Влияние мировой валютной системы на национальную экономику России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 11:23, дипломная работа

Описание работы

В дипломном проекте освещается тема влияния мировой валютной системы на национальную экономику России. Рассматриваются следующие вопросы: история становления МВС до момента создания европейской валютной системы, значение и последствия введения единой европейской валюты евро для экономической безопасности нашей страны, тенденции развития и перспективы финансовой системы в XXI веке, место и роль России в ней.

Содержание работы

Введение 5
Глава 1. История становления и развития мировой валютной системы 7
1.1 От золотомонетного к золото-девизному стандарту 7
1.2 Бреттон-вудская валютная система 10
1.3 Ямайская валютная система 14
1.4 Европейская валютная система 16
Глава 2. Единая европейская валюта евро и национальные интересы России 17
2.1 Евро и экономическая безопасность России 20
2.2 Использование евро во внешнеторговых расчетах 25
2.3 Внешний долг и внешние заимствования 30
2.4 Курсовая политика и политика резервов 36
2.5 Выводы 42
Глава 3. Финансовый рынок в рыночной экономике 43
3.1 Роль финансового рынка в рыночной экономике 43
3.2.Валютный рынок 46
3.3 Новый вид бизнеса в России 50
3.3.1 Преимущества для России 50
3.3.2 Инвестиции на Forex 53
3.3.3 Forex в России 54
Глава 4. Фундаментальный анализ 55
4.1 Основы фундаментального анализа 55
4.2 Фундаментальные факторы 58
4.3 Основные направления государственной политики 67
4.4. Связь между банковскими резервами и денежным товарооборотом или снабжением деньгами экономики страны - money supply 69
4.5 Значение для национальной экономики 71
5. Глобализация мировой валютной системы и проблемы преодоления финансового кризиса в России 73
5.1 Причины финансового кризиса в России 73
5.2 Финансовая система XXI века 77
5.2 Выводы и рекомендации 85
Глава 6. Рекомендации по использованию компьютерной техники 87

Файлы: 1 файл

diplom1.doc

— 958.00 Кб (Скачать файл)

Центральный банк России осуществляет валютную стратегию России, оказывает влияния на формирование валютного курса, проводит операции на межбанковском рынке, контролирует деятельность уполномоченных банков.

В нашей стране в настоящий момент валютное регулирование осуществляется в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле”. Под валютным регулированием понимается степень вмешательства органов государственной власти в процессы валютного и финансового рынка по порядку совершения валютных операций резидентами и нерезидентами на территории РФ и резидентами за ее пределами; по порядку образования централизованного валютного фонда страны; по порядку ввоза и вывоза российской и иностранной валюты; по определению прав и обязанностей юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями; по установлению ответственности за нарушение валютного законодательства; по определению полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

В соответствии с законодательством  на внутреннем валютном рынке Российской Федерации могут быть использованы следующие формы и методы валютного  контроля:

  • резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке РФ в порядке и на цели, определяемые Центральным банком Российской Федерации;
  • покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ;
  • сделки купли продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых ЦБ РФ. По закону, покупка и продажа иностранной валюты минуя уполномоченные банки не допускается. Заключенные в нарушение указанных положений сделки купли-продажи иностранной валюты являются недействительными. ЦБ РФ в целях регулирования внутреннего валютного рынка Российской Федерации может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупки и продажи иностранной валюты.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций. Основные направления  валютного контроля включают:

  • определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
  • проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

В соответствии с законодательством валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Понимание этих терминов является одним из основополагающих моментов валютного законодательства. Агенты валютного контроля отличаются от органов прежде всего своими полномочиями и правами.

Органами валютного контроля в  РФ являются Центральный банк РФ, Правительство  Российской Федерации в соответствии с законами РФ. В общем плане  органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные  акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Все уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, они подотчетны Центральному банку РФ.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

  • осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля

;

  • проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, а также  нерезиденты, осуществляющие операции с валютой РФ, имеют право:

  • Знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
  • Обжаловать действия агентов валютного контроля соответствующим органам валютного контроля, а также действия органов валютного контроля в порядке, установленном законодательством РФ;
  • На другие права, установленные настоящим Законом и иными законодательными актами РФ.

С другой стороны, резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, а также нерезиденты, осуществляющие операции с валютой РФ и ценными  бумагами в валюте РФ, обязаны:

  • предоставлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций;
  • предоставлять органам и агентам валютного контроля объяснения в ходе проведения ими проверок, а также по их результатам;
  • в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной органами и агентами валютного контроля, предоставлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этих актов;
  • вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
  • выполнять требования (предписания) органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений.

Если не считать таможенных органов  на местах, то центральным агентом  валютного контроля являются уполномоченные банки. В первые два года деятельности коммерческие банки имеют право осуществлять операции в иностранной валюте, но без привлечения средств физических лиц. Через два года работы коммерческий банк получает лицензию на осуществление операций в иностранной валюте с правом привлекать средства физических лиц. После этого коммерческий банк может получить генеральную лицензию, которая позволяет открывать филиалы за рубежом и приобретать доли в уставном капитале кредитной организации-нерезидента.

Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” предусмотрена целая система ответственности за нарушение валютного законодательства. В первую очередь резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие положения статей закона, несут ответственность в виде:

  • взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего закона сделкам;
  • взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий;
  • резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредаствление или несвоевременное предоставление органам и агентам валютного контроля документов и информации несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается ЦБР.

При повторном нарушении указанных  в настоящей статье положений, а  также за невыполнение или ненадлежащие выполнение предписаний органов  валютного контроля резиденты, включая  уполномоченные банки, и нерезиденты  несут ответственность в виде:

  • взыскания в доход государства сумм, указанных выше, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами РФ;
  • приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий или разрешений.

Взыскания упомянутых в настоящей  статье сумм штрафов и иных санкций  производятся органами валютного контроля, в том числе по предоставлению агентов валютного контроля, с юридических лиц – в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном. Должностные лица юридических лиц – резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вот так выглядит перечень нарушений  валютного законодательства, влекущих за собой применение финансовых санкций:

  • вывоз и пересылка из РФ валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, без наличия соответствующего разрешения ЦБ РФ;
  • нарушение установленного порядка совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями и жемчугом;
  • нарушение порядка приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России, в том числе приобретение иностранной валюты минуя уполномоченные банки;
  • осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, без наличия соответствующей лицензии ЦБ РФ;
  • нарушение уполномоченными банками порядка открытия счетов нерезидентов РФ, а также проведения операций по счетам нерезидентов.

Таким образом валютный контроль во всей своей совокупности представляет довольно жестко контролирование со стороны государства всех сделок с другими государствами и выступая в качестве инструмента власти помогает Правительству в распределении валютных ресурсов. Но для того чтобы валютный контроль был эффективным, необходимо наличие сложной, многоуровневой системы управления, учитывающей все особенности внутренней экономики, положение страны в мировой торговле, а также интересы участников валютного рынка.

3.2. ЦЕЛИ ДИЛИНГА И МЕХАНИЗМ ТОРГОВЛИ ЧЕРЕЗ ДИЛИНГОВЫЙ ЦЕНТР

При работе через дилинговый центр  между игроком и Международным  Валютным Рынком выстраивается цепочка посредников: сам дилинговый центр; банки и финансовые посредники, которые, с одной стороны, из большого потока заявок, поступающих от мелких игроков, по мере возможности формируют более или менее крупные лоты, с которыми уже можно оперировать на МВР, а с другой – берут на себя риски, связанные с участием в валютных спекуляциях малоквалифицированных игроков. Кроме того, все мелкие игроки пользуются общими каналами связи, одной информационной системой и т. д., что позволяет им уменьшить накладные расходы.

Цели дилинга следует рассматривать  с позиции банка и с точки  зрения клиента дилингового центра.

Для банка смысл предоставления дилинговых услуг заключается в  том, что:

  • находящиеся на счете клиента реальные деньги он пускает в оборот;
  • за конвертацию он взимает комиссию. Поэтому ему выгодно, чтобы клиент санкционировал как можно больше операций, исправно уплачивая с каждой из них комиссионные, независимо от того, выигрывает он в результате или нет;
  • банк сам выставляет котировки на покупку и продажу валюты, по которым и совершаются сделки с клиентами. Поэтому здесь имеют место и “скрытые” комиссионные, заключающиеся в увеличении для клиента котировочного спрэда, т. е. разницы между котировками на покупку и продажу, по сравнению с тем, который получает сам банк

.

Во многих случаях мелким инвесторам несмотря на высокую плату за каждую сделку все-таки выгоднее работать на МВР через дилинговый центр. Во-первых, потому что дилинговый центр из большего потока заявок, поступающих от мелких игроков, по мере возможности формируют более или менее крупные лоты, с которыми уже можно оперировать на МВР (как уже отмечалось, даже сделка на несколько миллионов долларов относится к мелким). А во-вторых, дилинговые центры предоставляют кредитное плечо, позволяющее в десятки раз увеличивать выигрыш.

Правила дилинга как организованной игры достаточно просты. Клиент дилингового  центра, желающий начать операции с  валютой, предварительно должен внести на счет центра некоторую сумму –  страховой депозит. После этого  он может совершать операции, располагая суммой денег, увеличенной по отношению к страховому депозиту в 20-100 раз (коэффициент увеличения называется кредитным плечом или рычагом). Величина кредитного плеча обеспечивает прямую зависимость доходность-рискованность. Чем больше плечо – тем большими суммами оперирует клиент и, соответственно, имеет возможность получать большую прибыль или, в случае неудачи, – меньший проигрыш. Перед вступлением на валютный рынок, клиент заключает контракты на покупку и продажу валюты (открывает позицию) и вносит залоговою плату (залоговою маржу) за покупку/продажу каждого контракта, составляющую от 1% до 5% стоимости сделки. [Соколов М. Валютный дилинг: азартная игра для тех, кто умеет считать.// Деньги, 1995, №3(13), с. 37.]

При совершении обратной операции (продажи после покупки и наоборот) залог возвращается. Кроме того, оплачивается заключение каждого контракта, а также хранение открытой позиции на срок более одного торгового дня. Открытые позиции переоцениваются по итогам каждого торгового дня, и на счет клиента заносится (или списывается со счета) вариационная маржа. Если клиент хочет выйти с валютного рынка, то он закрывает позицию (продает все купленные контракты). Если сумма на счету клиента уменьшилась до некоторой критической величины, то позиции клиента закрываются принудительно.

В большинстве дилинговых центров  можно играть помимо доллара США  на четырех валютах: английских фунтах, немецких марках, японских иенах и  швейцарских франках, но в некоторых  центрах играть можно любой  европейской валютой и даже дензнаками бывших союзных республик.

Например, игрок считает, что марка  будет дорожать относительно доллара, и дает указание оператору купить марки, при этом фиксируется курс марка/доллар на этот момент. За открытие позиции банк автоматически вычтет из средств игрока фиксированную сумму за каждую сделку (иногда взимается определенный процент от прибыли.) И теперь позиция считается открытой. Если изменение курса было угадано правильно, то нереализованная прибыль игрока (floating profit) растет. Если же расчет оказался неправильным, т. е. марка дешевеет относительно доллара, то появляется нереализованный убыток (floating loss).

Информация о работе Влияние мировой валютной системы на национальную экономику России