Таможенные союзы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность современного изучения конкуренции весьма очевидна. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия субъектов рынка.
Цель работы: раскрыть значение, формы и виды конкуренции в современной экономике, проанализировать основные методы конкурентной борьбы. Методы исследования: контент-анализ различных источников научной и специальной литературы, выставочных изданий и документации, различных опросов, экспертных оценок. В процессе обработки статистической информации применялся ряд специальных методов - сравнение, группировка, графический метод анализа и др.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…
1.Конкуренция: понятие, виды, функции…………………………………....
1.1. Определение конкуренции как экономического явления......................
1.2.Виды и функции конкуренции ……………………………………….....
2. Формы и методы конкурентной борьбы………………………………..…
2.1. Основные формы конкурентной борьбы………….……………
2.2. Методы конкурентной борьбы на международных рынках ……….…
3.Конкурентные стратегии и их роль в создании конкурентного преимущества на примере ОАО «Лакокраска» ………………………………..…...
Заключение………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая Саша.docx

— 114.71 Кб (Скачать файл)

2. Антимонопольный орган, в том числе органы, входящие в его состав, создаются, реорганизуются и упраздняются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства компетенцией антимонопольного органа или ее частью могут наделяться несколько субъектов права.

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 5. Злоупотребление  хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке

1. Запрещается и признается в установленном порядке неправомерной деятельность (действия или бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в том числе совместно с другими хозяйствующими субъектами, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей, посредством:

создания препятствий  для доступа на товарный рынок (ухода  с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;

изъятия товаров из обращения, ограничения производства, имеющих  целью создание или поддержание  дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;

установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой  прибыли или устранения конкурентов;

заключения и (или) исполнения договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;

заключения соглашений, которые  ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия  предоставления (поставок) товаров  в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких  условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных  условий;

заключения соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;

применения к хозяйственным  партнерам неравного подхода  при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

согласия заключить договор  лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

осуществления иных действий (бездействия), приводящих к указанным  результатам.

2. В исключительных случаях деятельность хозяйствующего субъекта, указанная в пункте 1 настоящей статьи, может быть признана правомерной антимонопольным органом в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь или по его поручению – иным государственным органом и (или) судом, если хозяйствующий субъект докажет, что осуществление названной деятельности необходимо для исполнения предписаний актов законодательства, принятых (изданных) в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, а ограничение конкуренции осуществляется лишь в той мере, в какой оно неизбежно или необходимо для точного и неукоснительного исполнения соответствующих актов законодательства.

Статья 6. Соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции

1. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом):

раздел товарного рынка  по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам  товаров и их ценам; по кругу потребителей;

исключение или ограничение  доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;

необоснованное ограничение  производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;

осуществление операций с  ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной  валютой, целью или результатом  которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках;

отказ от заключения договоров  с определенными продавцами или  покупателями (заказчиками);

иные последствия, которые  устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию).

2. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию.

3. В исключительных случаях соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, предусмотренные настоящей статьей, за исключением прямо перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть признаны правомерными антимонопольным органом в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь или по его поручению – иным государственным органом и (или) судом, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка или Республики Беларусь в целом, а ограничение конкуренции должно осуществляться лишь в той мере, в какой названные ограничения неизбежны для достижения данного эффекта, или если их совершение непосредственно предписано актами законодательства, принятыми (изданными) в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

4. Хозяйствующие субъекты, намеревающиеся заключить соглашения, в которых имеются признаки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, вправе запросить заключение антимонопольного органа о соответствии положений этих соглашений антимонопольному законодательству. В соответствии с законодательством к запросу (заявлению) об установлении соответствия положений соглашений антимонопольному законодательству прилагается информация, необходимая для подготовки соответствующего заключения.

Антимонопольный орган в  порядке, установленном законодательством, исходя из результатов рассмотрения запроса (заявления) об установлении соответствия положений соглашений антимонопольному законодательству дает заключение об удостоверении соответствия соглашений хозяйствующих субъектов антимонопольному законодательству или об отказе признать их соответствующими антимонопольному законодательству.

Заключения антимонопольного органа о признании соглашений соответствующими антимонопольному законодательству или об отказе признать их соответствующими антимонопольному законодательству могут быть обжалованы, аннулированы, а соответствующие сделки признаны недействительными в порядке, установленном законодательством, в том числе в случаях, если хозяйствующие субъекты совершили действия, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

Требования к содержанию и форме представления необходимых  сведений, а также порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений антимонопольному законодательству определяются правилами, утверждаемыми антимонопольным органом.

5. Запрещаются любая монополизация производства или реализации товаров, осуществление полномочий, которые имеют либо могут непосредственно иметь своим результатом незаконное ограничение конкуренции, в том числе создание (существование) холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, имеющее целью или результатом монополизацию производства или реализации товаров либо иное ограничение конкуренции. Указанные ограничения не распространяются на случаи установления и осуществления государственной и иной правомерной монополии, устанавливаемой в Республике Беларусь в соответствии с требованиями законодательства.

Статья 7. Стандартные  условия сделок

1. Использование стандартных условий сделок может быть запрещено полностью или частично в соответствии с законодательством. Законодательством также могут устанавливаться запреты и ограничения на отнесение отдельных условий сделок к числу стандартных.

2. Условия сделок, выработанные непосредственно сторонами договора или детально ими согласованные и содержащиеся в договорах, имеющих стандартные условия сделок, являются обязательными для выполнения сторонами, если иное не установлено законодательством или договором.

ГЛАВА 3 СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 8. Основные меры государственного антимонопольного регулирования

Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической  деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков посредством:

осуществления государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

принятия в установленном  порядке мер по реорганизации  и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

осуществления государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;

осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

оказания содействия осуществлению  общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

принятия иных мер.

Статья 9. Государственный  контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке

Государственный контроль за исполнением антимонопольного законодательства осуществляется антимонопольным органом и иными уполномоченными органами в пределах своей компетенции. В случае, когда положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта (субъектов) с целью установления факта злоупотребления таким положением.

Статья 10. Принятие мер для осуществления реорганизации  хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке

1. Принятие мер для осуществления реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, в том числе в процессе приватизации, осуществляется с учетом одного или нескольких следующих условий:

возможности организационного и (или) территориального обособления  предприятий, структурных подразделений  или структурных единиц;

отсутствия тесной технологической  взаимосвязи предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

разграничения сфер деятельности предприятий, структурных подразделений или структурных единиц в рамках узкой предметной специализации;

невозможности в силу причин экономического или политического  характера привлечения других контрагентов на соответствующие товарные рынки.

2. Антимонопольный орган вправе в целях развития конкуренции принять в установленном законодательством порядке решение о принудительной реорганизации хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке.

3. В случае, если доминирующее положение на товарном рынке возникло в результате организации выпуска товара, свойства которого превосходят уровень аналогичных товаров, решение антимонопольного органа о принудительной реорганизации может быть принято не ранее одного года с момента появления на товарном рынке данного товара, если иное не установлено законами или актами Президента Республики Беларусь.

Статья 11. Государственный  контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов

1. В целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках в Республике Беларусь антимонопольным органом и другими государственными органами в пределах их компетенции осуществляется государственный контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, за преобразованием государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках.

2. Создание, реорганизация холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов осуществляются после получения согласия антимонопольного органа, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Информация о работе Таможенные союзы