Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 11:08, курсовая работа
Объект исследования – социальная сфера в современной экономике и ее развитие в Республике Беларусь.
Предметом исследования выступают методологические, теоретические и прикладные аспекты социального ориентирования экономики Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 6
2. РАЗЛИЧИЯ В ПОДХОДАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 10
2.1 Концепции социального регулирования 10
2.2 Управление социальной сферой во Франции 10
2.3 Социальное государство в Германии 14
2.4 Управление социальной сферой в Швеции 15
2.5 Социальная политика Япония 16
2.6 Великобритания 17
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18
3.1 Сущность социальной политики Республики Беларусь 18
3.2 Экономическое развитие Республики Беларусь 28
3.2 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 37
4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
В отечественной практике для характеристики уровня жизни населения используют следующую группировку показателей:
По функциональному признаку данные социальные индикаторы и показатели можно представить через следующие блоки:
Социальное обеспечение (пенсии, пособия, предоставляемые льготы);
Социальная демография (удельный вес молодежи, пенсионеров, трудоспособного населения в его общей численности, рождаемость, смертность людей, среднее количество детей и др.);
Потребление населением материальных благ и платных услуг (обеспеченность товарами длительного пользования – холодильниками, легковым автотранспортом, телевизорами и т.д., радиоэлектронными средствами связи; количество механизированных прачечных, кинотеатров, театров и др.);
Жилищно-коммунальные условия жизни (количество жилой и общей площади на одного жителя, обеспеченность горячей и холодной водой, отопление, число жителей, в том числе молодых семей, нуждающихся в получении и улучшении жилья, и др.);
Развитие торговли,
общественного питания и
Транспорт и
связь (транспортная подвижность населения,
количество поездок одним жителем
в общественном транспорте, удаленность
остановок общественного
Охрана здоровья населения (средняя продолжительность жизни, обеспеченность лечебными учреждениями, детская смертность, наличие инфекционных заболеваний, качество продуктов питания и др.);
Рабочее, внерабочее
и свободное время (продолжительность
рабочего дня, время, связанное с
прибытием на работу и возвращением
домой, восстановлением
Организация и условия труда (коэффициент занятости трудовой деятельностью, уровень загрязнения воздуха в производственных помещениях, наличие ионизирующих излучений, степень механизации ручного и тяжелого физического труда и т.д.);
Состояние и охрана окружающей среды (наличие вредных выбросов в воздушный бассейн, на местность, обеспеченность питьевой водой, зелеными насаждениями, уровень шума, облучение от воздействия радиоактивных веществ и др.).
Наиболее общим индикатором, характеризующим уровень жизни народа и его доходы, служит валовой внутренний продукт в расчете на душу населения, а также его агрегат «располагаемые личные доходы домашних хозяйств», рис. 3.4.
Рис. 3.4 Агрегат «располагаемые личные доходы домашних хозяйств»
Для характеристики доходов населения используется и такой показатель как совокупные доходы населения, включающий все виды и формы доходов: натуральные и денежные доходы в виде льгот (налоговые льготы, всевозможные поступления от государства и негосударственных организаций), доходы от личного подсобного хозяйства и других видов домашней деятельности.
При характеристике доходов населения выделяют три вида доходов: номинальные, реальные и реально используемые (конечные).
Номинальные доходы – это совокупность денежных, натуральных и косвенных доходов населения.
Денежные доходы составляют основную долю совокупных доходов населения. Источниками денежных доходов населения являются: заработная плата, чистый доход от самостоятельной деятельности, прибыль от предпринимательской деятельности, доход от личных инвестиций (рента, проценты, дивиденды), гонорары и комиссионные сборы, алименты, пенсии, пособия, стипендии, вознаграждения и другие поступления в виде денег.
Натуральные доходы населения формируются от семейного хозяйства, фермерского хозяйства, предприятий и организаций различных форм собственности.
Косвенные доходы население получает в процессе использования услуг, предоставляемых бесплатно учреждениями непроизводственной сферы, обслуживающими население.
Реальные доходы – это один из основных обобщающих показателей уровня жизни народа. К ним относятся денежные доходы – накопления, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги, которые население использует в текущем периоде на приобретение и накопление. Реальные доходы определяются путем вычета из номинальных доходов сумм, уплаченных населением в виде налогов, других обязательных платежей и оплаты услуг.
Реально используемые (конечные) доходы – это часть реальных доходов, направляемая для приобретения материальных благ и услуг. Они определяются путем исключения из реальных доходов денежных сбережений, добровольных платежей и взносов, а также задолженностей за товары, имущество, купленные в кредит.
Схему формирования
доходов населения можно
1. Денежные доходы.
2. Натуральные доходы.
3. Материальные затраты учреждений, бесплатно обслуживающих население.
4. Номинальные доходы населения (1+2+3).
5. Оплата услуг.
6. Обязательные платежи и налоги.
7. Располагаемые доходы населения (4-5-6).
8. Добровольные платежи и взносы.
9. Прирост сбережений.
10 Сокращение
задолженности населения за
11. Конечные (реально используемые) доходы (7-8-9-10).
12. Индекс цен и тарифов.
13. Конечные (реально используемые) доходы в сопоставимых ценах и тарифах (11 с учетом 12), всего:
в том числе:
на душу населения;
индекс роста (падения) доходов.
В качестве основных социально-экономических показателей в Республике Беларусь используются:
реальные денежные доходы населения;
реальный размер назначенной месячной пенсии.
В составе денежных доходов выделяются:
В денежных расходах и сбережениях населения выделяются:
Важное значение для характеристики доходов населения имеют размер минимальной заработной платы и тарифная ставка первого разряда.
Для характеристики доходов домашних хозяйств используют минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума, которые позволяют определить численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже их уровня, а также представить соотношения среднедушевых располагаемых ресурсов и минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума.
В условиях становления рыночных отношений в Республике Беларусь обозначилась дифференциация населения по размеру среднедушевого совокупного дохода, выделились богатые и малообеспеченные слои населения. Это обусловило необходимость характеризовать расслоение общества по уровню доходов.
Для этого проводятся выборочные обследования 5 тысяч домашних хозяйств, что позволяет выделить общие для республики тенденции в их доходах, расходах и потреблении.
Для изучения неравномерности распределения показателей их благосостояния используется метод группировок, в результате которого домашние хозяйства (население) группируются в:
При построении квинтильных групп семьи ранжируются по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов в порядке их возрастания, а затем делятся на 5 равных групп, каждая из которых включает 20% всех семей. В результате, первая квинтильная группа (низшая) включает 20% семей с наименьшим уровнем располагаемых ресурсов, вторая квинтильная группа – последующие 20% семей и т.д., а пятая квинтильная группа (высшая) – 20% семей с наиболее высоким уровнем располагаемых ресурсов на члена семьи.
Децильные группы населения строятся в аналогичном порядке и делят ранжированный ряд на 10 равных групп.
Распределение населения по уровню
среднедушевых располагаемых
Для характеристики концентрации ресурсов используется также коэффициент (индекс) Джини. Этот коэффициент является наиболее часто используемым измерителем различия в распределении дохода (располагаемых ресурсов) в обществе. Этот показатель применяется в Республике Беларусь для характеристики степени неравномерности распределения всей суммы доходов (располагаемых ресурсов) между отдельными группами населения (квинтильными группами).
Величина индекса (коэффициента) Джини может колебаться от 0 до 1. Если он равен 0, то в обществе нет неравенства. Если коэффициент Джини равен 1, то весь доход принадлежит богатейшей части общества. Следовательно, чем ближе величина этого коэффициента к 1, тем более неравномерно распределены ресурсы в обществе.
Кроме изложенных
выше показателей для международных
сопоставлений применяется
Согласно оперативным данным, по состоянию на 1 января 2011 г. в органы по труду занятости и социальной защите обратилось около 69 тыс. заявителей. Решение о назначении помощи принято по 62,5 тыс. обращений (90,6 процента от числа всех обращений). Необходимую поддержку государства получили 177,1 тыс. человек на сумму 29,4 млрд. рублей. Основными получателями ГАСП являются многодетные и неполные семьи - 59,3 процента от всех получателей, в том числе представители многодетных семей составляют 29,2 процента (51,7 тыс. человек), неполных семей - 30,1 процента (53,3 тыс. человек). Семьи, воспитывающие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, в общем числе получателей составили 2 процента (3,6 тыс. человек). Государственная адресная социальная помощь назначена 7,2 тыс. одиноких пенсионеров и инвалидов I и II группы, что составляет 4,1 процента от общего числа получателей. Остальные категории получателей составляют 34,5 процента (61,2 тыс. человек).
В целях исключения иждивенческих настроений среди получателей ГАСП (в ситуации, когда трудоспособные члены семьи не стремятся к увеличению своего дохода) комиссии принимают решения о назначении помощи в виде ежемесячного социального пособия на период менее трех месяцев. При этом семье (гражданину) предлагается содействие в трудоустройстве, даются конкретные рекомендации по повышению доходов. Так, по 2157 обращениям (3,4 процента от общего числа обращений, рассмотренных положительно) комиссией приняты решения о назначении ГАСП сроком на один месяц. Во всех административных районах республики созданы постоянно действующие комиссии по оказанию государственной адресной социальной помощи (далее - комиссии), деятельность которых осуществляется на основании Положений, утвержденных решениями гор(рай)исполкомов (администраций районов в городах). При вынесении решения о назначении ГАСП, ее формах и видах, о размере помощи и периоде выплаты (для ежемесячного социального пособия) комиссия принимает во внимание факторы и причины, по которым семья имеет низкий доход, а также проявляемые трудоспособными членами семьи инициативу и конкретные действия по улучшению материального благополучия, по выходу из трудной жизненной ситуации.
Таблица 3.1 - Структура денежных доходов и расходов населения (в процентах к итогу)