Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:46, реферат
Происходящие в мировой экономике процессы, меняющиеся соотношения между предложениями и запросами рынков приводят к изменению роли качества в обеспечении конкурентоспособности. Среди таких процессов основные следующие:
1. Увеличиваются предложения потребителям.
Это закономерный процесс, связанный с усилением конкурентной борьбы производителей. Он приводит к тому, что, с одной стороны, у потребителей появляются расширенные возможности выбора, а с другой — обостряются проблемы «выживания» фирм.
Увеличение предложения по отношению к рыночному спросу, в свою очередь, неизбежно приводит к дальнейшему усилению конкуренции на рынках сбыта. Конкурентоспособность организаций становится главным фактором, определяющим успехи в бизнесе и, следовательно, будущее фирм. В таких условиях обеспечение удовлетворяющего клиентов качества становится стратегической задачей организации.
Примером таких затрат могут быть следующие виды затрат:
затраты на техническое обслуживание и ремонт продукции;
затраты на гарантии и возвраты;
затраты на прямые затраты и скидки;
затраты, связанные с изъятием продукции;
издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции.
Например, если каждая из составляющих затрат на качество равна 20 денежным единицам (П = 0= Д = ВIII= 20), то общие затраты изготовителя на качество составят 80 д.е.; 40 д.е. из них считаются полезными, а 40 д.е. — убытками и в их числе 20 д.е. — за гарантийный период уже после продажи товара. Затраты Ву (в системе ПОД) равны 60 д.е.
Метод калькуляции затрат, связанных с процессами.
Здесь используются понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса, причем каждая изданных стоимостей может быть источником экономии средств. При этом стоимость соответствия — это затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса, а стоимость несоответствия — это затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса.
Метод определения потерь вследствие низкого качества.
Приданном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности потребителей/Типичные внутренние нематериальные потери — результат снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т.п. Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.
Рис. 6.1. Структура затрат на качество
Одна из наиболее полных структур затрат на качество, разработанная американским ученым А.Фейгенбаумом, приведена на рис. 6.1. В соответствии с ней все расходы на качество могут быть разделены на три вида:
расходы изготовителя;
расходы поставщиков и потребителей;
совместные расходы изготовителей и поставщиков.
При этом расходы изготовителей включают в себя прямые и дополнительные расходы. Прямые расходы состоят из четырех видов затрат.
Первый вид — предупредительные расходы (Зп), рассчитываемые по формуле:
Зп = Зп.к + Зкп + Зо + Зк + Зм,
где:
Зп — затраты на планирование качества;
Зпк — затраты на подготовку контроля процессов создания объектов;
Зо — затраты на оборудование, используемое для управления качеством;
Зк — затраты на работу с кадрами;
Зм — затраты на мероприятия в рамках системы качества фирмы.
Затраты на планирование качества включают в себя расходы, связанные со следующими видами деятельности по планированию качества:
получением и анализом маркетинговой информации;
подготовкой программ по обеспечению качества;
организацией и внедрением систем управления качеством;
разработкой требований к контролю качества компонентов и сырья, процессов, продуктов;
подготовкой методик и инструкций по обеспечению качества;
анализом качества на
допроизводственной стадии.
Затраты на подготовку контроля процессов
создания объектов включают в себя следующее:
расходы на подготовку нормоконтроля проектов;
расходы на подготовку контроля качества на этапах разработки объекта;
расходы на изучение и
анализ технологических процессов
с целью выработки
расходы на изучение и анализ технологических процессов с целью выработки соответствующих методов и средств контроля на фирме-изготовителе.
Затраты 3о определяют
расходы на приобретение, установку
и наладку различного оборудования
для получения информации о качестве,
ее анализа и осуществления
Затраты на работу с кадрами
включают расходы на разработку программ
и методик обучения и непосредственное
проведение всех форм обучения персонала,
способствующего
В предупредительные расходы включаются и затраты на различные мероприятия, проводимые фирмой для повышения качества производимых ею объектов. Они включают в себя организационные расходы и расходы времени работников на конференции, семинары, дни качества, командировки и т.п.
Второй вид прямых расходов изготовителя — оценочные расходы (Зоц). Формула для их расчетов включает десять компонентов:
Зон=3ип+Зкп+3пн+Зтк+3и+Зс+Зпн+
В формуле (6-3) учитываются следующие виды затрат:
3ип — на испытания и приемочный контроль;
Зкп — на командировки к поставщикам для проверки качества компонентов и сырья;
Зпи — на лабораторные проверки измерительных приборов и их обслуживание;
Зтк — на технический контроль;
3и — на испытания,
проводимые на фирме-
Зс — на самоконтроль (проверку работниками качества своей работы и технологического процесса);
3пн— на плановый надзор за качеством продукции и системой качества;
3сер — на сертификацию;
3ро — на анализ данных контроля и испытаний с целью выдачи разрешений на отгрузку;
3иэ — на испытание
объектов на стадии их
Третий вид прямых расходов изготовителя — затраты, связанные с внутренними, в пределах процессов внутри фирмы, отказами (3внут). Они определяются выражением:
3внут=Пм+Пк+ЕПб,
где:
Пм — потери материалов из-за их неудовлетворительного качества;
Пк — потери компонентов
из-за их неудовлетворительного
ΣПб— суммарные потери на брак.
Суммарные потери на брак включают в себя следующие виды затрат:
на переделку брака;
на утилизацию брака;
время работников, связанное с производством утилизированного брака;
на материалы и компоненты, использованные в утилизированном браке;
на энергию и прочие накладные расходы, связанные с производством утилизированного брака и его хранением.
Четвертый вид рассматриваемых затрат— затраты из-за внешних (происходящих вне фирмы) отказов 3внеш.
Они определяются выражением:
3внеш=Зг+Рр+Зд.м+Ш + Пв, (6-5)
где:
Зг — затраты на доработку товара в течение гарантийного срока;
Рр — расходы по рекламациям потребителей в послегарантийный период;
Зд.м — расходы на устранение дефектов при монтаже;
Ш — штрафы за низкое качество в рамках юридической ответственности за качество;
Пв — потери от возврата и замены товаров низкого качества.
Кроме прямых расходов изготовители несут дополнительные расходы, связанные с качеством производимых ими объектов. Они делятся на косвенные и непредвиденные расходы.
Косвенные расходы (Рк) определяются по формуле:
Рк=Рдт+Рдк+Рмк+Рмт+Ро+Рэ+Ррс
В выражении (6-6) представлена
сумма следующих видов
Рдт — на дополнительные операции в технологии, связанные с неуверенностью в качестве;
Рдк — на дополнительные операции в контроле и испытаниях, связанные с неуверенностью в качестве;
Рмк — на материалы, излишне расходуемые из-за несовершенства конструкции;
Рмт — на материалы, излишне расходуемые из-за несовершенства технологии;
Ро — на оборудование, излишне расходуемое из-за несовершенства конструкции и технологии;
Рэ — на энергию, излишне расходуемую из-за несовершенства конструкции и технологии;
Ррс — на рабочую силу, излишне расходуемую из-за несовершенства конструкции и технологии.
Непредвиденные дополнительные расходы (Рн) определяются не-планируемыми затратами из-за низкого качества производимых предприятиями продуктов труда. Например, судебными затратами в результате рассмотрения судебного иска покупателя к товаропроизводителю, снижением спроса и объемов сбыта из-за низкого качества продукции и, следовательно, падения уровня конкурентоспособности и т.п.
Зн=З0(1-Рс)
Данный вид затрат ориентировочно прогнозируется на основании прошлого опыта (30) с учетом вероятности их снижения в результате мер по улучшению качества (Рс). Структура расходов поставщиков компонентов и материалов аналогична представленной для изготовителя, так как они фактически также являются производителями и для расчета соответствующих видов затрат для них применяются рассмотренные выше формулы. В то же время следует учитывать, что они сказываются на уровне закупочных цен и, следовательно, на себестоимости готовой продукции. Поэтому они важны как для поставщиков, так и для изготовителей. Затраты потребителя рассчитываются по формуле определения цены потребления.
Общий вид затрат производителей и поставщиков компонентов и материалов связан с необходимостью создания системы информационного обеспечения органов по сертификации, обществ потребителей, банков и кредиторов, посреднических фирм, коммерческих изданий, а также органов, контролирующих безопасность населения и окружающей среды достоверной и оперативной информацией о качестве объектов.
Эти расходы (3„) включают в себя затраты поставщиков и изготовителей на соответствующую аппаратуру и коммуникационное обеспечение.
Они могут определяться следующей суммой:
Зи=Зп+Зр+Зк+Зар,
где:
3п — затраты на
приобретение ЭВМ,
Зр — затраты на работников, обслуживающих аппаратуру в данной системе информации;
Зк — затраты на коммуникации;
Зар — затраты на анализ и распространение информации.
Была рассмотрена формальная сторона определения затрат на качество. Представленная структура затрат характеризуется неоднозначными внутренними взаимосвязями входящих, в нее компонентов.
Увеличение одних статей затрат на качество приводит к понижению (и иногда весьма существенному) других. Это позволяет сделать вывод, что система затрат на качество представляет собой довольно «тонкий» механизм, разумное управление которым может позволить фирме извлечь немалые экономические дивиденды.
Существуют два подхода к выработке стратегии управления затратами на качество. Главное их отличие — разные ориентиры при планировании приемлемого объема отклонений параметров реально созданного объекта от их номинальных значений. Традиционный подход ориентируется на определенное наиболее экономически выгодное предприятию количество таких отклонений. Специалисты, поддерживающие идею оптимальной дефектности, исходят из того, что слишком малый или слишком большой уровень дефектности приводит к повышенным дополнительным затратам фирмы.
Другой, позже появившийся и нашедший широкое распространение на ведущих, особенно японских, фирмах подход ориентирует на использование концепции «ноль дефектов», как самой экономически выгодной. Специалисты таких фирм считают, что противоречия в подходах к затратам между потребителем и производителем — это заблуждение. Производителю экономически выгодно встать на позицию потребителя и ориентироваться на принцип «ноль дефектов». Такая ориентация меняет стратегию управления затратами на качество, в том числе структурирование затрат.
Современная стратегия предприятия в области затрат на качество состоит в том, что увеличивая затраты на предупреждение отклонений (профилактику дефектов), постепенно снижая затраты на инспектирование и оценку (проверку) качества, необходимо добиваться снижения затрат из-за внутренних и внешних отказов так, чтобы общие затраты фирмы, связанные с качеством продукций, уменьшались.
Информация о работе Управление качеством, как объект управления