Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:19, курсовая работа
Актуальность современного изучения конкуренции весьма очевидна. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия субъектов рынка.
Цель работы: раскрыть значение, формы и виды конкуренции в современной экономике, проанализировать основные методы конкурентной борьбы. Методы исследования: контент-анализ различных источников научной и специальной литературы, выставочных изданий и документации, различных опросов, экспертных оценок. В процессе обработки статистической информации применялся ряд специальных методов - сравнение, группировка, графический метод анализа и др.
Введение…………………………………………………………………….…
1.Конкуренция: понятие, виды, функции…………………………………....
1.1. Определение конкуренции как экономического явления......................
1.2.Виды и функции конкуренции ……………………………………….....
2. Формы и методы конкурентной борьбы………………………………..…
2.1. Основные формы конкурентной борьбы………….……………
2.2. Методы конкурентной борьбы на международных рынках ……….…
3.Конкурентные стратегии и их роль в создании конкурентного преимущества на примере ОАО «Лакокраска» ………………………………..…...
Заключение………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………
Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей.
И, наконец, контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.
Не трудно понять, что вся совокупность перечисленных функций, взятая и их органическом единстве, обеспечивает (хуже или лучше) общую результативность функционирования рыночной экономики, что именно режим и механизм конкуренции обусловливают развитие рынка в качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы.
Существует множество критериев и подходов к классификации конкуренции. Конкуренция может быть внутриотраслевая и межотраслевая и рыночная
Таблица 1.1
Цель |
Механизм |
Результаты |
|
Внутри –отраслевая |
Получение сверхприбыли |
Повышение производительности труда, снижение индивидуальной ценности товара |
Сведение индивидуальных ценностей товаров к единой, общественной ценности и формирование на этой основе отраслевой рыночной цены товара |
Межотраслевая |
Получение наибольшей прибыли |
Свободное переливание из отрасли в отрасль в погоне за внешней нормой прибыли |
Выравнивание различных норм прибыли в единую, среднюю норму прибыли и образование средней прибыли как абсолютной ее величины |
Рыночная |
Защита интересов покупателей и продавцов (установление наивысших или самых низких цен) |
Динамика соотношения предложения и спроса товара |
Установление цены предложения или цены спроса, что ведет к формированию уравновешенной цены |
По состоянию рынка конкуренция бывает: совершенная, несовершенная, регулируемая.
Свободная совершенная конкуренция (полиполия) - тип рынка, характеризующийся многочисленностью мелких продавцов продуктов-заменителей, которые не способны оказывать влияния на условия рыночных сделок и конкурируют между собой по цене [2].
Основные характеристики рынка:
- большое количество продавцов
и покупателей, доля каждого
из них настолько мала, что
они не могут оказывать
- однородная продукция
- прозрачность рынка,
т.е. совершенство информации
о ценах, издержках и
- низкие отраслевые барьеры (барьеры входа и выхода)
- автономность поведения
фирм (нестратегическое
Примеры: нерегулируемый рынок сельскохозяйственной продукции.
Несовершенная конкуренция подразделяется на:
· Абсолютную (чистую) монополию - это концентрация всего объема отраслевого предложения у одного продавца, реализующего уникальный продукт.
Основные характеристики монополии:
- один продавец;
- уникальный вид продукции,
т.к. отсутствуют близкие
- для конкурентов рынок закрыт: экономические и юридические барьеры (патенты и лицензии, предоставляемые некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке);
- фирма осуществляет контроль
над ценой, т.е. «диктует цену»
· Олигополию - тип рынка, где осознающие свою взаимозависимость фирмы тесно взаимодействуют друг с другом, принимая решения с учетом реакции конкурентов.
Основные характеристики олигополии:
- ограниченное количество фирм, поделивших отраслевой рынок;
- вид продукции однородный и дифференцированный (однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов, руды, нефти, стали; дифференциация - на рынках потребительских товаров (автомобили);
- вход на рынок ограничен,
т.к. необходимы большие
- ценовая и неценовая
конкуренция: в основном фирмы
ориентируются на неценовую
- стратегическое поведение продавцов.
· Монополистическую конкуренцию - тип рынка, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объем продаж.
Основные характеристики рынка:
- дифференцированная продукция;
- фирмы не влияют на цены;
- есть возможность
Фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и путем всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность в такой модели заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает, в некоторой мере, монопольной властью над своим товаром; она может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных товаров. Кроме того, на монополистических рынках наряду с мелкими и средними существуют достаточно крупные фирмы.
При такой модели рынка фирмы стремятся расширять свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит прежде всего, с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров.
· Монопсония - тип рынка, в котором одному покупателю противостоит большое количество продавцов. Покупатель диктует цену и объем продаж .
Основной характеристикой данного типа рынка является снижение цены покупателем.
ГЛАВА 2. Формы и методы конкурентной борьбы
2.1 Основные формы конкурентной борьбы
Различают три формы конкурентной борьбы:
Функциональная – возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
Видовая(личностная) – т. е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром (легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями).
Предметная – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной. [9]
2.2 Методы конкурентной борьбы на международных рынках
Методы конкурентной борьбы:
Ценовая конкуренция – это вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары. Фирмы-продавцы двигаются по кривой спроса, снижая или увеличивая цену. Основное условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает шансами снижения издержек производства.
Механизм ценовой конкуренции
Факторы, влияющие на интенсивность ценовой конкуренции:
Прямая ценовая конкуренция – фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые на рынке товары.
Скрытая ценовая конкуренция – фирмы вводят новый товар с улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
Мировой опыт хозяйствования свидетельствует, что в современных условиях использование ценовых методов в конкурентной борьбе, как правило, заканчивается конфузом. К примеру, в 80-е годы ХХ ст. одна из компаний США по производству алюминия в борьбе с отечественными конкурентами поэтапно снижала цены вплоть до крайнего предела — ниже уровня рентабельности. Понятно, что и конкурирующие компании вынуждены были поступать так же. В результате на американский рынок хлынул поток еще более дешевого алюминия из стран Западной Европы, что привело к банкротству инициатора ценовых методов конкурентной борьбы. В современных условиях помимо традиционного снижения цен к основным методам конкурентной борьбы относится и снижение затрат производства и обращения. Такой приём (снижение издержек производства, снижение себестоимости товаров) в идеале является основой долгосрочной стратегии развития любой фирмы.
Неценовые методы конкуренции в настоящее время являются основополагающими в рыночном механизме всех развитых стран мира. Суть их заключается в повышении качества производимых товаров, улучшенное послепродажное. Это означает, что в конкурентной борьбе особое внимание уделяется:
1. высокому качеству товаров (услуг);
2. надежности товаров, их безопасности. Именно на этом делается акцент в рекламе.
3. экономичности товаров
(потребитель анализирует,
4. удобству в эксплуатации и обслуживании;
5. большему гарантийному сроку использования товаров;
6. лучшим экологическим характеристикам;
7. высокому качеству допродажного и послепродажного обслуживания;
8. условию обязательного
(часто бесплатного обучения
9. условию принятия в
зачет сданного старого
10. нормой конкурентной борьбы в современных условиях является поставка оборудования не "под ключ", а по принципу "первая продукция — в руки", что привлекает заказчиков экономией расходов на пусконаладочные работы;
11. возрастающая скорость выполнения заказов клиентов при неизменных ценах. Главенствует принцип: "Скорость – фактор цивилизованной конкуренции!".