Тенденции развития социальной сферы в современной экономике и анализ состояния социальной сферы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – социальная сфера в современной экономике и ее развитие в Республике Беларусь.
Предметом исследования выступают методологические, теоретические и прикладные аспекты социального ориентирования экономики Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 6
2. РАЗЛИЧИЯ В ПОДХОДАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 10
2.1 Концепции социального регулирования 10
2.2 Управление социальной сферой во Франции 10
2.3 Социальное государство в Германии 14
2.4 Управление социальной сферой в Швеции 15
2.5 Социальная политика Япония 16
2.6 Великобритания 17
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18
3.1 Сущность социальной политики Республики Беларусь 18
3.2 Экономическое развитие Республики Беларусь 28
3.2 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 37
4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56

Файлы: 1 файл

Тема Тенденции развития социальной сферы в экономике.docx

— 513.01 Кб (Скачать файл)

Однако эффективность физического  оздоровления населения в определенной мере снижается слабой материально-технической  базой отрасли, низкой обеспеченностью  спортивными сооружениями, физкультурно-оздоровительной  базой, инвентарем и оборудованием.

Главной целью развития национальной системы физической культуры и спорта является укрепление здоровья и физическое совершенствование населения путем  повышения  уровня физкультурно-оздоровительной  работы, формирования у населения  интереса к занятиям физической культурой  и спортом, расширения образовательной  и пропагандистской деятельности по формированию здорового образа жизни, повышения конкурентоспособности  системы подготовки белорусских  спортсменов высокого класса, достижения высоких спортивных результатов  на международной арене, развития международных  связей.

Главная цель развития физической культуры и спорта в ближайший период заключается  в подъеме уровня массовости физкультурно-спортивного  движения в стране, повышении эффективности  физкультурно-оздоровительной и  спортивно-массовой работы и обеспечении  социально гарантированных минимальных  потребностей населения в услугах  отрасли.

Понятие здорового образа жизни  должно прочно войти в массовое сознание населения Беларуси. Для этого  государственную политику в сфере  физической культуры и спорта следует  реализовывать во взаимодействии всех органов исполнительной и законодательной власти, спортивных организаций и средств массовой информации.

Беларусь располагает богатыми природным потенциалом и историко-культурными  ресурсами для развития различных  видов туризма. Но из более чем 16 тыс. единиц туристского потенциала, в его целях используется менее 10%. Удельный вес стоимости туристских услуг в объеме ВВП страны составляет лишь 0,2%. В то же время мировой опыт свидетельствует, что только расходы на туризм как высокодоходной отрасли мирового хозяйства составляют 12% мирового валового продукта.

Стратегической целью развития туризма является создание в Республике Беларусь высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, взаимоувязанного с сохранением природных и  социально-культурных ресурсов. Основными  задачами ее реализации должны стать:

    • преодоление отрицательного сальдо в торговле туристскими услугами;
    • формирование привлекательного имиджа Республики Беларусь как страны, благоприятной для туризма;
    • развитие туристской инфраструктуры, поиск новых целевых туристских рынков, проведение структурных преобразований хозяйственного механизма отрасли и системы управления;
    • разработка конкретных целевых программ развития наиболее перспективных видов туризма, в том числе экологического, сельского, этнического, охотничьего, транзитного;
    • переход на мировые стандарты качества туристских услуг, внедрение современных технологий развития туризма.

Целями жилищной политики, проводимой в нашей республике, являются повышение  уровня обеспеченности граждан жильем, развитие жилищного строительства  с преимущественным использованием средств внебюджетных источников финансирования и долгосрочных форм кредитования граждан  на приобретение жилья, дальнейшее развитие рынка жилья и жилищных услуг, эффективное использование существующего  жилищного фонда.

Преимущество в структуре жилищного  строительства Республики Беларусь должно получить возведение жилых домов  высоких потребительских качеств, где наряду с традиционными   получат развитие новые системы благоустройства с низким уровнем энергопотребления, с использованием нетрадиционных источников энергии. Эти же направления, наряду с мероприятиями по усилению теплозащитных свойств домов, должны получить развитие при реконструкции и модернизации имеющегося жилищного фонда, особенно в сельской местности.

Устойчивое развитие жилищно-коммунального  хозяйства определяется созданием  эффективной и устойчивой инженерно-технической  инфраструктуры населенных пунктов  по производству и поставке услуг  жизнеобеспечения населению и обеспечению  жизнедеятельности производств, оказанию других видов коммунальных услуг, связанных с управлением жилищным фондом, его содержанием и ремонтом.

Дальнейшее реформирование жилищно-коммунального  хозяйства должно направляться на создание экономических, правовых и организационных  условий развития отрасли с целью  повышения эффективности и надежности ее функционирования, улучшения качества услуг и снижения их себестоимости.

Реализация этих направлений должна обеспечиваться решением следующих  целевых задач:

    • внедрение высокоэффективных, надежных, экологически безопасных, экономичных технологий производства и транспортировки услуг жилищно-коммунального хозяйства, основанных на использовании достижений научно-технического прогресса, местных возобновляемых и нетрадиционных источников энергии;
    • обеспечение минимальных нормативов социального стандарта по представлению населению услуг в области жилищно-коммунального обслуживания;
    • совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг и переход отрасли в режим безубыточного функционирования;
    • совершенствование организационной структуры управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, переход на договорные отношения и развитие конкурентной среды в этой системе;
    • совершенствование системы социальной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, усиление адресности выделяемых на эти цели средств.

Социально ориентированная  рыночная экономика — это такая  экономика, в которой производственные отношения и механизм хозяйствования обеспечивают подчинение воспроизводственных  процессов задачам развития личности, преодолевают отчуждение человека от труда и его результатов, средств производства, общества и культуры.

В мировой практике с учетом особенностей развития тех  или иных стран (исторических особенностей, уровня развития национальной экономики, выбора приоритетов общественного  развития, традиций и т.д.) сложилось  несколько моделей рыночного  хозяйства, по-своему решающих социальные проблемы. Это американская, или  либеральная модель, шведская модель, японская модель, немецкая модель, или  социальное рыночное хозяйство.

Единой общепризнанной модели социально ориентированной  рыночной экономики не существует. Каждая страна, исходя из признанных ею целей, идеологии, уровня развития экономики, обеспеченности ресурсами, по-своему решает социальные проблемы общества, создает  свою модель рыночной экономики.

Что же касается выбора в качестве перспективной модели социально ориентированной рыночной экономики для Республики Беларусь, то следует отметить, что в силу экономической и политической специфики нашей страны нам необходима своя модель рыночного хозяйства. Однако, определяя свою модель рыночной экономики, необходимо учитывать зарубежный опыт решения социальных проблем.

3.2 Экономическое развитие Республики Беларусь

 

Согласно прогнозу международных  организаций ожидается ускорение  глобального экономического развития: темпы прироста мирового ВВП возрастут  с 2,7 процента в 1986  –  2000 годах до  
3,7 процента в 2001 – 2015 годах. Производство ВВП на душу населения в среднем увеличится с 6,8 тыс. долларов в 2000 году (в ценах и по паритету покупательной способности (далее - ППС) 1995 года) до 10 тыс. долларов США в 2015 году, в том числе в западноевропейских странах  –  с 21,5 до 31,1 тыс. долларов, в США  –  с 31 до 43,8, в развивающихся странах  –   
с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах  –  с 7,8 до 15 (Россия  –   
с 7,5 до 16,2 тыс. долларов США). Указанные тенденции определяют внешние условия социально-экономического развития Беларуси, которые необходимо учитывать при определении основных направлений и механизмов устойчивого развития нашей страны. Об этом свидетельствуют основные социально-экономические показатели  Республики Беларусь в разрезе мирового сообщества, представленные в таблице.(Прил.2)

Республика Беларусь имеет достаточно весомые предпосылки для устойчивого  развития. Об этом свидетельствуют  экономические показатели в расчете  на душу населения в сравнении  с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) и мировым сообществом в целом [30]

Основу экономики страны составляют крупнейшие предприятия, специализирующиеся на производстве продукции машиностроительной, нефтеперерабатывающей, химической и  нефтехимической отраслей промышленности, на долю которых приходится подавляющая  часть всего экспорта страны. В  Беларуси экспорт товаров и услуг  составляет более 68 процентов ВВП, тогда как в Российской Федерации  –  35, Германии  –  38, Украине –  61, Литве  –  53, Латвии  –  42, Польше  –  34, Великобритании  –  25 процентов. [22, с.17]

Согласно данным ПРООН по индексу  развития человеческого потенциала, характеризующему достигнутый уровень  социально-экономического развития, Беларусь занимает 67 место среди 177 стран мира и входит в группу государств со средним уровнем развития человеческого  потенциала, опередив все государства - участники СНГ, кроме России.

Вместе с тем Республика Беларусь в 3  –  5 раз отстает от экономически развитых стран ЕС по производству ВВП на душу населения, уровню и качеству жизни населения, развитию внешнеэкономической деятельности, производству инвестиционных товаров, объемам оказываемых услуг, оплате труда, показателям материало- и энергоемкости производства, производительности труда.

Беларусь  –  одна из первых государств - участников СНГ, которая к началу XXI века достигла и превысила уровень докризисного 1990 года.

На протяжении последних лет  в Республике Беларусь наблюдается  изменение структуры производства ВВП в сторону увеличения доли услуг, что соответствует мировым тенденциям. В 2011 году в структуре производства ВВП доля услуг составила 41,7 процента, тогда как в восточноевропейских странах она превышает 50 процентов, в Латвии достигла 70 процентов. [28]

Глобальный финансовый кризис привел к замедлению экономического роста  большинства стран мира, в том  числе и соседей по региону  — России, Украины, стран Евросоюза. Наши торговые партнеры пересматривают свои прогнозы развития на ближайшую  перспективу. Причем из-за изменения  мировой конъюнктуры и углубления воздействия негативных факторов на экономику многих стран прогнозные оценки колеблются от крайне пессимистичных, предрекающих повторение Великой депрессии 30-х годов, до умеренно оптимистичных.

Беларусь — страна с открытой экономикой. Рост отечественного экспорта является одним из основных факторов роста валового внутреннего продукта страны, так как более половины произведенной в нашей стране продукции поставляется на внешние  рынки. Сужение внешнего спроса, замедление деловой активности в странах  — основных торговых партнерах не могло не сказаться и на Беларуси. Вместе с тем в республике уже  предпринят ряд превентивных мер  по смягчению воздействия кризисных  явлений на национальную экономику. Аналогичные антикризисные программы  реализуются и в других государствах. Оценить их результативность сейчас, когда меры только начали действовать, весьма проблематично.

Экономический рост в Беларуси в 2011 прекратился, а инфляция в январе ускорилась.

По данным Белстата, по итогам шести месяцев 2011 года валовой внутренний продукт По данным Белстата, по итогам шести месяцев 2011 года валовой внутренний продукт составил в текущих ценах 100,9 трлн. руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 11% в сопоставимых ценах. Рост валового внутреннего продукта обусловлен, главным образом, ростом внутреннего спроса (как инвестиционного, так и потребительского). Инвестиции в основной капитал возросли на 27,6%, оборот розничной торговли - на 17,8% [30].

Экономический рост в первом полугодии  текущего года отмечен на фоне высокой  инфляции и девальвации белорусского рубля. Инфляция на потребительском  рынке за шесть месяцев составила 36,2%, или 5,3% в среднемесячном исчислении с начала года.

В первом полугодии 2011 г. в условиях благоприятной для белорусского экспорта конъюнктуры мировых товарных рынков объем внешнеторгового оборота увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 57,3%, при этом экспорт вырос на 62,3%, импорт - на 53,6%.

Доходы консолидированного бюджета  по итогам I полугодия 2011 года составили 30,9 трлн. руб. и увеличились по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года на 39,4%, в реальном выражении - на 14,2% (скорректировано на индекс потребительских цен). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 30,6% ВВП (в январе-июне 2010 года-31,8% ВВП) (рис.3.1).

Основная доля доходов консолидированного бюджета (более 90%) формируется за счет налоговых поступлений. За I полугодие 2011 года в бюджет поступило 27,9 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года поступления увеличились на 37,6% (в реальном выражении - на 12,7%).

Неналоговые доходы в I полугодии 2011 года сложились в сумме 2,9 трлн. руб. и  по сравнению с I полугодием 2010 года увеличились на 58,4% (в реальном выражении - на 29,7%)[30].

Формирование налоговых доходов  в I полугодии 2011 года на 82% обеспечено поступлениями налога на добавленную  стоимость (27,8%), налоговых доходов  от внешнеэкономической деятельности (17,8%), налога на прибыль (13,3%), подоходного налога (12,1%), акцизов (7,4%), налогов на собственность (4,0%).

Изменение структуры налоговых  доходов по сравнению с I полугодием 2010 года вызвано, главным образом, увеличением  в 2011 году доли налоговых доходов  от внешнеэкономической деятельности (+4,5 п.п.), налога на прибыль (+2,0 п.п.), подоходного налога (+1,7п.п.).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3.1 Исполнение консолидированного бюджета Республики Беларусь[30].

Информация о работе Тенденции развития социальной сферы в современной экономике и анализ состояния социальной сферы Республики Беларусь