Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:47, дипломная работа
Цель дипломной работы - комплексный, на основе норм и принципов конституционного и муниципального права, анализ института взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, включая анализ осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Задачи дипломного исследования, вытекающие из поставленной цели:
.Определить сущность и содержание взаимодействия государственного управления и местного самоуправления.
.Дать анализ правовых основ делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
.Исследовать организацию взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в городах федерального значения (на примере муниципальных округов - МО - г. Санкт-Петербурга).
.Охарактеризовать выявленные проблемы взаимодействия государственного управления и местного самоуправления на примере МО г. Санкт-Петербурга
.Обосновать предложения по развитию практики взаимодействия государственного управления и местного самоуправления на примере МО г. Санкт-Петербурга
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия государственного управления и местного самоуправления
.1 Сущность и содержание государственного управления и местного самоуправления
.2 Правовые основы взаимодействия региональных органов государственной власти и местного самоуправления
.3 Делегирование местному самоуправлению отдельных государственных полномочий как форма взаимодействия с региональными органами государственного управления
Глава 2. Организация взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в городах федерального значения (на примере г. Санкт-Петербурга)
.1 Характеристика государственного управления и МСУ в г. Санкт-Петербурге
.2 Взаимодействие государственного управления и МСУ в г. Санкт-Петербурге
.3 Делегирование государственных полномочий местному самоуправлению
Глава 3. Основные направления совершенствования взаимодействия государственного управления и местного самоуправления
.1 Характеристика проблем взаимодействия государственного управления и местного самоуправления
.2 Предложения по развитию практики взаимодействия государственного управления и местного самоуправления на примере г.Санкт-Петербурга
Заключение
Список использованной литературы
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями обусловлено рядом факторов:
данные органы власти входят в качестве составного элемента в общую систему публичной власти в государстве, что предполагает их тесное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти при решении вопросов местного значения.
в силу наибольшей приближенности к населению органы местного самоуправления могут осуществлять отдельные государственные полномочия с большей эффективностью, нежели государственные органы.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями:
) в области регистрации
актов гражданского состояния
(регистрация актов
) в области социальной
защиты населения (социальная
поддержка ветеранов труда,
) в области сельского
хозяйства (полномочия по
) по образованию и организации
деятельности административных
комиссий, комиссий по делам
Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями и по иным вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Федеральный закон № 131-ФЗ
устанавливает формы
за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органы государственной власти, делегировавшие полномочия органам местного самоуправления, вправе осуществлять контроль за их реализацией, проверять законность и целесообразность решений муниципальных органов власти, принимаемых для осуществления переданных полномочий. Органы государственной власти для осуществления контроля за делегированными государственными полномочиями вправе:
) производить проверки
деятельности органов местного
самоуправления и целевого
) запрашивать и получать
в срок информацию, необходимые
документы от органов и
) назначать уполномоченных
представителей
) проводить методическую
работу и координацию
Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.
Субъекты Федерации регулируют
вопросы, связанные с передачей,
финансированием отдельных
В связи с обозначенным, необходимо отметить, что передача государственных полномочий на уровень местного самоуправления является одним из способов укрепления сотрудничества органов государственной власти и местного самоуправления в их взаимодействии по осуществлению государственного и муниципального управления.
Однако, вопросы наделения
муниципальных органов власти государственными
полномочиями, несмотря на их важное место
в системе местного самоуправления,
остаются до сих пор мало изученными
и разработанными, следовательно, и
достаточно проблематичными. Как показывает
практика, целый рад проблем в
деле передачи региональными органами
власти Российской Федерации органам
местного самоуправления государственных
полномочий вызвано не только отсутствием
законодательного акта по указанным
вопросам, но и существующими
Вместе с тем, есть необходимость
в скорейшем урегулировании данных
вопросов федеральным законодателем,
посредством принятия федерального
закона о порядке и принципах
наделения органов
Как известно, Федеральный закон № 131-ФЗ установил исчерпывающий (закрытый) перечень вопросов местного значения для каждого типа муниципальных образований (ст.14, 15, 16). В ч.1 ст. 19 закона имеется четкая запись о том, что все полномочия по вопросам местного значения, не отнесенные к вопросам местного значения указанными перечнями, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наибольшие сложности при практическом разграничении полномочий согласно требованиям закона вызывают вопросы социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий населения.
Исторически помощь бедным всегда была заботой местной общины, местной власти. Иначе и быть не может, ибо только власть, близкая к населению и непосредственно работающая с ним, может дойти до конкретных проблем конкретного человека. Только местная власть может выполнить эту работу наиболее экономно и эффективно, используя потенциал общественности, структур гражданского общества. Поэтому во всем мире социальная поддержка, социальное обслуживание пожилых, инвалидов, сирот, погорельцев и т.д. находится в компетенции местной власти. Никакой другой уровень власти справиться с этой задачей не в силах.
В Федеральном законе № 131-ФЗ
к числу вопросов местного значения
муниципальных районов и
Логика законодателя вполне понятна: государство не может устраниться от решения этих вопросов, а у муниципалитетов нет средств для содержания учреждений социального обслуживания. Тем не менее, данное решение является (по изложенным выше соображениям) концептуально ошибочным. Его практическая реализация приведет к передаче соответствующих муниципальных учреждений субъектам РФ, фактическому вытеснению органов местного самоуправления и общественности из этой сферы.
Наиболее правильным было бы поступить в данной сфере так, как это сделано в сфере образования. То есть, само предоставление услуг по социальной поддержке и социальному обслуживанию должно быть отнесено к вопросам местного значения, учреждения социального обслуживания остаться в статусе муниципальных, а органы государственной власти субъектов РФ должны предоставлять местным бюджетам субвенции на эти цели в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ.
Столь же ошибочным представляется исключение из перечня вопросов местного значения вопросов содействия занятости населения, как это было в Федеральном законе 1995 г. № 154-ФЗ. В настоящее время, органы местного самоуправления, совместно с территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости, проводят большую работу по обеспечению занятости населения, квотируют на предприятиях рабочие места для подростков и инвалидов, осуществляют регистрацию коллективных договоров на предприятиях, расположенных на территории муниципального образования, участвуют в комиссиях по разрешению коллективных трудовых споров. Эта деятельность весьма полезна и эффективна и отключение от нее органов местного самоуправления представляется неправильным.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. "Об обороне" органы местного самоуправления:
обеспечивают в пределах своих территорий выполнение мероприятий по реализации Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории РФ и подготовке коммуникаций в целях обороны,
обеспечивают в целях обороны учет и мобилизационную подготовку транспортных и других технических средств.
В соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации органы местного самоуправления должны создавать мобилизационныe органы, разрабатывать мобилизационные планы, оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации и т.д.
В соответствии с Федеральным
законом от 18 апреля 1991 г. "О милиции"
за счет местного бюджета финансируется
численность милиции
В соответствии с Федеральным
законом от 12 июня 2002 г. "Об основных
гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" органы
местного самоуправления при проведении
федеральных и региональных выборов
и референдумов обязаны осуществлять
регистрацию (учет) избирателей и
участников референдума, образовывать
избирательные участки и
Однако отсутствие в законодательстве понятия "государственная обязанность" по отношению к муниципальным образованиям и возведение в принцип обязательности передачи на места финансовых и материальных средств для осуществления всех без исключения государственных полномочий порождают подчас различные коллизии. Некоторые муниципальные образования начинают требовать оплаты исполнения вышеназванных государственных дел и им аналогичных. С точки зрения содержащегося в таких государственных полномочиях четко выраженного общего интереса народа, а также с учетом организационной сложности и нерентабельности определения и обеспечения при этом соответствующих расчетов, целесообразно подобные полномочия закрепить в законодательстве в качестве государственных обязанностей. Эти обязанности должны выполняться органами местного самоуправления безвозмездно на базе использования муниципальной собственности или за счет местных финансов, тем более что органы государственной власти обеспечивают выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Становление местного самоуправления
нуждается в разработке института
осуществления им государственных
полномочий, прежде всего, в социальной
сфере - наиболее близкой и болезненной
для населения. Социальная сфера - это
то, где должно быть четкое и интенсивное
взаимодействие государственной власти
и местного самоуправления во имя
интересов населения, каждого человека.
В отсутствие четкой правовой базы
регламентирования разделения полномочий
между государственной и
Глава 2. Организация взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в городах федерального значения (на примере г. Санкт-Петербурга)
2.1 Характеристика
В муниципальных образованиях Санкт-Петербурга к 2008 году сложились три различные модели организации органов местного самоуправления:
.Глава муниципального
образования избирается
.Глава муниципального
образования избирается
.Глава муниципального
образования избирается
По инициативе представительных
органов местного самоуправления в
2008 году были внесены изменения в
уставы тех муниципальных образований,
в которых глава муниципального
образования избирался
Вследствие этого с
марта 2009 года, с момента начала полномочий
муниципальных советов
октября 2008 года был принят Закон Санкт-Петербурга №576-99 "О продлении и сокращении сроков полномочий муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга третьего созыва в целях совмещения дня голосования на выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга четвертого созыва". Таким образом, срок полномочий муниципальных советов шести муниципальных образований был сокращен, сорока пяти муниципальных советов - продлен.
Информация о работе Вопросы взаимодействия регионального и местного управления