Тенденции развития социальной сферы в современной экономике и анализ состояния социальной сферы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – социальная сфера в современной экономике и ее развитие в Республике Беларусь.
Предметом исследования выступают методологические, теоретические и прикладные аспекты социального ориентирования экономики Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 6
2. РАЗЛИЧИЯ В ПОДХОДАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 10
2.1 Концепции социального регулирования 10
2.2 Управление социальной сферой во Франции 10
2.3 Социальное государство в Германии 14
2.4 Управление социальной сферой в Швеции 15
2.5 Социальная политика Япония 16
2.6 Великобритания 17
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18
3.1 Сущность социальной политики Республики Беларусь 18
3.2 Экономическое развитие Республики Беларусь 28
3.2 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 37
4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56

Файлы: 1 файл

Тема Тенденции развития социальной сферы в экономике.docx

— 513.01 Кб (Скачать файл)

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2011

Денежные доходы населения –  всего

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

               

оплата труда

73,1

63,8

55,9

54,6

54,3

54,4

56,3

58,0

социальные трансферты

16,2

22,9

19,3

20,5

21,2

20,5

21,8

21,6

доходы от собственности

2,4

3,5

2,0

1,9

2,1

1,8

1,6

1,6

доходы от официально неучтенной предпринимательской  деятельности и другие доходы

8,3

9,8

22,8

23,0

22,4

23,3

20,3

18,8

Денежные расходы и сбережения населения - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

 в том числе:

               

покупка товаров и оплата услуг

82,0

86,9

83,0

79,9

83,1

83,4

83,1

82,8

оплата обязательных платежей и  добровольных взносов

11,1

7,6

9,5

9,5

9,5

12,3

12,8

13,0

накопление сбережений во вкладах  и ценных бумаг, сальдо покупки-продажи  иностранной валюты

6,9

5,5

7,5

10,6

7,4

4,3

4,1

4,2


П р и м е ч а н и е - Источник: [10, с. 9]

 

Изучение доходов населения  в нашей стране осуществляется на основе выборочного обследования около 6000 домохозяйств, из которых 33 % находятся  в сельской местности, 67 – в городах, в том числе в Минске – 16, больших  городах – 28, малых городах – 23 %. Домохозяйство в современных условиях рассматривается как важнейший источник, снабжающий фирмы и государство трудовыми, материальными, природными и финансовыми ресурсами. Средства, полученные от их использования, представляют собой доходы домохозяйств, которые расходуются ими для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Результаты обследований домохозяйств используются для оценки благосостояния населения и степени его экономической дифференциации, а также для разработки социальной политики государства и социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения.

В таб. 3.2 отображены денежные доходы и расходы населения в Республике Беларусь.

 

Таблица 3.3 - Денежные доходы и расходы населения (миллиардов рублей)

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2011

Денежные доходы населения –  всего

24,4

63077

5577

11506

17087

22795

29565

38622

в том числе:

               

оплата труда

17,8

40271

3119

6284

9283

12399

16659

22414

социальные трансферты

4,0

14435

1079

2360

3622

4677

6442

8345

доходы от собственности

0,6

2184

108

219

351

404

475

624

доходы от официально неучтенной предпринимательской  деятельности и другие доходы

2,0

6187

1271

2643

3831

5315

5989

7239

Денежные расходы и сбережения населения - всего

24,6

60298

5501

11369

17018

22657

29358

38284

в том числе:

               

покупка товаров и оплата услуг

20,2

52385

4566

9082

14142

18903

24399

31704

оплата обязательных платежей и  добровольных взносов

2,7

4598

522

1075

1611

2793

3738

4981

накопление сбережений во вкладах  и ценных бумаг, сальдо покупки-продажи  иностранной валюты

1,7

3315

413

1212

1265

961

1221

1599


П р и м е ч а н и е - Источник: [10, с. 11]

 

Начиная с 2003 г. в белорусской экономике  наблюдается рост реальной заработной платы, эффект от которого, однако, в  значительной степени снижается  в результате ее отраслевых колебаний, а иногда и несвоевременной выплаты. Невысокий уровень заработной платы  обусловил утрату ею в определенной мере воспроизводственной и стимулирующей функции[10, с. 11].

 

Таблица 3.4 - Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников и минимальный потребительский бюджет

Годы

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

Минимальный потребительский бюджет, тыс. руб.

Соотношение среднемесячной заработной платы и минимального потребительского бюджета, в процентах

2004

755,1

706,9

106,8

2005

58,9

46,7

126,0

2006

123,0

82,9

148,4

2007

189,2

129,3

146,4

2008

250,7

168,3

149,0

2009

347,5

201,5

172,5

2011

463,7

229,3

202,2


П р и м е ч а н и е - Источник: [10, с. 11]

 

В таб. 3.4 отражена номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников и минимальный потребительский бюджет. Если в 2003 г. на одну среднемесячную начисленную заработную плату можно было приобрести 2,5 набора минимального потребительского бюджета, то в 2011 г. – менее 1,9. Между тем мировое сообщество в лице соответствующих организаций ООН давно признало, что заработная плата ниже 3 дол. в час выталкивает работника за пороговую черту, после чего наступает разрушение трудового потенциала.

Приоритетным направлением политики в области оплаты труда должно стать создание новой системы  оплаты труда на основе рыночных механизмов регулирования. Заработная плата должна стать важнейшим стимулом роста  производительности труда и повышения  продуктивности экономики.

На втором месте в структуре  доходов домохозяйств стоят социальные трансферты, львиную долю которых составляют пенсии, являющиеся для их получателей зачастую единым источником дохода. На начало 2009 г. в стране насчитывалось 2559 тыс. пенсионеров. Несмотря на то, что с 2005 г. наблюдается рост реальных пенсий, их средний размер с учетом компенсационных выплат в 2011 г. составил лишь 134,4 тыс. р., что на 20 % ниже минимального потребительского бюджета. Наименьший удельный вес среди источников доходов населения занимают доходы от собственности – 1,6 %. Это объясняется главным образом отсутствием у большей части граждан таких ее размеров, которые позволили бы получать доход.

Важнейшим показателем, характеризующим  уровень и качество жизни населения, является потребление благ и услуг. Его можно рассматривать в  двух аспектах – как процесс удовлетворения человеческих потребностей, в результате которого потребность удовлетворяется  и воспроизводится (или не воспроизводится) вновь, и как сферу жизнедеятельности  человека, формирующую и воспроизводящую  личность во всем ее многообразии. Следует  обратить внимание на тот факт, что  одинаковый уровень жизни может быть достигнут при разных вариантах личного потребления, т.е. существует ряд наборов товаров, равнозначных с точки зрения меры удовлетворения человеческих потребностей. В связи с этим возникает проблема нахождения показателей, максимально отражающих параметры данной категории[11, с. 14].

В таблице 3.5 отражена структура потребительских расходов населения.

Таблица 3.5 Структура потребительских расходов населения

Показатель

201

2011

Всего

В городах и поселках городского типа

В сельских населенных пунктах

Всего

В городах и селах городского типа

В сельских населенных пунктах

Потребительские расходы – всего

100

100

100

100

100

100

В том числе

           

продукты питания

61,6

62,2

59,8

44,6

44,1

45,9

из них питание вне дома

1,5

1,8

0,8

2,2

2,6

0,9

алкогольные напитки

3,3

2,6

5,2

2,5

2,2

3,7

табачные изделия

1,5

1,4

1,9

1,5

1,5

1,7

одежда, обувь, ткани

9,9

9,7

10,6

9,3

9,3

9,1

предметы личной гигиены

2,3

2,5

1,8

2,1

2,3

1,5

здравоохранение

2,0

1,8

2,6

2,7

2,6

3,0

жилищно-коммунальные услуги

4,7

5,4

2,5

9,1

9,7

7,5

товары домашнего обихода, мебель

4,7

4,4

5,6

6,5

6,3

7,2

транспорт и связь 

4,2

4,6

3,3

11,7

12,2

10,1

образование, культура и отдых

2,0

2,3

1,3

4,7

5,1

3,6

прочие товары и услуги

3,8

3,1

5,4

5,3

4,7

6,7


П р и м е ч а н и е - Источник: [11, с. 14]

Динамика расходной части Баланса  расходов и доходов населения  показывает, что в 2008-2011 гг. расходы на покупки товаров и оплату услуг составили львиную долю всех расходов жителей Беларуси. Более чем в 2,5 раза выросла доля расходов по статье «накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, покупка валюты и др.». Это обусловлено многими факторами, в том числе ростом реальных доходов населения, замедлением темпов инфляции, проводимой Национальным банком процентной политикой, в результате чего удалось обеспечить положительные значения реальных процентных ставок. Удельный вес статьи «оплата обязательных платежей и добровольных взносов», которая включает налоги, взносы в различные организации, кредитные платежи и приобретение лотерейных билетов, несмотря на незначительные колебания, не претерпела существенных изменений и в 2010 г. составила 9,6 % от всех расходов населения.

Существенно (почти в 2 раза) увеличились  расходы населения на транспорт  и связь, что связано с повышением тарифов на данные виды услуг. Четко  проявляется тенденция роста  доли расходов населения, предназначенных  для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Если в 1995 г. они составляли 4,7 % от всех расходов потребителей, то в 2011 г. – уже 11,1 %, или в 2,4 раза больше. Характерны колебания доли данных расходов по децильным группам. Если в расходах первой децильной группы в 2005 г. затраты на услуги ЖКХ составляли 8,3 %, то у десятой – лишь 3,4 %. Важной и достаточно весомой статьей расходов домохозяйств являются расходы на непродовольственные товары: одежду, обувь, ткани. Более подробное изучение структуры питания населения основано на расчете их среднедушевого потребления. В таб. 3.6 отражено потребление основных продуктов питания.

Таблица 3.6 Потребление основных продуктов питания (на душу населения в год)

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2011

Мясо и мясопродукты в пересчете  на мясо

76

58

59

59

57

58

59

61

Молоко и молочные продукты в  пересчете на молоко

428

367

295

303

285

265

246

259

Яйца, шт.

325

297

224

224

227

224

238

256

Рыба и рыбопродукты

19,6

7,3

9,5

15,0

16,7

15,5

17,6

18,4

Сахар

49,0

32,1

34,9

41,1

39,6

32,7

39,4

38,7

Растительное масло 

8,6

6,5

8,7

12,1

13,5

13,2

14,3

14,5

Картофель

171

182

174

172

170

172

185

181

Овощи и бахчевые

78

83

93

98

103

107

118

127

Плоды и ягоды 

38

38

25

31

47

44

46

47

Хлебные продукты ( хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа, бобовые )

127

121

110

105

98

97

100

95


П р и м е ч а н и е - Источник: [9, с. 16]

 

Потребление основных продуктов питания, как правило, осуществляется в натуральных  или условно-натуральных единицах. Условно-натуральные единицы потребления  получают, если фактически однородные, но разнокачественные продукты пересчитывают  в один его вид. Пересчет осуществляется с помощью коэффициентов. Так, при  пересчете разных молочных продуктов  на молоко применяются следующие  коэффициенты: масло животное – 23,3; сметана – 8,5; творог – 4,6; сухое молоко – 7,6. Коэффициенты применяются также  при пересчете мясопродуктов  на мясо и хлебобулочных изделий  – на муку. Для расчета душевого потребления сначала находят  общее количество продукта за год  как сумму запасов на начало года, объема производства, размера импорта  продукции, поступления из государственного резерва. Затем вычитают продукцию, используемую на технические цели, экспорт, государственный резерв, увеличение запасов торговли и промышленности. Полученный таким образом фонд потребления  делят на среднегодовую численность  населения республики, в результате чего получается среднедушевое потребление  продуктов питания.

Несмотря на то, что население  расходует большую часть своих  доходов на питание, в республике наблюдается уменьшение среднедушевого потребления отдельных продовольственных  товаров и ухудшается его структура.

Среднедушевое потребление продуктов  питания значительно различается  по доходным группам. Население с более высокими доходами потребляет мяса – в 4 раза, молока – в 2,3, рыбы – в 3,6 раза больше в расчете на 1 человека, чем с низкими. В результате энергетическая ценность рациона богатых составляет 3901 ккал, что более чем в 2 раза выше калорийности питания 10 % беднейшего населения Беларуси. В среднем же рацион среднестатистического белоруса содержит 2819 ккал в сутки. Между тем принято считать оптимальным потребление 3000 ккал в сутки на человека, а критической считается средняя калорийность пищи, равная 2003 ккал.

Нормативная калорийность питания  меняется по группам населения. Так, если для мужчин в возрасте 18-29 лет, занятых умственным трудом, норма  составляет 2800 ккал в сутки, то для  занятых особо тяжелым физическим трудом – 4300 ккал. Для женщин потребность  в калориях по нормам в среднем  на 15 % меньше, чем для мужчин. Для  людей, ведущих малоподвижный образ  жизни, потребность в калориях ниже среднего уровня на 25-30 %.

Однако показатели объема потребления  продуктов питания и их калорийности не в полной мере отражают качество питания. Для того чтобы понять, насколько  уровень потребления соответствует  потребностям людей, его сравнивают с нормативами потребления, выработанными  с учетом рекомендаций ученых о питании. Так, например, хлеба и картофеля  рекомендуется потреблять около 105-115 кг в год в расчете на человека, овощей – 140 кг, фруктов – 70-80 кг, мяса – 70 кг в год. Сравнение фактического потребления продуктов питания с рациональными нормами потребления позволяет сделать вывод о том, что структура питания среднестатистического белоруса не обеспечивает оптимальных пропорций в составе питательных веществ. [9, с. 16]

Информация о работе Тенденции развития социальной сферы в современной экономике и анализ состояния социальной сферы Республики Беларусь