Тенденции развития социальной сферы в современной экономике и анализ состояния социальной сферы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – социальная сфера в современной экономике и ее развитие в Республике Беларусь.
Предметом исследования выступают методологические, теоретические и прикладные аспекты социального ориентирования экономики Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 6
2. РАЗЛИЧИЯ В ПОДХОДАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 10
2.1 Концепции социального регулирования 10
2.2 Управление социальной сферой во Франции 10
2.3 Социальное государство в Германии 14
2.4 Управление социальной сферой в Швеции 15
2.5 Социальная политика Япония 16
2.6 Великобритания 17
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18
3.1 Сущность социальной политики Республики Беларусь 18
3.2 Экономическое развитие Республики Беларусь 28
3.2 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 37
4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56

Файлы: 1 файл

Тема Тенденции развития социальной сферы в экономике.docx

— 513.01 Кб (Скачать файл)

Важнейшими принципами формирования и функционирования эффективной  социально ориентированной политики являются:

    • принцип социального равенства людей – членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.);
    • принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;
    • принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности, но в целом понимаемы как отношения эквивалентности в жизни общества и его социальных групп (например, соответствие прав и обязанностей, практического вклада и реального положения человека и т.п.).

Основные функции  социальной политики можно свести к  следующему:

    • стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения;
    • поддержание и стимулирование социальной и экономической активности населения;
    • социальная поддержка и защита.

Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу  и должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

Важнейшим условием развития человеческого  потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые  условия, обеспечивающие достойную  жизнь и свободное развитие человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РАЗЛИЧИЯ  В ПОДХОДАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

2.1 Концепции  социального регулирования

 

В современных экономиках  западноевропейских стран наблюдается  ориентация на две полярные концепции  социального регулирования: модель общества изобилия и модель государства  благосостояния в более узком  смысле. Согласно первой модели деятельность государства в области социальной помощи концентрируется на понятии  жизненных стандартов и содействии динамическому росту без непосредственного  вмешательства в основные механизмы  производства и распределения. Согласно второй модели правительство обязано  вмешиваться в функционирование экономики с целью более равномерного распределения благ. Однако при всех различиях в моделях следует  иметь в виду, что в результате реализации программ достигнут высокий жизненный уровень широких слоев населения.

  Социальные программы  включают расширение системы  образования, здравоохранения, социального  обеспечения, жилищного строительства,  то есть создание развитой  социальной инфраструктуры.

Существует  также социальное обеспечение по месту работы. Многие предприниматели  обеспечивают пособия по болезни, беременности и родам, увольнению в размерах, превышающих  установленный государственный  минимум. Важную роль играет пенсионное обеспечение по месту работы, заменяющее часть государственной пенсии. Фирмы, осуществляющие частное страхование, получают налоговые субсидии. Государственная  служба благосостояния и налоговая  политика Великобритании распространяется на каждого ее гражданина. Увеличение пенсий и пособий опережает рост инфляции. На поддержку здравоохранения, образования и пенсионного обеспечения  уходит более 2/3 социального бюджета. Британские экономисты считают, что  предпочтения и спрос, а не потребности следует использовать как критерий для размещения услуг в условиях ограниченности ресурсов.

2.2 Управление социальной сферой во Франции

 

В основе французской модели социальной политики лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наёмными работниками и предпринимателями.

Особенность французской системы  социальной защиты — очень сложная организационная структура, а также высокая доля расходов на социальные программы, которая превышает средний уровень по ЕС. Для нее характерны некоторые особенности.

Во-первых, существование разветвленной  системы профессионально-отраслевых схем социального страхования.

Во-вторых, наличие развитой системы  семейных пособий, которая стала  результатом длительной эволюции, в  ходе которой вводились и совершенствовались различные инструменты государственной  семейной политики и формы семейных пособий.

В-третьих, большая роль дополнительных систем социального обеспечения, особенно в области пенсионного и медицинского страхования. Наряду с общими (базовыми) схемами социального страхования  в стране функционирует множество  дополнительных профессионально-отраслевых систем.

В-четвертых, существенным отличием французской  системы социальной защиты (например, от шведской или английской) является ее финансирование преимущественно за счет взносов социального страхования.

В-пятых — существование различных страховых фондов, реализующих отдельные социальные программы, которые дополняют обязательные социальные услуги в рамках общих обязательных схем социального обеспечения [12, с. 167].

В основной базовой схеме пенсионного  обеспечения возможен досрочный  выход на пенсию, действует система  надбавок супругам, имеющим не менее  трех детей, и супругу, на иждивении  которого находится другой, не имеющий  собственной пенсии. Кроме того, существует возможность наследования пенсионных прав, а также возможность  трудоустройства после выхода на пенсию. В рамках основной системы  также возможно получение пенсии при продолжении трудовой деятельности. В этом случае продолжающий работать пенсионер должен уплачивать со своего заработка так называемый взнос  солидарности в фонд страхования  по безработице, 10-15 % которого уплачивает сам работающий, а 5 % — работодатель. Исключением является ситуация, когда размер получаемой пенсии и заработка меньше гарантированного минимума заработной платы.

Финансирование основной системы  пенсионного страхования осуществляется за счёт взносов работодателей (8,2 % фонда заработной платы) и наёмных работников (6,55 % заработной платы). Кроме того, часть средств, направляемых на финансирование пенсионного обеспечения, составляют дотации из специального фонда солидарности, а также в случае необходимости бюджетные ассигнования. Пенсионные выплаты как в рамках базовых схем, так и других режимов за вычетом необлагаемого налогом минимума подлежат подоходному налогообложению.

Кроме основных во Франции существуют обязательные дополнительные системы  социального страхования, функционирующие  на основе межпрофессиональных национальных соглашений. Большая часть обязательных дополнительных систем страхования по старости сосредоточена в рамках двух фондов. Первый (Ассоциация режимов дополнительных пенсий — ARRCO) охватывает всех наёмных работников и финансируется за счёт обязательных взносов предпринимателей (4 % фонда заработной платы) и наёмных работников, уплачивающих 2 % с заработной платы. Второй фонд (Всеобщая ассоциация пенсионных учреждений — AGIRC) осуществляет обязательное пенсионное страхование руководящих служащих и управленческих работников. Размер взносов в систему AGIRC составляет 12 %, из которых 8 % приходится на работодателей и 4 % на наёмных работников. Если в основных системах пенсионного обеспечения размер пенсионных выплат, как правило, не превышает 50 %, то в рамках дополнительных пенсионных систем он составляет около 20 % заработка, что существенно повышает общий доход пенсионеров.

Наряду с системой трудовых пенсий во Франции существует также система  социальных пенсий. Их выплата гарантируется  государством независимо от характера  и продолжительности профессиональной деятельности. В отличие от пенсионеров, получающих трудовую пенсию, «социальные» пенсионеры обладают рядом льгот, таких, как бесплатная юридическая помощь, освобождение от налога на жильё и земельного налога, бесплатное телефонное обслуживание и др. Финансирование системы социальных пенсий производится через фонд солидарности по старости, доходы которого формируются из средств, поступающих от взимания всеобщего социального налога в размере 2,4 % любых доходов, а также за счёт части акцизов и пошлин на алкогольные и безалкогольные напитки. В случае недостатка средств фонда на выплату пенсий возможно устранение дефицита из средств государственного бюджета на основании соответствующего решения парламента.

Французская система медицинского страхования подразделяется на несколько  отдельных систем, различающихся  по профессиональному признаку. Наиболее крупной, охватывающей более 80 % населения, является общая система медицинского страхования (Regime general d`assurance maladie). Наряду с ней существуют другие более мелкие страховые режимы для работников отдельных профессиональных групп и отраслей. Таковы система страхования для государственных служащих и работников сельского хозяйства (около 9 % населения), страхование для самостоятельно занятых работников (6 %), а также более мелкие системы медицинского страхования наёмных работников различных профессиональных групп (горняков, железнодорожников, моряков и др.). Медицинское страхование включает медицинские, стоматологические, фармацевтические, а также больничные расходы. При этом имеются в виду не только расходы самого застрахованного, но и других лиц: супруга или супруги застрахованного, а также согласно закону и сожительницы (или сожителя), если она (он) финансово зависит от застрахованного лица. Кроме того, правом на медицинское обслуживание пользуются и дети застрахованного до достижения возраста 20 лет, а также совместно проживающие родственники, ведущие с ним домашнее хозяйство.

Французская система страхования  по безработице базируется на коллективных соглашениях между организациями  работодателей и наёмных работников. Во Франции существуют два крупных фонда страхования по безработице, управляемые на паритетных началах представителями трудящихся и предпринимателей: Национальный союз содействия занятости в промышленности и торговле (Union national pour l`employ dans l`industrie et le commerce — UNEDIC) и Союз содействия занятости в промышленности и торговле (Association pour l`employ dans l`industrie et le commerce — ASSEDIC). Первая организация отвечает за финансовые вопросы и функционирование всей системы страхования по безработице. Кроме того, в её компетенции находятся мероприятия по профессиональной реабилитации безработных, а также профессиональное обучение и переквалификация. Вторая организация управляет страховыми счетами, отвечает за поступление взносов, а также за выплату пособий по безработице. Наряду с этими двумя учреждениями во французской системе страхования по безработице действует также ещё одна организация — Национальное агентство занятости (Agence Nationale pour l`Emploi — ANPE), в круг задач которого входит оказание содействия в поиске работы, информирование о состоянии ситуации на рынке труда и оказание услуг по профессиональной ориентации. С 1 января 2009 года ANPE и ASSEDIC реорганизовались в одну единую структуру - POLE-EMPLOI. В системе обеспечения по безработице во Франции выделяются два основных вида пособий, выплата которых зависит от определённых предпосылок. Первый вид — это пособие, выплата которого увязана с такими обстоятельствами, как наличие страхового стажа и выплата страховых взносов в течение определённого времени. Эта часть системы строится на общих страховых принципах. Второй вид — так называемое пособие солидарности (помощь по безработице), предназначенное для безработных, не имеющих право на страховое пособие.

Право на пособие в рамках социального  страхования по безработице возникает  при наличии ряда условий:

    • безработица не может быть вызвана увольнением по собственному желанию
    • для получения пособия безработный должен быть зарегистрирован на бирже труда, где он подписывает так называемый «план содействия для возврата к занятости», в котором определяются как права и обязанности самого безработного, так и обязанности службы занятости
    • обязательным документом является специальный проект личных действий, в котором определяются действия безработного по поиску работы
    • предпосылки трудоспособности, активного поиска работы, а также наличия необходимого страхового стажа в течение как минимум 4 месяцев за последние 18 месяцев, которые предшествовали окончанию трудового контракта.

Например в структуре расходов на социальное обеспечение во Франции на первом месте стоят пенсии, на втором – здравоохранение, на третьем – семейные пособия, затем расходы на пособия по безработице и на профессиональное обучение, обеспечение жильем, пособия на несчастные случаи и профессиональные заболевания, пенсии участникам и жертвам войны. Социальные расходы финансируются за счет следующих источников:

    • взносы предпринимателей;
    • индивидуальные взносы;
    • отчисления из госбюджета;
    • налоги;
    • отчисления местных органов власти;
    • прочие поступления, включая доходы от капиталовложений.

  Большинство программ социального  обеспечения существует в двух  вариантах – социального страхования  и социальной помощи.

   Правом пользоваться программами  социального страхования обладают  все плательщики взносов в  течение 12 месяцев после прекращения  работы и уплаты взносов по  страхованию, а также  и их  родственники в случае, если они  не работают и проживают с  главой семьи. Пособия в рамках  социальной помощи получают лица  французской национальности, проживающие  во Франции и не имеющие  достаточных средств для существования. Пенсии по старости устанавливаются по достижении 65 лет и определяются размером заработка и продолжительностью уплаты взносов, достигая максимума при их уплате в течение 37,5 лет. Существуют также дополнительные пособия по старости. Значительных сумм достигает семейное пособие.

Информация о работе Тенденции развития социальной сферы в современной экономике и анализ состояния социальной сферы Республики Беларусь