Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 08:52, курсовая работа
Актуальность такого направления банковского менеджмента, как управление персоналом банка подтверждается как зарубежным, так и отечественным опытом. Изучение сложившейся практики управления в этом секторе экономики показало, что персонал, как объект управления до настоящего времени оставался на втором плане. В отличие от своих зарубежных коллег руководители банков практически не знакомы с персональным менеджментом как полноценным элементом науки системного управления деятельностью предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
3
1
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА ПРИМЕРЕ АО «БАНК ЦЕНТРКРЕДИТ»
6
1.1
Общая характеристика деятельности АО «Банк Центркредит» на рынке банковских услуг
6
1.2
Анализ типовой организационной структуры филиалов АО «Банк Центркредит»
7
1.3
Анализ системы управления персоналом
8
2
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В АО «БАНК ЦЕНТРКРЕДИТ»
30
2.1
Выявление проблем в системе управления персоналом и пути их решения
30
2.2
Разработка мероприятий по совершенствованию кадрового
потенциала Банка
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА
Фронт-офис АО «БЦК» - это зона приобретения и обслуживания клиента, определяющая лицо банка и успех бизнеса в целом. Во фронт-офисе банка сотрудники непосредственно работают с клиентами – заключают договора, проводят сделки, консультируют по продуктам, словом, совершают операции, приносящие банку доход. Сотрудники фронт-офиса ответственны за привлечение новых клиентов, а так же за качественное и доброжелательное обслуживание существующих клиентов кредитной организации.
Менеджер администратор –
Управления/отдел/сектор обслуживания населения - осуществляет операции с денежной наличностью, чековыми книжками, драгоценными металлами и монетами как с физ. лицами так и юридическими, проведение валютно-обменных операций, обслуживание клиентов депозитария, обеспечение сохранности денежных средств, управление остатками наличности, противодействует легализации доходов, полученных преступным путем.
Управления/отдел/сектор обслуживания бизнес-клиентов - организует работу по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов, реализует клиентам не кредитные банковские продукты, выпуск банковских гарантий, проведение валютных операций, выдача аккредитивов, обслуживание депозитария, противодействует легализации доходов, полученных преступным путем.
Управления/отдел/сектор продаж юридическим лицам – Привлечение, удержание, продажи по кредитным и не кредитным продуктам банка, финансирование юридических лиц.
Управления/отдел/сектор по работе с пластиковыми карточками – эмиссия международных платежных систем таких как VISA и MasterCard, продажи и обслуживания пластиковых карточек, рассмотрения диспутных ситуации возникших при обслуживании клиентов, установка и обслуживания карточных оборудований.
Управления/отдел/сектор продаж физическим лицам - Привлечение, удержание, продажи по кредитным и не кредитным продуктам банка для физических лиц, кредитование физических лиц.
Следующий блок (подразделение) управления – бэк-офис.
Бэк-офис АО «БЦК» - это подразделение банка, не участвующее в обслуживании клиентов. Иными словами, это центральный участок обработки банковской информации, определяющий пути оптимизации рабочего процесса для каждого отдельного подразделения банковской структуры. В обязанности бэк-офиса входит внутренний учет совершаемых операций, формирование методик расчетов по сделкам, внедрение международных стандартов финансовой отчетности и современного программного обеспечения.
Отдел сопровождение и учета операции - ведение бухгалтерского учета внутрихозяйственных операций, учет доходов, расходов, финансового результата, основных фондов, имущества и МЦ, дебиторской и кредиторской задолженности, подготовка отчетностей, осуществление ежедневного последующего контроля по операциям отдела.
Сектор валютного контроля – сотрудники сектора валютного контроля Банка предоставляют клиентам весь спектр консультативных и операционных услуг по вопросам валютного контроля.
Отдел контроля и свода – отдел в основном сопровождает сделки, совершаемые предприятиями-экспортерами.
Примечание: В ноябре 2011 г., вся филиальная сеть АО «Банк ЦентрКредит» перешла на новую организационную структуру управления. Данная структура была заимствована у стратегического партнёра южно-корейского банка «KookminBank» (держателя около 52% акций АО «Банк ЦентрКредит» на 01.11.2012 г.). Внедренная структура управления позволила KookminBank в течении 10 лет войти в 100 лучших банков мира.
По комментариям руководителей банка, основная цель данной структуры является за действия основной доли персонала в продажах банковских продуктов и услуг (т.е. стать «продающим банком»).
1.3 Анализ системы управления персоналом
На наш взгляд наиболее подходящим определением управления персоналом на примере банка является - система приемов и идей эффективного управления и построения организациями. Эта система сложилась под воздействием деловой жизни развитых стран. На сегодняшний день достигнуто понимание того, что управленческая деятельность не может быть представлена в виде четко сформулированных рецептов и правил деятельности. В нем находит отражение то, что мы живем в быстро меняющемся и сложном мире, в котором даже сами закономерности, по которым развивается и существует мир, подвержены изменениям. Именно поэтому управленческая деятельность в банке – это система наиболее общих представлений, новая философия управления, нежели свод готовых правил.
Основная цель системы управления персоналом в крупнейших банках мира заключается в создании результативных мотиваций, в поиске и обеспечении высококлассными кадрами, их продуктивное использование, профессиональное и социальное развитие. Ведущие банки мира (такие, как RoyalBankofScotland, DeutscheBank, HSBC Holdings, BNP Paribas, Barclays PLC, а также основной акционер АО «БЦК» KB KookminBank и др.) огромное внимание уделяют совершенствованию системы управлении.
Что включает в себя система управление персоналом банка? АО «Банк ЦентрКредит» при управлении персоналом основные направления при управлении персоналом использует АО «Банк ЦентрКредит» система управления персоналом включает в себя оценку персонала, обучение, стажировку, подбор и найм персонала, стимулирование, адаптацию, развитие, профессиональный рост, оценку, аттестацию, тестирование персонала для банка.
Эффективное управление персоналом подразумевает управление человеческими ресурсами и кадровой политикой из единого центра. Такой центр – это департамент управления персоналом. Основными целями департамента являются: содействие разумной специализации персонала, выработка адекватной иерархии по распределению должностных мест, содействие личностному и профессиональному росту сотрудников, организация мероприятий по повышению профессионализма, создание и поддержка системы распределения вознаграждений.
Анализ системы управления персоналом проведем по следующим критериям, представленным на рисунке 1.
Рисунок 1 - Критерии системы управления персоналом в AO «Бaнк ЦeнтрКрeдит»
Рассмотрим эти критерии подробнее:
1) Характеристика системы подбора и найма персонала:
Вряд ли сегодня в Казахстане да и во всех развитых странах существует хотя бы один крупный банк, для которого не были бы крайне актуальными проблемы поиска и подбора персонала. Особенно если речь идет о таком крупном банке, как АО «Банк ЦентрКредит», имеющий свои подразделения в одних из крупных стран СНГ (Россия, Украина) а также в различных регионах страны. На ситуацию на рынке труда банковских специалистов в настоящее время особенно сильно влияют следующие факторы:
- относительная экономическая стабилизация последних трех лет;
- постоянно усиливающаяся
- стремление крупных и даже
средних банков стать «
- укрупнение системообразующих банков, распространенность слияний;
- ожидание выхода на банковский рынок крупных зарубежных игроков.
Найм на работу производится в пределах имеющихся вакансий, на основании утвержденного штатного расписания АО «Банк ЦентрКредит». Процедуру найма осуществляют: в ГО и Алматинском регионе – ДЧР, в филиалах, Региональных Центрах – МпРсП филиала. Координатором всей работы по подбору и найму работников является подразделение, ответственное за найм и оценку персонала.
Основа процесса подбора:
- сопоставление требований, предъявляемых Банком к данной должности, с уровнем квалификации и личностными качествами кандидата;
- соответствие компетенций
Используются три вида найма кандидатов на вакантную должность:
- наиболее приоритетным является продвижение работников из кадрового резерва, как по вертикали, так и по горизонтали;
- на основании решения
- на основании решения
Для заполнения существующей вакансии заинтересованное структурное подразделение формирует заявку на замещение вакантной должности, с указанием квалификационных и иных требований; функциональных обязанностей.
В квалификационных требованиях, в зависимости от вакантной должности, должны быть отражены:
- образование (квалификация/
- опыт работы;
- знание иностранного языка;
- владение компьютерными
- профессиональные знания;
практические навыки;
дополнительные условия (по необходимости).
Для подбора внешних кандидатов используются следующие источники:
- СМИ (средства массовой
- резюме из базы данных;
- рекрутинговые агентства;
- центры карьеры и
- личные связи и рекомендации;
- ярмарки вакансий.
Подбор резюме внешних кандидатов осуществляется Подразделение, ответственное за работу с персоналом /менеджером по работе с персоналом от 5-ти до 7-ми рабочих дней, путём проверки на соответствие заявленным квалификационным требованиям.
По завершению подбора, резюме внутренних и внешних кандидатов направляются по электронной почте руководителю заинтересованного структурного подразделения, для рассмотрения на существующую вакансию.
Заинтересованное структурное подразделение в течение 2-х рабочих дней рассматривает полученные резюме и предоставляет список возможных кандидатов в Подразделение, ответственное за работу с персоналом /менеджеру по работе с персоналом.
С подобранными кандидатами Подразделение, ответственное за работу с персоналом /менеджер по работе с персоналом, в течение 1-го рабочего дня, проводит телефонное интервью, с целью уточнения заинтересованности кандидата в данной вакансии и уровня его ожиданий по заработной плате. В случае положительного результата кандидаты приглашаются Подразделение, ответственное за работу с персоналом /менеджером по работе с персоналом на собеседование.
Собеседование проводит Отборочная комиссия в следующем составе:
В Головном офисе:
В филиале:
При проведении собеседования используются разноплановые вопросы, касательно знаний, навыков и личностных особенностей.
Для выявления имеющихся у
Результаты ответов фиксируются Членами Отборочной комиссии в бланке оценки кандидата, с учётом заявленных квалификационных требований, которые в последующем будут являться одним из оснований для принятия решения по кандидату.
После завершения проведения собеседования со всеми подобранными кандидатами, в течение 2-х рабочих дней, Руководителю заинтересованного структурного подразделения (Председатель комиссии) необходимо принять решение по кандидатам прошедшим собеседование и отобразить его в Итоговом бланке собеседования.
Подразделение, ответственное за работу
с персоналом /менеджером по работе
с персоналом, не позднее 5-ти дней со
дня проведения собеседования, сообщается
прошедшим собеседование