Вопросы взаимодействия регионального и местного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:47, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - комплексный, на основе норм и принципов конституционного и муниципального права, анализ института взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, включая анализ осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Задачи дипломного исследования, вытекающие из поставленной цели:
.Определить сущность и содержание взаимодействия государственного управления и местного самоуправления.
.Дать анализ правовых основ делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
.Исследовать организацию взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в городах федерального значения (на примере муниципальных округов - МО - г. Санкт-Петербурга).
.Охарактеризовать выявленные проблемы взаимодействия государственного управления и местного самоуправления на примере МО г. Санкт-Петербурга
.Обосновать предложения по развитию практики взаимодействия государственного управления и местного самоуправления на примере МО г. Санкт-Петербурга

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия государственного управления и местного самоуправления
.1 Сущность и содержание государственного управления и местного самоуправления
.2 Правовые основы взаимодействия региональных органов государственной власти и местного самоуправления
.3 Делегирование местному самоуправлению отдельных государственных полномочий как форма взаимодействия с региональными органами государственного управления
Глава 2. Организация взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в городах федерального значения (на примере г. Санкт-Петербурга)
.1 Характеристика государственного управления и МСУ в г. Санкт-Петербурге
.2 Взаимодействие государственного управления и МСУ в г. Санкт-Петербурге
.3 Делегирование государственных полномочий местному самоуправлению
Глава 3. Основные направления совершенствования взаимодействия государственного управления и местного самоуправления
.1 Характеристика проблем взаимодействия государственного управления и местного самоуправления
.2 Предложения по развитию практики взаимодействия государственного управления и местного самоуправления на примере г.Санкт-Петербурга
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

вопросы взаимодействия ирегионального и местного уровней управления.docx

— 91.36 Кб (Скачать файл)

Местный бюджет представлен  в законе как форма образования  и расходования фонда денежных средств  муниципального образования, но что  такое форма, закон умалчивает. Речь должна идти о форме, закрепленной в  законодательном или ином нормативном  порядке, поэтому определение требует  серьезных уточнений. Схожие определения  понятия местного бюджета установлены  на региональном уровне.

Термин "местный бюджет" имеет несколько значений и должен пониматься с различных точек  зрения. Местный бюджет представляет собой и форму образования  и расходования финансовых средств  муниципального образования, и его  финансовый план, и нормативный правовой акт органов местного самоуправления.

В материальном понимании  местный бюджет является основным фондом муниципального образования, который  по отношению к другим фондам по удельному весу своих доходов, по характеру мобилизованных денежных средств является ведущим, определяющим. Этот фонд централизован на общие  нужды местного значения, т.е. именно из него финансируются все основные расходы. Понятно, что наличие бюджета  формирует финансовую базу органов  местного самоуправления в Санкт-Петербурге, способствует активизации хозяйственной  деятельности и развитию инфраструктуры муниципального образования.

Местный бюджет - это особый юридический документ, в котором  закрепляются все планируемые на очередной финансовый год денежные доходы и расходы муниципального образования. Он имеет установленную  законом структуру. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение, а также  контроль за исполнением местного бюджета осуществляются с соблюдением особой процедуры.

Таким образом, местный бюджет для многих российских муниципальных  образований есть основной финансовый план (финансово-плановый документ) муниципального образования, утверждаемый представительным органом местного самоуправления в  форме решения и представляющий собой роспись доходов, и расходов и элементов несбалансированности основного централизованного фонда  денежных средств, мобилизованного  и используемого на общие нужды  местного значения. В целях искоренения  упрощенного и неясного до конца  определения понятия бюджета  предлагается данное определение закрепить  в Бюджетном кодексе РФ. Приведенное  определение местного бюджета применимо  также и для муниципальных  образований в Санкт-Петербурге с некоторой оговоркой. Особенность  местного бюджета муниципальных  образований в Санкт-Петербурге заключается в том, что он "формально" утверждается представительным органом  местного самоуправления в форме  решения, а по сути, регулируется законом  субъекта Федерации Санкт-Петербурга. Закон Санкт-Петербурга играет сдерживающую роль в возможности муниципальных  образований самостоятельно управлять  собственным бюджетом и соответственно осуществлять по отношению к нему правотворческие полномочия. Тем  самым очередной раз подчеркивается слабость принципа финансовой самостоятельности  местного самоуправления.

Принцип сохранения единства бюджетной системы города на законодательном  уровне отражается в Налоговом кодексе  РФ, определяющем, что местные налоги и сборы в городах федерального значения устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов  Федерации. Закреплено также, что при  установлении местных налогов представительными  органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти Санкт-Петербурга) определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки  уплаты налогов. Иные элементы налогообложения  по местным налогам и налогоплательщики  определяются Налоговым кодексом РФ.

Вместе с тем предусматривается, что представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной  власти Санкт-Петербурга), законодательством  о налогах и сборах могут устанавливаться  налоговые льготы, основания и  порядок их применения.

Содержащиеся в федеральном  законодательстве о местном самоуправлении, бюджетном законодательстве особенности  организации местного самоуправления в городах федерального значения, по сути, провозглашают принцип приоритета прав субъектов РФ над правами  муниципальных образований внутригородских  территорий городов федерального значения. Порядок функционирования муниципальных образований в городах федерального значения, формирование их финансовой базы, организация их бюджетных отношений с другими участниками бюджетного процесса исключены из общего режима, установленного Бюджетным кодексом РФ, поскольку все наиболее важные финансовые вопросы таких муниципальных образований регламентируются законами Санкт-Петербурга, которыми установлены иные, отличные от общего режима, правовые механизмы регулирования бюджетных отношений муниципальных образований внутригородских территорий. Такие правовые условия приводят к тому, что в своей практической деятельности органы государственной власти в Санкт-Петербурге представляют муниципальные образования как объекты прямого управленческого воздействия. Особенно это характерно для отношений в области собственности и финансов.

Определив финансовую базу делегирования  государственных полномочий, рассмотрим теперь собственно реализацию делегирования  на примере управления потребительским  рынком (сфера, относящаяся к компетенции  субъекта Федерации).

В отношении потребительского рынка "Город Колпино", "Посёлок  Лисий Нос" и "Округ Морской" можно выделить следующие основные цели и задачи по делегированию государственных  полномочий "Город Колпино", "Посёлок  Лисий Нос" и "Округ Морской" в вопросах управления развитием  потребительского рынка, направленные на урегулирование выявленных проблем  и обеспечивающие его дальнейшее развитие:

повышение уровня конкуренции  в розничном сегменте и недопущение  фактов проявления несовершенной конкуренции, в т.ч. создание равных конкурентных возможностей для развития крупных, средних и малых предприятий;

устранение административных барьеров в области выделения  земельных участков под торговые объекты;

повышение информационной открытости систем регистрации и налоговой  отчетности;

улучшение качества производимых и реализуемых продовольственных  товаров, в т.ч. противодействие распространению некачественной и фальсифицированной продукции;

повышение степени защищенности населения как потребителей;

повышение культуры и качества обслуживания;

повышение квалификации работников розничной торговли;

развитие торговой инфраструктуры, в т.ч. оптимизация расположения предприятий розничной торговли, введение в эксплуатацию организаций торговли современных форматов, преобразование рынков в современные торговые комплексы, упорядочение размещения мелкорозничной торговой сети, совершенствование механизмов координации в развитии и размещении объектов розничной торговли, в том числе сетевых структур;

устранение диспропорций в развитии потребительского рынка  между городами и районами региона.

Существуют следующие  инструменты по урегулированию проблем  потребительского рынка "Город Колпино", "Посёлок Лисий Нос" и "Округ  Морской", в частности рынка  продовольственных товаров, обеспечивающие его дальнейшее развитие, представляющие комплекс нерегулятивных мер и инструментов административного и экономического характера воздействия:

.Создание условий для  развития и поддержания равной, добросовестной конкуренции:

·контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

·упрощение и повышение  прозрачности процедуры лицензирования и сертификации товаров и услуг;

·упрощение порядка предоставления земельных участков в т.ч. четкое установление сроков рассмотрения, согласования и причин отказа в согласовании;

·повышение информационной открытости процедур предоставления земельных  участков, аренды муниципальной собственности;

·организация конкурсов  по отведению земельных участков для строительства объектов торговли;

·предоставление льготных кредитов малому бизнесу за счет государственных  и муниципальных средств;

·сокращение количества несанкционированных  проверок малого бизнеса.

.Повышение качества продовольственных  товаров:

·усиление контроля за соблюдением требований законодательства в части качества товаров и требований к производству и требований к хранению продуктов питания в оптовой и розничной торговле;

·введение практики публичного освещения деятельности организаций, не соблюдающих и нарушающих требования по качеству продукции через региональные местные средства массовой информации;

·создание телефонной службы защиты прав потребителей и консультирования, направленной на повышение информированности  потребителя;

·создание условий для  формирования ассоциаций субъектами хозяйствования потребительского рынка для саморегулирования  рынка;

·информирование населения  о правах потребителя и практических ситуациях в области защиты прав потребителя через региональные и местные средства массовой информации;

·создание совместно с  представителями бизнеса и профсоюзов некоммерческих организаций по защите прав потребителей, в т.ч. представляющих интересы потребителей в суде.

. Информационная поддержка  малого и среднего бизнеса  на территориях "Город Колпино", "Посёлок Лисий Нос" и  "Округ Морской":

·развитие центров юридической  и правовой консультации бизнеса;

·создание и развитие системы  дистанционного информационного консультирования малого бизнеса, в т.ч. по телефону и через Интернет;

·развитие регионального  и муниципального информационного  Интернет-ресурса по вопросам регистрации, налогообложения и отчетности;

·развитие пунктов коллективного  доступа к системе информационного  обеспечения малого предпринимательства;

·создание методических и  информационных материалов муниципального и местного уровней с освещением вопросов регистрации, лицензирования, сертификации и налоговой отчетности;

.Повышение уровня подготовки  кадров и квалификации персонала  в сфере потребительского рынка  "Город Колпино", "Посёлок  Лисий Нос" и "Округ Морской", развитие социального партнерства  между торгующими организациями  и учебными заведениями:

·организация более глубокого  и комплексного взаимодействия учебных  заведений с предприятиями сферы  торговли;

·повышение уровня и качества образования в учебных заведениях;

·организация и развитием  совместно с представителями  бизнеса системы повышения квалификации на базе государственных образовательных  учреждений (курсы, семинары, тренинги) развитие деятельности центров повышения  квалификации;

.Создание и развитие  сбалансированной торговой инфраструктуры  потребительского рынка в округах  "Город Колпино", "Посёлок  Лисий Нос" и "Округ Морской":

·формирование политики на уровне Управлений архитектуры и градостроительства муниципальных образований по развитию инфраструктуры в части расположения продовольственных магазинов, павильонов, торговых центров;

·применение льготных условий  по аренде муниципального имущества  в "непривлекательных " местах для  организации предприятий торговли продовольственными товарами;

·предоставление налоговых  льгот, в частности по отсрочке налоговых  платежей для субъектов малого бизнеса, занимающихся розничной торговлей  продовольственными товарами в "непривлекательных" местах (районах с низким уровнем  обеспечения торговыми площадями);

·применение практики налогового дифференцирования в пределах районов  муниципальных образований для  локального развития торговли в районах  и муниципальных образованиях, в  т.ч. уменьшение в данных районах ставок единого налога на вмененный доход (по аналогии создания свободных экономических зон);

·повышение степени ответственности  за несоблюдение требований законодательства производственными и торгующими организациями, в т.ч. требований управления архитектуры муниципальных образований к объектам розничной торговли, ТУ Роспотребнадзора, противопожарных норм.

Повышение эффективности  процесса делегирования государственных  полномочий "Город Колпино", "Посёлок  Лисий Нос" и "Округ Морской", основанного на применении проблемно-целевого метода и направленное на отлаженное функционирование и развитие потребительского рынка, требует закрепления принципа минимизации государственного вмешательства  в процесс функционирования рынка  на законодательном уровне с одной  стороны и решение проблемы нормативно-правового  обеспечения отрасли, с другой стороны.

Анализ взаимодействия государственной  власти и местного самоуправления на примере "Город Колпино", "Посёлок  Лисий Нос" и "Округ Морской" показывает, что в Санкт-Петербурге имеет место укрепление вертикальной формы взаимодействия, так называемое "встраивание местного самоуправления во властную вертикаль" Но построение этого взаимодействия с использованием административного подчинения неизбежно  влечет нарушения Конституции Российской Федерации и международных принципов, закрепленных в Европейской хартии местного самоуправления. Кроме того, он вызывает проблемы, характерные для МО, которые подробно рассматриваются ниже.

Таким образом, взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления должно строиться в форме, максимально  приближенной к равноправному диалогу, т.е. в "горизонтальной" форме.

государственный власть самоуправление муниципалитет

Глава 3. Основные направления  совершенствования взаимодействия государственного управления и местного самоуправления

Информация о работе Вопросы взаимодействия регионального и местного управления