Вопросы взаимодействия регионального и местного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:47, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - комплексный, на основе норм и принципов конституционного и муниципального права, анализ института взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, включая анализ осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Задачи дипломного исследования, вытекающие из поставленной цели:
.Определить сущность и содержание взаимодействия государственного управления и местного самоуправления.
.Дать анализ правовых основ делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
.Исследовать организацию взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в городах федерального значения (на примере муниципальных округов - МО - г. Санкт-Петербурга).
.Охарактеризовать выявленные проблемы взаимодействия государственного управления и местного самоуправления на примере МО г. Санкт-Петербурга
.Обосновать предложения по развитию практики взаимодействия государственного управления и местного самоуправления на примере МО г. Санкт-Петербурга

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия государственного управления и местного самоуправления
.1 Сущность и содержание государственного управления и местного самоуправления
.2 Правовые основы взаимодействия региональных органов государственной власти и местного самоуправления
.3 Делегирование местному самоуправлению отдельных государственных полномочий как форма взаимодействия с региональными органами государственного управления
Глава 2. Организация взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в городах федерального значения (на примере г. Санкт-Петербурга)
.1 Характеристика государственного управления и МСУ в г. Санкт-Петербурге
.2 Взаимодействие государственного управления и МСУ в г. Санкт-Петербурге
.3 Делегирование государственных полномочий местному самоуправлению
Глава 3. Основные направления совершенствования взаимодействия государственного управления и местного самоуправления
.1 Характеристика проблем взаимодействия государственного управления и местного самоуправления
.2 Предложения по развитию практики взаимодействия государственного управления и местного самоуправления на примере г.Санкт-Петербурга
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

вопросы взаимодействия ирегионального и местного уровней управления.docx

— 91.36 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия государственного управления и местного самоуправления

.1 Сущность и содержание  государственного управления и  местного самоуправления

.2 Правовые основы взаимодействия  региональных органов государственной  власти и местного самоуправления

.3 Делегирование местному  самоуправлению отдельных государственных  полномочий как форма взаимодействия  с региональными органами государственного  управления

Глава 2. Организация взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в городах федерального значения (на примере г. Санкт-Петербурга)

.1 Характеристика государственного  управления и МСУ в г. Санкт-Петербурге

.2 Взаимодействие государственного  управления и МСУ в г. Санкт-Петербурге

.3 Делегирование государственных  полномочий местному самоуправлению

Глава 3. Основные направления  совершенствования взаимодействия государственного управления и местного самоуправления

.1 Характеристика проблем  взаимодействия государственного  управления и местного самоуправления

.2 Предложения по развитию  практики взаимодействия государственного  управления и местного самоуправления  на примере г.Санкт-Петербурга

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Местное самоуправление - система  организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение  населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей  данной территории. Это одновременно и одна из предусмотренных Конституцией Российской Федерации форм народовластия.

В Конституции Российской Федерации нормы, посвященные местному самоуправлению, выделены в отдельную  главу 8 "Местное самоуправление", которая раскрывает основные принципы организации и функционирования местного самоуправления, как особой публичной власти, независимой от государства и реализующей свои задачи. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции  Российской Федерации не входят в  систему органов государственной  власти. Вместе с тем не следует  забывать, что публичная власть Российской Федерации представляет собой единый механизм. В силу этого даже самостоятельные  уровни власти осуществляют свою деятельность во взаимодействии друг с другом.

Существуют сферы общественных отношений, в которых невозможно организовать управление только на государственном  или только на муниципальном уровне. Например, для создания условий осуществления  прав граждан на жилище, организации  охраны здоровья и медицинской помощи, образования, реализации ряда других прав граждан необходимы усилия как органов местного самоуправления, так и органов государственной власти. Решающее значение для достижения баланса интересов государственной и муниципальной власти заключается в качественном построении взаимодействия названных уровней публичной власти, результатом которого должно стать достижение политической и правовой стабильности положения местного самоуправления в системе публичной власти нашей страны, достижение наиболее полной реализации международных и конституционных принципов организации местного самоуправления и эффективного функционирования нашего государства.

Взаимоотношения органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации с органами местного самоуправления являются одной  из наиболее важных проблем системы  местного самоуправления. От их правильного  решения зависит эффективность  осуществления публичной власти в России.

Степень разработанности  тематики исследования в специальной  литературе. Среди работ, посвященных  исследованиям взаимоотношений  региональных и местных органов  власти в современной России, следует, прежде всего, выделить монографию В. Гельмана, С. Рыженкова, Е. Белокуровой, Н. Борисовой "Автономия или контроль? Реформа местной власти в городах России, 1991-2001", предлагающую анализ политики институционального строительства в сфере местного самоуправления как на федеральном, так и на региональном уровне.

После вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" (с 2006 года) были опубликованы результаты исследований, посвященных  оценке процесса реформирования местного самоуправления в России, в которых  подводятся первые итоги проводимой реформы и формулируются рекомендации по преодолению выявленных практикой  недостатков в практике внедрения  Федерального Закона №131 (В. Глазычев, Л. Рагозина, Н. Косарева, М. Либоракина). Эти работы основаны на фактических данных о состоянии местного самоуправления в различных регионах Российской Федерации.

Цель дипломной работы - комплексный, на основе норм и принципов  конституционного и муниципального права, анализ института взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, включая анализ осуществления органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий.

Задачи дипломного исследования, вытекающие из поставленной цели:

.Определить сущность и  содержание взаимодействия государственного  управления и местного самоуправления.

.Дать анализ правовых  основ делегирования органам  местного самоуправления отдельных  государственных полномочий.

.Исследовать организацию  взаимодействия государственного  управления и местного самоуправления  в городах федерального значения (на примере муниципальных округов  - МО - г. Санкт-Петербурга).

.Охарактеризовать выявленные  проблемы взаимодействия государственного  управления и местного самоуправления  на примере МО г. Санкт-Петербурга

.Обосновать предложения  по развитию практики взаимодействия  государственного управления и  местного самоуправления на примере  МО г. Санкт-Петербурга

Теоретико-методологическая основа исследования:

·сравнительный метод (сравнительный  анализ моделей взаимодействия органов  государственной власти и местного самоуправления в различных регионах России).

·функциональный метод (исследование функций государственных органов  и местного самоуправления в их взаимодействии).

Эмпирическая база исследования. Для освещения проблемы использовались:

·международное, федеральное  и региональное законодательство в  области местного самоуправления, местные  нормативно-правовые акты;

·работы специалистов, материалы  научно-практических конференций, посвященных  проблемам местного самоуправления.

Объект исследования - характер взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в России.

Предмет исследования - реализация государственной политики по взаимодействию органов государственного управления и местного самоуправления на примере  МО г. Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  взаимодействия государственного управления и местного самоуправления

 

1.1 Сущность и содержание  государственного управления и  местного самоуправления

 

Природа публичной власти предполагает для Российской Федерации  наличие как минимум двух уровней  ее реализации - государственный и  местный. Государственная власть реализуется  на федеральном и региональном уровнях. Местная власть осуществляется в  городских, сельских поселениях и на территории других муниципальных образований. Вместе с тем распространение  государственной власти проникает  и на другие уровни публичной власти, что, однако, не подменяет и не исключает  самостоятельность местного самоуправления. Справедливо отмечается в литературе, что усиление роли государства в  отношении муниципальных образований  должно осуществляться не в направлении  его участия в решении местных  вопросов, а в направлении усиления роли государства в координации  всех процессов федеративного строительства, оказывающих влияние на развитие муниципальных образований.

Муниципальное управление будет  эффективным только тогда, когда  государство не только законодательно оформит функции местного самоуправления, но и создаст условия для самостоятельного формирования и функционирования муниципалитетов, гарантирует им их автономный статус и исключит как включение местного самоуправления в государственно-управленческую систему, так и возможное смешение государственных и муниципальных  функций. В противном случае нам  придется признать отсутствие важного  качества местного самоуправления - самостоятельности, а следовательно, и отсутствие местного самоуправления как такового.

Местное самоуправление есть автономная деятельность самоорганизующегося  населения. Муниципалитеты имеют относительно децентрализованный характер организации, однако трудно согласиться с тем, что они являются продолжением государства  в территориальных общностях. Нельзя назвать местное самоуправление и элементом государственного устройства, поскольку оно не определяет территориальную  характеристику государства, функционирует  в пределах муниципальных образований  и выполняет отличные от государства  функции.

Муниципалитеты действительно  могут рассматриваться как фундамент  государства и элемент его  конституционного механизма. Однако если мы признаем их продолжением государства  на местах, то тем самым перечеркнем  идею самостоятельного и ответственного местного самоуправления в России. Отношения государства и местного самоуправления должны развиваться  на паритетной основе, где государство  призвано играть ведущую роль, законодательно регулируя, поддерживая и гарантируя местное самоуправление.

Конституция РФ называет два  типа муниципальных образований - городские  и сельские поселения, в пределах которых осуществляется местное  самоуправление. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются  и изменяются законами субъектов  Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным  законом. Одним из важнейших таких  требований является введенный Законом 2003 г. принцип осуществления местного самоуправления на всей территории России в поселениях, муниципальных районах, городских округах и внутригородских  территориях городов федерального значения. Следовательно, это означает, что практически вся территория субъекта РФ должна быть разграничена между муниципальными образованиями.

Законодательство о местном  самоуправлении динамично меняется, и не выработано единого подхода  в определении статуса муниципальных  образований.

ФЗ 1995 г. "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" вводил обобщающее понятие муниципального образования  как городское или сельское поселение, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеются  муниципальная собственность, местный  бюджет и выборные органы. Причем законодатель не различал муниципалитеты по уровням  в отличие от ФЗ 2003 г. "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который установил двухуровневую  систему местного самоуправления, определив  достаточно подробно компетенцию каждого  вида муниципального образования. Однако Закон 2003 г. в отличие от прежнего не дает определение муниципального образования, ограничиваясь лишь установлением  типов территориальных единиц, которые  являются муниципальными образованиями. По-прежнему остается целый ряд муниципальных  образований, правовой статус которых  регулируется отдельными ФЗ (закрытые административно-территориальные образования - ЗАТО, города-наукограды, приграничные территории).

В соответствии с новым  законом местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских  территориях городов федерального значения. Соответственно первым уровнем  местного самоуправления являются городские  и сельские поселения, вторым муниципальные  районы и городские округа с районным муниципальным делением.

Что касается отношений государственных  органов с местными органами власти, то, прежде всего, важно обратить внимание на конституционные принципы:

признания, самостоятельности  и гарантированности местного самоуправления в России,

отделения его от государственной  власти (ст. 12 Конституции РФ),

самостоятельного определения  населением структуры органов местного самоуправления,

возможности наделения органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ст. 131, 132 Конституции  РФ).

Условно к ним можно  отнести и принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ), который  реализуется в отделении местного самоуправления от государственной  власти, проявляясь в вертикальном разграничении предметов ведения  и полномочий. Однако можно согласиться  с мнением о том, что данный принцип по горизонтали не должен распространяться на муниципальную  власть. Потому и предложения о  строгом разграничении представительной и исполнительной власти на местном  уровне, по меньшей мере, спорны с  учетом того, что новый закон не проводит четкого разделения между  ними, предусматривает и такие  модели, при которых глава муниципального образования возглавляет местный  представительный орган.

В литературе выделяются и  другие не менее важные принципы, например принцип народовластия, при котором  государственные и местные органы являются равноважными для народовластия как непосредственные формы его осуществления. Выделяют также принципы рационального, сочетания государственных и общественных интересов; согласования приоритетов социальной, хозяйственной, финансовой, культурной политики; обеспечения многообразия в самоуправлении народов и территорий. Принцип сочетания государственных и местных интересов; предполагает при отнесении тех или иных полномочий к муниципальным или государственным органам учет приоритетности интересов в решаемых вопросах.

Также выделяются и сферы  взаимодействия государственной власти и местного самоуправления:

·установление общих принципов  организации местного самоуправления;

·регулирование компетенции  органов местного самоуправления;

·определение полномочий органов государственной власти в сфере местного самоуправления;

Информация о работе Вопросы взаимодействия регионального и местного управления