В области политики денежных доходов
и оплаты труда предусматривается
увеличение реальных денежных доходов
в соответствии с ростом ВВП, рост
реальной заработной платы в соответствии
с ростом производительности труда
при некотором снижении численности
занятых в экономике.
Минимальная заработная плата является
минимальным социальным стандартом
в области оплаты труда. Дальнейшее
ее повышение в Республике Беларусь
следует осуществлять по мере роста
эффективности производства, имея в
виду поэтапное приближение ее размера
к бюджету прожиточного минимума,
в дальнейшем – к минимальному
потребительскому бюджету. При этом
минимальная заработная плата по
отношению к средней должна составить
не менее 30 – 40%, что соответствует параметрам,
существующим в экономически развитых
странах.
Борьба с бедностью является
важнейшим приоритетом социальной
политики. Для устойчивого развития
первостепенное значение имеет максимальное
сокращение в республике уровня малообеспеченности.
Реализация этой задачи будет происходить
на основе экономического роста, повышения
уровня жизни, прежде всего работающей
части населения.
С увеличением минимальной заработной
платы, ростом средней заработной платы
и среднедушевых денежных доходов
предполагается, что доля населения
с доходами ниже бюджета прожиточного
минимума должна сократиться к 2015 г.
вдвое, что соответствует цели Декларации тысячелетия Организации
Объединенных Наций, принятой Генеральной
Ассамблеей 8 сентября 2000 г.
Пенсионное обеспечение – важнейшее
направление социальной политики. На
нынешнем этапе развития национальная
пенсионная система Республики Беларусь
столкнулась с целым рядом
внутренних и внешних проблем. Дефицит
средств и проблемы экономики
затрудняют возможности поддержания
достаточного уровня пенсионного обеспечения
и должной дифференциации пенсий
в соответствии с трудовым вкладом.
Отрицательное влияние оказывает
старение населения и, как следствие,
рост пенсионеров при сокращении
численности занятых в экономике.
Основной целью социальной политики
Республики Беларусь в области пенсионного
обеспечения является повышение
уровня жизни пенсионеров через
создание стабильной, финансово устойчивой
пенсионной системы, удовлетворяющей
принципам социальной справедливости,
способной противостоять будущим демографическим
изменениям.
Стратегической задачей реформирования
пенсионной системы является создание
многоуровневой пенсионной системы, сочетающей
в себе как распределительные, так
и накопительные механизмы. В
перспективе в соответствии с
социально-экономическими программными
документами в республике предусматривается:
- проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;
- развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработка;
- совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании в целях наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;
- обязательное пенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности.
Важной составляющей повышения
уровня и качества жизни населения,
вовлеченного в трудовую деятельность,
является социальное страхование. Его
развитие в Республике Беларусь необходимо
направить на обеспечение гарантий
по защите населения от социальных
и профессиональных рисков, сопряженных
с утратой заработка, работы или
здоровья, формирование достаточной
экономической базы для возмещения
основных социальных страховых рисков.
В области организации системы
социального страхования необходимо
решить две важнейшие задачи: обеспечить
объективную оценку, учет и анализ
уровня и факторов социального риска
для различных категорий работников;
добиться справедливого распределения
ответственности за отдельные виды
риска между субъектами социально-трудовых
отношений.
Основными задачами в области социальной
защиты населения являются обеспечение
государственной поддержки нуждающихся
групп населения, повышение уровня
государственных минимальных социальных
гарантий, оптимизация программ предоставления
помощи.
В ближайший период в республике
предусматривается завершить реформирование
системы социальной защиты граждан,
направленной на реализацию принципа
адресности, обеспечить доведение государственных
минимальных социальных гарантий до
уровня нормативов стоимости жизни,
продолжить совершенствование системы
социальных пособий и выплат, механизмов
защиты доходов населения от инфляции.
Важным направлением является создание
комплексных территориальных центров
социального обслуживания, обеспечивающих
оказание максимальной и разносторонней
помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам,
семьям, детям и другим категориям населения.
В комплексе мер по обеспечению
устойчивого развития в республике
должна быть повышена значимость социальной
поддержки ветеранов и инвалидов.
Основным направлением государственной
социальной политики по отношению к
инвалидам должно стать реабилитационное
направление, ориентированное, прежде
всего, на использование социальных
механизмов компенсации и адаптации.
Важнейшим условием реализации этих
мер должна стать координация
различных видов государственной
социальной поддержки граждан и
создание единой информационной системы
социальной помощи.
Несмотря на сложные экономические
условия, государство стремится
в пределах имеющихся ресурсных
возможностей непрерывно увеличивать
долю государственных расходов на развитие
образования. В 2011 г. она достигла 6,6% от
ВВП (в 1990 г. – 4,3%, в 2002 г. – 6,8%), что сопоставимо
с мировыми показателями (Швеция – 7,8%,
Франция – 5,8%, Германия – 4,6%, Канада –
5,5%, Польша – 5% (по предварительной оценке
ЮНЕСКО). Индекс уровня образования составил
0,950 и сравнялся с такими странами, как
Швейцария, Польша, Латвия. Республика
Беларусь по этому показателю удерживает
лидирующие позиции среди стран СНГ (Россия,
Украина – 0,930, Казахстан – 0,920, Узбекистан
– 0,910) [39].
Стратегической целью является
создание системы образования, соответствующей
потребностям личности, общества и
государства, формирование условий
для ее дальнейшего развития, подготовки
новых поколений к жизни и
труду в гражданском обществе
с устойчивой социально ориентированной
рыночной экономикой.
Для реализации этой цели требуется
решить следующие задачи:
- создание условий для удовлетворения потребностей граждан в получении образования, приобретении ими глубоких и всесторонних знаний, гармоничного развития личности и творческих способностей человека;
- обеспечение доступности, бесплатности общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе – среднего специального и высшего образования, преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования, демократизации образования;
- повышение интеллектуального и культурного потенциала населения на основе совершенствования и оптимизации национальной системы образования;
- обеспечение вхождения национальной системы образования в мировое образовательное пространство.
В 2011–2015 гг. основной целью развития
системы образования ставится повышение
качества учебно-воспитательного процесса
и профессиональной образованности населения.
Для этого планируется осуществить комплекс
мероприятий по:
- завершению реформы общеобразовательной школы;
- последовательному обновлению содержания общего среднего и профессионального образования;
- научному, нормативно-правовому и учебно-методическому обеспечению системы образования;
- внедрению информационных и компьютерных технологий в образовании; расширению доступа в Интернет; организации дистанционного образования; переходу к открытому образованию;
- обновлению и расширению материально-технической базы;
- обеспечению широкого выбора образовательных программ и услуг;
- рациональному сочетанию бесплатной и платной форм получения образования.
К 2015 г. в Республике Беларусь прогнозируется
повысить индекс уровня образования в
стране до 0,96, а к 2020 г. – до 0,98 против 0,95 в 2003 г.
В 2011 – 2020 гг. ставится цель вывести национальную
систему образования на уровень, соответствующий
мировым стандартам. Особое значение следует
придать развитию высшего образования:
повысить качество и усовершенствовать
структуру подготовки специалистов; максимально
приблизить ее к требованиям рынка труда.
Для решения поставленных перед
образованием целей и задач следует
обеспечить его необходимое финансирование,
создать условия для привлечения
инвестиций в сферу образования,
усилить роль рыночных механизмов хозяйствования.
Намечается создать цивилизованный
рынок образовательных услуг, включить
систему образования Республики
Беларусь в мировой образовательный
процесс.
Стратегической целью в области
здравоохранения Республики Беларусь
является создание эффективной системы
здравоохранения, укрепление ее потенциала
для обеспечения каждого гражданина
доступной и качественной медико-санитарной
помощью, создание государственного механизма
поддержки здорового образа жизни,
формирование высокого спроса на личное
здоровье, создание предпосылки для
его удовлетворения. Для конечного
достижения этой цели необходимо решение
следующих задач:
- совершенствование государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в соответствии с нормативами бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя;
- формирование системы государственных приоритетов в общественных отношениях, позволяющей создать государственный механизм поддержки здорового образа жизни населения;
- укрепление и обновление материально-технической базы, увеличение доли финансирования в ВВП на развитие здравоохранения, увеличение объемов финансирования за счет развития внебюджетной деятельности, расширения платных медицинских услуг с учетом платежеспособного спроса населения, развитие форм добровольного медицинского страхования;
- повышение уровня и качества медицинских услуг и обеспечение их доступности; рациональное сочетание коммерческой и некоммерческой деятельности;
- создание условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности;
- уделение особого внимания охране репродуктивного здоровья граждан, созданию службы планирования семьи, улучшению ранней диагностики и лечения заболеваний репродуктивной системы;
- совершенствование медицинской помощи пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС с обеспечением дифференцированного подхода при ее организации различным группам населения, медико-социальной реабилитации, охраны психосоматического здоровья, адекватного дозиметрического сопровождения;
- совершенствование системы контроля качества лекарственных средств, развитие отечественного производства медицинской техники и изделий медицинского назначения.
Благодаря целенаправленной социальной
политике государства по возрождению
белорусской культуры сохранен культурный
потенциал Республики Беларусь. Дальнейшее
развитие получило профессиональное искусство,
поддерживается историко-культурное наследие,
увеличилось число театров, музеев,
выпуск книг и брошюр.
Однако из-за недостаточных объемов
бюджетного финансирования культуры в
республике возникают проблемы укрепления
материально-технической базы отрасли,
комплектования библиотечных фондов,
обеспечения современными техническими
средствами и др.
Стратегической целью государственной
политики в области культуры является
развитие и эффективное использование
культурного потенциала страны, обеспечение
преемственности развития белорусской
культуры наряду с поддержкой культурных
инноваций. Для реализации этой цели
требуется решение следующих
задач:
- развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечивающей доступ граждан страны к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и других фондов культуры;
- сохранение и развитие культурного наследия, национально-культурной самобытности белорусского народа, белорусского языка, расширение сферы его применения, создание условий для свободного творчества, развитие профессионального творчества и профессионального художественного образования, народного художественного творчества, народных промыслов и традиционной культуры;
- обеспечение условий для свободного развития культур всех социально-этнических групп, проживающих в Республике Беларусь;
- достижение здорового нравственного климата в обществе;
- обеспечение доступности культурных ценностей для всех социальных слоев населения;
- усиление роли деятелей и учреждений культуры в решении социально-экономических задач, формировании гражданской позиции и социально активной личности;
- интеграция белорусской культуры в систему мировой культуры как равноправного участника глобальных социально - культурных процессов.
Развитие физической культуры и
спорта является одним из ведущих
направлений в физическом и духовном
оздоровлении народа, важным фактором
формирования здорового образа жизни
человека, совершенствования человеческого
капитала.
В Республике Беларусь, которая является
спортивной державой, проводится целенаправленная
работа по повышению эффективности
физкультурно-оздоровительных и
спортивных занятий во всех сферах
жизнедеятельности. Пополняются фонды
отрасли новыми спортивными объектами.