Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:19, курсовая работа
Актуальность современного изучения конкуренции весьма очевидна. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия субъектов рынка.
Цель работы: раскрыть значение, формы и виды конкуренции в современной экономике, проанализировать основные методы конкурентной борьбы. Методы исследования: контент-анализ различных источников научной и специальной литературы, выставочных изданий и документации, различных опросов, экспертных оценок. В процессе обработки статистической информации применялся ряд специальных методов - сравнение, группировка, графический метод анализа и др.
Введение…………………………………………………………………….…
1.Конкуренция: понятие, виды, функции…………………………………....
1.1. Определение конкуренции как экономического явления......................
1.2.Виды и функции конкуренции ……………………………………….....
2. Формы и методы конкурентной борьбы………………………………..…
2.1. Основные формы конкурентной борьбы………….……………
2.2. Методы конкурентной борьбы на международных рынках ……….…
3.Конкурентные стратегии и их роль в создании конкурентного преимущества на примере ОАО «Лакокраска» ………………………………..…...
Заключение………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………
3. Для получения согласия на создание, реорганизацию холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов учредители представляют в антимонопольный орган ходатайство о даче соответствующего согласия, а также сведения об основных видах деятельности каждого из объединяющихся хозяйствующих субъектов, их доле на соответствующем товарном рынке и документы, подтверждающие согласие учредителей на вхождение в объединение, и иные документы, перечень которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
4. Антимонопольный орган вправе по рассмотрении ходатайства, заявленного согласно положениям пунктов 3 и 5 настоящей статьи:
дать согласие на создание,
реорганизацию холдинговых
принять мотивированное решение об отказе в вынесении решения о согласии на создание, реорганизацию холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, если данные действия могут привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции, а также если при рассмотрении представленных документов установлено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения о возможности создания, реорганизации или ликвидации указанных хозяйствующих субъектов, является недостоверной и (или) неполной;
принять решение об отказе в принятии ходатайства по основанию, указанному в части второй пункта 5 настоящей статьи.
5. Учредители (участники) хозяйствующих субъектов или уполномоченные ими органы, принимающие решение о реорганизации хозяйствующих субъектов, создании холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, должны получить на это согласие или мотивированный отказ антимонопольного органа в течение 30 дней со дня получения им соответствующего ходатайства.
При получении антимонопольным органом ходатайства, не содержащего документов и (или) сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, антимонопольный орган в течение десяти дней со дня получения ходатайства принимает решение об отказе в его принятии.
51. Решение антимонопольного органа о согласии на реорганизацию хозяйствующих субъектов, создание, реорганизацию холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов действительно в течение одного года с момента его получения.
6. Положения настоящей статьи не применяются при ликвидации хозяйствующих субъектов, осуществляемой по вступившему в законную силу судебному решению.
Статья 12. Государственный контроль за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов
1. Антимонопольный орган осуществляет контроль за сделками с акциями, принадлежащими хозяйствующим субъектам и (или) выпущенными ими, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов в целях предотвращения возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке.
2. Согласие антимонопольного органа требуется в случаях:
приобретения хозяйствующим
субъектом, охватывающим более 30 процентов
рынка определенного товара, имущественных
паевых взносов в имущество
совершения хозяйствующим субъектом, охватывающим более 30 процентов рынка определенного товара, сделок с акциями другого хозяйствующего субъекта, совершающего операции на товарном рынке с аналогичным товаром;
приобретения любым
совершения любым юридическим или физическим лицом, иностранным государством, международной организацией или их органами сделок с более чем 25 процентами акций, а равно иных сделок, в результате которых у названных субъектов права появляется возможность оказывать реальное влияние на принятие решений какого-либо хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке;
приобретения юридическим
или физическим лицом, их группами,
а также иностранным
3. Для совершения сделок, указанных в пункте 2 настоящей статьи, юридические и физические лица обязаны заявить в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на их совершение и представить документы и (или) сведения, необходимые для вынесения решения, по перечню, установленному Советом Министров Республики Беларусь.
Требования к представляемым документам, а также порядок рассмотрения ходатайств о совершении сделок, могущих привести к доминирующему положению на товарном рынке или его изменению, определяются правилами, утверждаемыми антимонопольным органом.
4. Антимонопольный орган вправе принять мотивированное решение об:
отклонении ходатайства, заявленного в соответствии с положениями пункта 3 настоящей статьи, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции, а также если при рассмотрении представленных документов установлено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения о возможности совершения сделок, указанных в пункте 2 настоящей статьи, является недостоверной и (или) неполной;
удовлетворении ходатайства, заявленного в соответствии с положениями пункта 3 настоящей статьи, в случае выполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции. При этом в его решении о согласии на совершение сделок, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, должны содержаться необходимые требования, направленные на обеспечение конкуренции, а также сроки их исполнения;
отказе в принятии ходатайства по основанию, указанному в пункте 5 настоящей статьи.
5. При получении антимонопольным органом ходатайства, не содержащего документов и (или) сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, антимонопольный орган в течение десяти дней со дня получения ходатайства принимает решение об отказе в его принятии.
51. Решение антимонопольного органа о согласии на совершение сделок, принятие которого требуется в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, действительно в течение одного года с момента его получения.
6. Сделки, совершенные в нарушение порядка, установленного настоящей статьей, приводящие к возникновению или усилению доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа или иных заинтересованных.
Статья 13. Содействие развитию товарных рынков и конкуренции
В целях содействия развитию товарных рынков и конкуренции антимонопольный орган может направлять соответствующим государственным органам, хозяйствующим субъектам и иным субъектам права предложения об (о):
изменении сфер применения свободных или регулируемых цен, в том числе об установлении предельных цен либо предельного норматива рентабельности товаров, производимых или реализуемых хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением на товарном рынке;
создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет государственных инвестиций;
привлечении иностранных инвестиций;
финансировании мероприятий
по расширению выпуска дефицитных товаров
в целях устранения доминирующего
положения на товарном рынке отдельных
хозяйствующих субъектов и
лицензировании экспортно-импортных операций;
внесении изменений в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию;
принятии в пределах своей компетенции иных мер, содействующих развитию товарных рынков и конкуренции.
Статья 14. Общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства
1. Общественные организации (объединения) потребителей, другие общественные объединения, уставы которых ставят своей целью защиту потребителей от злоупотреблений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, могут осуществлять общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
2. Общественные объединения, осуществляющие общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, вправе:
подавать в антимонопольный орган заявления о фактах нарушения антимонопольного законодательства и вносить предложения по их устранению;
обращаться в суд с исками в защиту прав, свобод и законных интересов своих членов и других лиц от деяний, нарушающих антимонопольное законодательство;
проводить собственную экспертизу принятия и осуществления решений о создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов на соответствие этих действий требованиям антимонопольного законодательства и информировать общественность о результатах экспертизы;
осуществлять иные действия, не противоречащие законодательству.
ГЛАВА 4 НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Статья 141. Недопущение недобросовестной конкуренции
Любые действия, направленные на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию, а также нарушающие права и законные интересы потребителей, не допускаются.
Статья 142. Формы недобросовестной конкуренции
1. Запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными все действия, способные вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов, в том числе:
незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара на товарах, их упаковке, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации;
введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров;
незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей (узлов, деталей) обусловлено исключительно их техническим применением;
введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено договором, заключенным между хозяйствующими субъектами.
2. Запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскую деятельность конкурента, в том числе в результате:
распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в средствах массовой информации, рекламных и иных изданиях, через любые электронные средства массовой информации и иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента;
распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в любой форме и любыми способами заявлений, которые содержат информацию, порочащую деловую репутацию хозяйствующего субъекта либо его учредителя (участника, собственника имущества) или работника, и могут подорвать доверие к хозяйствующему субъекту как производителю товаров.
3. Запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки.