конкурентным стратегиям.

 

Без конкуренции рыночные отношения теоретически немыслимы, а практически — невозможны. В  конкуренции, как и в любом  другом значимом общественном явлении, сочетаются добро и зло, плюсы и минусы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Бабин, Э.П. Внешнеэкономическая политика: учебное пособие/ Бабин, Э.П., Исаченко, Т.М. -  М: Экономика. - 2006. - 463 с.

2 Булавский, В.В. Структура спроса и равновесие в модели олигополии//Экономика и математические методы. – 2008. № 12. – 3 – 5 с.

3 Белорусский экономический портал [Электронный ресурс] Режим доступа:http://ekonomika.by/gosprogrammi/cnopkov-u-belarusi-choroshiy-potentsial-dlya-rosta-ekonomiki/ Дата доступа: 10.01.2013.

4 Видяпин, В.И. Экономическая теория../Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. - М.: ИНФРА-М, - 2002. - (Серия «Высшее образование»)

5Дерябина, М. Реформирование естественных монополий//Экономистъ, 2004. - №4. – 14 – 16 с.

6 Журавлева, Г.П. Экономика:  учебник/ Г.П. Журавлева - : М: Гардарики, - 2001

7 Зубко, Н.М. . Экономическая теория/ Н.М. Зубко, А..Н. Зубко. – М: «ТетраСистемс», - 2002

8 Интернет-портал Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ – Дата доступа: 23.12.2012.

9 Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pravo.by// – Дата доступа: 12.12.2012.

10 Портер , М. Конкуренция/М . Портер - : М:Вильямс, - 2005. - 608 с

11 Сидорович,  А.В. Курс экономической теории/ А.В. Сидорович - М: «Дело и Сервис», - 2001

 

Приложение

Закон Республики Беларусь 10 декабря 1992 г. № 2034

О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение  основных понятий

Если иное не вытекает из содержания настоящего Закона, для  его целей применяются следующие  основные понятия и их определения:

товарный рынок – сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами;

хозяйствующие субъекты – физические и юридические лица, иные субъекты гражданского права, осуществляющие предпринимательскую деятельность или имеющие право ее осуществлять;

доминирующее положение  на товарном рынке (доминирующее положение) – исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров (далее – рынок определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

1) доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии;

2) доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномоченным республиканским органом государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам (далее – конкуренты) долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим;

конкуренты – хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке;

недобросовестная конкуренция – любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации;

монополистическая деятельность – противоречащие настоящему Закону действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей;

конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

государственная монополия – система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права;

естественная монополия – система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары;

чрезвычайная монополия – система общественных отношений на товарном рынке, санкционированная государством на определенный период, при которой конкуренция отсутствует или ограничена;

правомерная монополия – государственная, естественная или чрезвычайная монополии;

стандартные условия сделок – любые заранее сформулированные условия, предназначенные для многократного использования, которые одна договаривающаяся сторона (сторона, предлагающая условия) устанавливает для другой договаривающейся стороны при заключении договора и которые в деталях не согласовывались сторонами договора независимо от того, изложены ли эти условия во внешне обособленной составной части договора или в основном тексте договора, а также от их числа, способа оформления самого договора (в простой письменной или нотариальной форме) и соответствующих условий его;

потребитель – любой субъект гражданского права, намеревающийся заказать или приобрести товар либо заказывающий, приобретающий или использующий товар (если в последнем случае товар, в том числе составная часть другого товара, является предметом совершенных и совершаемых гражданско-правовых сделок);

цена – цена, тариф, как они понимаются в статье 3 Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 года «О ценообразовании» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 37, 2/30), а также любые скидки, надбавки (доплаты), наценки;

товар – все виды объектов гражданских прав, могущие быть предметами сделок купли-продажи, мены, а также не запрещенные законодательством работы и услуги, которые выполняются, оказываются, могут быть выполнены, оказаны или обычно выполняются либо оказываются потребителям на возмездной основе.

Статья 2. Антимонопольное  законодательство

Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из настоящего Закона и других актов  законодательства, а также международных  договоров, участницей которых является Республика Беларусь.

Статья 3. Применение положений настоящего Закона

1. Настоящий Закон действует на всей территории Республики Беларусь и распространяется на отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица в процессе деятельности на товарных рынках. Настоящий Закон применяется к тем правоотношениям, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица, которые имеют или могут иметь своими последствиями ограничение конкуренции на товарных рынках, в том числе в результате совершения сделок с акциями (долями), приобретения имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев), долей уставных фондов хозяйствующих субъектов.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, вытекающие из охраны изобретений, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем, нераскрытой информации, товарных знаков и авторских прав, за исключением случаев, когда права, связанные с этими отношениями, используются их обладателями в целях ограничения конкуренции, а также на отношения, связанные с товарами, изъятыми из гражданского оборота в Республике Беларусь.

3. Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются иными актами законодательства.

Правила настоящего Закона применяются к отношениям, связанным  с монополистической деятельностью  на товарных рынках, где товары имеют  ограниченную гражданскую оборотоспособность лишь постольку, поскольку иное не установлено законодательными актами, содержащими правовые нормы об обращении этих видов товаров, а также если иное не определено соответствующими нормами международного права.

4. Если иное не установлено в соответствии с нормами международного права, положения настоящего Закона применяются также в тех случаях, когда субъекты права, указанные в пункте 1 настоящей статьи, совершают действия (бездействие) за пределами территории Республики Беларусь, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции либо влекут за собой другие неблагоприятные последствия на товарных рынках.

Актами законодательства в соответствии с нормами международного права могут устанавливаться  изъятия по отнесению иностранных  государств, международных организаций, физических и юридических лиц, лиц  без гражданства и других субъектов права к числу потребителей.

Деятельность хозяйствующих  субъектов Республики Беларусь, занимающих доминирующее положение на товарных рынках других государств (групп государств, международных организаций), а также хозяйствующих субъектов других государств, осуществляющих монополистическую деятельность на товарных рынках или в отношении потребителей, хозяйствующих субъектов Республики Беларусь, регулируется на основании норм внутригосударственного права, а также норм международных договоров и иных норм международного права.

Доминирующее положение  хозяйствующих субъектов Республики Беларусь на товарных рынках других государств (групп государств, международных организаций) и хозяйствующих субъектов других государств на товарных рынках Республики Беларусь определяется в соответствии с нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь, и иными нормами международного права.

Статья 4. Антимонопольные  органы

1. Выполнение основной части функций по реализации в соответствии с законодательством государственных мер по обеспечению условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействию и развитию добросовестной конкуренции и защите прав потребителей, в том числе по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, принятию иных мер по обеспечению исполнения антимонопольного законодательства, включая формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, осуществляется уполномоченным республиканским органом государственного управления (далее – антимонопольный орган), если иное не установлено законодательством.

Информация о работе Таможенные союзы