Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:47, дипломная работа
Цель дипломной работы - комплексный, на основе норм и принципов конституционного и муниципального права, анализ института взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, включая анализ осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Задачи дипломного исследования, вытекающие из поставленной цели:
.Определить сущность и содержание взаимодействия государственного управления и местного самоуправления.
.Дать анализ правовых основ делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
.Исследовать организацию взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в городах федерального значения (на примере муниципальных округов - МО - г. Санкт-Петербурга).
.Охарактеризовать выявленные проблемы взаимодействия государственного управления и местного самоуправления на примере МО г. Санкт-Петербурга
.Обосновать предложения по развитию практики взаимодействия государственного управления и местного самоуправления на примере МО г. Санкт-Петербурга
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия государственного управления и местного самоуправления
.1 Сущность и содержание государственного управления и местного самоуправления
.2 Правовые основы взаимодействия региональных органов государственной власти и местного самоуправления
.3 Делегирование местному самоуправлению отдельных государственных полномочий как форма взаимодействия с региональными органами государственного управления
Глава 2. Организация взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в городах федерального значения (на примере г. Санкт-Петербурга)
.1 Характеристика государственного управления и МСУ в г. Санкт-Петербурге
.2 Взаимодействие государственного управления и МСУ в г. Санкт-Петербурге
.3 Делегирование государственных полномочий местному самоуправлению
Глава 3. Основные направления совершенствования взаимодействия государственного управления и местного самоуправления
.1 Характеристика проблем взаимодействия государственного управления и местного самоуправления
.2 Предложения по развитию практики взаимодействия государственного управления и местного самоуправления на примере г.Санкт-Петербурга
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия государственного управления и местного самоуправления
.1 Сущность и содержание государственного управления и местного самоуправления
.2 Правовые основы
.3 Делегирование местному
самоуправлению отдельных
Глава 2. Организация взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в городах федерального значения (на примере г. Санкт-Петербурга)
.1 Характеристика
.2 Взаимодействие
.3 Делегирование государственных
полномочий местному
Глава 3. Основные направления
совершенствования
.1 Характеристика проблем
взаимодействия
.2 Предложения по развитию
практики взаимодействия
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Местное самоуправление - система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Это одновременно и одна из предусмотренных Конституцией Российской Федерации форм народовластия.
В Конституции Российской
Федерации нормы, посвященные местному
самоуправлению, выделены в отдельную
главу 8 "Местное самоуправление",
которая раскрывает основные принципы
организации и функционирования
местного самоуправления, как особой
публичной власти, независимой от
государства и реализующей свои
задачи. Органы местного самоуправления
в соответствии со ст. 12 Конституции
Российской Федерации не входят в
систему органов
Существуют сферы общественных отношений, в которых невозможно организовать управление только на государственном или только на муниципальном уровне. Например, для создания условий осуществления прав граждан на жилище, организации охраны здоровья и медицинской помощи, образования, реализации ряда других прав граждан необходимы усилия как органов местного самоуправления, так и органов государственной власти. Решающее значение для достижения баланса интересов государственной и муниципальной власти заключается в качественном построении взаимодействия названных уровней публичной власти, результатом которого должно стать достижение политической и правовой стабильности положения местного самоуправления в системе публичной власти нашей страны, достижение наиболее полной реализации международных и конституционных принципов организации местного самоуправления и эффективного функционирования нашего государства.
Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления являются одной из наиболее важных проблем системы местного самоуправления. От их правильного решения зависит эффективность осуществления публичной власти в России.
Степень разработанности тематики исследования в специальной литературе. Среди работ, посвященных исследованиям взаимоотношений региональных и местных органов власти в современной России, следует, прежде всего, выделить монографию В. Гельмана, С. Рыженкова, Е. Белокуровой, Н. Борисовой "Автономия или контроль? Реформа местной власти в городах России, 1991-2001", предлагающую анализ политики институционального строительства в сфере местного самоуправления как на федеральном, так и на региональном уровне.
После вступления в силу Федерального
закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" (с 2006 года) были опубликованы
результаты исследований, посвященных
оценке процесса реформирования местного
самоуправления в России, в которых
подводятся первые итоги проводимой
реформы и формулируются
Цель дипломной работы - комплексный, на основе норм и принципов конституционного и муниципального права, анализ института взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, включая анализ осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Задачи дипломного исследования, вытекающие из поставленной цели:
.Определить сущность и
содержание взаимодействия
.Дать анализ правовых
основ делегирования органам
местного самоуправления
.Исследовать организацию
взаимодействия
.Охарактеризовать выявленные
проблемы взаимодействия
.Обосновать предложения
по развитию практики
Теоретико-методологическая основа исследования:
·сравнительный метод (сравнительный анализ моделей взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в различных регионах России).
·функциональный метод (исследование
функций государственных
Эмпирическая база исследования. Для освещения проблемы использовались:
·международное, федеральное и региональное законодательство в области местного самоуправления, местные нормативно-правовые акты;
·работы специалистов, материалы научно-практических конференций, посвященных проблемам местного самоуправления.
Объект исследования - характер взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в России.
Предмет исследования - реализация государственной политики по взаимодействию органов государственного управления и местного самоуправления на примере МО г. Санкт-Петербурга
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия государственного управления и местного самоуправления
1.1 Сущность и содержание государственного управления и местного самоуправления
Природа публичной власти
предполагает для Российской Федерации
наличие как минимум двух уровней
ее реализации - государственный и
местный. Государственная власть реализуется
на федеральном и региональном уровнях.
Местная власть осуществляется в
городских, сельских поселениях и на
территории других муниципальных образований.
Вместе с тем распространение
государственной власти проникает
и на другие уровни публичной власти,
что, однако, не подменяет и не исключает
самостоятельность местного самоуправления.
Справедливо отмечается в литературе,
что усиление роли государства в
отношении муниципальных
Муниципальное управление будет
эффективным только тогда, когда
государство не только законодательно
оформит функции местного самоуправления,
но и создаст условия для
Местное самоуправление есть автономная деятельность самоорганизующегося населения. Муниципалитеты имеют относительно децентрализованный характер организации, однако трудно согласиться с тем, что они являются продолжением государства в территориальных общностях. Нельзя назвать местное самоуправление и элементом государственного устройства, поскольку оно не определяет территориальную характеристику государства, функционирует в пределах муниципальных образований и выполняет отличные от государства функции.
Муниципалитеты действительно
могут рассматриваться как
Конституция РФ называет два
типа муниципальных образований - городские
и сельские поселения, в пределах
которых осуществляется местное
самоуправление. Границы территорий
муниципальных образований
Законодательство о местном
самоуправлении динамично меняется,
и не выработано единого подхода
в определении статуса
ФЗ 1995 г. "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации" вводил обобщающее
понятие муниципального образования
как городское или сельское поселение,
в пределах которого осуществляется
местное самоуправление, имеются
муниципальная собственность, местный
бюджет и выборные органы. Причем законодатель
не различал муниципалитеты по уровням
в отличие от ФЗ 2003 г. "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации",
который установил
В соответствии с новым
законом местное самоуправление
осуществляется на всей территории Российской
Федерации в городских, сельских
поселениях, муниципальных районах,
городских округах и на внутригородских
территориях городов
Что касается отношений государственных органов с местными органами власти, то, прежде всего, важно обратить внимание на конституционные принципы:
признания, самостоятельности и гарантированности местного самоуправления в России,
отделения его от государственной власти (ст. 12 Конституции РФ),
самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления,
возможности наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ст. 131, 132 Конституции РФ).
Условно к ним можно
отнести и принцип разделения
властей (ст. 10 Конституции РФ), который
реализуется в отделении
В литературе выделяются и
другие не менее важные принципы, например
принцип народовластия, при котором
государственные и местные
Также выделяются и сферы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления:
·установление общих принципов организации местного самоуправления;
·регулирование компетенции органов местного самоуправления;
·определение полномочий органов государственной власти в сфере местного самоуправления;
Информация о работе Вопросы взаимодействия регионального и местного управления