Тенденции развития социальной сферы в современной экономике и анализ состояния социальной сферы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – социальная сфера в современной экономике и ее развитие в Республике Беларусь.
Предметом исследования выступают методологические, теоретические и прикладные аспекты социального ориентирования экономики Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 6
2. РАЗЛИЧИЯ В ПОДХОДАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 10
2.1 Концепции социального регулирования 10
2.2 Управление социальной сферой во Франции 10
2.3 Социальное государство в Германии 14
2.4 Управление социальной сферой в Швеции 15
2.5 Социальная политика Япония 16
2.6 Великобритания 17
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18
3.1 Сущность социальной политики Республики Беларусь 18
3.2 Экономическое развитие Республики Беларусь 28
3.2 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 37
4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56

Файлы: 1 файл

Тема Тенденции развития социальной сферы в экономике.docx

— 513.01 Кб (Скачать файл)

    Система социального обеспечения  способствует занятости более  чем 400 тыс. человек, помогая  решению проблемы безработицы.  Социальное обеспечение оказывает  также решающее воздействие на  состояние и перспективы медицины, защиту экономики от возможного  кризиса и является важным  средством повышения благосостояния  нации. Повышение качества жизни  способно отсрочить и сократить  необходимые расходы на здравоохранение  за счет вложения средств в  очистку воздуха, воды, продуктов,  создание удобных режимов труда.

2.3 Социальное  государство в Германии

 

Социальное  государство в Германии прошло противоречивый путь развития, преодолев ряд этапов. Главная задача состояла в том, чтобы  добиться синтеза экономической  свободы, социальной защищенности и  справедливости.

   Выплаты в рамках системы социальной  помощи стали интегральным элементом  коллективной, контролируемой государством  и гарантированной основы человеческого  существования. Социальные услуги  оказываются преимущественно в  виде денежных выплат через  систему социального страхования.  Уровень жизни каждого гражданина  страны согласно системе социальной  помощи в Германии не должен  опускаться ниже официально устанавливаемой  черты бедности, которая определяется  денежной стоимостью набора товаров и услуг, считающегося необходимым для поддержания человеческого достоинства.

  Права граждан, собранные в  социальном кодексе гарантируют: 

    • помощь в получении образования, профессиональную подготовку и найм на работу;
    • социальное страхование, государственную компенсацию за производственную травму;
    • финансовые дотации семьям;
    • выплаты на жилье;
    • помощь молодежи;
    • интегрирование и реабилитацию инвалидов.

Важное  место занимает принцип социального  партнерства, отказ от конфликтов между  работодателями и наемными работниками. Антиинфляционная индексация социальных выплат обеспечивает высокий уровень  жизни, который у получателей  социальной помощи не отставал от уровня жизни экономически активного населения.

Понятие "социальное государство" закреплено в ряде Конституций других стран, например, Германии. Однако это понятие в Конституции ФРГ не раскрыто и его суть может быть определена лишь посредством анализа конституционных норм в их совокупности.

2.4 Управление социальной сферой в Швеции

 

Каждая социально-экономическая  модель преследует и создана для  определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать  более или менее нормальные условия  воспроизводства рабочей силы (преимущественно  высококвалифицированной) - обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном  разделении труда, - и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов.

В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию  классовых неравенств и в итоге  построению нового демократического общества на базе государственного благосостояния [5, c.132].

Уровень жизни в Швеции считается  одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире.

Неоспорим успех Швеции на рынке  труда. Швеция всегда сохраняла исключительно низкую безработицу: в послевоенный период, в середине 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых стран мира, в настоящее время.

Есть определенные достижения и  в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и  жизненном уровне, проистекающих  из массовой безработицы, поскольку  долгосрочная безработица ведет  к потерям в доходах. Доходы и  жизненный уровень выравниваются  двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области  зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство  использует прогрессивное налогообложение  и систему обширных государственных  услуг.

Социальное страхование составляет основной элемент шведской социальной политики благосостояния. Цель системы социального обеспечения в Швеции - обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование по безработице и помощь от рынка труда наличными). Окончательной гарантией независимо от причины обращения считается пособие наличными, известное как страховая помощь [11, c .48].

Система страхования здоровья является, прежде всего, инструментом создания большего социально-экономического равенства. Она дает возможность людям с низкими доходами, нуждающимся в интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Более того, система страхования функционирует как финансовый инструмент и инструмент государственного управления.

Система социального страхования  финансируется из государственных  и местных налогов, налогов с  предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам  и вычетов из капитала из различных  фондов. Главный источник (свыше 40%) – взносы с предпринимателей, исчисляемые  с суммы фонда заработной плат. Распределение средств ведется  через Конторы Социального Страхования.

2.5 Социальная  политика  Япония

 

Японская социальная политика в  основном направлена на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность  данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн. человек  против 2 млн. в 1993 году [7, c. 163]. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда. Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.

За счет бюджета финансируется  в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая  помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны: 75% выплат по общественному вспомоществованию  предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов  власти. К 2025 году планируется поднять  расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень  социальной защищенности всех нуждающихся [16, c. 57].

2.6 Великобритания

 

Социальная политика Великобритании характеризуется политической направленностью  страны. В зависимости от того, какая  из политических партий руководит в  правительстве, определяются и приоритеты экономического и социального развития страны.

Так, с приходом к власти правительства  М.Тэтчер, в Великобритании значительно ухудшилось экономическое и социальное положение. Оказались деградированными все прежние варианты государственного регулирования, основанные на кейнсианской теории, а Британские острова превратились в своего рода полигон для испытаний идейно-политических установок правых консерваторов. За время пребывания консерваторов у власти (80-е-90-е годы) значительной эрозии подверглись многие традиционные ценности и институты. Существенного изменения претерпела и модель социально-экономического развития. Государство приступило к реформированию отношений собственности, ее «распылению», к преобразованию системы социальных услуг – внедрению рыночных начал и конкуренции в «государстве благосостояния», созданию «смешанной» государственно-частной системы здравоохранения, страхования, пенсионного обеспечения, распространению принципа свободы выбора в школьном образовании.

По мнению правительства Т.Блэра, «старый лейборизм» провозглашал своей целью обеспечение равенства доходов, «новый» - равенство возможностей: все больше британцев должны вливаться в средний класс. Суть социальной реформы состоит в том, чтобы все меньше государственных средств шло на социальное вспомоществование и все больше на образование, профессиональное обучение, особенно молодежи, создание новых рабочих мест [20, c. 101].

3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3.1 Сущность социальной политики  Республики Беларусь

 

Социальная стабильность развития общества в Республике Беларусь должна обеспечиваться проведением эффективной  социальной политики, критериями которой  являются:

    • реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;
    • гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;
    • дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;
    • взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;
    • права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи, бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.

Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение  устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий  для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным  трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить  социальные обязательства перед  инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными  и малообеспеченными слоями населения. Для реализации этой цели основными  направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться:

    • создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
    • последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
    • формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;
    • обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;
    • повышение уровня пенсионного обеспечения, повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания.

Приоритетной задачей национальной экономики Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей  страны к экономически развитым странам  на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.

В соответствии с социально-экономическим  курсом Главы государства, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг. социальная политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения.

Рост денежных доходов населения  и заработной платы в Республике Беларусь рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса. В 2006 – 2011 гг. осуществлялась политика ускоренного роста доходов и заработной платы. При росте ВВП за этот период в 1,2 раза реальные денежные доходы выросли в 1,7 раза, реальная заработная плата – в 1,6 раза. Приоритетными направлениями политики нашей страны в области оплаты труда должны стать: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности; повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности  [31, с. 6].

Для достижения поставленных целей  в области оплаты труда необходимо:

    • обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;
    • формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;
    • поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;
    • совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;
    • регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;
    • развитие социального партнерства на всех уровнях управления;
    • усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.

Информация о работе Тенденции развития социальной сферы в современной экономике и анализ состояния социальной сферы Республики Беларусь