Тенденции развития социальной сферы в современной экономике и анализ состояния социальной сферы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – социальная сфера в современной экономике и ее развитие в Республике Беларусь.
Предметом исследования выступают методологические, теоретические и прикладные аспекты социального ориентирования экономики Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 6
2. РАЗЛИЧИЯ В ПОДХОДАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 10
2.1 Концепции социального регулирования 10
2.2 Управление социальной сферой во Франции 10
2.3 Социальное государство в Германии 14
2.4 Управление социальной сферой в Швеции 15
2.5 Социальная политика Япония 16
2.6 Великобритания 17
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18
3.1 Сущность социальной политики Республики Беларусь 18
3.2 Экономическое развитие Республики Беларусь 28
3.2 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 37
4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56

Файлы: 1 файл

Тема Тенденции развития социальной сферы в экономике.docx

— 513.01 Кб (Скачать файл)

Потребление таких важных для организма  поставщиков минералов и витаминов, как овощи и бахчевые, составило  в 2010 г. около четверти от рекомендуемых Минздравом норм, зато в избытке, по сравнению с рациональными нормами, белорусы употребляют в пищу хлеб и картофель. В целом же средняя степень удовлетворения потребностей в продуктах питания составляет 86,7 % от нормы.

Уровень жизни зависит от удовлетворения потребностей населения в непродовольственных  товарах и товарах длительного  пользования, которые, как правило, определяются в расчете на 100 семей  или 1000 человек, а также процентом  обеспеченности. Согласно исследованиям  В.В. Морозовой по некоторым товарам  культурно-бытового и хозяйственного назначения степень удовлетворения потребности находится в пределах 50-60 %, а по товарам легкой промышленности 10-20 %.

Во всем комплексе потребностей населения, характеризующих его  уровень жизни, значительное место  занимает потребность в жилье. За период 1990-2010 гг. средняя обеспеченность населения жильем возросла на 25 % и составляет 22,3 м2 на одного человека по сравнению с 17,9 м2 в 1990 г. Повышаются благоустроенность жилья и комфорт быта.

 

 

4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

 

Согласно Конституции, Республика Беларусь является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека.

Обязательства социального государства базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека и других документов ООН, признающих человека основным субъектом развития, главным участником и бенефициаром. Концепция устойчивого развития к важнейшим составным частям национального капитала относит  образование, науку, культуру. Приоритетное их развитие считается определяющим для экономического роста. Республика Беларусь пока не подписала Европейскую  социальную хартию, которая гарантирует  гражданам государств, входящих в  Совет Европы, социальную стабильность, защиту прав, касающихся трудоустройства, здравоохранения, условий труда. Однако Межпарламентская ассамблея стран  СНГ одобрила Хартию социальных прав граждан.

О динамике уровня жизни — важнейшего показателя развития общества — можно судить в первую очередь по производству и потреблению материальных благ, средней продолжительности жизни и времени труда.

Тенденция снижения уровня жизни населения, проявившаяся в ходе экономических преобразований, становится одной из главных проблем  обеспечения социальной и экономической  стабильности в республике. В настоящее  время это особенно актуально, так  как почти 70% населения находится  в состоянии бедности или приближается к ней. Резкое снижение ВВП с 1991г. повлияло на реальные доходы: по сравнению  с 1990 г. количество бедных увеличилось более чем в 20 раз, причем доходы на уровне или ниже черты бедности имеют не только одинокие пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, но и часть трудоспособного населения. Основная причина бедности обусловлена ограниченной возможностью трудоспособного населения в получении дохода, обеспечивающего удовлетворение основных потребностей.

Таблица 4.1

Уровень жизни в Республике Беларусь

Показатель

1991 г.

1998 г.

2001 г.

2011 г.

Численность населения, тыс. чел.

10 212,5

   10 297,2

10 203,8

  10 045,2

Ожидаемая продолжительность  жизни при рождении, лет

 

       70,7

 

         68,6

 

        68,4

 

         67,9

Валовой внутренний продукт  на душу населения (в фактически действующих  ценах), тыс. руб.

 

 

         8,4

 

 

    11 600,0

 

 

65 937,0

 

 

288 061,0

Денежные доходы в расчете  на душу населения, тыс. руб.

 

         4,6

 

       7409,0

 

48 062,0

 

185 382,0

Официальный курс доллара США, установленный  Национальным банком (на начало периода), руб.

 

 

           1,67

 

 

   10 600,0

 

 

30 740,0

 

 

107 000,0

Численность населения с  уровнем располагаемых ресурсов ниже минимального потребительского бюджета, %

 

 

 

 

 

 

        74,5

 

 

        79,2

Численность населения с  уровнем располагаемых ресурсов ниже прожиточного минимума, %

 

 

 

 

        38,4

 

 

        33,0

 

 

        46,7

Денежные расходы на покупку  товаров и оплату услуг, % от общих  расходов

 

 

        71,0

 

        80,0

 

        87,4

Сбережения населения, % от общих расходов

 

 

        22,7

 

        11,0

 

          4,4

Численность студентов вузов, тыс. чел.

     184,6

      197,4

      244,0

      262,1

Количество легковых автомобилей  в личной собственности (на 1000 населения), шт.

 

       61,9

 

       88,2

 

      121,9

 

     131,2

Количество посещений  театров (на 1000 населения)

 

     238,0

 

     172,0

 

     181,0

 

     217,0

Количество врачей (на 1000 населения)

       39,0

       41,6

       44,4

       45,8

Ввод в действие общей  жилой площади (на 1000 населения), м2

 

     527,0

 

     190,0

 

     357,0

 

       294,0


 

Социальная политика на период выхода экономики из кризиса ставит своей целью стабилизацию уровня жизни и повышение трудовой мотивации населения, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа Республики Беларусь. На заседании Президиума Совета Министров была одобрена Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. В документе изложены модель социально-экономического развития нашей страны, которая определена как социально ориентированная рыночная экономика (последнюю не следует путать с рыночным социализмом), и механизмы осуществления стратегии устойчивого развития. Приоритетным направлением социальной политики в 2011–2016 гг. должен стать переход от социальной поддержки малообеспеченных слоев и групп населения к повышению жизненного уровня всего населения республики. Программа содержит ряд мер:

    • политику доходов населения, которая направлена на создание условий, позволяющих активной части населения зарабатывать необходимые средства. Она предусматривает повышение значения заработной платы в составе доходов населения; восстановление роли минимальной заработной платы как важнейшего социального норматива (ее уровень не должен опускаться ниже 35-40% от средней заработной платы); рост реальных доходов населения на 4-6% в год; доведение доли заработной платы в составе валового национального продукта до 36-40% и др.;
    • социальную политику граждан, которая предусматривает государственную поддержку социально уязвимых групп населения (пенсионеры, инвалиды, безработные); развитие негосударственных пенсионных фондов; разработку программ оказания помощи беднейшим группам населения; проведение активной социальной политики в области защиты от риска (болезни, инвалидности, ухода на пенсию, потери кормильца и безработицы) через систему гибких социальных программ, увязанных с доходами и продолжительностью работы;
    • обеспечение занятости населения. Реформирование народного хозяйства, структурная перестройка экономики обуславливают необходимость перераспределения рабочей силы. Высвобождению работников будут предшествовать разработка и реализация мер, обеспечивающих жизнеспособность производств; создание новых рабочих мест; развитие предпринимательства; организация общественных работ и др. Дальнейшее развитие получит система здравоохранения и образования.

В условиях распространения  бедности, ухудшения состояния здоровья населения необходимо оказывать  поддержку семье — важнейшей  ячейке общества, выполняющей воспроизводственные, экономические, воспитательные функции:

    • не допускать сокращения государственных расходов на пособия семьям ниже 2,5–3,5% от ВВП;
    • поддерживать определенный уровень пособий семьям с детьми, чтобы сохранить их значимость (уровень пособия на ребенка не должен быть ниже 10–15% средней заработной платы, чтобы обеспечить минимальные расходы на питание ребенка и предметы первой необходимости);
    • восстановить прежнюю посещаемость детских дошкольных учреждений и постепенное повышение качества обслуживания в них за умеренную плату;
    • сохранить доступность услуг здравоохранения высокого качества, что окажет положительное влияние прежде всего на бедных, которые имеют доступ только к государственному здравоохранению;
    • сохранить доступность к системе образования, поскольку его влияние на уровень бедности состоит в том, что люди с более высоким образовательным уровнем, быстрее приспосабливаясь к изменениям на рынке труда, способны обеспечить себе достойный уровень доходов.

Осуществляемый  в этих целях мониторинг социально-экономического положения основан на изучении данных уровня жизни разных типов семей  с учетом трудоспособности, образования, профессии и т.д., так как важно  оказание именно адресной помощи.

Это будет достигаться  путем:

    • оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, имеющим доходы ниже установленного гарантированного минимума;
    • социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями;
    • повышения эффективности социальной помощи малообеспеченным гражданам и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на основе принципов адресности и индивидуального подхода;
    • совершенствования государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей;
    • решения социальных проблем одиноких пожилых граждан, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах.

Совершенствование пенсионной системы будет направлено на повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста и нетрудоспособных на основании сочетания обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования.

Важнейшим социальным нормативом, предназначенным для  анализа и прогнозирования уровня жизни населения, обоснования минимальных  государственных социально-трудовых гарантий, является бюджет прожиточного минимума. Прожиточный минимум —  минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для  обеспечения жизнедеятельности  человека и сохранения его здоровья. Прожиточный минимум включает набор  продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг индивидуального  и общесемейного пользования. При  формировании набора продуктов используются нормы потребления, разработанные  учеными и специалистами соответствующих  республиканских органов государственного управления. Прожиточный минимум  утверждается правительством и пересматривается не реже одного раза в пять лет.

Бюджет прожиточного минимума — стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. Бюджет прожиточного минимума определяется по основным социально-демографическим  группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) и в  среднем на душу населения, ежеквартально  рассчитывается и утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала.

Назначение бюджета  прожиточного минимума как социального  норматива проявляется и в  том, что он является основным критерием  признания граждан (семей) малообеспеченными. Последними признаются граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета  прожиточного минимума. Признание граждан (семей) малообеспеченными служит основанием оказания им государственной социальной помощи.

Бюджет прожиточного минимума является основой для установления минимальных государственных социально-трудовых гарантий: минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, стипендий, пособий. Минимальные государственные социальные гарантии повышаются поэтапно с учетом экономического развития республики до уровня бюджета прожиточного минимума, а в дальнейшем — до уровня минимального потребительского бюджета соответствующих социально-демографических групп населения. Минимальный потребительский бюджет — это расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека (потребительской корзины). Его величина больше бюджета прожиточного минимума в среднем на 30%. Минимальный потребительский бюджет используется для получения одноразовых безвозмездных пособий и льготных кредитов на строительство жилья, бесплатного питания на детей, первого рожденного ребенка, для аналитических расчетов соотношения заработной платы с минимальным потребительским бюджетом, прогнозирования уровня оплаты труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Найти механизмы  управления социальной сферой в условиях белорусского общества в принципе нетрудно. Значительно более сложным, представляется поиск связей между складывающимися движущим» силами общества и их интересами в процессе общественных преобразований. Ибо именно эти движущие силы с их интересами, профессионализмом, мировоззрением и отношением к собственности будут определять, формировать и обеспечивать реализацию государственной! социальной политики.

Другой решающей предпосылкой формирования научно обоснованной социальной политики, в достаточной степени отражающей интересы всех слоев населения, является состояние балансов между центральными государственными и региональными органами власти и органами местного самоуправления, прежде всего в сфере экономики, финансовой, налоговой, пенсионной, экономической политики.

Информация о работе Тенденции развития социальной сферы в современной экономике и анализ состояния социальной сферы Республики Беларусь