Вопросы взаимодействия регионального и местного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:47, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - комплексный, на основе норм и принципов конституционного и муниципального права, анализ института взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, включая анализ осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Задачи дипломного исследования, вытекающие из поставленной цели:
.Определить сущность и содержание взаимодействия государственного управления и местного самоуправления.
.Дать анализ правовых основ делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
.Исследовать организацию взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в городах федерального значения (на примере муниципальных округов - МО - г. Санкт-Петербурга).
.Охарактеризовать выявленные проблемы взаимодействия государственного управления и местного самоуправления на примере МО г. Санкт-Петербурга
.Обосновать предложения по развитию практики взаимодействия государственного управления и местного самоуправления на примере МО г. Санкт-Петербурга

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия государственного управления и местного самоуправления
.1 Сущность и содержание государственного управления и местного самоуправления
.2 Правовые основы взаимодействия региональных органов государственной власти и местного самоуправления
.3 Делегирование местному самоуправлению отдельных государственных полномочий как форма взаимодействия с региональными органами государственного управления
Глава 2. Организация взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в городах федерального значения (на примере г. Санкт-Петербурга)
.1 Характеристика государственного управления и МСУ в г. Санкт-Петербурге
.2 Взаимодействие государственного управления и МСУ в г. Санкт-Петербурге
.3 Делегирование государственных полномочий местному самоуправлению
Глава 3. Основные направления совершенствования взаимодействия государственного управления и местного самоуправления
.1 Характеристика проблем взаимодействия государственного управления и местного самоуправления
.2 Предложения по развитию практики взаимодействия государственного управления и местного самоуправления на примере г.Санкт-Петербурга
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

вопросы взаимодействия ирегионального и местного уровней управления.docx

— 91.36 Кб (Скачать файл)

Проект местного бюджета  внутригородского муниципального образования  Санкт-Петербурга составляется местной  администрацией на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового  обеспечения расходных обязательств в порядке, установленном местной  администрацией муниципального образования, и принимаемыми муниципальными правовыми  актами представительного органа муниципального образования. Проекты местных бюджетов составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной  финансовый год и плановый период) в соответствии муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, за исключением  решения о бюджете.

Согласно ч.2 п.3 ст.6 Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ" источники  доходов местных бюджетов в Санкт-Петербурге определяются на каждый очередной финансовый год в рамках соответствующего закона о бюджете Санкт-Петербурга.

Доходная часть местных  бюджетов формируется из собственных  доходов муниципальных образований, средств, поступающих от налогов (налога, взимаемого в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности, налога на имущество физических лиц), а также безвозмездных поступлений  из бюджета Санкт-Петербурга (средств, направляемых в рамках выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных  образований; субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий и субсидий на финансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения).

Построение системы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, в отличие от территорий других субъектов  Российской Федерации, осуществляется в соответствии с поправками к  Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ", суть которых состоит в том, чтобы  охранить единство городского хозяйства  мегаполиса и поэтапно, в рамках законодательных актов Санкт-Петербурга, устанавливать компетенции органов  местного самоуправления, источники доходов местных бюджетов, состав муниципального имущества.

Перечень вопросов местного значения установлен Законом Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 г. "Об организации  местного самоуправлении в Санкт-Петербурге". Данный перечень состоит из 43 вопросов местного значения для муниципальных  образований муниципальных округов, 46 вопросов для муниципальных образований  поселков, 48 вопросов для муниципальных  образований городов.

Город Федерального значения Санкт-Петербург подразделяется на 111 внутригородских муниципальных  образований, в том числе 9 городов (бывшие города-спутники), 21 посёлок (в  большинстве ранее имевшие статус посёлков городского типа) и 81 собственно внутригородской округ (они идут по списку в соответствии с алфавитным порядком 18 районов - от Адмиралтейского  до Центрального, нумерация нарушена один раз, и последний округ имеет  номер 82; большинство из них получили свои наименования, некоторые остаются просто "номерными").

В качестве собственно объектов исследования выбираем по одному внутригородскому муниципальному образованию каждого  вида: город Колпино, посёлок Лисий  Нос и округ Морской (один из спальных районов города, ранее муниципальный  округ № 10 в составе Василеостровского  района).

 

2.2 Взаимодействие государственного  управления и МСУ в г. Санкт-Петербурге

 

Перечень полномочий органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга постоянно расширяется. Так, в соответствии с принятыми изменениями в Закон Санкт-Петербурга "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", муниципальные образования Санкт-Петербурга получили ряд новых полномочий.

В частности, им было предоставлено  право участвовать в организации и финансировании общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также для временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в формах, установленных Правительством Санкт-Петербурга. Органы местного самоуправления Санкт-Петербурга получили право организовывать уборку и санитарную очистку территорий общего пользования, согласовывать адресный перечень территорий для выгула собак.

Кроме того, органы местного самоуправления были наделены правом осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий. В качестве дополнительных контрольных полномочий муниципальные образования получили возможность согласовывать закрытие ордеров на производство земельных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством внутридворовых территорий.

Кроме того, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных  образований Санкт-Петербурга исполняют  переданные им законами Санкт-Петербурга отдельные государственные полномочия Санкт-Петербурга.

Одним из важных вопросов в  деятельности органов местного самоуправления Санкт-Петербурга является исполнение отдельных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства.

Также 16 января 2008 года был  принят Закон Санкт-Петербурга №3-6 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных  образований Санкт-Петербурга отдельным  государственным полномочием Санкт-Петербурга по определению должностных лиц  местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и составлению  протоколов об административных правонарушениях". Указанное отдельное государственное  полномочие Санкт-Петербурга передано органам местного самоуправления внутригородских  муниципальных образований Санкт-Петербурга с 1 января 2009 года.

С учетом положительного опыта  реализации органами местного самоуправления внутригородских муниципальных  образований Санкт-Петербурга переданных им законами Санкт-Петербурга отдельных  государственных полномочий в сфере  опеки и попечительства, а также  в сфере составления протоколов об административных правонарушениях, в 2010 году была продолжена практика передачи органам местного самоуправления отдельных  государственных полномочий Санкт-Петербурга.

В частности, с 1 января 2011 года органы местного самоуправления всех трёх районов, на территориях которых  расположены анализируемые муниципальные  округа - Колпинского, Приморского, Василеостровского (а также других - Кронштадтского, Курортного, Петроградского, Петродворцового, Пушкинского) районов Санкт-Петербурга стали исполнять отдельное государственное полномочие Санкт-Петербурга по уборке и санитарной очистке территорий в соответствии с утверждаемыми администрациями районов Санкт-Петербурга адресными программами, за исключением территорий, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами, либо отнесено к полномочиям иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Увеличение количества вопросов местного значения, которые решают органы местного самоуправления города, свидетельствует об укреплении и  усилении местной власти Санкт-Петербурга как основы поддержания благополучия каждого горожанина и развития гражданского общества.

За время существования  местного самоуправления в Санкт-Петербурге была сформирована эффективная система  взаимодействия представителей органов  государственной власти и органов  местного самоуправления.

На общегородском уровне организацию взаимодействия и координации  политики в сфере местного самоуправления в рамках исполнительной власти Санкт-Петербурга осуществляет Комитет по работе с  исполнительными органами государственной  власти и взаимодействию с органами местного самоуправления Администрации  Губернатора Санкт-Петербурга. В  структуре законодательной ветви  власти подобную роль выполняет Постоянная комиссия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству.

В каждом административном районе Санкт-Петербурга действуют коллегии администраций районов Санкт-Петербурга. Коллегии является постоянно действующим  совещательным органом, созданным  для коллективного рассмотрения и выработки решений по важным вопросам социального и экономического развития района. В состав каждой из коллегий входят руководители органов  местного самоуправления всех муниципальных  образований, расположенных в границах соответствующего района Санкт-Петербурга.

Сотрудничество органов  государственной власти и органов  местного самоуправления происходит также  в ходе участия руководителей органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в деятельности совместных с органами государственной власти рабочих групп, комиссий и т.д.

Председатель Совета муниципальных  образований Санкт-Петербурга является постоянным участником заседаний Правительства  Санкт-Петербурга, руководители органов  местного самоуправления входят в состав совещательных, консультативных, координационных  органов в рамках структур государственной  власти (Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, Межведомственная комиссия по отбору муниципальных образований для  представления субсидий из бюджета  Санкт-Петербурга, Рабочая группа по вопросам формирования местных бюджетов при составлении бюджета Санкт-Петербурга, Рабочая группа по передаче отдельных  государственных полномочий муниципальным образованиям Санкт-Петербурга, Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада РФ, Рабочая группа Совета при полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе по вопросам государственного строительства и местного самоуправления, Общественный совет по развитию предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, Городской штаб благоустройства и др.).

В целях совершенствования  организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге, а также повышения  эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных  образований Санкт-Петербурга 31 мая 2010 был учрежден Совет при Губернаторе  Санкт-Петербурга по развитию местного самоуправления. В Совет вошли  главы внутригородских муниципальных  образований Санкт-Петербурга, руководители отраслевых комитетов Правительства  Санкт-Петербурга, эксперты по вопросам местного самоуправления.

Рассмотрим взаимодействие государственной власти и местного самоуправления в трёх названных  районах - Василеостровском, Приморском и Колпинском. Оценка деятельности администрации района зависит, в том числе, и от итогов работы органов местного самоуправления. Показатели развития района рассчитываются с учетом муниципальной составляющей. В связи с этим главы муниципальных образований, депутаты муниципальных советов и муниципальные служащие принимают активное участие в работе коллегиальных органов, профильных комиссий администрации, а также целевых рейдах и объездах территории района. Участие представителей органов местного самоуправления (ОМСУ) в заседаниях районных комиссий, практически, по всем направлениям деятельности районной администрации, позволяет участвовать в принятии решений, направленных на улучшение качества жизни жителей района.

Кроме того система взаимодействия администрации района и органов  местного самоуправления (ОМСУ) включает:

реализацию программы  поддержки местного самоуправления в Санкт-Петербурге и развития муниципальной  службы в Санкт-Петербурге на 2009-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства  Санкт-Петербурга от 16.09.2008 № 1180;

планирование и проведение совместных с ОМСУ праздничных и  иных мероприятий;

реализацию переданных ОМСУ отдельных государственных полномочий.

В Василеостровском районе одним  из примеров тесного сотрудничества с органами местного самоуправления является комплексное благоустройство  жилых кварталов. Программы благоустройства  внутридворовых территорий муниципальных образований не просто согласовываются с районной программой благоустройства, а во многих случаях дополняют её, что дает возможность за счет совместных усилий местных и государственных районных органов власти качественно и комплексно благоустраивать целые кварталы.

Одним из важных общественных событий прошлого года стало проведение в районе Всероссийской переписи населения. Данные переписи населения  уникальны, их невозможно получить при  текущем учете или использовании  административных источников. Информация о численности и составе населения  необходима для формирования бюджета, расчетов параметров социально-экономического развития. В целях информирования населения администрацией района были выпущены специальные номера районной газеты с указанием адресов переписных участков. Эти газеты были распространены в каждый почтовый ящик жителей Василеостровского  района. Большое содействие в подготовке и проведении Всероссийской переписи населения оказали ОМСУ. Муниципальные  образования МО №7 и округа Морской  безвозмездно выделили свои помещения  и средства связи для работы переписных участков. Первые результаты Переписи будут объявлены только в апреле. Но уже сейчас можно говорить о  скоординированной работе всех районных служб, задействованных в ее подготовке и проведении.

По сравнению с 2009 годом  изменен подход к реализации в  Василеостровском районе программы  поддержки местного самоуправления и развития муниципальной службы: если раньше усилия администрации были направлены только на информационное взаимодействие, то в 2010 году большая  часть средств Программы была направлена на совершенствование кадрового обеспечения органов местного самоуправления муниципальных образований. Проведено 5 обучающих мероприятий, в том числе 2 выездных. В конце года была издана традиционная брошюра "Рядом с Вами" о деятельности ОМСУ Василеостровского района в 2010 году.

Информация о работе Вопросы взаимодействия регионального и местного управления