Тенденции развития социальной сферы в современной экономике и анализ состояния социальной сферы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – социальная сфера в современной экономике и ее развитие в Республике Беларусь.
Предметом исследования выступают методологические, теоретические и прикладные аспекты социального ориентирования экономики Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 6
2. РАЗЛИЧИЯ В ПОДХОДАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 10
2.1 Концепции социального регулирования 10
2.2 Управление социальной сферой во Франции 10
2.3 Социальное государство в Германии 14
2.4 Управление социальной сферой в Швеции 15
2.5 Социальная политика Япония 16
2.6 Великобритания 17
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18
3.1 Сущность социальной политики Республики Беларусь 18
3.2 Экономическое развитие Республики Беларусь 28
3.2 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 37
4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56

Файлы: 1 файл

Тема Тенденции развития социальной сферы в экономике.docx

— 513.01 Кб (Скачать файл)

 

Расходы Динамика консолидированного бюджета в январе-июне 2011 г. определялась, главным образом, консолидированного бюджета в январе-июне 2011 г. профинансированы в сумме 29 трлн. руб. (на 1,2% ниже уровня января-июня 2010 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 5,8 п.п., составив 28,7% ВВП. расходов исполнением принятых социальных обязательств государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Значительное влияние на исполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы и девальвация национальной валюты.

В этих условиях в текущем году реализуется жесткая бюджетная  политика, направленная на оптимизацию  оптимизацию на оптимизацию оптимизацию государственных расходов, снижение дефицита консолидирова макроэкономической макроэкономической стабильности. Введены ограничения на бюджетные расходы - их финансирование осуществляется в пределах поступающих доходов без привлечения заемных средств и ранее накопленных остатков бюджета.

При этом приоритетами финанси функционирования обеспечение бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов; обслуживание и погашение государственного долга. В результате проведения такой политики расходы консолидированного бюджета в I квартале 2011 г. по отношению к ВВП сократились по сравнению с тем же периодом 2010 г. на 4,5 п.п., во II квартале - на 6,6 п.п. Бюджет первого полугодия 2011 г. сохранил свою социальную социальную свою социальную Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 14,1 трлн. рублей, или 48,5% от всех расходов консолидированного бюджета.

В I полугодии 2011 года расходы на заработную плату и начисления на зарплату работников бюджетного сектора составили 10,4 трлн. руб. и возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 32,6% в реальном выражении. В структуре расходов консолидированного бюджета в разрезе экономической классификации эти расходы занимали 36,2% от общего объема бюджетных расходов (вместо 27,4% в январе-июне 2010 г.). Средства консолидированного бюджета, направленные на капитальные расходы, в январе-июне 2011 г. по сравнению с январем-июнем 2010 г. сократились на 32,2% и составили 15% всех расходов (в первом полугодии 2010 г. - 21,9%).

Девальвация белорусского рубля вызвала  рост расходов по обслуживанию государственного долга, других расходов бюджета, осуществляемых в иностранных валютах.

Удельный вес расходов на обслуживание государственного долга в общих  расходах консолидированного бюджета  составил 3,3% вместо 2,2% в январе-июне 2010 г. Консолидированный бюджет в  январе-июне 2011 г. исполнен с профицитом в размере 1,9 трлн. руб., или 1,8% ВВП (в  январе-июне 2010 г. - дефицит - 2,7% ВВП) [30].

Бюджет сектора государственного управления (консолидированный бюджет и бюджет Фонда социальной защиты населения) исполнен с профицитом в размере 3,1 трлн. руб. (3,1% ВВП). Доходы бюджета в январе-июне 2011 г. составили 43,2 трлн. руб. (42,8% ВВП), расходы - 40,1 трлн. руб. (39,7% ВВП) (рис.3.2).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3.2 Исполнение республиканского бюджета  Республики Беларусь

 

Расходы республиканского бюджета  профинансированы в сумме 17 трлн. руб., что на 9,5% меньше (в реальном выражении), чем в I полугодии 2010 г. (разделы «Физическая  культура и информации», «Социальная В сложившейся структуре расходов республиканского бюджета 33,8% от всех расходов составляют трансферты местным бюджетам.

Расходы социальной направленности «Здравоохранение», культура, спорт, средства массовой «Образование», политика») составили 22,4% в общем  объеме расходов республиканского бюджета. Доходы превысили расходы на 1,1 трлн. руб. (1,1% ВВП).

Доходы местных бюджетов в I полугодии 2011 года составили 18,5 трлн. руб., что на 52,1% больше чем в I полугодии 2010 года (на 24,6% в реальном выражении) [30].

Значительный рост доходов местных  бюджетов по сравнению с прошлым  годом в основном обусловлен изменениями в

бюджетном законодательстве (в текущем году весь налог на прибыль, уплачиваемый коммунальными и негосударственными организациями, зачисляется в местные бюджеты), ростом налогооблагаемой прибыли, а также налоговой базы по подоходному налогу.

Основными  источниками доходов были поступления по налогам на доходы и прибыль (36,7% от всех доходов), налогам на товары (работы,услуги) (18,6%),

 

Рис.3.3 - Структура доходов местных  бюджетов в I полугодии 2011 года.

В январе-июне 2011 года наблюдается  прирост собственных доходных поступлений  местных бюджетов по сравнению с I полугодием 2010 года (в номинальном  выражении): по г. Минску - 74,6 %; по Брестской  области -38,7%; по Витебской области -38,4%; по Гомельской области - 1,5 %; по Гродненской  области - 36,6 %; по Минской области - 52,3 %; по Могилевской области - 45,4 % (рис.3.3) [30]

Перед Беларусью стоит срочная  задача по преодолению последствий  текущего экономического кризиса и  более долгосрочная проблема возобновления  быстрого экономического роста. Для  того чтобы улучшить состояние сальдо счета текущих операций и сохранить  резервы, властям необходимо продолжать проводить жесткую макроэкономическую политику и сдерживать внутренний спрос. Те меры, которые потребуются для  достижения этих целей, станут важной темой для обсуждения во время  продолжения работы миссии по проведению второго обзора в рамках соглашения "стэнд-бай". Обсуждения в рамках консультаций по Статье IV были сконцентрированы на более долгосрочном вопросе о том, как Беларусь может восстановить показатели роста последних лет. Миссия полагает, что высокий устойчивый рост в будущем может быть достигнут за счет повышения производительности и роста прямых иностранных инвестиций. Усилия по либерализации экономики и ускоренная приватизация могут привести к данным результатам.

По прогнозам экспертов МВФ, ожидается, что в перспективе  в контексте слабого восстановления роста мировой экономики белорусская  экономика будет расти более  медленными темпами, чем в недавнее время. В текущем году ожидается  снижение ВВП, что преимущественно  связано с воздействием глубокой рецессии в России и Европейском  Союзе. В 2010 году в связи с преимуществами постепенного возобновления роста  мировой экономики ожидается, что  будет зарегистрировано умеренное  восстановление роста производства.

В более долгосрочной перспективе  ряд внешних сдерживающих факторов может препятствовать возвращению  к предкризисной динамике роста. Как уровень ВВП, так и потенциальный  темп роста в странах - основных торговых партнерах Беларуси, вероятно, будут  ниже в послекризисный период, тем самым сокращая внешний спрос на белорусскую продукцию. Свободный доступ к российскому рынку более не является гарантированным.

Сдерживать потенциал роста  страны могут также и внутренние факторы. Внутренние сбережения были ниже, чем инвестиции, что создавало  давление на модель роста, основанную на инвестициях, так как вследствие глобального кризиса внешнее  финансирование, вероятно, станет менее  доступным и более дорогим. Кроме  того, есть признаки ухудшения отдачи от инвестиций, не только потому что уровень инвестиций уже очень высок, но и потому что большая часть инвестиций в последнее время шла в жилищное строительство. Как и в других странах со стареющим населением, вероятно, что рабочая сила сократится, отражая демографические тенденции. В силу этих факторов потенциальный долгосрочный рост в Беларуси может оказаться на 2-3% ниже, чем наблюдалось в последнее десятилетие.

Для того чтобы восстановить выдающиеся показатели роста последних лет, для Беларуси будет крайне важно  усилить свои факторы роста за счет проведения структурных реформ. Учитывая ограниченную возможность  по наращиванию вложений капитала и  труда за счет внутренних источников, для возобновления высоких темпов экономического роста потребуется  значительный рост производительности. В данном контексте следует сохранять  приоритетность государственных расходов, связанных с образованием. Опыт других стран, которые прошли процесс экономических  преобразований, показывает, что более  эффективное распределение ресурсов, более крупный и динамичный частный  сектор и расширение использования  иностранного капитала могут оказать  содействие в стимулировании роста  производительности. Беларусь может  много выиграть за счет проведения рыночно ориентированных реформ, учитывая то, что страна находится  лишь на ранней стадии перехода к рыночной экономике, а ее структурные реформы  могут быть сконцентрированы на переходе от государственного контроля к действию рыночных сил, а также на постоянном и неуклонном продвижении приватизации.

В свою очередь для того, чтобы  рыночные силы могли сыграть свою определяющую роль в распределении  ресурсов, следует значительно сократить  государственное вмешательство  в экономику. В частности, необходимо сократить до минимума ценовой контроль, чтобы ценовые сигналы могли  направлять поток ресурсов и помогать корректировать избыток и недостаток ресурсов в экономике. Также следует  отменить большинство ограничений  по розничным торговым надбавкам  в соответствии с договоренностями, достигнутыми между правительством и Всемирным банком. Необходимо произвести либерализацию заработной платы, чтобы  вознаграждать высокую производительность, и развивать рынок труда таким  образом, чтобы работники могли  переходить на те рабочие места, где они могут работать наиболее продуктивно.

Следует отказаться от установления обязательных для исполнения количественных целевых показателей на макроэкономическом уровне и уровне предприятий, поскольку  управлять все более сложной  экономикой посредством центрального планирования становится все труднее.

Банковской системе следует  позволить принимать решения  о кредитовании исходя из рентабельности и рисков проектов, а не следуя указаниям или рекомендациям правительства.

Появление сильного частного сектора  также будет чрезвычайно полезно  для роста производительности. Следует  упростить условия для создания новых частных предприятий, поскольку  опыт других стран показывает, что  создаваемые частным сектором рабочие  места могут обеспечить занятость  работников, увольняемых в результате реформирования государственных предприятий. Новые предприятия могут быть созданы за счет отделения частей имеющихся государственных предприятий. Следует далее сокращать регулятивную нагрузку на частный сектор и допускать  более высокую степень гибкости в установлении цен, заработной платы  и торговых надбавок. Расширению частного сектора будет способствовать реформирование финансового сектора, что поможет  расширить доступ частного сектора  к кредитным ресурсам.

Эти преимущества могут быть усилены  за счет участия иностранных инвесторов. Амбициозная и прозрачная программа приватизации, которая открыта для иностранных инвесторов, поможет привлечь капитал, технологии и навыки в области управления и маркетинга. В сочетании с высоким качеством и более эффективной мотивацией трудовых ресурсов это обещает существенно повысить совокупную производительность факторов производства. Иностранные инвестиции также могут помочь диверсифицировать производственную базу и экспортные рынки Беларуси и распространить хорошую практику ведения бизнеса на остальную часть экономики. Для привлечения как иностранных, так и отечественных инвесторов условия, устанавливаемые для новых инвестиций, в том числе и требование о сохранении имеющегося количества работников и сетки заработной платы, необходимо сократить.

По мнению экспертов МВФ, опираясь на опыт других стран, можно ожидать  возобновления действия стимулов после  принятия современного Закона о приватизации и создания Агентства по приватизации, уполномоченного осуществлять подготовку предприятий к приватизации и  имеющего право нанимать профессионалов на рынке для поддержания этого  процесса. Приватизация нескольких предприятий  посредством открытого, прозрачного  и конкурентного тендера в  начале следующего года помогла бы продемонстрировать твердость намерений  правительства и содействовала  бы развитию потенциала.

Рост ВВП в 2011-2015 годах запланирован на уровне 140%-147%. [30]

3.2 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

 

Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Он выражается величиной различных его компонентов: состоянием здоровья, характером питания, условиями жизни, доступностью образования, условиями труда и отдыха и т.д [19, с. 125].

Для уровня жизни важно наличие двух взаимосвязанных сторон: уровня развития и степени удовлетворения потребностей населения. Уровень развития характеризует развитость потребностей, которые выступают исходным фактором, побуждающим человека к действию. Степень удовлетворения потребностей населения определяется путем сравнения достигнутого уровня удовлетворенных потребностей желаемым. В качестве желаемых могут выступать, например, нормативные потребности (уровень потребления населением материальных благ и услуг в развитых зарубежных странах, желаемый порог потребления, устанавливаемый на основе научных разработок, медицинских рекомендаций и т.д.).

Уровень жизни  населения измеряется различными индикаторами и показателями. К индикаторам относятся основные параметры уровня жизни (доходы, покупательская способность, расходы, уровень образования, продолжительность жизни и др.) и конкретные, частные показатели, позволяющие отразить все стороны жизни населения (средний доход, расходы на обучение, количество лет обучения в школе и т.д.). Всемирный банк для характеристики социального развития использует более 90 индикаторов [17, с. 239].

Для систематизации используемых в мировой практике социальных индикаторов и показателей  их разбивают на четыре группы:

    • индикаторы дохода (данные о доходах и расходах населения);
    • индикаторы социального участия (индикаторы и показатели, отражающие уровень жизни семьи: структуру питания, регулярность потребления определенных продуктов, участие в общественных мероприятиях и т.д.);
    • субъективные индикаторы (кого считать бедным, соотношение уровня жизни человека с уровнем бедности и др.);
    • комбинированные индикаторы, включающие индикаторы дохода и недоходные индикаторы (грамотность, обеспечение жильем, здоровье и др.).

Информация о работе Тенденции развития социальной сферы в современной экономике и анализ состояния социальной сферы Республики Беларусь