Вопросы взаимодействия регионального и местного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:47, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - комплексный, на основе норм и принципов конституционного и муниципального права, анализ института взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, включая анализ осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Задачи дипломного исследования, вытекающие из поставленной цели:
.Определить сущность и содержание взаимодействия государственного управления и местного самоуправления.
.Дать анализ правовых основ делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
.Исследовать организацию взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в городах федерального значения (на примере муниципальных округов - МО - г. Санкт-Петербурга).
.Охарактеризовать выявленные проблемы взаимодействия государственного управления и местного самоуправления на примере МО г. Санкт-Петербурга
.Обосновать предложения по развитию практики взаимодействия государственного управления и местного самоуправления на примере МО г. Санкт-Петербурга

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия государственного управления и местного самоуправления
.1 Сущность и содержание государственного управления и местного самоуправления
.2 Правовые основы взаимодействия региональных органов государственной власти и местного самоуправления
.3 Делегирование местному самоуправлению отдельных государственных полномочий как форма взаимодействия с региональными органами государственного управления
Глава 2. Организация взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в городах федерального значения (на примере г. Санкт-Петербурга)
.1 Характеристика государственного управления и МСУ в г. Санкт-Петербурге
.2 Взаимодействие государственного управления и МСУ в г. Санкт-Петербурге
.3 Делегирование государственных полномочий местному самоуправлению
Глава 3. Основные направления совершенствования взаимодействия государственного управления и местного самоуправления
.1 Характеристика проблем взаимодействия государственного управления и местного самоуправления
.2 Предложения по развитию практики взаимодействия государственного управления и местного самоуправления на примере г.Санкт-Петербурга
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

вопросы взаимодействия ирегионального и местного уровней управления.docx

— 91.36 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Предложения по развитию  практики взаимодействия государственного  управления и местного самоуправления  на примере г. Санкт-Петербурга

 

Для решения обозначенных выше проблем возможны следующие  предложения по внесению дополнений по порядку наделения, административному  контролю, ответственности, прекращению  осуществления государственных  полномочий, кадровому обеспечению  органов местного самоуправления.

В Федеральном законе № 131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления" обязательно  должны быть сделаны следующие уточнения:

) перечень конкретных  полномочий органов государственной  власти, передаваемых органам местного  самоуправления. Иначе передаются не отдельные государственные полномочия, а предметы ведения;

) срок действия указанных  полномочий и дата начала их  исполнения органами местного  самоуправления, так как они могут  предоставляться на определенный  срок или бессрочно;

) порядок передачи и  хранения документов единого  государственного образца, а также  гербовой печати в случае наделения  органов местного самоуправления  государственными полномочиями, связанными  с государственной регистрацией  и выдачей физическим или юридическим  лицам документов единого государственного  образца, заверяемых печатью с  изображением государственного  герба Российской Федерации;

) ответственность органов  местного самоуправления и органов  государственной власти при не исполнении или недостаточном исполнении обязательств, рассмотренных в законе о наделении;

) другие положения, необходимые  для регулирования вопросов, связанных  с наделением органов местного  самоуправления государственными  полномочиями и обеспечением  их исполнения. Рассматриваемая  сфера общественных отношений  находится в совместном ведении  федеральных и региональных органов  государственной власти.

Административный контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий - это процесс определения законности и целесообразности осуществления  органами местного самоуправления государственных  полномочий и использования предоставленных  на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, для выявления  недостатков, предотвращения и исправления, проводимый определенными органами государственной власти, способами  и методами, установленными в законе о делегировании.

Законодательно возможно закрепить следующие принципы контроля органов государственной власти за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий:

) только в порядке и  случаях, предусмотренных законом;

) органом государственной  власти, уполномоченным законом  о наделении;

) соблюдение соразмерности  между степенью вмешательства  государственного органа и значимостью  интересов, которые он намерен  защищать;

) запрет на вмешательство  в деятельность органов местного  самоуправления по решению вопросов, относящихся к их исключительной  компетенции и в оперативную  деятельность органов местного  самоуправления по исполнению  государственных полномочий;

) право органов государственной  власти на получение информации  и дачу указаний по осуществлению  органами местного самоуправления  государственных полномочий;

) право органов местного  самоуправления на получение  методических рекомендаций, консультаций;

) право на обжалование  предписаний органов государственной  власти в судебном порядке;

) анализ осуществляемых  государственных полномочий и  внесение предложений органами  местного самоуправления и органами  государственной власти по их  совершенствованию или прекращению;

) обеспечение и постоянное  совершенствование услуг в соответствии  со стандартами, обеспечение максимально  достижимых экономичности, качества  и эффективности.

В действующем законодательстве Российской Федерации не предусмотрена  ответственность органов государственной  власти в исследуемой области. В  случае причинения вреда гражданину либо юридическому лицу органами местного самоуправления при осуществлении  ими государственного полномочия по вине государственного органа, вследствие предоставленных им неправомерных  указаний или ненадлежащего обеспечения  материальными и финансовыми  средствами ответственность предложено нести виновному государственному органу.

В федеральном законодательстве условия и порядок прекращения  осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий не установлены, в законах о наделении рассмотрены  не все вопросы и достаточно кратко, в трудах ученых существует разный подход к их определению.

Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, прекращается в случае:

) вступление в силу  федерального закона, в соответствии  с которым РФ (субъект РФ) утрачивает  соответствующие государственные  полномочия либо компетенцию  по их передаче органам местного  самоуправления;

) вступления в силу  закона, в соответствии с которым  органы местного самоуправления  утрачивают право на осуществление  государственных полномочий, переданных  законом о наделении;

) по истечении срока,  если указанные полномочия имели  ограниченный срок действия.

Основанием для принятия закона о прекращении осуществления  органами местного самоуправления государственных  полномочий, может быть:

) взаимное соглашение  представительного органа местного  самоуправления и уполномоченного  органа государственной власти;

) решение суда о неисполнении  или ненадлежащем исполнении  органами местного самоуправления  или органами государственной  власти обязанностей, установленных  в законе о наделении.

Другим направлением совершенствования  является кадровая политика на уровне местного самоуправления. Одной из основных проблем в области подготовки кадров для органов местного самоуправления является отсутствие специалистов, обладающих одновременно научными знаниями и опытом работы в области муниципального права. Для решения данной проблемы предлагается осуществлять выплату  надбавки к должностному окладу муниципального служащего за ученую степень (сверх  установленного фонда оплаты труда).

Необходимо определить, что  муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в  соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности  по должности муниципальной службы по решению вопросов местного значения за денежное содержание, выплачиваемое  за счет средств местного бюджета, а  обязанности по должности муниципальной  службы по осуществлению государственных  полномочий за денежное содержание, выплачиваемое  за счет средств соответствующего государственного бюджета. Это позволит решить почти все основные проблемные вопросы в области кадрового обеспечения и оплаты труда, связанные с осуществлением работниками органов местного самоуправления государственных полномочий:

они будут осуществляться не в ущерб решению вопросов местного значения;

труд по осуществлению  государственных полномочий будет  оплачиваться и зависеть от объема работы;

появится стимул для повышения  квалификации, так как оплата труда  будет зависеть от объема выполняемой  работы;

уменьшится потребность  в выделении финансовых средств  из государственных бюджетов, так  как необходимы расходы на содержание минимального количества рабочих мест;

позволит осуществлять конкретный, полный, отдельный учет штатных единиц и оплаты труда муниципальных  служащих, исполняющих государственные  полномочия.

Для рассматриваемых МО характерны следующие проблемы: недостаточность  бюджетных средств в МО и дотационный  характер; недостаточное финансирование переданных МО полномочий; отсутствие бюджетных средств на развитие МО; излишняя централизации региональными  центрами бюджетных потоков МО, излишняя централизация Калининским районом  бюджетных потоков МО; неудовлетворенность  МО региональной политикой налогового администрирования; недостаточность  налогооблагаемой базы для наполнения местного бюджета; проблема квалифицированных муниципальных кадров, особенно в сфере финансов и налогообложения; повышение эффективности использования муниципальной собственности; недостаточность финансовых средств МО на содержание объектов социальной инфраструктуры.

Наиболее значимым из решений  этих проблем является правовая регламентация  полномочий, не отнесенных к вопросам местного значения или к делегированным государственным полномочиям, но фактически осуществляемых органами местного самоуправления. Также важно уточнить статус муниципального служащего, что позволит решить почти  все основные проблемные вопросы  в области кадрового обеспечения  и оплаты труда, связанные с осуществлением работниками органов местного самоуправления государственных полномочий.

 

Заключение

 

В рамках проведенного исследования, можно сделать следующие выводы, касающиеся взаимодействия государственной  власти и местного самоуправления:

обеспечение баланса полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, основанного на продуктивном взаимодействии и сотрудничестве данных уровней  публичной власти, несомненно, положительно отразится на результатах деятельности органов местного самоуправления каждого  муниципального образования;

местное самоуправление не означает обособление, выход из системного единства публичной власти, освобождение от влияния государства и субординационных связей. Местное самоуправление и  государство обречены на сотрудничество и взаимную поддержку, являются главными участниками взаимодействия в системе  федеративных отношений, способствуют более эффективной гармонизации и взаимодействию уровней публичной  власти, обеспечению государственной  целостности и единства Российской Федерации при всем ее многообразии. Эффективность взаимодействия государства  и местного самоуправления расширяет  возможности для участия граждан  в управлении общественными и  государственными делами, способствует достижению единой цели - интеграции общества и государства в условиях становления  демократических правовых федеративных институтов;

необходимо провести четкое разграничение деятельности органов  местного самоуправления по осуществлению  делегированных государственных полномочий и их деятельности в пределах полномочий, предоставленных им законодательством  Российской Федерации и законодательством  ее субъектов, с учетом ст. 133 Конституции  Российской Федерации, которая предусматривает  право органов местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений  органов государственной власти. Для этого необходимо законодательно установить:

а) механизм наделения органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

б) механизм участия органов  местного самоуправления в реализации решений, принятых органами государственной  власти;

в) модель взаимодействия органов  государственной власти и местного самоуправления, установленная Федеральным  законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации":

определяющими содержание понятий "наделение", "передача" и "делегирование" государственных полномочий с целью  их классификации;

предусматривающими процедуру, при которой изданию закона субъекта Российской Федерации о наделении  отдельными государственными полномочиями должно предшествовать заключение предварительного соглашения между органами государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления о возможности  и условиях такого наделения;

предусматривающими наряду с принципом обязательности исполнения органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий принцип  дополнительности указанных полномочий по отношению к вопросам местного значения, а также регулирующие оптимальную  меру и допустимый объем государственных  полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;

закрепляющими принцип договорного  оформления передачи государственных  полномочий органам местного самоуправления, а также регламентирующими их взаимоотношения с органами государственной  власти в процессе делегирования  и реализации государственных полномочий;

регулирующими институт делегирования отдельных полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти на основе принципа "взаимного делегирования полномочий" как общего принципа организации местного самоуправления;

.По предлагаемому направлению  (по делегированию полномочий  субъекта Федерации (Санкт-Петербург)  местному самоуправлению (МО г.Санкт-Петербурга) на примере управления потребительским рынком) есть дополнительные выводы.

Управление потребительским  рынком строится, соответственно, на традиционных технологиях и методах планирования, при которых приоритет отдается статистической информации о показателях  состояния рынка и его предприятий, опыту, накопленному в условиях централизованной системы управления региональной, в  том числе городской, экономикой. Недостаточно учитывающая особенности  потребительского рынка как объекта  управления такая система управления является неэффективной.

Формирование эффективного регионального (городского) потребительского рынка практически невозможно без  управления конкурентной средой, ориентированного на соответствующие правовые, социально-экономические  и организационные решения. Необходим  и новый взгляд на управление организационной  культурой, позволяющий рассматривать  в комплексе человеческий капитал, организационную и социально-экономическую  эффективность и индивидуальные потребности и интересы. В частности, необходимо:

Информация о работе Вопросы взаимодействия регионального и местного управления