Тенденции развития социальной сферы в современной экономике и анализ состояния социальной сферы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – социальная сфера в современной экономике и ее развитие в Республике Беларусь.
Предметом исследования выступают методологические, теоретические и прикладные аспекты социального ориентирования экономики Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 6
2. РАЗЛИЧИЯ В ПОДХОДАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 10
2.1 Концепции социального регулирования 10
2.2 Управление социальной сферой во Франции 10
2.3 Социальное государство в Германии 14
2.4 Управление социальной сферой в Швеции 15
2.5 Социальная политика Япония 16
2.6 Великобритания 17
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18
3.1 Сущность социальной политики Республики Беларусь 18
3.2 Экономическое развитие Республики Беларусь 28
3.2 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 37
4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56

Файлы: 1 файл

Тема Тенденции развития социальной сферы в экономике.docx

— 513.01 Кб (Скачать файл)

В отечественной  практике для характеристики уровня жизни населения используют следующую  группировку показателей:

    • социально-демографические показатели (смертность, рождаемость, продолжительность жизни, заболеваемость в целом и по отдельным социальным группам населения; удельный вес молодежи, пенсионеров, трудоспособного населения в его общей численности и др.);
    • показатели удовлетворения потребностей населения в труде (занятость экономически активного населения, уровень безработицы и ее структура, доля неквалифицированного и тяжелого труда и др.);
    • показатели, характеризующие состояние окружающей среды (вредные выбросы в атмосфере, уровень шума, обеспеченность питьевой водой и т.д.);
    • показатели уровня обеспеченности жильем (общая площадь жилья на одного человека, социальная норма площади жилья на человека и т.д.);
    • объемы потребления материальных благ и услуг (потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров различными видами транспорта, обеспеченность товарами длительного пользования и др.);
    • доходы и расходы населения (в целом, по группам и на душу населения).

По функциональному признаку данные социальные индикаторы и показатели можно представить через следующие блоки:

    1. Доходы и расходы населения;

Социальное обеспечение (пенсии, пособия, предоставляемые льготы);

Социальная демография (удельный вес молодежи, пенсионеров, трудоспособного населения в  его общей численности, рождаемость, смертность людей, среднее количество детей и др.);

Потребление населением материальных благ и платных услуг (обеспеченность товарами длительного  пользования – холодильниками, легковым автотранспортом, телевизорами и т.д., радиоэлектронными средствами связи; количество механизированных прачечных, кинотеатров, театров и др.);

Жилищно-коммунальные условия жизни (количество жилой  и общей площади на одного жителя, обеспеченность горячей и холодной водой, отопление, число жителей, в  том числе молодых семей, нуждающихся  в получении и улучшении жилья, и др.);

Развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания (количество торговых предприятий, их удаленность от потребителей, объем  реализации товаров в торговых предприятиях различных форм собственности, обеспеченность столовыми, парикмахерскими и др.);

Транспорт и  связь (транспортная подвижность населения, количество поездок одним жителем  в общественном транспорте, удаленность  остановок общественного транспорта от мест работы и проживания, средняя  продолжительность и протяженность  поездки одного пассажира, количество установленных телефонных аппаратов  на 100 жителей и др.);

Охрана здоровья населения (средняя продолжительность  жизни, обеспеченность лечебными учреждениями, детская смертность, наличие инфекционных заболеваний, качество продуктов питания  и др.);

Рабочее, внерабочее и свободное время (продолжительность  рабочего дня, время, связанное с  прибытием на работу и возвращением домой, восстановлением жизнеспособности, повышением общеобразовательного потенциала и др.);

Организация и  условия труда (коэффициент занятости  трудовой деятельностью, уровень загрязнения  воздуха в производственных помещениях, наличие ионизирующих излучений, степень  механизации ручного и тяжелого физического труда и т.д.);

Состояние и  охрана окружающей среды (наличие вредных  выбросов в воздушный бассейн, на местность, обеспеченность питьевой водой, зелеными насаждениями, уровень шума, облучение от воздействия радиоактивных  веществ и др.).

Наиболее общим  индикатором, характеризующим уровень  жизни народа и его доходы, служит валовой внутренний продукт в расчете на душу населения, а также его агрегат «располагаемые личные доходы домашних хозяйств», рис. 3.4.

Рис. 3.4 Агрегат «располагаемые личные доходы домашних хозяйств»

 

Для характеристики доходов населения используется и такой показатель как совокупные доходы населения, включающий все виды и формы доходов: натуральные и денежные доходы в виде льгот (налоговые льготы, всевозможные поступления от государства и негосударственных организаций), доходы от личного подсобного хозяйства и других видов домашней деятельности.

При характеристике доходов населения выделяют три вида доходов: номинальные, реальные и реально используемые (конечные).

Номинальные доходы – это совокупность денежных, натуральных и косвенных доходов населения.

Денежные доходы составляют основную долю совокупных доходов населения. Источниками денежных доходов населения являются: заработная плата, чистый доход от самостоятельной деятельности, прибыль от предпринимательской деятельности, доход от личных инвестиций (рента, проценты, дивиденды), гонорары и комиссионные сборы, алименты, пенсии, пособия, стипендии, вознаграждения и другие поступления в виде денег.

Натуральные доходы населения формируются от семейного хозяйства, фермерского хозяйства, предприятий и организаций различных форм собственности.

Косвенные доходы население получает в процессе использования услуг, предоставляемых бесплатно учреждениями непроизводственной сферы, обслуживающими население.

Реальные доходы – это один из основных обобщающих показателей уровня жизни народа. К ним относятся денежные доходы – накопления, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги, которые население использует в текущем периоде на приобретение и накопление. Реальные доходы определяются путем вычета из номинальных доходов сумм, уплаченных населением в виде налогов, других обязательных платежей и оплаты услуг.

Реально используемые (конечные) доходы – это часть реальных доходов, направляемая для приобретения материальных благ и услуг. Они определяются путем исключения из реальных доходов денежных сбережений, добровольных платежей и взносов, а также задолженностей за товары, имущество, купленные в кредит.

Схему формирования доходов населения можно представить  следующим образом [17, с. 67]:

1. Денежные доходы.

2. Натуральные  доходы.

3. Материальные  затраты учреждений, бесплатно обслуживающих  население.

4. Номинальные доходы населения (1+2+3).

5. Оплата услуг.

6. Обязательные  платежи и налоги.

7. Располагаемые доходы населения (4-5-6).

8. Добровольные  платежи и взносы.

9. Прирост сбережений.

10 Сокращение  задолженности населения за товары, имущество, купленные в кредит.

11. Конечные (реально используемые) доходы (7-8-9-10).

12. Индекс цен  и тарифов.

13. Конечные (реально используемые) доходы в сопоставимых ценах и тарифах (11 с учетом 12), всего:

в том числе:

на душу населения;

индекс роста (падения) доходов.

В качестве основных социально-экономических показателей в Республике Беларусь используются:

реальные денежные доходы населения;

    • номинально начисленная среднемесячная заработная плата работающих;
    • реальная заработная плата;
    • средний размер начисленной месячной пенсии (с учетом компенсационных выплат);

реальный размер назначенной месячной пенсии.

В составе денежных доходов выделяются:

    • оплата труда рабочих, служащих, колхозников;
    • социальные трансферты;
    • поступления из финансовой системы, доходы от собственности, предпринимательской деятельности и другие.

В денежных расходах и сбережениях населения выделяются:

    • покупка товаров и оплата услуг;
    • обязательные платежи и добровольные взносы;
    • накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, покупка валюты.

Важное значение для характеристики доходов населения имеют размер минимальной заработной платы и тарифная ставка первого разряда.

Для характеристики доходов домашних хозяйств используют минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума, которые позволяют определить численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже их уровня, а также представить соотношения среднедушевых располагаемых ресурсов и минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума.

В условиях становления  рыночных отношений в Республике Беларусь обозначилась дифференциация населения по размеру среднедушевого совокупного дохода, выделились богатые  и малообеспеченные слои населения. Это обусловило необходимость характеризовать  расслоение общества по уровню доходов.

Для этого проводятся выборочные обследования 5 тысяч домашних хозяйств, что позволяет выделить общие для республики тенденции  в их доходах, расходах и потреблении.

Для изучения неравномерности  распределения показателей их благосостояния используется метод группировок, в  результате которого домашние хозяйства (население) группируются в:

    • квинтильные (20-процентные) группы;
    • децильные (10-процентные) группы;
    • интервальные ряды, построенные в порядке возрастания уровня среднедушевых располагаемых ресурсов.

При построении квинтильных групп семьи ранжируются по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов в порядке их возрастания, а затем делятся на 5 равных групп, каждая из которых включает 20% всех семей. В результате, первая квинтильная группа (низшая) включает 20% семей с наименьшим уровнем располагаемых ресурсов, вторая квинтильная группа – последующие 20% семей и т.д., а пятая квинтильная группа (высшая) – 20% семей с наиболее высоким уровнем располагаемых ресурсов на члена семьи.

Децильные группы населения строятся в аналогичном порядке и делят ранжированный ряд на 10 равных групп.

Распределение населения по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов характеризует дифференциацию населения по уровню материальной обеспеченности и представляет собой показатель численности (или доли) населения, сгруппированного по уровню его располагаемых ресурсов в заданных интервалах. В частности, один из способов описания распределения доходов основан на ранжировании людей по величине дохода: рассчитывается доход 1, 2, 3% и т.д. беднейшего населения, а затем определяется, какую часть суммарного дохода в процентах получает 1% беднейшего населения, какую часть – 2% и т.д. Кривые, отражающие процент совокупного дохода, полученного различающимися по доходу группами населения, известны как кривые Лоренца [19, с. 342].

Для характеристики концентрации ресурсов используется также коэффициент (индекс) Джини. Этот коэффициент является наиболее часто используемым измерителем различия в распределении дохода (располагаемых ресурсов) в обществе. Этот показатель применяется в Республике Беларусь для характеристики степени неравномерности распределения всей суммы доходов (располагаемых ресурсов) между отдельными группами населения (квинтильными группами).

Величина индекса (коэффициента) Джини может колебаться от 0 до 1. Если он равен 0, то в обществе нет неравенства. Если коэффициент  Джини равен 1, то весь доход принадлежит  богатейшей части общества. Следовательно, чем ближе величина этого коэффициента к 1, тем более неравномерно распределены ресурсы в обществе.

Кроме изложенных выше показателей для международных  сопоставлений применяется индекс развития человеческого потенциала, рассмотренный выше.

Согласно оперативным  данным, по состоянию на 1 января 2011 г. в органы по труду занятости и социальной защите обратилось около 69 тыс. заявителей. Решение о назначении помощи принято по 62,5 тыс. обращений (90,6 процента от числа всех обращений). Необходимую поддержку государства получили 177,1 тыс. человек на сумму 29,4 млрд. рублей. Основными получателями ГАСП являются многодетные и неполные семьи - 59,3 процента от всех получателей, в том числе представители многодетных семей составляют 29,2 процента (51,7 тыс. человек), неполных семей - 30,1 процента (53,3 тыс. человек). Семьи, воспитывающие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, в общем числе получателей составили 2 процента (3,6 тыс. человек). Государственная адресная социальная помощь назначена 7,2 тыс. одиноких пенсионеров и инвалидов I и II группы, что составляет 4,1 процента от общего числа получателей. Остальные категории получателей составляют 34,5 процента (61,2 тыс. человек).

В целях исключения иждивенческих  настроений среди получателей ГАСП (в ситуации, когда трудоспособные члены семьи не стремятся к  увеличению своего дохода) комиссии принимают  решения о назначении помощи в  виде ежемесячного социального пособия  на период менее трех месяцев. При  этом семье (гражданину) предлагается содействие в трудоустройстве, даются конкретные рекомендации по повышению  доходов. Так, по 2157 обращениям (3,4 процента от общего числа обращений, рассмотренных  положительно) комиссией приняты  решения о назначении ГАСП сроком на один месяц. Во всех административных районах республики созданы постоянно  действующие комиссии по оказанию государственной  адресной социальной помощи (далее - комиссии), деятельность которых осуществляется на основании Положений, утвержденных решениями гор(рай)исполкомов (администраций районов в городах). При вынесении решения о назначении ГАСП, ее формах и видах, о размере помощи и периоде выплаты (для ежемесячного социального пособия) комиссия принимает во внимание факторы и причины, по которым семья имеет низкий доход, а также проявляемые трудоспособными членами семьи инициативу и конкретные действия по улучшению материального благополучия, по выходу из трудной жизненной ситуации.

Таблица 3.1 - Структура денежных доходов и расходов населения (в процентах к итогу)

Информация о работе Тенденции развития социальной сферы в современной экономике и анализ состояния социальной сферы Республики Беларусь