Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 08:43, дипломная работа
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена налоговая система, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития
1. Теоретические аспекты налогообложения
1.1 Экономическая сущность и значение налогов
1.2 Права и обязанности налогоплательщиков
1.3 Виды налогового контроля
2. Методология порядка налогообложения при разных налоговых режимах
2.1 Общий режим налогообложения
2.2 Специальные налоговые режимы
3. Анализ применения различных систем налогообложения в ООО «Мебельный стиль»
3.1 Общая характеристика деятельности ООО «Мебельный стиль»
3.2 Порядок налогообложения при разных налоговых режимах
3.3 Обоснование оптимального режима налогообложения
Заключение
Список литературы
4. В зависимости от субъекта-
- налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на наследование или дарение);
- налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
- смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).(см Приложение 1)
Роль налогообложения
Налоги и займы – два
В последние годы доходы государственного бюджета РФ складывались следующим образом: внешние заимствования – 5,3%; внутренние заимствования – 21,2%; неналоговые доходы – 5,7%; налоговые поступления – 67,8%.
Следовательно, налоги – важнейшая форма аккумуляции денежных средств бюджетом. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.
В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. Так, во Франции налоги формируют 95% бюджета, в США – 90%, в Германии – 80%, в Японии – 75%.
Состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Связь налогов и бюджета имеет двусторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть. Главный недостаток бюджетного балансирования – обособленное формирование доходной и расходной частей бюджета без необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения) отдельных расходов и возможностей обеспечения под них соответствующего объема доходов.
Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета проявляется через следующие показатели удельных весов:
налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
отдельной группы налогов (например, прямых и косвенных налогов) в общей сумме доходов бюджета;
конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;
отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.
Поддержание баланса доходов и расходов государства неразрывно связано с проводимой в стране налоговой политикой, а в рамках ее – рациональным соотношением различных функций налогов.[3]
Отношения в бюджетно-налоговой сфере являются одним из ключевых элементов финансовой системы современной России. Без полноценного решения проблемы сбора налогов и пополнения государственного бюджета переход на траекторию быстрого экономического роста практически неосуществим.
Для примера объема налоговых сборов приведем статистические данные[4]
ФНС России опубликовала статистику
поступлений доходов в
Основная масса этой суммы состоит из поступлений НДПИ (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%).
Налог на прибыль организаций в 2008 году был собран в сумме 761,1 млрд. рублей, что на 18,7% больше, чем в 2007 году.
ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, собран в сумме 506,8 млрд. рублей - на 25,1% выше по сравнению с 2007 годом.
Поступления НДС в отношении продукции, реализуемой на территории РФ, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. В отношении товаров, ввозимых на территорию РФ из Республики Беларусь, НДС, поступил в сумме 40,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2007 году.
Поступления по сводной группе акцизов составили 125,2 млрд. рублей и выросли относительно 2007 года на 15,1%.
Поступления НДПИ составили 1 604,7 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти - 1 493,0 млрд. рублей, газа горючего природного - 90,5 млрд. рублей; газового конденсата из всех видов месторождений - 8,4 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления НДПИ выросли на 42,9%.
Страховых взносов в ПФР поступило 1 251,4 млрд. рублей - на 23,3% больше, чем в 2007 году.
Взносов в ФСС поступило 74,0 млрд. рублей, что на 15,5% больше, чем в 2007 году. Это сумма поступлений без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования: пособия по нетрудоспособности, по беременности и родам и др.
В ФОМС поступило 89,3 млрд. рублей, что на 24,4% больше, чем в 2007 году. Территориальные органы ФОМС приняли 162,4 млрд. рублей - на 22,6% больше, чем в 2007 году.
Для сравнения приведем статистические данные пополнения федерального бюджета за счет налогов за 2003-2005 годы.
В 1 квартале 2005 года показатели исполнения
федерального бюджета по доходам
существенно превысили результа
Доходы федерального бюджета в январе-марте 2005 года составили, по предварительным данным, 28,3% ВВП. Без учета доли ЕСН, зачисляемой в федеральный бюджет, в бюджет поступили доходы в объеме 26,9% ВВП, что на 10,1% ВВП больше, чем за тот же период прошлого года. В помесячной динамике объемы доходов также оказались значительно выше, чем в прошлом году. Превышение было обеспечено за счет значительного увеличения налоговых доходов (в 1 квартале на 5,3% ВВП), таможенных платежей (на 2,8% ВВП), поступлению дополнительных безвозмездных перечислений из бюджетов Тюменской области и Ханты-Мансийского АО (1,9% ВВП) а также снижения по сравнению с январем-мартом прошлого года поступлений в федеральный бюджет ЕСН на 1,3% ВВП.
Рис.1.Поступление доходов
В январе-феврале доходы составили 27,7% ВВП, а без учета ЕСН – 26,3% ВВП, что на 9,5% ВВП больше, чем за тот же период прошлого года. Согласно проведенному анализу, основным фактором увеличения налоговых доходов федерального бюджета в январе-феврале по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года стало поступление в бюджет дополнительных налогов и сборов, начисленных по результатам налоговых проверок НК "ЮКОС", включая средства, средств, полученных от продажи НК "Юганскнефтегаз". Влияние этого фактора на налоговые доходы оценивается в 3,6% ВВП. Вторым по значимости фактором стал рост мировых цен на нефть: средняя цена в январе-феврале составила 40,6 долл. США/баррель против 28,4 долл. США в прошлом. Этот фактор дал прирост доходов федерального бюджета в первые два месяца года еще на 2,1% ВВП. Третий по значимости фактор – это увеличение с 2005 года ставки НДПИ и изменение с августа 2004 года порядка определения экспортных пошлин на нефть. Влияние этого фактора на рост доходов составило 1,2% ВВП. Изменение порядка распределения налогов между бюджетами различных уровней способствовало росту налоговых поступлений в федеральный бюджет на 0,5% ВВП, из которых 0,2% дало увеличение федеральной ставки налога на прибыль с 5% до 6,5% и 0,3% – увеличение доли НДПИ на нефть, зачисляемой в федеральный бюджет, до 95%.
Объем накопленной за два месяца задолженности по текущим обязательствам по НДС и налогу на прибыль (без учета накопления и погашения задолженности НК "ЮКОС") оказался меньше, чем в январе-феврале 2004 года, что вылилось в увеличение поступлений по этим налогам на 0,3% ВВП.
Отмена с 2004 года акциза на газ и одновременное увеличение ставки экспортной пошлины на газ с 5% до 30% снизили поступления в бюджет на 1,0% ВВП. Высокое отрицательное значение было обусловлено, в частности, тем, что в 2005 году практически полностью прекратилось поступление акцизов, начисленных по операциям предыдущих лет (в январе-феврале объем доходов составил 0,05% ВВП против 1,2% в аналогичном периоде 2004 года), в то время как экспортные пошлины по сравнению с 2004 годом увеличились незначительно (с 1,3% до 1,5% ВВП). Прочие факторы привели к падению поступлений на 0,3% ВВП.
Следует отметить, что данные об изменении задолженности по налогам и сборам НК "ЮКОС", которые содержатся в налоговой статистике, и информация из открытых источников, включая информацию Минфина, различаются. Так, по информации Федерального казначейства поступление в начале 2005 года в бюджеты всех уровней дополнительно начисленных налогов и сборов составило 270,9 млрд. рублей. Одновременно, общий объем накопленной задолженности в бюджеты всех уровней в январе-феврале сократился на 151,1 млрд. рублей. Погашение задолженности НК "ЮКОС" оценивается на основе данных налоговой статистики. В аналитических целях предполагается, что вся задолженность по Ханты-Мансийскому АО относится к задолженности этой компании. Соответственно, изменение текущей задолженности, за исключением задолженности НК "ЮКОС", определяется как ее изменение во всех остальных субъектах РФ.
Рис.2. Налоговые поступления в федеральный бюджет
Рис.3.Поступления налога на прибыль в федеральный бюджет
Таможенные доходы в 1 квартале увеличились
по сравнению с аналогичным
Рис.4. Таможенные доходы
В первые три месяца в федеральный бюджет поступил ЕСН в объеме 60,5 млрд. рублей. Снижение с 2005 года максимальной ставки ЕСН с 35,6% до 26% и ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 14% до 6%, то есть более чем в два раза, привело к падению доходов до 1,4% ВВП с 2,7% ВВП в 1 квартале 2004 года. С учетом того, что в начале года совершаются доплаты налога, начисленного в прошлые периоды, в дальнейшем возможно увеличение разрыва поступлений в текущем году по сравнению с 2004 годом. Тем не менее, при оценке масштабов падения следует учитывать, что не весь фонд оплаты труда облагается по максимальной ставке. ЕСН имеет регрессионную шкалу, и ставки налогообложения более высоких доходов сократились менее значительно. Кроме того, в среднесрочной перспективе можно ожидать положительное влияние экономических факторов, в частности, опережающего роста заработных плат и сокращения "серых" схем оплаты труда.
Далее рассмотрим статистические данные налоговых поступлений по Томской области за январь-сентябрь 2008 года[5].
Управление ФНС России по Томской
области сообщает, что за 9 месяцев
2008 года на территории Томской области
в бюджетную систему и
В государственные внебюджетные фонды
за рассматриваемый период 2008 года
поступило 8553,7 млн. рублей, в том
числе в государственные
По сравнению с соответствующим периодом 2007 года общий объем поступлений вырос на 41,6% преимущественно за счет увеличения поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых на 82,8% или на 13357,9 млн.руб. до 29499,1 млн.руб. за 9 месяцев 2008 года. По доходам консолидированного бюджета РФ темп роста к данным за 9 месяцев 2007 года составил 144,4%, по доходам федерального бюджета – 156,1%, по поступлениям в консолидированный бюджет Томской области – 122,6%, по платежам в государственные внебюджетные фонды – 124,8%.
Без учета поступлений по организациям, переданным на налоговый учет в межрегиональные инспекции, во все уровни бюджетов нарастающим итогом с начала года по состоянию на 01.10.08г. перечислено 38191,7 млн.руб.( темп роста к данным за 9 месяцев 2007 года 133,4%, сумма прироста составила 9572,0 млн.руб.), в т.ч. в доход федерального бюджета – 14221,0 млн.руб. ( увеличение по отношению к показателю за январь – сентябрь 2007г. на 51,5%), в консолидированный бюджет Томской области 15685,5 млн.руб. ( темп роста 123,9%), из которого доходы местных бюджетов составили 4038,9 млн.руб. ( темп роста 127,7%). Платежи в государственные внебюджетные фонды за рассматриваемый период составили 8285,2 млн.руб. ( темп роста 125,9%), из них за счет налогов со специальным налоговым режимом 147,5 млн.руб. ( темп роста 133,7%).