Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 19:19, дипломная работа
Выпуск и реализация готовой продукции является основным финансово-хозяйственным циклом предприятия промышленности и целью его деятельно-сти. Этому существует ряд причин:
- выручка от реализации продукции возмещает затраты предприятия и яв-ляется основным источником возобновления денежных ресурсов;
- выпуск продукции и ее реализация в необходимых потребителям объе-мах в рамках целевого географического сегмента рынка является одним из ос-новных конкурентных преимуществ организации и оказывает непосредствен-ное влияние на длительность пребывания предприятия на рынке;
- с помощью выпускаемой предприятием продукции потребители удовле-творяют различные потребности в товарах и благах, что оказывает влияние на выполнение промышленным предприятием своих социальных целей и миссии;
- от объемов производства и реализации продукции зависит эффектив-ность использования всех видов ресурсов предприятия – трудовых, материаль-ных, финансовых; и наоборот – с помощью эффективного управления финан-совыми и прочими ресурсами предприятия можно добиваться роста объемов производства и реализации продукции.
Именно экономика и организация производства лежат в основе разграничения купли-продажи и поставки. При этом, разграничивая куплю-продажу и поставку по признаку наличия специальных производственных отношений, не исключаются такие важные разграничивающие признаки поставки, как субъектный состав и цель приобретения товара. Особенностями договора поставки являются:
Во-первых, данный договор характеризуется субъектным составом, т.е. в качестве поставщика может выступать только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (индивидуальный предприниматель или коммерческая организация).
Во-вторых, существенным признаком поставляемых товаров является то, что они производятся поставщиком. В связи с этим и к правовому статусу поставщика предъявляются определенные требования: им могут быть коммерческая организация или индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на производстве соответствующих товаров.
В-третьих, важно, для какой цели покупателем приобретаются товары у поставщика, ибо договором поставки признается только такой договор, в силу которого покупателю передаются товары для их использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Поэтому и в качестве покупателя по договору поставки должны выступать, как правило, коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Поскольку поставка неразрывно связана с производством, отношения в рамках поставки коренятся именно в производственной сфере, а не в сфере гражданского оборота, как в купле-продаже.
Проводя разграничительные линии в основном по субъектному составу и по целевому использованию, тем не менее, нельзя обойтись без разграничения экономического. Следовательно, поставку и куплю-продажу позволяют разграничить обязательство по несуществующей вещи, изготовленной в рамках заказа от покупателя, и дальнейшая организация производства этой вещи.
Современное законодательство регулирует эти отношения во многом без учета существующих экономических реалий, указывающих на то, что поставка не является разновидностью купли-продажи, поскольку имеет помимо юридических особенностей еще и самостоятельную экономическую основу. Это является одной из причин практической невозможности для покупателя влиять на производственные процессы поставщика.
Таким образом, в данном параграфе дано понятие процесса реализации готовой продукции, как рыночной сделки между продавцом и покупателем в виде договора купли-продажи или поставки.
1.2. Нормативное регулирование
продукции
Производственное предприятие — это обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств изготовить нужную потребителю продукцию соответствующего назначения, профиля и ассортимента. Стратегия развития предприятия — это контуры дальнесрочного прогноза: постановка целей и указание путей их достижения.
Важнейшей задачей предприятия, с точки зрения экономики во всех случаях является получение дохода за счет реализации потребителям производи- мой продукции. На основе полученного дохода удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства. Чтобы обеспечить стабильную работу, предприятию необходимо найти стабильный рынок сбыта. В связи с этим его продукция должна соответствовать требованиям, которые предъявляют к ней потребители, касающимся главным образом качества продукции и цены единицы продукции.
Предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию продукции, тот есть с себестоимостью продукции. Прибыль (убыток) от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции.
Продажа продукции должна осуществляться в соответствии с договорами, со свободной продажей непосредственно населению по рыночной цене. После этого списывается учетная стоимость продукции с последующим доведением ее через сумму отклонений до фактической себестоимости. И завершающим этапом является исчисление выручки от продажи продукции.
Ведение учета предприятия должно быть строго регламентировано, то есть, подчинено определенным правилам. Можно сказать, что существует целый свод правил, по которым ведется учет. И отступление от этих правил ведет к серьезным ошибкам в бухгалтерской и налоговой отчетности, в определении финансовых результатов деятельности предприятия, приводит к злоупотреблениям со стороны материально ответственных лиц и т.п.
Бухгалтерский учет реализации продукции регламентируется значительным количеством нормативных и правовых актов.
Гражданским кодексом РФ определяются понятия перехода права собственности на имущество, т.е. рассматриваются формы сделок договоров по реализации, основания приобретения и перехода права собственности на имущество, правила оформления и выполнения договоров гражданско-правового характера.
В бухгалтерских и налоговых нормативных актах употребляются понятия «продажа продукции» и «реализация продукции». Это разные названия одного и того же хозяйственного явления, поэтому правомерно применение и того, и другого словосочетания.
Термин «продажа» широко стал использоваться с введением в 2001 году нового Плана счетов. Суть же самой хозяйственной операции (продажа или реализация) не изменилась. Согласно статье 39 Налогового кодекса РФ, реализацией готовой продукции признается передача права собственности на нее покупателю [2, с. 143]. Организации отгружают продукцию в соответствии с заключенными договорами. В бухгалтерском учете продаж (реализации) продукции руководствуются следующими понятиями, установленными Гражданским кодексом [1, с.456]:
- момент исполнения обязанности продавца передать продукцию (ст.458, 224 ГК РФ);
- момент перехода риска
- момент возникновения (перехода) права собственности (ст.223 ГК РФ).
Рис. 1.1 Содержание норм гражданского законодательства
Статьей 458 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать продукцию покупателю считается исполненной в момент:
- вручения продукции покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке продукции;
- предоставления продукции в распоряжение покупателя, если продукция должна быть передана покупателю или указанному им лицу в месте нахождения продукции.
Моментом перехода риска случайной гибели и случайного повреждения продукции к покупателю является момент, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче продукции покупателю.
Моментом возникновения права собственности у покупателя является момент передачи ему продукции, если иное не предусмотрено законом или договором.
Договором купли-продажи может быть предусмотрено, что моментом перехода права собственности на продукцию является момент ее оплаты покупателем. Такая ситуация регулируется статьей 491 ГК РФ: право собственности на переданную покупателю продукцию сохраняется за продавцом, а покупатель не может продать эту продукцию или распорядиться ей иным образом [1, с.467].
Согласно статье 501 ГК РФ, в договоре можно предусмотреть условие, что до перехода права собственности на продукцию покупатель является нанимателем (арендатором) переданной ему продукции. Это договор найма-продажи. При этом если иное не предусмотрено договором, покупатель становится собственником продукции с момента ее оплаты. При любой форме договора в бухгалтерском учете реализация продукции отражается в момент перехода права собственности на продукцию от продавца покупателю.
Несколько иначе обстоит дело с налоговым учетом. Здесь возникает понятие «момент отражения реализации продукции для налогообложения». Согласно налоговому законодательству, возможно исчисление налогов, связанных с реализацией продукции, как на дату отгрузки продукции, так и на дату ее оплаты. для налогового учета дата отгрузки совпадает с датой перехода права собственности на продукцию [2, с.234].
Организация самостоятельно выбирает метод определения выручки от реализации: «по отгрузке» (метод начисления) или «по оплате» (кассовый метод). Этот выбор фиксируется в учетной политике организации. От выбранного метода зависит порядок начисления налогов, таких как налог на добавленную стоимость и другие налоги. Хотя с 1 января 2006 года для исчисления НДС выбранный метод не имеет значения.
В настоящее время нормами налогового законодательства, в частности в главе 25 Налогового кодекса РФ (статья 271), установлено, что доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества. Для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, датой получения дохода признается день отгрузки (передачи) продукции (рис. 1.2).
Рис. 1.2 Методы признания выручки в налоговом учете
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н, определяет, что выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
- организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
- сумма выручки может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации.
Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
- право собственности (владения, пользования и распоряжения ) на продукцию перешло от организации к покупателю;
- расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на:
- доходы от обычных видов деятельности;
- прочие (рис. 1.3).
Рис. 1.3 Порядок признания выручки в бухгалтерском учете
Как указывалось выше для любого производственного предприятия средства, полученные от реализации готовой продукции, – основной источник дохода, поэтому учёт выпуска готовой продукции занимает основное место в системе организации бухгалтерского учёта.
Реализованная продукция позволяет возмещать произведённые предприятием затраты, своевременно выплачивать заработную плату и рассчитываться с кредиторами, развивать и совершенствовать производство. Для достижения этих целей особое внимание необходимо уделить изучению рыночной сферы, формированию спроса потребителей, выпуску высококачественной и конкурентоспособной продукции. Немаловажное значение имеет так же правильная организация учета готовой продукции, её отгрузки и реализации.
Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:
- правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах и других местах хранения продукции;
- контроль за выполнением заданий по объему, ассортименту, качеству произведенной продукции и обязательств по её поставкам;
- контроль за выполнением плана по реализации продукции и своевременностью расчётов с покупателями и заказчиками;
- контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов;
- контроль за соблюдением сметы расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции;
- своевременное и достоверное определение результатов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции;
- выявление рентабельности всей продукции и её отдельных видов.
Успешное выполнение этих задач зависит от ритмичности работы предприятия, правильной организации сбыта и складского хозяйства, своевременности документального оформления хозяйственных операций. Важнейшей предпосылкой решения перечисленных задач является экономически обоснованная классификация готовых изделий по определённым признакам, позволяющим отличать одно изделие от другого (модель, фасон, размер, сорт, марка и т. п.). Продукция предприятия по своему составу и назначению делится на валовую и товарную.
Валовая - полная стоимость законченных готовых изделий, выработанных организацией за отчётный период. В её состав включают стоимость готовых изделий, полуфабрикатов и услуг производственного характера, предназначенных для использования как внутри предприятия, так и отпущенных на сторону, стоимость изготовления и ремонта тары, если она не включается в цену продукции. Валовая продукция характеризует общий объём производственной деятельности предприятия независимо от степени готовности продукции.
Информация о работе Теоретические аспекты учета и аудита реализации готовой продукции