Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:07, курсовая работа
Теоретическая разработка управленческих проблем в сфере государственного долга — важное направление развития финансового законодательства, связанное с поисками новых финансовых инструментов государственной финансовой политики для обеспечения стабильных государственных доходов, строго целевого использования государственных расходов, выполнения обязательств участников фондового рынка, в том числе участников рынка государственных ценных бумаг, а также формирования сбалансированного государственного бюджета (федерального и субфедерального уровней). Таким образом, целью работы является исследование актуальных вопросов управления государственным внешним долгом России на современном этапе экономического развития страны.
Введение. 2
Глава1. Правовые аспекты управления государственным внешним долгом. 4
§1. Сущность и содержание понятия «управление государственным долгом». 4
§2. Понятие, сущность и основные черты государственного долга. 13
Глава 2. Управление государственным долгом в России. 25
§1. Формирование и структура современного внешнего долга. 25
§2. Концепция управления государственным долгом России. 34
Глава3. Управление внешним долгом за рубежом. 45
§1. Опыт латиноамериканских стран по реструктуризации внешней задолженности и финансовой стабилизации. 45
§2. Основные направления решения проблем внешнего долга и финансово-экономической стабилизации в странах Центральной и Восточной Европы. 54
Заключение. 66
Список литературы 68
Нормативные акты 70
План
Введение.
Проведение в стране экономической и правовой реформ, обусловленных переходом от административно-командных к рыночным методам хозяйствования, породило множество проблем в финансовой политике российского государства. Одним из важнейших направлений этой политики в настоящее время является управление государственными финансами, и в частности государственным долгом. Причем помимо сугубо практических вопросов названные проблемы пробудили интерес к научным дискуссиям среди как экономистов, так и правоведов. Представители различных направлений научной мысли стремятся сконструировать наиболее рациональные и эффективные способы сочетания правовых и экономических методов воздействия на государственную бюджетную и долговую политику, которые оптимально отвечали бы содержанию и целям проводимых на современном этапе экономических преобразований.
Наиболее остро обсуждаются в настоящее время проблемы правового регулирования, а также проблемы непосредственного создания правового механизма управления государственным долгом. Это обусловлено, во-первых, необходимостью разработки научно обоснованных, реалистичных планов и программ социально-экономического развития страны и формирования бездефицитных государственных бюджетов как на уровне Федерации, так и на уровне ее субъектов; во-вторых, необходимостью проведения анализа причин финансового кризиса августа 1998г. и задачами преодоления его последствий; в-третьих, Бюджетным кодексом (, вступившим в силу с 1 января 2000г., в котором категории государственного кредита и государственного долга даны в новой интерпретации по сравнению с ранее действующим финансово-бюджетным законодательством.
Теоретическая разработка управленческих проблем в сфере государственного долга — важное направление развития финансового законодательства, связанное с поисками новых финансовых инструментов государственной финансовой политики для обеспечения стабильных государственных доходов, строго целевого использования государственных расходов, выполнения обязательств участников фондового рынка, в том числе участников рынка государственных ценных бумаг, а также формирования сбалансированного государственного бюджета (федерального и субфедерального уровней).
Таким образом, целью работы является исследование актуальных вопросов управления государственным внешним долгом России на современном этапе экономического развития страны.
Первая глава работы будет посвящена теоретическим аспектам: исследованы понятия «государственный долг», «управление государственным долгом».
Во второй главе работы
исследуются причины
Опыту «расплаты» с долгами
различных стран Латинской
Глава1. Правовые аспекты управления
государственным внешним
Проблемы управления государственным долгом напрямую связаны с задачами теоретического осмысления и нормативного закрепления самой категории «государственного долга».
В связи с этим, хотелось бы обратиться к действовавшему до вступления в силу БК в России Закону РСФСР «О государственном внутреннем долге» от 13 ноября 1992 г1. Закон этот содержал всего пять статей. Но сам факт его принятия сыграл значительную роль в регулировании важнейшего звена российской финансовой системы — государственного кредита и одного из юридических следствий его функционирования — государственного внутреннего долга. Кроме того, это была одна из первых попыток законодателя в новых условиях российского рыночного хозяйства разработать систему методов правового регулирования рыночных отношений, что очень важно, учитывая публично-правовой характер финансовых отношений в сфере государственного долга.
Законодательный уровень
регулирования данных правоотношений
свидетельствовал о том, что государство
не отказывалось, а, наоборот, определяло
приоритетные направления сохранения
государственно-правового
Учитывая, что управление государственным долгом — самостоятельный вид управления вообще, ему присущи все основные сущностные черты последнего. Как известно, сама категория «управление» общенаучная и, по мнению представителей науки кибернетики — науки об оптимальном управлении, является связующим звеном, с помощью которого идеи, средства и методы одних наук переносятся в другие3.
Суть управления, согласно этой науке, сводится к воздействию, цель которого — упорядочение соответствующей системы, обеспечение ее функционирования в должном порядке в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Достаточно подробно проблемы управления исследованы в науке административного права. Нашли они отражение и в науке финансового права4.
Под категорией «управление»
понимают «организующую целенаправленную
деятельность»5. Понятие «управление» происходит от
латинского слова «администрация». Исходя
из этого управление иногда трактуют в
широком аспекте как руководство, организацию
в какой-либо сфере. Управленческая деятельность
рассматривается независимо от сфер воздействия
как деятельность, состоящая из целой
системы типичных однородных действий,
совершаемых органами государственного
управления для достижения целей исполнительно-
В теории управления выделяют, как правило, следующие разновидности управления: социальное, т. е. управление людьми; биологическое, т. е. воздействие человека на живую природу, и, наконец, техническое, т. е. воздействие человека на технику6.
Управление государственным
долгом в соответствии с названной
классификацией относится (в широком
аспекте) к социальному управлению,
ибо названная сфера
Материальное содержание любой управленческой деятельности, в том числе и в сфере государственного долга, составляет совокупность двух элементов:
1) функций управления;
2) задач, решаемых в процессе реализации функций.
Однородные, наиболее типичные и четко выраженные виды действии, совершаемых в сфере управления государственным долгом в целях достижения управленческого воздействия, есть не что иное, как функции управления7.
Функции управления не являются юридической категорией. В соответствии с теорией управления под функциями управления государственным долгом следует понимать «внешнее проявление свойств объекта» в рассматриваемой системе отношений по государственному долгу. К основным из них теоретики финансового и административного права относят: планирование, прогнозирование, организацию, координацию, регулирование, руководство, контроль8. Сюда же относят анализ результатов этой деятельности и «новый цикл этого непрерывного в идеале процесса».10
В сфере управления государственным
долгом названные функции
1) создания нормативно-правовой
базы, обеспечивающей эффективное
функционирование рынка
2) планирования оптимальной структуры этого рынка путем манипулирования объемами внутренних и внешних займов на основе утверждаемых программ внутренних и внешних государственных заимствований;
3) координации динамики краткосрочных и долгосрочных долговых обязательств в целях недопущения превышения оптимального процентного соотношения государственных долговых обязательств и ВВП;
4) координации (синтезе)
фискально-бюджетных и
5) регулировании процессов
укрепления курса национальной
российской валюты (рубля) путем
неинфляционного
6) регулировании стабильности
и эффективности кредитно-
Многочисленные задачи, решаемые посредством управления государственным долгом, целесообразнее, на наш взгляд, классифицировать в зависимости от сферы воздействия.
Так, можно выделить:
1) задачи управления
государственным долгом в
2) задачи управления
государственным долгом в
3) задачи управления
государственным долгом в
4) задачи управления
государственным долгом в
В экономической литературе
в качестве самостоятельных выделяют
и такие задачи (цели) управления
государственным долгом, как бюджетные
(сглаживание неравномерности
Целесообразна также классификация задач управления государственным долгом и в зависимости от входящих в цикл управления стадий:
1) на стадии привлечения
(формирования) государственного долга
(управление призвано решать
2) на стадии размещения
(использования) управление
3) и, наконец, на
стадии погашения
В экономической литературе10 управление государственным долгом рассматривают с позиций макро- и микроуровней. Под первым понимается совокупность мероприятий, составляющих одно из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью как должника. В этом аспекте к функциям управления государственным долгом на макроуровне относится: разработка политики своевременного погашения государственного долга; утверждение верхнего предела государственного долга; определение основных направлений и целей использования долговых инструментов; установление возможности и целесообразности финансирования за счет средств государственных долговых обязательств общегосударственных социально-экономических программ.
Под управлением государственным долгом на микроуровне принято понимать совокупность мероприятий по выпуску и размещению государственных долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию рынка государственных ценных бумаг."
Помимо функций принято выделять еще и методы управления. При этом проблему методов управления государственным долгом следует рассматривать, прежде всего, как задачу разработки способов воздействия на него. Но государственное управление долгом не сводится лишь к воздействию на объект управления. Теория государственного управления в качестве одной из классификаций структуры функций государственного управления закрепляет, во-первых, воздействие на поведение (состояние) объектов управление; во-вторых, устанавливает согласованность их поведения в направлении достижения общей (единой) цели; в-третьих, осуществляет ведение «общих дел», т. е. выполняет единые, общие функции11. В условиях рыночной экономики в отечественных и зарубежных научных кругах обоснованным считается положение о том, что в условиях рынка недопустимо управление в виде «оперативного распорядительства» с «использованием властных полномочий, приказов, команд»12.