Управление внешним долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Теоретическая разработка управленческих проблем в сфере государственного долга — важное направление развития финансового законодательства, связанное с поисками новых финансовых инструментов государственной финансовой политики для обеспечения стабильных государственных доходов, строго целевого использования государственных расходов, выполнения обязательств участников фондового рынка, в том числе участников рынка государственных ценных бумаг, а также формирования сбалансированного государственного бюджета (федерального и субфедерального уровней). Таким образом, целью работы является исследование актуальных вопросов управления государственным внешним долгом России на современном этапе экономического развития страны.

Содержание работы

Введение. 2
Глава1. Правовые аспекты управления государственным внешним долгом. 4
§1. Сущность и содержание понятия «управление государственным долгом». 4
§2. Понятие, сущность и основные черты государственного долга. 13
Глава 2. Управление государственным долгом в России. 25
§1. Формирование и структура современного внешнего долга. 25
§2. Концепция управления государственным долгом России. 34
Глава3. Управление внешним долгом за рубежом. 45
§1. Опыт латиноамериканских стран по реструктуризации внешней задолженности и финансовой стабилизации. 45
§2. Основные направления решения проблем внешнего долга и финансово-экономической стабилизации в странах Центральной и Восточной Европы. 54
Заключение. 66
Список литературы 68
Нормативные акты 70

Файлы: 1 файл

refland.ru_upravlenie_gos_vneshn_dolgom.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

Внешний долг Венгрии  в рассматриваемый период оставался  на относительно стабильном уровне в  пределах 22-30 млрд. долл. При этом страна стабильно выполняла свои обязательства по внешним обязательствам. Это позволило МВФ классифицировать показатели внешней задолженности Венгрии, как умеренные. В 1998 г. внешний долг несколько возрос и составил 24,9 млрд. долл. (против 23,7 в 1997 г.); внешняя задолженность нетто - 12,3 млрд. долл., что было на 1,2 млрд. долл. ниже аналогичного показателя предыдущего года. Валютные резервы страны на конец 1998 г. достигли 9,3 млрд. долл.

Следует отметить, что  рыночные преобразования в Венгрии  начались раньше, чем в других бывших соцстранах, и отличались прежде всего последовательностью проводимой правительством политики по либерализации внутри- и внешнеэкономической деятельности, особенностью которой явилось широкомасштабное привлечение иностранного капитала и прежде всего прямых инвестиций (объем которых на душу населения за 1989-1998 гг. составил 1652 долл., по этому показателю Венгрия значительно опережает другие страны региона), что в целом обеспечило относительно безболезненное "вхождение в рынок". Данная политика сопровождалась крупномасштабной приватизацией, в ходе которой было приватизировано до 80% госсобственности; в результате, в настоящее время около 75% ВВП Венгрии производится частным сектором54.

С 1995 г. в стране наметилась тенденция к устойчивому экономическому росту: если в 1995 г. темпы прироста ВВП составили только 1,5%, то в 1997 г. - уже 4,4%, а в 1998 г. - 5,1%; дефицит бюджета соответственно сократился с 6,7% ВВП до 4,1% и 4,7% (причем в 1998 г. он оказался на 0,2 пункта ниже запланированного); существенно замедлились темпы инфляции - соответственно с 28,2% до 18,3% и 14,3%; ускорились темпы прироста промышленного производства с 4,6% до 11,0% и 12,8% соответственно. Высокими темпами росли капиталовложения, которые по физическому объему увеличились в 1997 г. на 8,2%, а в 1998 г. - на 10,2% (при этом более 25% всех инвестиций приходилось на обрабатывающую промышленность, опережающими темпами росли капиталовложения в машиностроение).

Последовательное проведение либеральной экономической политики привело к тому, что основную часть инвестиций по-прежнему обеспечивает иностранный капитал, на долю которого в 1996 г. приходилось 38%, а в 1997-1998 гг. - почти 50% всех инвестиций в экономику страны. В результате под контролем зарубежных инвесторов оказалось: более 60% венгерской обрабатывающей промышленности, 90% дальней связи, 60% энергетики, 70% финансового сектора и 50% сферы торговли.

Оценка экономических  результатов, достигнутых в Венгрии, была дана в докладе МБРР "Венгрия  на пороге Европейского союза". В нем, в частности, было отмечено, что благодаря успехам в приватизации и либерализации экономики Венгрия стала одним из лидирующих кандидатов на вступление в ЕС; однако для достижения этой цели ей необходимо продолжать начатые преобразования. Задачей Венгрии в настоящее время является подтверждение результатов хозяйственной стабилизации и завершение реформ, направленных на реструктуризацию экономики. По мнению экспертов банка, планы Венгрии сохранить темпы экономического роста в ближайшие пять лет на уровне 5% вполне реалистичны, если удастся держать под строгим контролем дефициты платежного баланса по текущим операциям и бюджета. В частности, как считают эксперты, дефицит госбюджета в ближайшие два года не должен превышать 1,5% ВВП, а дефицит платежного баланса - 4% ВВП.

Одним из лидеров рыночных реформ в регионе в первой половине 90-х годов, по нашему мнению, являлась Чехия; это объяснялось высокими темпами роста ВВП, относительно (по сравнению с рассматриваемыми странами) низким уровнем инфляции, дефицита госбюджета и безработицы, стабильным курсом национальной валюты, высокими темпами роста внешнеторгового оборота, низким уровнем внешнего долга. Однако начиная с 1997 г. макроэкономическая ситуация в стране существенным образом изменилась, что не замедлило сказаться на ухудшении большинства экономических показателей и прежде всего финансовых, среди которых следует выделить один из основных - характеризующий состояние внешней задолженности - отношение внешнего долга к ВВП (в 1998 г. ВВП страны сократился на 2,6%, а в 1999 г. - еще на 1,5%, (после его прироста на 6,4% в 1995 г.); в то же время внешний долг возрос за 1995-1998 гг. более чем в два раза (см. Таблицу).

Отношение внешнего долга  стран Центральной Европы к ВВП  в 1990-1998 гг. (в %).

Страна

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Болгария

56,8

157,3

145,3

128,7

117,5

79,1

103,2

95,1

99,0

Чехия

19,8

26,4

23,7

24,8

27,0

32,8

37,0

41,6

46,7

Венгрия

64,4

68,0

57,4

63,7

68,7

72,5

61,6

52,8

56,8

Польша

83,7

61,5

56,5

54,9

45,6

36,9

30,1

28,0

23,6

Румыния

3,4

7,3

16,3

15,9

17,8

18,5

23,4

23,6

27,1


Начавшийся весной 1997 г. финансовый кризис проявился прежде всего в крупномасштабном оттоке иностранного капитала с чешского рынка - массовой продаже национальной валюты и акций местных компаний, бегстве иностранного краткосрочного капитала. Основными факторами сложившейся ситуации явились: растущая политическая нестабильность, информация об ухудшении экономических показателей и опасения, вызванные развитием в стране кризиса, подобного азиатскому. Для поддержания национальной валюты Чешский национальный банк был вынужден прибегнуть к крупным валютным интервенциям, истратив на них четверть своих валютных резервов (которые на начало 1997 г. составляли 12,4 млрд. долл.), что, однако, не привело к желаемому результату. ЧНБ был вынужден отказаться от фиксированного курса кроны и перейти на систему плавающих валютных курсов55.

Основные причины финансового  кризиса в Чехии были обусловлены долговременным углублением диспропорций в экономике. Одной из главных - явилось нарастание дефицита торгового баланса (который достиг рекордного для страны уровня - 5,9 млрд. долл. в 1996 г.), вызванного двумя факторами. Во-первых, замедлением темпов роста экспорта (в 1995-1997 гг. он возрос только на 6,0%), который был одним из основных двигателей экономического роста (главным торговым партнером Чехии является Германия, на долю которой приходится 35% чешского экспорта). Стагнация экспорта была связана с медленной структурной перестройкой производства (прежде всего из-за недостатка собственных средств и ограничения притока иностранных инвестиций), недостаточной государственной поддержкой экспортоориентированных отраслей, исчерпанием временных конкурентных преимуществ. Во-вторых, продолжающимся ростом импорта, вызванного высокой инвестиционной активностью, ростом реальных доходов населения, доступностью импорта из-за завышенной стоимости кроны, снижением таможенных пошлин в результате либерализации торговли. Указанные выше причины (плюс относительно высокая ставка процента) способствовали и притоку иностранного капитала до финансового кризиса (рекордный объем инвестиций пришелся на 1995 г.), причем значительная его часть была представлена портфельными инвестициями (3,4 млрд. долл. на конец 1996 г.), которая носила спекулятивный характер. Отток этих средств в результате финансового кризиса существенно усугубил его.

Основными направлениями  для финансово-экономической стабилизации в Чехии являются: сдерживание дефицита внешнеторгового баланса, чему должна способствовать девальвация кроны, а также структурная перестройка промышленности и завершение процесса приватизации с привлечением частных иностранных инвесторов.

В отличие от стран Центральной Европы, добившихся определенных успехов в ходе рыночных преобразований, для балканских стран проблема обслуживания внешнего долга и финансово-экономической стабилизации остается наиболее сложной и актуальной. Так, внешний долг Болгарии на протяжении последнего десятилетия не претерпел существенных изменений и колеблется в рамках 10-12 млрд. долл. Однако, относительные показатели внешнего долга у Болгарии наихудшие из рассматриваемых стран: внешний долг фактически равен ВВП, а отношение долга к экспорту достигает критической величины - более 200%.

Отношение внешнего долга  стран Центральной и Восточной  Европы к экспорту в 1990-1998 гг. (в %).

Страна

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Болгария

436

437

312

375

292

192

198

198

210

Чехия

108

81

85

65

76

77

96

97

92

Венгрия

224

244

214

304

375

248

194

121

128

Польша

313

375

340

347

248

192

166

140

109

Румыния

35

60

74

86

92

84

103

98

107


 

Важное  значение для развития экономики страны и ее финансовой стабильности в среднесрочной перспективе имеет реализация трехлетнего соглашения с МВФ, подписанного осенью 1998 г. В рамках данного соглашения МВФ может предоставить Болгарии кредиты на сумму в 840 млн. долл., которые распределены на 12 траншей. Первые два транша по 80 млн. долл. Болгария уже получила в 1998 г. По условиям соглашения, каждый последующий транш будет предоставляться только при выполнении Болгарией многочисленных жестких условий и критериев фонда, которые включают макроэкономические показатели, касаются практически всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, банковской сферы, налоговой системы, приватизации, обслуживания внешнего долга и пр56.

Основной проблемой  макроэкономической стабильности в  Болгарии является решение проблемы убыточных предприятий и нехватки ресурсов в государственной экономике. В соответствии с соглашением с МВФ, до конца 1999 г. должно было быть приватизировано 70% госсобственности (в 1988 г. этот показатель составлял 30%). Соответственно доходы от приватизации должны составить 250 млн. долл. (в 1998 г. -около 100 млн. долл.). В сельском хозяйстве до конца 1998 г. предполагалось вернуть собственникам 80% земель и продать все мельницы и хлебозаводы, однако эта задача не была выполнена, и ее решение перенесено на более поздний срок. По оценкам экспертов, в ближайшие 2-3 года в результате ликвидации убыточных предприятий и сокращения рабочих мест на приватизируемых предприятиях, а также сокращения госслужащих безработица в Болгарии может достигнуть 18-20%, что станет серьезной социальной проблемой.

Согласно прогнозам  правительства Болгарии, в 1999-2001 гг. объем иностранных инвестиций в страну может составить 950 млн. долл., однако это произойдет только в случае приватизации таких крупных объектов, как Болгарская телекоммуникационная компания, Булбанк, Булгартабак, отдельные структурные подразделения Национальной электрической компании. В настоящее время в стране имеются серьезные трудности с заключением этих приватизационных сделок57.

Ключевое значение для успешного функционирования экономики Болгарии имеет внешняя торговля. Однако в этой сфере перед Болгарией встают серьезные проблемы, связанные с выполнением требований МВФ, условий соглашений о свободной торговле с Турцией, обязательств перед ВТО и ЕС. Максимальная либерализация внешнеэкономической деятельности неизбежно приведет к обострению конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Крайне негативное влияние  на экономику Болгарии оказала война  в Югославии; значительный ущерб был нанесен внешней торговле, транспорту, туризму. Однако основные негативные последствия войны на Балканах проявились в потере интереса иностранных инвесторов к болгарской экономике. Это неизбежно скажется на возможности привлечения дополнительных займов, ухудшит условия кредитования, может замедлиться и приток прямых инвестиций. Так, балканский кризис уже затронул продажу Болгарией иностранным инвесторам целого ряда запланированных объектов. Эти проблемы могут привести к увеличению дефицита платежного баланса по текущим операциям (в 1998 г. он составил 0,2 млрд., а в 1999 г. 0,5 млрд. долл.), а также росту дефицита госбюджета и инфляционных тенденций.

Следует также отметить, что Болгарии для поддержания  своего платежного баланса необходим  объем внешних заимствований на следующие три года в размере 1,6 млрд. долл.; кредиты же МВФ покрывают только половину указанной суммы. Правительство Болгарии рассчитывает получить оставшиеся средства у МБРР, ЕС и других кредиторов.

Информация о работе Управление внешним долгом