Теоретические аспекты учета и аудита реализации готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 19:19, дипломная работа

Описание работы

Выпуск и реализация готовой продукции является основным финансово-хозяйственным циклом предприятия промышленности и целью его деятельно-сти. Этому существует ряд причин:
- выручка от реализации продукции возмещает затраты предприятия и яв-ляется основным источником возобновления денежных ресурсов;
- выпуск продукции и ее реализация в необходимых потребителям объе-мах в рамках целевого географического сегмента рынка является одним из ос-новных конкурентных преимуществ организации и оказывает непосредствен-ное влияние на длительность пребывания предприятия на рынке;
- с помощью выпускаемой предприятием продукции потребители удовле-творяют различные потребности в товарах и благах, что оказывает влияние на выполнение промышленным предприятием своих социальных целей и миссии;
- от объемов производства и реализации продукции зависит эффектив-ность использования всех видов ресурсов предприятия – трудовых, материаль-ных, финансовых; и наоборот – с помощью эффективного управления финан-совыми и прочими ресурсами предприятия можно добиваться роста объемов производства и реализации продукции.

Файлы: 1 файл

гп.doc

— 683.50 Кб (Скачать файл)

 


 


ВВЕДЕНИЕ

 

Выпуск и реализация готовой продукции является основным финансово-хозяйственным циклом предприятия промышленности и целью его деятельности. Этому существует ряд причин:

- выручка от реализации продукции возмещает затраты предприятия и является основным источником возобновления денежных ресурсов;

- выпуск продукции и ее реализация в необходимых потребителям объемах в рамках целевого географического сегмента рынка является одним из основных конкурентных преимуществ организации и оказывает непосредственное влияние на длительность пребывания предприятия на рынке;

- с помощью выпускаемой предприятием продукции потребители удовлетворяют различные потребности в товарах и благах, что оказывает влияние на выполнение промышленным предприятием своих социальных целей и миссии;

- от объемов производства и реализации продукции зависит эффективность использования всех видов ресурсов предприятия – трудовых, материальных, финансовых; и наоборот – с помощью эффективного управления финансовыми и прочими ресурсами предприятия можно добиваться роста объемов производства и реализации продукции.

Из вышесказанного следует важность оперативного управленческого контроля и анализа цикла производства и реализации продукции промышленного предприятия. Как известно, основным источником информации  для принятия управленческих решений в сфере производства и реализации продукции, в разработке ассортиментной политики, в разработке ценовой стратегии и стратегии маркетинга, в оценке жизненного цикла изделий является информация, предоставляемая бухгалтерским учетом. Следовательно, такой раздел бухгалтерского учета, как учет выпуска и реализации готовой продукции, является одним из важнейших участков учетной работы на предприятии. Это подчеркивает актуальность выбранной для написания выпускной квалификационной работы темы.

Цель исследования – охарактеризовать процесс учета и аудита реализации готовой продукции на примере конкретного производственного предприятия и предложить пути его совершенствования.

Для достижения поставленной цели в работе следует решить ряд задач:

- дать определение понятию «готовая продукция»;

- описать методы оценки готовой продукции;

- изучить порядок нормативно-правового  регулирования учета реализации  готовой продукции;

- описать действующий порядок документального оформления и учета реализации готовой продукции на примере предприятия;

- осуществить планирование  и разработать методику проверки  реализации готовой продукции на исследуемом предприятии;

- провести управленческий анализ реализации продукции с помощью метода «объем-затраты-прибыль» и рассчитать критический объем продаж;

- определить основные недостатки в организации учета реализации готовой продукции и наметить пути их устранения.

Объект наблюдения – общество с ограниченной ответственностью «Благополучие» - производственное предприятие, занимающееся выпуском и реализацией мясных полуфабрикатов и колбасных изделий. Период исследования – 2006-2007 гг.

Структура работы включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цели, задачи, объект и период исследования.

Первая глава – теоретическая. В ней, в соответствии с нормами гражданского,  налогового и бухгалтерского законодательства дано определение готовой продукции и методов ее оценки, а также определение выручки от реализации и порядка ее признания в налоговом и бухгалтерском учете.  Здесь же приведена краткая характеристика объекта исследования.

Вторая глава описывает порядок учета процесса выпуска и реализации готовой продукции на примере ООО «Благополучие». Здесь рассмотрено документальное оформление, синтетический и аналитический учет реализации.

В третьей главе спланирована и проведена аудиторская проверка процесса реализации продукции предприятия, а также управленческий анализ с определением точки безубыточности.

В заключении сделаны выводы из проведенного исследования.

Методологической основой работы послужили нормативные и правовые документы по учету, аудиту и налогообложению, учебная и периодическая литература и материалы ООО «Благополучие» за 2006-2007 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты учета и аудита реализации готовой продукции

 

1.1.  Экономическая сущность процесса реализации

 

Готовая продукция – это часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, являясь конечным результатом производственного цикла, а также законченными обработкой (комплектацией), активами, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством [34].

Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - систематическое получение прибыли.

Развитие рыночных отношений и глубокая структурная перестройка экономики, затрагивающая все социально-экономические процессы, происходящие в производственных отраслях деятельности, требуют научно-обоснованной организацией управления производством, рационального использования производственных ресурсов, основанного на комплексном подходе к ведению производственных отраслей пищевой промышленности, их интенсификации.

Особое внимание уделяется работе предприятий на основе самофинансирования и самоокупаемости, успех которой в значительной степени определяется эффективностью использования ресурсного потенциала и способностью преумножения и реализации их производственного потенциала. Решение этой проблемы связано с правильным определением методологических и методических позиций, чтобы выбранная система показателей объективно характеризовала состояние хозяйственной деятельности производственных предприятий пищевой промышленности.

Необходимость наиболее полного удовлетворения постоянно растущих потребностей общества, являющаяся одним из основных направлений развития рыночной экономики, предполагает неуклонный рост эффективности общественного производства.

Современная действительность ставит все новые условия в развитии вопроса методологического обоснования проблемы регулирования рыночного обмена и распределения ресурсного потенциала, а также рационального использования уже созданного производственного потенциала. Связанные с этим действия должны включать обоснованное региональное планирование распределения инвестиций, глубокую проработку имеющихся альтернатив, подразумевающих либо увеличение производства, либо наилучшим образом сохранение объемов имеющегося, не допуская его снижения.

Общеизвестно, что существует кругооборот повторяющихся процессов превращения и перемещения. Вследствие этого происходит циклическое движение общественного богатства, что и обеспечивает непрерывную жизнедеятельность людей. Движение богатства идет по такому кругу: производство — распределение – обмен — потребление.

Исходным является непосредственное производство – процесс создания полезного продукта. В это время работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению общественных потребностей. Производство имеет решающее значение для экономики. Если не создан продукт, то тогда нечего распределять, обменивать и потреблять.

Производство непосредственно связано с обменом (процессом реализации). Ведь производство представляет собой по существу процесс обмена деятельностью и способностями людей. Разделение труда вынуждает работников совершенствовать свои способности в неодинаковых направлениях. Таким образом, возникает потребность в рынке, т.е. необходим такой механизм, который позволял бы формировать стоимость произведенных ценностей.

Рынок — это совокупность сделок купли и продажи материальных и иных ценностей. В такие сделки повседневно вступает каждый человек или субъект хозяйствования.

Элементарной составляющей рынка является сделка купли-продажи товара. Рыночную сделку можно представить в виде формулы: продавец — товар — деньги — покупатель. Здесь представлены два рода связей между агентами рынка: экономическая и юридическая [50, с. 12].

Если рыночную сделку (как процесс реализации товара) рассматривать с экономической стороны, то она предстает в виде акта товарно-денежного обращения. Экономический интерес продавца состоит в том, чтобы обменять принадлежащий ему товар на соответствующую сумму денег или другой товар. А покупатель экономически заинтересован в приобретении за деньги или товар нужной ему полезной вещи. Оба они следят за тем, чтобы товарно-денежный обмен был эквивалентным по стоимости [46, с.23].

Если взглянуть на процесс реализации с юридической стороны, то она означает действия граждан и юридических лиц, принимающее форму договора купли-продажи. Следовательно, данная сделка означает процесс смены собственников товаров и денег, который опосредован товарно-денежным обращением [1].

Итак, сделка купли-продажи — экономико-правовая связь между продавцом и покупателем. Их взаимоотношения складываются не трафаретно, в одном и том же виде. Напротив, они принимают вид множества конкретных форм в зависимости от разных хозяйственных обстоятельств: неодинаковых субъектов собственности; характера рыночной сделки; предназначения товара; других условий.

В связи с этим необходимо рассмотреть более подробно формы рыночной сделки (процесса реализации) в зависимости от их характера. Наиболее часто применяемыми является договор купли-продажи и договор поставки.

В России в рамках действия социалистической экономики выделение договора поставки в самостоятельный вид диктовалось потребностями планово-распределительной системы, которая была построена на том, что любое предприятие на основе сгущенного сверху планового задания фактически действовало по заказу государства, которое затем распределяло готовую продукцию. Данный вид договора был отражением не только законодательства, но и экономических, социальных условий, существовавших при социализме.

Однако когда страна вступила в новые экономические условия, необходимость разграничения купли-продажи и поставки стала очевидной. Это связано с тем, что большая часть экономики России до сих пор базируется на доставшихся в наследство от прежнего государства социалистических формах собственности [49, с. 34]. Отношения должны строиться на основе заказа с передачей вновь изготовленной вещи. Такие отношения определяются как поставочные по своей экономической сущности. Изготовление не по конкретному заказу не относится к существенным признакам поставки, отличающим ее от купли-продажи как таковой. Однако если есть заказ на изготовление рельсов для использования их по индивидуальному государственному заказу (допустим, от железнодорожного ведомства), то это поставка.

Следовательно, поставка неразрывно связана с заказом, индивидуализирующим вещь, которую изготовит поставщик, и уже заранее определяются стандарты, нормативы, время изготовления, приемка с более жесткими или со специфическими критериями и т.д.

Между предпринимателями могут также существовать поставочные отношения. В массе производство не рассчитано на заказ от индивидуального предпринимателя и ориентируется на стандартные требования по качеству. Поэтому товар, заказанный с индивидуальными характеристиками, часто требует изменения производственного процесса, его переналадки, внесения различных индивидуальных дополнений и особенностей. Необходимость в поставочных отношениях может возникнуть, например, между производителем автомобилей и заказчиком-покупателем, который индивидуально заказывает у него партию машин с набором заранее определенных технических характеристик, установленным сроком изготовления и пр.

В процесс производства продукции, изначально предполагаемой для купли-продажи, могут вклиниваться поставочные отношения, которые будут иметь место при наличии индивидуального заказа от покупателя. Требование покупателя о наличии в товаре каких-либо индивидуальных характеристик приводит к тому, что продавец, выполняя его условия, модифицирует производственный процесс для производства данного товара, приобретающего, таким образом, индивидуальные характеристики, и выступает уже в роли поставщика, а с покупателем устанавливаются чисто поставочные отношения.

При поставке специфически организуется весь процесс производства вещи, связанный с ее индивидуальностью, различием в ее характеристиках по отношению к вещи, предназначенной для массового производства. Что же касается тех отношений, при которых вещи изготавливаются на продажу просто как товар, предназначенный для любого, кто его купит, кому подойдут усреднённые характеристики данного товара, то данный договор является договором купли-продажи [1, с. 454]. Несмотря на некоторую аналогию между поставочными и подрядными отношениями, в поставочных отношениях не присутствует важнейший признак подряда - связь с процессом производства товара.

Следовательно, поставка есть особый договорный вид отношений, который, даже учитывая существующую в ГК РФ дифференциацию, по своей экономической сущности остается самостоятельным, одновременно отличающей его от купли-продажи. В принципе законодатель был прав, объединив в единый массив нормы ГК РФ о купле-продаже и поставке, но ввиду самостоятельности этих экономических отношений не следует признавать поставку разновидностью купли-продажи.

Данная концепция позволяет привести нормы о поставке, действовавшие в советский период, в соответствие с нынешними реалиями. Ведь именно в условиях свободной конкуренции зачастую велик спрос на товары, обладающие особыми индивидуальными характеристиками, которые производятся и передаются покупателю на основе договора поставки. Следовательно, можно сделать вывод, что экономика диктует договорную форму отношений и именно рынок обусловливает необходимость включения производственного процесса.

Информация о работе Теоретические аспекты учета и аудита реализации готовой продукции