Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:07, курсовая работа
Теоретическая разработка управленческих проблем в сфере государственного долга — важное направление развития финансового законодательства, связанное с поисками новых финансовых инструментов государственной финансовой политики для обеспечения стабильных государственных доходов, строго целевого использования государственных расходов, выполнения обязательств участников фондового рынка, в том числе участников рынка государственных ценных бумаг, а также формирования сбалансированного государственного бюджета (федерального и субфедерального уровней). Таким образом, целью работы является исследование актуальных вопросов управления государственным внешним долгом России на современном этапе экономического развития страны.
Введение. 2
Глава1. Правовые аспекты управления государственным внешним долгом. 4
§1. Сущность и содержание понятия «управление государственным долгом». 4
§2. Понятие, сущность и основные черты государственного долга. 13
Глава 2. Управление государственным долгом в России. 25
§1. Формирование и структура современного внешнего долга. 25
§2. Концепция управления государственным долгом России. 34
Глава3. Управление внешним долгом за рубежом. 45
§1. Опыт латиноамериканских стран по реструктуризации внешней задолженности и финансовой стабилизации. 45
§2. Основные направления решения проблем внешнего долга и финансово-экономической стабилизации в странах Центральной и Восточной Европы. 54
Заключение. 66
Список литературы 68
Нормативные акты 70
В 80-е годы за счет резкого сокращения внутреннего потребления Румынии удалось погасить практически всю внешнюю задолженность, которая достигала 21 млрд. долл. Однако в 90-е годы внешний долг страны неуклонно растет (см. График) и в настоящее время превышает 8 млрд. долл. После периода экономического "оживления" в 1994 - 1996 гг. в последние годы в стране отмечается падение практически всех основных макроэкономических показателей, что явилось результатом нараставших диспропорций и ухудшения конъюнктуры. ВВП страны в 1997 г. сократился на 6,6% и 1998 г. - еще на 5,5%. В 1997 г. объем промышленного производства упал на 5,9%, а в 1998 г. - на 17,3%; резко возросла инфляция - до 155%. Последние шесть лет государственный бюджет сводится с дефицитом, который в последние два года составляет около 5% ВВП. Платежный баланс по текущим операциям и внешнеторговый баланс на протяжении всех 90-х годов сводятся с дефицитом58.
В последнее время правительство Румынии активизировало курс реформ, что выразилось, в частности, в интенсификации приватизации государственных предприятий и банков; активно ведутся переговоры с международными финансовыми организациями и крупнейшими кредиторами: Францией, Нидерландами и США. В результате, в 1999 г. достигнута договоренность с МВФ, который выделил Румынии более 500 млн. долл.; с Евросоюзом - о предоставлении кредита в 200 млн. евро. Одной из главных целей этой помощи стало восстановление судоходства по Дунаю, прерванного войной в Югославии. От решения этой проблемы в значительной степени зависит развитие внешней торговли и туризма Румынии, экономике которой, как и Болгарии, был нанесен существенный материальный и моральный ущерб в результате балканского кризиса.
Заключение.
В заключение хотелось бы отметить, что при выборе конкретных методов управления государственным долгом как сложным и неоднозначным финансовым показателем и инструментом рыночной экономики необходимо, учитывая его публичных характер, помнить, что управление в данном случае должно иметь главной целью придание рынку государственных обязательств фактора оптимизации и стабилизации не только бюджетной сферы, но и всей системы российских финансов в целом.
В текущем десятилетии (2001-2010гг) Россия должна погасить 135-140 млрд. долл. Долга, что сопоставимо с нынешним объемом ее внешнего государственного долга. Государство ежегодно прибегает к новым заимствованиям.
Можно было бы ставить вопрос и о реструктуризации внешних активов России - того, что должны ей многочисленные заемщики. Можно ставить и вопрос о реструктуризации бывшей советской задолженности перед внешними кредиторами. Верхний предел долга иностранных государств перед СССР на конец 2004 г. законом о бюджете утвержден на уровне 97, 2 млрд. долл. Будучи должником, Россия имеет внешние активы (как следствие выполнения функций кредитора) примерно в сопоставимых размерах. Так что внешние активы при определенных условиях могут быть использованы для решения самых насущных социально-экономических проблем.
В целом пора перейти к радикальному улучшению управления государственным долгом. Нужен общий полный мониторинг, включая задолженность банков и по лизингу, ибо неуправляемо растут и заимствования на территории субъектов Федерации.
Нужны механизмы ограничения соблазнов правительства, отражаемых в программах внутренних и внешних заимствований. Ныне действующий публичный финансовый менеджмент, связанный с принятием решений по управлению государственным долгом, к сожалению, не отражает стратегические национачьные экономические интересы страны.
Опыт последнего десятилетия
показал, что использование такого
"встроенного стабилизатора",
каким считается
1 Федеральный закон «О введении в действие Бюджетного кодекса РФ» от 9 июля 1999 г. // СЗ РФ. 1999. №28. Ст. 3492.
2 Титков В. Проблемы управления российским внешним долгом // Вопросы экономики. 1997. № 11. С. 78-85; Вавилов А., Трофимов Т. Стабилизация и управление государственным долгом России//Вопросы экономики. 1997.№ 2.С.62,К,СаркисянцА. Г. 1) Мировой рынок капиталов и система его регулирования// Финансы и кредит. 2000. № 5. С. 30-40; 2) Правовые аспекты регулирования долга // Там же. № 8. С. 49-53.
3 Козлов Ю. М., Фролов Е. С. Научная организация управления и право. М., 1986. С. 33.
4 Ульянова В. Н. Управление финансами //Финансовое право России: Учебное пособие/ Крохина Ю. А., Ульянова В. Н. Саратов, 1999
5 Административное право: Учебное пособие / Манохин В. М., Панова И. В., Ковалева Н. Н. Саратов, 1997. С. 11.
6 Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова М., 19SO. С. 380. — См. также: Административное право. С. 11. — При этом следует иметь в виду, что государственное управление, в свою очередь, является разновидностью социального управления.
7 Козлов Ю. М и Фролов Е. С. теоретически обоснованно утверждают, что «функция управления представляет собой наиболее типичные однородные и четко выраженные виды (направления) управленческой деятельности, служащие интересам достижения целей управляющего воздействия» (см.: Козлов Ю. М., Фролов Е.С. Научная организация управления и право. С. 135).
8 Старилов Ю. Н. Административное право: В 2ч. Ч. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Воронеж, 1998. С. 173-188; Кознов Ю. М. Основы административного права: Пособие. М., 1979. С. 137; Ульянова В. Н. Управление финансами. С. 16—17.
9 Титков В. Проблемы управления российским внешним долгом. С. 83. 12 См., напр.: Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. М., 2000. С. 478—500.
10 Шуляк П. Н., Белотелова Н. П. Финансы: Учебное пособие. М., 2000. С. 276.
11 Козлов Ю. М. Проблемы обшей теории социалистического государственного управления. М., 1981. С. 22 и др.
12 Пискотин М. И. Проблемы обшей теории социалистического государственного управления. М., 1981. С. 186-187; Доллан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. В. Лукашевича, М. Ярцева. СПб., 1994. С. 42, и др.
13 Подробнее о стимулах и ограничениях в правовом регулировании общественных отношений см.: МааькоА. В. Стимулы и ограничения в праве:Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994.
14 О публичном характере финансового права подробнее см.: Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. М., 1999. С. 18 и др.
15 Балацкий Е. Принципы управления государственной задолженностью//Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 5. С. 42.
16 Административное право: Учебник/ Под ред. Ю. М. Комова, Л. Л. Попова. М,, 2000. С. 17. 211
17 Там же. С. 484.
18 Там же. С. 486.
19 Подробнее о функциональных и организационных структурах управления см., напр.: Козлов Ю. Л/., Фролов Е. С. Научная организация управления и право. С. 30—32, 108-129 и др.
20 Финансовое право: Учебник. С. 444 и др. (автор главы Е. В. Покачалова); Государственное» муниципальное управление: Справочник. М., 1997. С. 127.
21 Открытые данные о размере внутреннего государственного долга за 1985 г. были опубликованы впервые в справочнике «Народное хозяйство СССР в 1990 г.» (М., 1991. С, 19).
22 Ведомости Верховного Совета РСФСР и Съезда народных депутатов РСФСР. 1993. № 1. Ст. 4.
23 СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3656.
24 Хакамада И. Государственный долг: структура и управление // Вопросы экономики 1998 №4 С. 66.
25 Тосунян Г. А. Государственное управление в области финансов и кредита в России. М., 1997. С. 78 и др.
26 М. В. Карасева считает, что «отношения по государственному кредиту между РФ и кредиторами не являются финансово-правовыми» (см.: Карасева М. В. Финансовое правоотношение. Воронеж, 1997. С. 69 и др.).
27 Такая классификация государственного долга встречается в экономической литературе (см., напр.: Головачев Д. Л. Государственный долг Теория и мировая практика. М., 1998. С. 11).
28 Не останавливаясь в данной статье подробно на вопросе о понятии государственного кредита, отметим, что данный вопрос требует самостоятельного комплексного исследования
29 Балацкий Е. Принципы управления государственной задолженностью. С. 36—52; Хакамада И. Государственный долг: структура и управление // Вопросы экономики. 1997. № 4. С. 67-79: Титков В. Проблемы управления российским внешним долгом. С. 78-85.
30 Хакамада И. Государственный долг... С. 68, 70.
31 Сиркисянц А Г. Правовые аспекты регулирования долга. С. 49—53.
32 И. Хакамада справедливо отмечает: «Может показаться, что проблема деления государственного долга на внутренний и внешний схоластична и далека от реальности. Однако в ходе анализа положения в этой области приходится сталкиваться с очень большими трудностями при обработке данных, поскольку отсутствует единая для всех видов заимствований методика. Ключевым (идеологическим) является валюта обязательства. Есть и настоящие курьезы, например, обязательства по облигациям внутреннего валютного займа вообще не учитываются в составе государственного долга» // Хакамада И. Государственный долг... С. 71.
33 Селезнев А. Государственный долг: иллюзии и реальность//Экономист 2004 №3 С.33.
34 По данным отчетов об исполнении федерального бюджета.
35 Селезнев А. Государственный долг: иллюзии и реальность//Экономист 2004 №3 С.34
36 По данным отчетов об исполнении федерального бюджета.
37 По данным отчетов об исполнении федерального бюджета.
38 Селезнев А. Государственный долг: иллюзии и реальность//Экономист 2004 №3 С.38
39 Дамаскин О.В. Внешний долг России: правовые проблемы и пути их решения //Современное право 2001 №12 С. 4.
40 Селезнев А. Государственный долг: иллюзии и реальность//Экономист 2004 №3 С.36
41 Хейфец Б. О формировании единой системы управления государственным долгом и зарубежными активами// Экономист 2001 №9 С. 73.
42 Хейфец Б. О формировании единой системы управления государственным долгом и зарубежными активами// Экономист 2001 №9 С. 75.
43 Хейфец Б. О формировании единой системы управления государственным долгом и зарубежными активами// Экономист 2001 №9 С. 73.
44 Е. Письменная Долгая дорога к долгам// Русский фокус, 2002. №6. С. 13.
45 Хейфец Б. О формировании единой системы управления государственным долгом и зарубежными активами// Экономист 2001 №9 С. 73.
46 Набиуллин И.К. Внешний долг России: состояние, проблемы, пути решения. Дисс. к.э.н. М., 2003.
47 Андрианов В. Масштабы внешней задолженности России //Экономист 2001 №2. с.53.
48Задворнев А.Ю. Пути урегулирования внешней задолженности России (опыт зарубежных стран). Дисс. к.э.н. М., 2003. С. 62.