Выбор оптимального режима налогообложения на примере малого предприятия ООО «Мебельный стиль»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 08:43, дипломная работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена налоговая система, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития

Содержание работы

1. Теоретические аспекты налогообложения
1.1 Экономическая сущность и значение налогов
1.2 Права и обязанности налогоплательщиков
1.3 Виды налогового контроля
2. Методология порядка налогообложения при разных налоговых режимах
2.1 Общий режим налогообложения
2.2 Специальные налоговые режимы
3. Анализ применения различных систем налогообложения в ООО «Мебельный стиль»
3.1 Общая характеристика деятельности ООО «Мебельный стиль»
3.2 Порядок налогообложения при разных налоговых режимах
3.3 Обоснование оптимального режима налогообложения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 687.00 Кб (Скачать файл)

 

Сроки составления и представления  в налоговый орган расчета  НДС, а также его уплаты зависят  в основном от масштаба деятельности налогоплательщика. При больших оборотах налог уплачивается по истечении каждого налогового периода – ежемесячно, при незначительных – реже.

 

В отличие от многоступенчатого  НДС акцизы уплачиваются один раз  производителем подакцизного товара и  перекладываются на потребителя. Поэтому косвенные налоги, в том числе ,акцизы, носят регрессивный характер. С целью ослабить их негативное влияние на малообеспеченные слои населения. В число подакцизных товаров традиционно включают предметы роскоши ювелирные изделия, легковые автомобили и т.п., и товары, пользующиеся повышенным спросом, но не дорогие в производстве (спиртные и табачные изделия, бензин и т.п.).

 

Экономическая роль акциза заключается  в перераспределение доходов  и препятствии образованию сверхвысокой прибыли. С этой же целью акцизами традиционно облагаются компании,добывающие минеральное сырье.

 Главой 22 НК РФ введены две  группы предметов налогообложения  акцизами - подакцизные товары и  подакцизное минеральное сырье.  Перечень подакцизных товаров  включает спиртосодержащую продукцию, табачные изделия, ювелирные изделия, легковые автомобили, автомобильный бензин и дизельное топливо. К подакцизному минеральному сырью относится природный газ.

 

Перечень подакцизных товаров  и подакцизного минерального сырья, ставки акцизов, в том числе по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, едины на всей территории Российской Федерации и установлены в Налоговом кодексе РФ.

 

Действующие ставки акцизов разделяются  на устанавливаемые в твердых  суммах, и адвалорные (процентные) Так, для ювелирных изделий и некоторых видов подакцизного минерального сырья применяются адвалорные ставки, а для алкогольной и табачной продукции - специфические.

 

Объектами акцизов являются факты  реализации (передачи) налогоплательщиком подакцизных товаров, а также импорт подакцизных товаров. В гл. 22 НК РФ установлен накопительный метод учета налоговой базы: моментом реализации подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, за исключением моторного масла и природного газа, является день их отгрузки. Моментом реализации моторного масла и природного газа считается день поступления денежных средств на банковский счет или в кассу налогоплательщика. Сумму акциза плательщики определяют самостоятельно. При этом сумма акциза как и НДС, в счетах-фактурах выделяется отдельной строкой.

 

Сроки уплаты налога и представления  отчетности определяются в зависимости  от величины оборота по реализации соответствующего товара и вида производимой продукции. Наиболее часто увеличивают  акциз производители этилового спирта и ликероводочных изделий.

 

В качестве особой меры контроля за своевременным  и полным внесением акцизов в  бюджет применяется обязательная маркировка.

 

В Российской Федерации акцизы отнесены к федеральным налогам, но они  ежегодно распределяются в порядке межбюджетного регулирования доходов между бюджетами разных уровней. В региональные бюджеты может зачисляться от 50 до 100% сумм акцизов.

 

В эту группу входят налоги, установленные  Законом РФ от 1-го октября 1991 г. «О дорожных фондах в Российской Федерации». Рассматриваемая группа налогов может зачисляться как в бюджеты субъектов Российской Федерации, так и в целевые фонды, консолидируемые в соответствующих бюджетах, - федеральные и территориальные дорожные фонды. За счет средств данных фондов осуществляется финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования.

 

Налог на пользователей автомобильных  дорог уплачивают все юридические  лица независимо от фактического пользования  автодорогами Базой для исчисления налога в зависимости от вида деятельности налогоплательщика является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), либо сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров.

 

Налог с владельцев транспортных средств уплачивается ежегодно владельцами автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, автобусов и других самоходных машин и механизмов при прохождении обязательного технического осмотра. Размер налога зависит от мощности двигателя автомобиля.

 

Акцизы на реализацию легковых автомобилей уплачивают заводы-изготовители с соблюдением условий, установленных гл. 22 11 К РФ «Об акцизах».

 

Таким образом, мы рассмотрели виды налогов при общем режиме налогообложения.

 

 

 

2.2 Специальные налоговые режимы

 

 

 

В то же время наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, существуют особые, отличающиеся от общей системы налогообложения налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

 

В соответствии со ст.18 НК РФ специальным  налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов  и сборов в течение определенного  периода времени.

 

Специальный налоговый режим применяется только в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. Причем законодатель требует, чтобы при установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения и налоговые льготы определялись в порядке, устанавливаемом НК РФ, а иные особые правила могут содержаться в каких-либо иных федеральных законах.

 

Таким образом, специальный налоговый  режим налогообложения устанавливается  налоговым законодательством, но в  то же время регулируется и неналоговым законодательством, например законодательством о свободных экономических зонах, об инвестиционной деятельности при разделе продукции и других отраслей законодательства.

 

К специальным налоговым режимам  относятся:

 

-  упрощенная система налогообложения;

 

-  система налогообложения в  свободных экономических зонах;

 

-  система налогообложения в  закрытых административно-территориальных  образованиях;

 

-  система налогообложения при  выполнении договоров концессии  и соглашений о разделе продукции;

 

-  система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей;

 

-  система налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности.(см Приложение 2)

 

Как видно, к специальным налоговым  режимам Налоговым кодексом отнесена упрощенная система налогообложения, имеющая целью поддержку и развитие малого предпринимательства в России, а также снижение налогового бремени для данной категории налогоплательщиков. Применение упрощенной системы налогообложения предусматривается главой 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения".

 

Упрощенная система налогообложения - это такая система уплаты налогов, при которой обязанность по уплате пяти основных налогов заменяется уплатой  одного налога, а все остальные, установленные для них обязанности (налоговые, страховые, бухгалтерские, статистические) выполняются в общем порядке.

 

Основными признаками упрощенной системы  являются следующие положения.

 

1. Упрощенная система налогообложения  применяется организациями и  индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах.

 

Указанное означает, что субъекты упрощенной системы уплачивают вместо налога на прибыль (доход - для индивидуальных предпринимателей), налога на добавленную стоимость, исчисляемого по внутренним операциям (при реализации, передаче для собственных нужд, выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления), налога с продаж, налога на имущество, единого социального налога один единый налог.

 

При этом сохраняется обязанность  по уплате всех иных налогов и сборов, подлежащих уплате в общем порядке, в том числе НДС по товарам, при их ввозе на таможенную территорию РФ.

 

Помимо этого, особый случай возникает  также в отношении налога на добавленную стоимость. Согласно п.5 ст.173 Налогового кодекса РФ сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). Суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются.

 

Исходя из анализа указанной  нормы, следует, что если организация  или индивидуальный предприниматель, применяющие упрощенную систему  налогообложения, выставит своему покупателю счет-фактуру с указанием НДС, то он(а) будет обязан(а) уплатить указанную сумму в бюджет.

 

В данном случае организации или  индивидуальные предприниматели по своему статусу не являются ни налогоплательщиками, ни налоговыми агентами по НДС. Вместе с тем, в силу прямого указания в Налоговом кодексе РФ, данные субъекты обязаны уплачивать в бюджет сумму незаконно взысканного со своих покупателей налога[15].

 

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, применявшаяся  на основании Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе  налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", с 1 января 2003 года прекратила свое существование. На смену ей пришла новая упрощенная система налогообложения, введенная в действие одноименной главой 26.2 НК РФ.

 

Применение упрощенной системы  налогообложения предусматривает уплату единого налога вместо НДС, налога на имущество и ЕСН. Для организаций к этому перечню добавляется налог на прибыль, для частных предпринимателей - налог на доходы физических лиц. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в общеустановленном порядке. Другие налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения (ст.346.11 НК РФ). При этом сохраняются действующий порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

 

Но существуют некоторые условия, когда организация или предприниматель  не имеют право на упрощенный режим  налогообложения. Например, одно из условий - условие о видах деятельности. То есть организация и индивидуальный предприниматель не должны относиться к лицам, занимающимся определенными видами деятельности.

 

Единый налог на вмененный доход  – налог в твердом денежном выражении на физические показатели, характеризующие вид деятельности предприятия: единица торговой площади  в торговле; посадочное место в общественном питании и т.п.[16]

 

Под вмененным доходом понимается потенциально возможный валовой  доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых  затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций (например, аудиторских).

 

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности установлена главой 26.3 Налогового кодекса РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», которая введена Федеральным законом от 24.07.2002 №104-ФЗ, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

Согласно статье 346.28 Налогового кодекса  Российской Федерации налогоплательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом. При этом данной статьей Кодекса установлено, что налогоплательщики единого налога на вмененный доход, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта Российской Федерации, в котором они осуществляют виды предпринимательской деятельности, установленные пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, установленного в этом субъекте Российской Федерации.

 

Законами  субъектов Российской Федерации  определяются:

 

1) порядок  введения единого налога на  территории соответствующего субъекта  Российской Федерации;

 

2) виды предпринимательской  деятельности, в отношении которых  вводится единый налог, в пределах перечня, установленного Налоговым кодексом РФ;

 

3) значения  коэффициента К2, указанного в  статье 346.27 Налогового кодекса.

 

Уплата  организациями единого налога предусматривает  замену уплаты:

 

- налога  на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

 

- налога  на имущество организаций (в  отношении имущества, используемого  для ведения предпринимательской  деятельности, облагаемой единым  налогом);

 

- единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

 

Уплата  индивидуальными предпринимателями  единого налога предусматривает  замену уплаты:

 

-  налога  на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

 

-  налога  на имущество физических лиц  (в отношении имущества, используемого  для осуществления предпринимательской  деятельности, облагаемой единым налогом);

 

-  единого социального налога (в отношении доходов, полученных  от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и  выплат, производимых физическим  лицам в связи с ведением  предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

 

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого  налога, не признаются налогоплательщиками  налога на добавленную стоимость  в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в  соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Информация о работе Выбор оптимального режима налогообложения на примере малого предприятия ООО «Мебельный стиль»