Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:46, реферат
Происходящие в мировой экономике процессы, меняющиеся соотношения между предложениями и запросами рынков приводят к изменению роли качества в обеспечении конкурентоспособности. Среди таких процессов основные следующие:
1. Увеличиваются предложения потребителям.
Это закономерный процесс, связанный с усилением конкурентной борьбы производителей. Он приводит к тому, что, с одной стороны, у потребителей появляются расширенные возможности выбора, а с другой — обостряются проблемы «выживания» фирм.
Увеличение предложения по отношению к рыночному спросу, в свою очередь, неизбежно приводит к дальнейшему усилению конкуренции на рынках сбыта. Конкурентоспособность организаций становится главным фактором, определяющим успехи в бизнесе и, следовательно, будущее фирм. В таких условиях обеспечение удовлетворяющего клиентов качества становится стратегической задачей организации.
Обычно в состав службы технического контроля производственных организаций входят три типа структурных подразделений.
Под структурным подразделением понимается бюро, сектор, лаборатория и т.п., или группа из двух или нескольких исполнителей, либо отдельный исполнитель, полностью выполняющий одну или несколько функций, возложенных на службы технического контроля. Подразделение общей компетенции занимается вопросами контроля всего производства данного предприятия. На крупных предприятиях — это техническое бюро, на средних — это может быть техническая группа службы технического контроля, на малых — специалист общей компетенции, исполняющий обязанности (функции) технического бюро службы технического контроля.
Подразделение специальной (функциональной) компетенции занимается какой-либо одной функцией контроля для всего производства предприятия (например, бюро входного контроля, группа анализа брака и рекламаций и т.п.).
Подразделение цеховой компетенции (например, группа технического контроля литейного цеха, бюро технического контроля сборочного цеха и т.д.) занимается всеми вопросами контроля в одном конкретном цехе.
Разумеется, применительно к конкретному предприятию эта структура может варьироваться в широких пределах. Функции, не свойственные данному предприятию или производству, исключаются. Если, например, в составе службы технического контроля нет подразделения, занимающегося контролем на складе готовой продукции, эта функция, выполнение которой все-таки необходимо, передается и закрепляется за структурным подразделением общей компетенции — за техническим бюро службы технического контроля.
Если же в структуре службы технического контроля не предусмотрено подразделение анализа брака и рекламаций, то учет претензий к несоответствию продукции установленным требованиям и отчеты могут выполняться также техническим бюро службы технического контроля. На многих предприятиях инспекционный контроль проводит группа (подразделение) из двух-трех человек в техническом бюро, а иногда эти функции передают одному исполнителю.
Отдел технического контроля
функционирует на предприятии в
тесном взаимодействии с другими
его подразделениями и
Отделы главного механика и главного энергетика совместно со службой технического контроля проводят контроль точности и стабильности технологического оборудования. Служба материально-технического снабжения должна своевременно извещать службу технического контроля о поступившей на предприятие продукции и предоставлять сопроводительную документацию. Обычно служба технического контроля передает в отдел груда и заработной платы и в бухгалтерию предприятия документацию о браке, качестве работы различных подразделений предприятия для учета потерь от брака, взыскании ущерба с виновных в выпуске брака и премировании работников за высокое качество труда.
6. ЭКОНОМИКА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
6.1. ОСНОВНЫЕ
КАТЕГОРИИ ЭКОНОМИКИ
Известно, что в современных условиях экономически успешная деятельность товаропроизводителя обеспечивается выпуском продукции, которая удовлетворяет следующим требованиям:
в полностью соответствует запросам потребителей;
отвечает требованиям общества, учитывает требования безопасности и охраны окружающей среды;
удовлетворяет действующим стандартам и ТУ;
предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;
является экономически выгодной для производства.
Как указывается в международных стандартах серии ИСО 900С эти требования к продукции могут быть обеспечены через проектирование и внедрение эффективной системы управления качеством в организации.
Такая система как товаропроизводителю, так и потребитель позволяет решать проблемы, связанные с выгодами, затратами и рисками в условиях, когда предложение превышает рыночный спрос. При этом указанными международными стандартами рекомендуются следующие меры.
При решении проблем, связанных с получением прибыли потребителями, особое внимание уделять вопросам улучшения функциональной пригодности товаров, а значит, более полном удовлетворению потребностей клиентов и росту доверия с их стороны к товаропроизводителю.
При решении проблем, связанных с получением прибыли товаропроизводителями, уделять особое внимание повышению рентабельности и увеличению контролируемой доли рынка.
При решении проблем, связанных с затратами потребителя, уделять внимание как его затратам на приобретение продукции, так и всем видам затрат на использование данной продукции по назначению.
При решении проблем,
связанных с затратами
При решении проблем,
связанных с рисками
При решении проблем,
связанных с рисками
Рассматривая широкий круг задач, решаемых в рамках управления качеством, применительно к специфике экономики управления качеством следует выделить две основные:
определение наиболее целесообразного,
обеспечивающего необходимую
обеспечение достижения заданного уровня качества (Б).
Методология и критерии,
которые применяются при
Рассмотрим основные понятия, которые используются в экономике управления качеством. Особое значение при этом имеет раскрытие социально-экономического содержания понятия «потребительная стоимость». Необходимо прежде всего учитывать двойственный характер этой категории.
С одной стороны, потребительная стоимость — это экономическое отношение, между субъектами, в процессе ее потребления как материально-вещественного образования и воплощение затрат труда, использованного на создание этого образования. Как экономическое отношение между людьми потребительная стоимость выражается, как правило, в экономии затрат труда, выявляемой в процессе ее потребления.
С другой стороны, потребительная стоимость — это материально-вещественный полезный результат производства, и как таковая она выступает носителем экономического отношения во взаимосвязи между производителем и потребителем.
В экономике управления качеством потребительная стоимость отождествляется с полезностью. Ведь именно полезность объекта делает его потребительной стоимостью. Количественная сторона потребительной стоимости как экономической категории — это степень, мера удовлетворения определенной потребности в данном объекте. Таким образом, полезность объекта — это способность обладать потребительной стоимостью.
Вышесказанное определяет
взаимосвязь понятий «качество»
В то же время ценность, полезность объектов не всегда однозначно определяются их количеством и качеством. Например, удвоение производительности станка по сравнению со старым еще не означает, что он стал в два раза полезнее. Если потребителю ее увеличение в таком размере не требуется, то не может быть и речи о прямо пропорциональном увеличении полезности.
То есть в общем виде
П= VK,
где:
П — полезность объектов;
V— количество объектов;
К — качество объектов.
Следовательно, качество может определять полезность только в преломлении с запросами конкретного потребителя.
Применяя понятие
В связи с этим изменение потребительной стоимости (степени полезности.) является одним из видов экономических эффектов от изменения качества.
Он, в первую очередь, связан с предложением рынку нового объекта, нового качества, приводящего к повышению доли рынка, оборота, имиджа фирмы, удовлетворенности клиентов, победам над конкурентами и т.п.
Второй вид экономического эффекта определяется степенью обеспечения фирмой предлагаемого рынку качества. Он оценивает негативные для фирмы последствия, которые связаны с тем, что реальное качество не соответствует проектному, а также тому качеству, которое фирма «обещает» потребителям в своих проспектах, рекламах, контрактах и т.д.
Данный вид эффекта носит название «предотвращенный убыток». Предотвращенный убыток — это невозникший, благодаря мерам по обеспечению качества, отрицательный экономический результат.
Предотвращенные убытки бывают двух родов:
Положительный ущерб, определяемый уменьшением наличного имущества. Например, к такому ущербу приводят потери от брака.
Упущенная выгода — недополучение тех имущественных благ, которые могли бы быть получены, если бы было обеспечено обещанное (заявленное) потребителю качество. Например, если бы не было рекламаций, штрафов, связанных с отклонением объектов от установленных норм.
Эффективное управление качеством позволяет реально повысить производительность предприятия, в первую очередь за счет уменьшения затрат материалов и труда на тот же объем производства.
Таким образом, рассматривая экономические эффекты от повышения качества, следует понимать, что в конечном итоге они материализуются в виде реальной прибыли предприятия.
6.2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА
В Международных, стандартах, устанавливающих требования к системам качества, отмечается, что, затраты, связанные с качеством, калькулируются (классифицируются) внутри организации согласно ее собственным критериям.
Некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут быть очень существенными (например, связанные с потерей престижа фирмы). Эффективная система качества (СК) может оказывать чрезвычайно важное влияние на рентабельность организации, особенно за счет совершенствования хозяйственной деятельности, что приводит не только к снижению брака и затрат на изготовление продукции, но и к сокращению затрат, связанных с использованием и эксплуатацией продукции.
В международных стандартах на системы качества отмечается большое значение оценки эффективности системы качества с финансовой (внешней) точки зрения. Они дают рекомендации только по некоторым методам калькуляции затрат на качество для внешней (финансовой) отчетности о деятельности изготовителя (производителя) в рамках системы качества.
Метод калькуляции внутренних и внешних затрат на качество. Этот метод касается определения затрат на качество (ЗК), которые в целом подразделяются на затраты, являющиеся результатом внутренней хозяйственной деятельности (Ву) и внешних работ (Вш). Составляющие затрат, связанных с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат на «ПОД» (профилактика (П), оценивание (О), дефекты. (Д)).
Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодным капиталовложением, тогда как затраты, вызванные дефектами, считаются убытками.
К составляющим данных затрат относятся следующие:
а) затраты на профилактику — деятельность по предотвращению дефектов (например, обучение персонала, метрологическое обеспечение производства и др.);
б) затраты на оценивание: испытания, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству;
в) внутренние затраты (ВУ), являющиеся следствием дефектов, возникающих до поставки продукции вследствие того, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, повторное предоставление услуги, вторичная обработка, переделка, повторные испытания, брак);
г) внешние затраты (ВIII), являющиеся следствием дефектов, т.е. затраты, возникающие после поставки продукции, когда выясняется, что продукция не отвечает требованиям к качеству.
Информация о работе Управление качеством, как объект управления