Выбор оптимального режима налогообложения на примере малого предприятия ООО «Мебельный стиль»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 08:43, дипломная работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена налоговая система, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития

Содержание работы

1. Теоретические аспекты налогообложения
1.1 Экономическая сущность и значение налогов
1.2 Права и обязанности налогоплательщиков
1.3 Виды налогового контроля
2. Методология порядка налогообложения при разных налоговых режимах
2.1 Общий режим налогообложения
2.2 Специальные налоговые режимы
3. Анализ применения различных систем налогообложения в ООО «Мебельный стиль»
3.1 Общая характеристика деятельности ООО «Мебельный стиль»
3.2 Порядок налогообложения при разных налоговых режимах
3.3 Обоснование оптимального режима налогообложения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 687.00 Кб (Скачать файл)

 

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика:

 

-  налоги, взимаемые с физических  лиц (например, налог на наследование  или дарение);

 

-  налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

 

-  смежные налоги, которые уплачивают  как физические, так и юридические  лица (например, земельный налог).(см  Приложение 1)

 

Роль налогообложения заключается  в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, то есть централизованных финансовых ресурсов. По выражению политического деятеля США Б. Франклина, «платить налоги и умереть должен каждый».

 

Налоги и займы – два определяющих источника существования любой страны. От их соотношения в значительной степени зависит ее платежеспособность и общее положение в мировом сообществе. При недостаточности налоговых доходов прибегают к прямым кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг среди населения страны (внутренние заимствования) и выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов (внешние заимствования).

 

В последние годы доходы государственного бюджета РФ складывались следующим  образом: внешние заимствования  – 5,3%; внутренние заимствования – 21,2%; неналоговые доходы – 5,7%; налоговые поступления – 67,8%.

 

Следовательно, налоги – важнейшая  форма аккумуляции денежных средств  бюджетом. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой  системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

 

В различных странах основную часть  доходов бюджета составляют именно налоги. Так, во Франции налоги формируют 95% бюджета, в США – 90%, в Германии – 80%, в Японии – 75%.

 

Состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Связь налогов и бюджета имеет двусторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть. Главный недостаток бюджетного балансирования – обособленное формирование доходной и расходной частей бюджета без необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения) отдельных расходов и возможностей обеспечения под них соответствующего объема доходов.

 

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета  проявляется через следующие  показатели удельных весов:

 

налоговых поступлений в общей  сумме доходов бюджета;

 

отдельной группы налогов (например, прямых и косвенных налогов) в общей сумме доходов бюджета;

 

конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей  сумме доходов бюджета;

 

отдельной группы налогов в общей  сумме налоговых поступлений;

 

конкретного налога в общей сумме  налоговых поступлений.

 

Поддержание баланса доходов и  расходов государства неразрывно связано  с проводимой в стране налоговой  политикой, а в рамках ее – рациональным соотношением различных функций  налогов.[3]

 

Отношения в бюджетно-налоговой  сфере являются одним из ключевых элементов финансовой системы современной России. Без полноценного решения проблемы сбора налогов и пополнения государственного бюджета переход на траекторию быстрого экономического роста практически неосуществим.

 

Для примера объема налоговых сборов приведем статистические данные[4]

 

ФНС России опубликовала статистику поступлений доходов в федеральный  бюджет РФ за январь-ноябрь 2008 года. Всего  в 2008 году налоговые поступления  в бюджет составили 4 078,7 млрд. рублей, что на 8,8% больше, чем в 2007 году.

 

Основная масса этой суммы состоит  из поступлений НДПИ (39%), НДС (24%) и  налога на прибыль (19%).

 

Налог на прибыль организаций в 2008 году был собран в сумме 761,1 млрд. рублей, что на 18,7% больше, чем в 2007 году.

 

ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, собран в сумме 506,8 млрд. рублей - на 25,1% выше по сравнению с 2007 годом.

 

Поступления НДС в отношении  продукции, реализуемой на территории РФ, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились  на 28,2%. В отношении товаров, ввозимых на территорию РФ из Республики Беларусь, НДС, поступил в сумме 40,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2007 году.

 

Поступления по сводной группе акцизов  составили 125,2 млрд. рублей и выросли  относительно 2007 года на 15,1%.

 

Поступления НДПИ составили 1 604,7 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти - 1 493,0 млрд. рублей, газа горючего природного - 90,5 млрд. рублей; газового конденсата из всех видов месторождений - 8,4 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом  поступления НДПИ выросли на 42,9%.

 

Страховых взносов в ПФР поступило 1 251,4 млрд. рублей - на 23,3% больше, чем  в 2007 году.

 

Взносов в ФСС поступило 74,0 млрд. рублей, что на 15,5% больше, чем в 2007 году. Это сумма поступлений без  учета суммы расходов, произведенных  налогоплательщиками на цели государственного социального страхования: пособия по нетрудоспособности, по беременности и родам и др.

 

В ФОМС поступило 89,3 млрд. рублей, что  на 24,4% больше, чем в 2007 году. Территориальные  органы ФОМС приняли 162,4 млрд. рублей - на 22,6% больше, чем в 2007 году.

 

Для сравнения приведем статистические данные пополнения федерального бюджета  за счет налогов за 2003-2005 годы.

 

В 1 квартале 2005 года показатели исполнения федерального бюджета по доходам  существенно превысили результаты аналогичного периода 2004 года. Значительные поступления дополнительных доходов по итогам налоговых проверок НК "ЮКОС", а также поступления средств от продажи в декабре НК "Юганскнефтегаз", в январе и марте привели к превышению доходов над бюджетными назначениями и способствовали тому, что финансирование бюджетных расходов проводилось опережающими темпами. Тем не менее, опережающее финансирование расходов не привело к увеличению кассовых расходов в январе-феврале. Расходы осуществлялись получателями бюджетных средств по месяцам приблизительно равномерно и по итогам 1 квартала оказались значительно ниже объемов финансирования, а в процентах ВВП практически совпали с расходами в январе-марте 2004 года.

 

Доходы федерального бюджета в  январе-марте 2005 года составили, по предварительным данным, 28,3% ВВП. Без учета доли ЕСН, зачисляемой в федеральный бюджет, в бюджет поступили доходы в объеме 26,9% ВВП, что на 10,1% ВВП больше, чем за тот же период прошлого года. В помесячной динамике объемы доходов также оказались значительно выше, чем в прошлом году. Превышение было обеспечено за счет значительного увеличения налоговых доходов (в 1 квартале на 5,3% ВВП), таможенных платежей (на 2,8% ВВП), поступлению дополнительных безвозмездных перечислений из бюджетов Тюменской области и Ханты-Мансийского АО (1,9% ВВП) а также снижения по сравнению с январем-мартом прошлого года поступлений в федеральный бюджет ЕСН на 1,3% ВВП.

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.Поступление доходов федерального бюджета

 

В январе-феврале доходы составили 27,7% ВВП, а без учета ЕСН – 26,3% ВВП, что на 9,5% ВВП больше, чем за тот же период прошлого года. Согласно проведенному анализу, основным фактором увеличения налоговых доходов федерального бюджета в январе-феврале по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года стало поступление в бюджет дополнительных налогов и сборов, начисленных по результатам налоговых проверок НК "ЮКОС", включая средства, средств, полученных от продажи НК "Юганскнефтегаз". Влияние этого фактора на налоговые доходы оценивается в 3,6% ВВП. Вторым по значимости фактором стал рост мировых цен на нефть: средняя цена в январе-феврале составила 40,6 долл. США/баррель против 28,4 долл. США в прошлом. Этот фактор дал прирост доходов федерального бюджета в первые два месяца года еще на 2,1% ВВП. Третий по значимости фактор – это увеличение с 2005 года ставки НДПИ и изменение с августа 2004 года порядка определения экспортных пошлин на нефть. Влияние этого фактора на рост доходов составило 1,2% ВВП. Изменение порядка распределения налогов между бюджетами различных уровней способствовало росту налоговых поступлений в федеральный бюджет на 0,5% ВВП, из которых 0,2% дало увеличение федеральной ставки налога на прибыль с 5% до 6,5% и 0,3% – увеличение доли НДПИ на нефть, зачисляемой в федеральный бюджет, до 95%.

 

Объем накопленной за два месяца задолженности по текущим обязательствам по НДС и налогу на прибыль (без  учета накопления и погашения  задолженности НК "ЮКОС") оказался меньше, чем в январе-феврале 2004 года, что вылилось в увеличение поступлений по этим налогам на 0,3% ВВП.

 

Отмена с 2004 года акциза на газ и  одновременное увеличение ставки экспортной пошлины на газ с 5% до 30% снизили  поступления в бюджет на 1,0% ВВП. Высокое  отрицательное значение было обусловлено, в частности, тем, что в 2005 году практически полностью прекратилось поступление акцизов, начисленных по операциям предыдущих лет (в январе-феврале объем доходов составил 0,05% ВВП против 1,2% в аналогичном периоде 2004 года), в то время как экспортные пошлины по сравнению с 2004 годом увеличились незначительно (с 1,3% до 1,5% ВВП). Прочие факторы привели к падению поступлений на 0,3% ВВП.

 

Следует отметить, что данные об изменении  задолженности по налогам и сборам НК "ЮКОС", которые содержатся в налоговой статистике, и информация из открытых источников, включая информацию Минфина, различаются. Так, по информации Федерального казначейства поступление в начале 2005 года в бюджеты всех уровней дополнительно начисленных налогов и сборов составило 270,9 млрд. рублей. Одновременно, общий объем накопленной задолженности в бюджеты всех уровней в январе-феврале сократился на 151,1 млрд. рублей. Погашение задолженности НК "ЮКОС" оценивается на основе данных налоговой статистики. В аналитических целях предполагается, что вся задолженность по Ханты-Мансийскому АО относится к задолженности этой компании. Соответственно, изменение текущей задолженности, за исключением задолженности НК "ЮКОС", определяется как ее изменение во всех остальных субъектах РФ.

 

 

 

Рис.2. Налоговые поступления в  федеральный бюджет

 

 

 

 

 

 

Рис.3.Поступления налога на прибыль  в федеральный бюджет

 

Таможенные доходы в 1 квартале увеличились  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,8% ВВП до 9,2% ВВП. Наибольший вклад внес рост экспортных пошлин, в первую очередь – на нефть. Основным значимым фактором, как уже было отмечено, стал рост мировых цен на нефть и, следовательно, увеличение базовых цен для исчисления пошлин. Другой причиной является пересмотр с августа 2004 года порядка определения экспортных пошлин на нефть. В частности, при цене на нефть выше 25 долл. США/баррель пошлина была увеличена с 40% до 65% прироста расчетной цены над этим уровнем. В результате действия перечисленных факторов (рост базы налогообложения и рост ставок пошлин) в начале текущего года значение пошлин оказалось существенно выше, чем в начале прошлого года (в частности, в январе 2005 ставка составила 101 долл. США, а в феврале-марте – 83 долл. США за тонну против, соответственно, 31 долл. и 34 долл. в январе и феврале-марте 2004 года).

 

 

 

 

 

 

Рис.4. Таможенные доходы

 

В первые три месяца в федеральный  бюджет поступил ЕСН в объеме 60,5 млрд. рублей. Снижение с 2005 года максимальной ставки ЕСН с 35,6% до 26% и ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 14% до 6%, то есть более чем в два раза, привело к падению доходов до 1,4% ВВП с 2,7% ВВП в 1 квартале 2004 года. С учетом того, что в начале года совершаются доплаты налога, начисленного в прошлые периоды, в дальнейшем возможно увеличение разрыва поступлений в текущем году по сравнению с 2004 годом. Тем не менее, при оценке масштабов падения следует учитывать, что не весь фонд оплаты труда облагается по максимальной ставке. ЕСН имеет регрессионную шкалу, и ставки налогообложения более высоких доходов сократились менее значительно. Кроме того, в среднесрочной перспективе можно ожидать положительное влияние экономических факторов, в частности, опережающего роста заработных плат и сокращения "серых" схем оплаты труда.

 

Далее рассмотрим статистические данные налоговых поступлений по Томской области за январь-сентябрь 2008 года[5].

 

Управление ФНС России по Томской  области сообщает, что за 9 месяцев 2008 года на территории Томской области  в бюджетную систему и государственные  внебюджетные фонды поступило налогов  и сборов 69106,6 млн.руб., в т.ч. поступило налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации 60552,9 млн.руб., из которых в доход федерального бюджета перечислено 42577,1 млн.руб., в консолидированный бюджет Томской области 17975,8 млн.руб. в т.ч. в доходы местных бюджетов 4032,0 млн.руб.).

 

В государственные внебюджетные фонды  за рассматриваемый период 2008 года поступило 8553,7 млн. рублей, в том  числе в государственные внебюджетные фонды за счет единого социального  налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступлений в погашение задолженности прошлых лет по страховым взносам, пеням, штрафам в государственные внебюджетные фонды, перечислено 8406,2 млн.руб., а также отчислений от налогов со специальным налоговым режимом 147,5 млн.руб.

 

По сравнению с соответствующим периодом 2007 года общий объем поступлений вырос на 41,6% преимущественно за счет увеличения поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых на 82,8% или на 13357,9 млн.руб. до 29499,1 млн.руб. за 9 месяцев 2008 года. По доходам консолидированного бюджета РФ темп роста к данным за 9 месяцев 2007 года составил 144,4%, по доходам федерального бюджета – 156,1%, по поступлениям в консолидированный бюджет Томской области – 122,6%, по платежам в государственные внебюджетные фонды – 124,8%.

 

Без учета поступлений по организациям, переданным на налоговый учет в межрегиональные  инспекции, во все уровни бюджетов нарастающим  итогом с начала года по состоянию  на 01.10.08г. перечислено 38191,7 млн.руб.( темп роста к данным за 9 месяцев 2007 года 133,4%, сумма прироста составила 9572,0 млн.руб.), в т.ч. в доход федерального бюджета – 14221,0 млн.руб. ( увеличение по отношению к показателю за январь – сентябрь 2007г. на 51,5%), в консолидированный бюджет Томской области 15685,5 млн.руб. ( темп роста 123,9%), из которого доходы местных бюджетов составили 4038,9 млн.руб. ( темп роста 127,7%). Платежи в государственные внебюджетные фонды за рассматриваемый период составили 8285,2 млн.руб. ( темп роста 125,9%), из них за счет налогов со специальным налоговым режимом 147,5 млн.руб. ( темп роста 133,7%).

Информация о работе Выбор оптимального режима налогообложения на примере малого предприятия ООО «Мебельный стиль»