Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 11:08, курсовая работа
Объект исследования – социальная сфера в современной экономике и ее развитие в Республике Беларусь.
Предметом исследования выступают методологические, теоретические и прикладные аспекты социального ориентирования экономики Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 6
2. РАЗЛИЧИЯ В ПОДХОДАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 10
2.1 Концепции социального регулирования 10
2.2 Управление социальной сферой во Франции 10
2.3 Социальное государство в Германии 14
2.4 Управление социальной сферой в Швеции 15
2.5 Социальная политика Япония 16
2.6 Великобритания 17
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18
3.1 Сущность социальной политики Республики Беларусь 18
3.2 Экономическое развитие Республики Беларусь 28
3.2 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 37
4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Важнейшими принципами
формирования и функционирования эффективной
социально ориентированной
Основные функции социальной политики можно свести к следующему:
Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу и должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.
Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека.
В современных экономиках
западноевропейских стран наблюдается
ориентация на две полярные концепции
социального регулирования: модель
общества изобилия и модель государства
благосостояния в более узком
смысле. Согласно первой модели деятельность
государства в области
Социальные программы
включают расширение системы
образования, здравоохранения,
Существует
также социальное обеспечение по
месту работы. Многие предприниматели
обеспечивают пособия по болезни, беременности
и родам, увольнению в размерах, превышающих
установленный государственный
минимум. Важную роль играет пенсионное
обеспечение по месту работы, заменяющее
часть государственной пенсии. Фирмы,
осуществляющие частное страхование,
получают налоговые субсидии. Государственная
служба благосостояния и налоговая
политика Великобритании распространяется
на каждого ее гражданина. Увеличение
пенсий и пособий опережает рост
инфляции. На поддержку здравоохранения,
образования и пенсионного
В основе французской модели социальной политики лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наёмными работниками и предпринимателями.
Особенность французской системы социальной защиты — очень сложная организационная структура, а также высокая доля расходов на социальные программы, которая превышает средний уровень по ЕС. Для нее характерны некоторые особенности.
Во-первых, существование разветвленной
системы профессионально-
Во-вторых, наличие развитой системы
семейных пособий, которая стала
результатом длительной эволюции, в
ходе которой вводились и
В-третьих, большая роль дополнительных
систем социального обеспечения, особенно
в области пенсионного и
В-четвертых, существенным отличием французской системы социальной защиты (например, от шведской или английской) является ее финансирование преимущественно за счет взносов социального страхования.
В-пятых — существование различных страховых фондов, реализующих отдельные социальные программы, которые дополняют обязательные социальные услуги в рамках общих обязательных схем социального обеспечения [12, с. 167].
В основной базовой схеме пенсионного обеспечения возможен досрочный выход на пенсию, действует система надбавок супругам, имеющим не менее трех детей, и супругу, на иждивении которого находится другой, не имеющий собственной пенсии. Кроме того, существует возможность наследования пенсионных прав, а также возможность трудоустройства после выхода на пенсию. В рамках основной системы также возможно получение пенсии при продолжении трудовой деятельности. В этом случае продолжающий работать пенсионер должен уплачивать со своего заработка так называемый взнос солидарности в фонд страхования по безработице, 10-15 % которого уплачивает сам работающий, а 5 % — работодатель. Исключением является ситуация, когда размер получаемой пенсии и заработка меньше гарантированного минимума заработной платы.
Финансирование основной системы
пенсионного страхования
Кроме основных во Франции существуют обязательные дополнительные системы социального страхования, функционирующие на основе межпрофессиональных национальных соглашений. Большая часть обязательных дополнительных систем страхования по старости сосредоточена в рамках двух фондов. Первый (Ассоциация режимов дополнительных пенсий — ARRCO) охватывает всех наёмных работников и финансируется за счёт обязательных взносов предпринимателей (4 % фонда заработной платы) и наёмных работников, уплачивающих 2 % с заработной платы. Второй фонд (Всеобщая ассоциация пенсионных учреждений — AGIRC) осуществляет обязательное пенсионное страхование руководящих служащих и управленческих работников. Размер взносов в систему AGIRC составляет 12 %, из которых 8 % приходится на работодателей и 4 % на наёмных работников. Если в основных системах пенсионного обеспечения размер пенсионных выплат, как правило, не превышает 50 %, то в рамках дополнительных пенсионных систем он составляет около 20 % заработка, что существенно повышает общий доход пенсионеров.
Наряду с системой трудовых пенсий
во Франции существует также система
социальных пенсий. Их выплата гарантируется
государством независимо от характера
и продолжительности
Французская система медицинского страхования подразделяется на несколько отдельных систем, различающихся по профессиональному признаку. Наиболее крупной, охватывающей более 80 % населения, является общая система медицинского страхования (Regime general d`assurance maladie). Наряду с ней существуют другие более мелкие страховые режимы для работников отдельных профессиональных групп и отраслей. Таковы система страхования для государственных служащих и работников сельского хозяйства (около 9 % населения), страхование для самостоятельно занятых работников (6 %), а также более мелкие системы медицинского страхования наёмных работников различных профессиональных групп (горняков, железнодорожников, моряков и др.). Медицинское страхование включает медицинские, стоматологические, фармацевтические, а также больничные расходы. При этом имеются в виду не только расходы самого застрахованного, но и других лиц: супруга или супруги застрахованного, а также согласно закону и сожительницы (или сожителя), если она (он) финансово зависит от застрахованного лица. Кроме того, правом на медицинское обслуживание пользуются и дети застрахованного до достижения возраста 20 лет, а также совместно проживающие родственники, ведущие с ним домашнее хозяйство.
Французская система страхования
по безработице базируется на коллективных
соглашениях между
Право на пособие в рамках социального страхования по безработице возникает при наличии ряда условий:
Например в структуре расходов на социальное обеспечение во Франции на первом месте стоят пенсии, на втором – здравоохранение, на третьем – семейные пособия, затем расходы на пособия по безработице и на профессиональное обучение, обеспечение жильем, пособия на несчастные случаи и профессиональные заболевания, пенсии участникам и жертвам войны. Социальные расходы финансируются за счет следующих источников:
Большинство программ
Правом пользоваться