Выбор оптимального режима налогообложения на примере малого предприятия ООО «Мебельный стиль»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 08:43, дипломная работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена налоговая система, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития

Содержание работы

1. Теоретические аспекты налогообложения
1.1 Экономическая сущность и значение налогов
1.2 Права и обязанности налогоплательщиков
1.3 Виды налогового контроля
2. Методология порядка налогообложения при разных налоговых режимах
2.1 Общий режим налогообложения
2.2 Специальные налоговые режимы
3. Анализ применения различных систем налогообложения в ООО «Мебельный стиль»
3.1 Общая характеристика деятельности ООО «Мебельный стиль»
3.2 Порядок налогообложения при разных налоговых режимах
3.3 Обоснование оптимального режима налогообложения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 687.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Проведение выездной налоговой  проверки  

 

Выездная налоговая проверка переносится (приостанавливается)

Проведение мероприятий налогового контроля (осмотр территорий и помещений, опрос свидетелей, привлечение специалистов, экспертов, поня-тых, проведение инвентари-зации)  

 

Рук-ль нал.органа (его зам.) выносит  решение по материалам выездной проверки (ст.101 НК РФ)    Начало проведения выездной проверки

 

 

Налогоплательщик документы не предоставил (предоставил не полностью)

 

Рук-ль нал.органа (его зам.) рассматривает  материалы проверки, возражения налогоплательщика  Составление справки об окон-чании выездной налоговой про-верки, оформление результатов проверки (акта проверки)   Применение налоговых санкций, предусмотренных ст.126 НК РФ

 

 

Должностным лицом налогового органа выносится мотивированное постановление  о производстве выемки документов и  предметов у налогопла-

 

тельщика и утверждается руководителем  органа (зам.)

Представление налогоплательщику  возражений по акту налоговой проверки      

Проведение нал.проверки по аналогичным  налого-плательщикам 

 

 

Вручение налогоплательщику акта выездной налоговой проверки   

Выемка у налогоплательщика

 

документов и предметов (ст.94 НК РФ)

 

 

 

 

 

Рисунок 5. Общая схема проведения выездных налоговых проверок

 

 

 

 

Результаты контрольной деятельности налоговых органов по проведению налоговых проверок должны быть зафиксированы  в документальном виде, после чего они приобретают свое формально-юридическое  значение.

 

НК РФ установил целую систему  различных видов правовых документов, официально закрепляющих результаты налогового контроля. Некоторые из них, например свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, являются правоустанавливающими  документами и подтверждают те или иные факты, имеющие юридическое значение: для приведенного примера – факт учета организации в качестве налогоплательщика.[10]

 

Документы, оформляющие результаты налогового контроля, при рассмотрении судебных споров приобретают статус письменных судебных доказательств и, следовательно, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода документам. Результаты отдельных действий могут быть зафиксированы в различных документах: актах, протоколах, экспертных заключениях, фото- и кинодокументах и др.

 

НК РФ устанавливает, что большинство  документов налогового контроля (акты налоговых проверок, постановление  о выемке документов и т.д.) подлежат обязательному вручению проверяемому лицу, что, в свою очередь является основанием для осуществления в отношении проверяемого лица дальнейших процедур налогового контроля либо привлечения к ответственности. Результаты налогового контроля в настоящее время могут быть объектированы не только в документальном виде, но и в виде формирования компьютерных информационных баз данных.

 

Согласно ст.87 НК РФ налоговой проверкой  может быть охвачено только три календарных  года деятельности налогоплательщика, предшествующих году проведения проверки. Вышеуказанный календарный срок связан с определенным НК РФ сроком давности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, который согласно ст.113 также составляет три года.[11]

 

При этом ст.87 НК РФ, устанавливая "глубину" налоговых проверок в три календарных  года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения проверки, не ограничивает право налоговых органов на проведение вышеуказанных проверок за налоговые периоды текущего года деятельности.

 

Налогоплательщику следует обращать внимание на виды налогов, подлежащих проверке. Если, например, в решении была указана проверка налога на прибыль, а в ходе проверки у налогового органа возникнет необходимость проверки налога на имущество, то должно быть принято новое решение о назначении проверки. В ином случае результаты проверки налога на имущество могут быть признаны недействительными по формальному признаку - отсутствие в решении налогового органа указания на проверяемый налог. Кроме того, по общему правилу действует запрет на проведение проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период;

 

Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в  том числе сотрудников правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке); подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина (Приказ МНС России от 08.10.1999 N АП-3-16/318 "Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок").

 

Если в период с момента вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки (постановления о проведении повторной выездной налоговой проверки) до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводящего проверку, должен вынести решение (постановление) о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки (постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки) по соответствующей форме (Приказ МНС России от 07.02.2000 N АП-3-16/34). Несоблюдение этого требования также может приводить к отмене результатов проверки.

 

Налоговые органы вправе истребовать  связанные с деятельностью налогоплательщика документы у лиц, владеющих соответствующей информацией о проверяемом налогоплательщике, для сопоставления полученной информации с данными, отраженными в документах проверяемого налогоплательщика (встречная проверка). Эти документы необходимы налоговым органам для выяснения, например, факта совершения сделки, полноты оприходования продукции (выручки) у проверяемого ими налогоплательщика.[12]

 

При этом лицо, обладающее информацией  о налогоплательщике, и сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах. Исходя из этого встречные проверки могут проводиться как налоговым органом, непосредственно осуществляющим проверку, так и по мотивированному запросу о проведении встречной проверки налоговым органом, в котором поставлено на учет лицо, с которым связана деятельность проверяемого налогоплательщика.

 

Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано  направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Нарушение  организацией данной обязанности наказывается штрафом в размере 5000 руб. (п.2 ст.126 НК РФ).

 

Пункт 2 ст.126 НК РФ предусматривает  ответственность за непредставление  налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации  предоставить имеющиеся у нее  документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения, предусмотренного ст.135.1 НК РФ. При разрешении спора суд должен выяснить, имеются ли у ответчика истребуемые истцом документы, установить причину их непредставления, проверить, соблюдены ли истцом условия привлечения к ответственности, и другие обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

 

Вместе с тем встречная проверка может проводиться только в случае осуществления камеральной или  выездной налоговой проверки.

 

При необходимости получения документов, служащих основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, в случае если это не связано с проведением выездной или камеральной проверки, налоговый орган оформляет письменный запрос об истребовании документов на основании ст.31 НК РФ.

 

По окончании выездной налоговой  проверки проверяющий составляет справку  о проведенной проверке, в которой  фиксирует предмет проверки и  сроки ее проведения.

 

НК РФ не предусмотрена обязанность проверяющих предоставлять налогоплательщику справку о проведенной проверке непосредственно по окончании выездной налоговой проверки.

 

Согласно Инструкции МНС России N 60 не позднее двух месяцев после  составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт выездной налоговой проверки. Подписанный проверяющими акт выездной налоговой проверки вручается налогоплательщику с приложениями, в состав которых входит справка о проведенной проверке.

 

Форма акта приведена в Инструкции МНС России N 60. Этой Инструкцией  установлены единые требования к  составлению и форме акта выездной налоговой проверки налогоплательщиков, порядку вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки, а также к порядку производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками.

 

В соответствии с пп.1.10.2 Инструкции МНС России N 60 вводная часть акта выездной налоговой проверки должна содержать даты начала и окончания проверки. При этом датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации решения (постановления) руководителя налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления проверяющими справки о проведенной проверке.

 

Акт подписывается уполномоченными  должностными лицами налоговых органов  и налогоплательщиком либо его представителем.

 

Согласно п.5 ст.100 НК РФ налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные объяснения, возражения, а также их обосновывающие документы.

 

При этом ни НК РФ, ни АПК РФ не устанавливают  запрета на представление доказательств  в обоснование возражений на любом  этапе. Таким образом, налогоплательщик вправе представить суду имеющиеся  у него документы по акту проверки, даже если он пропустил установленные сроки для их представления в ходе налоговой проверки.

 

По истечении двухнедельного срока, определенного для представления  налогоплательщиком в налоговый  орган письменного объяснения мотивов  отказа подписать акт или возражений по акту, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, и по результатам рассмотрения материалов проверки выносит одно из трех решений (ст.101 НК РФ):[13]

 

1) о привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности  за совершение налогового правонарушения;

 

2) об отказе в привлечении  налогоплательщика к ответственности  за совершение налогового правонарушения;

 

3) о проведении дополнительных  мероприятий налогового контроля.

 

По общему правилу вышестоящий  налоговый орган или вышестоящее  должностное лицо налогового органа рассматривают решение нижестоящего налогового органа только при наличии жалобы налогоплательщика. Соответственно, изменение решения или вынесение нового решения возможно только в случае рассмотрения жалобы налогоплательщика.

 

Вместе с тем согласно ст.9 Закона РФ от 21.03.2004 N 943-1 "О налоговых органах  Российской Федерации" вышестоящим налоговым органам предоставлено право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Это право реализуется налоговым органом без наличия жалобы налогоплательщика.

 

Статьей 140 НК РФ предусмотрено, что  по итогам рассмотрения жалобы на акт  налогового органа вышестоящий налоговый  орган (вышестоящее должностное  лицо) вправе в том числе отменить акт налогового органа и назначить  дополнительную проверку.

 

Если вышестоящий налоговый  орган по итогам рассмотрения жалобы принимает решение о проведении дополнительной проверки, которая по своему содержанию является выездной налоговой проверкой налогоплательщика, то такая проверка, согласно ст.87 НК РФ, проводится вышестоящим налоговым органом в порядке, установленном гл.14 НК РФ (принятие решения о проведении проверки (постановления о проведении повторной выездной налоговой проверки), рассмотрение материалов проверки, принятие решения по результатам рассмотрения материалов проверки и т.д.).

 

Дополнительная проверка может  быть реализована и в иных формах налогового контроля.[14]

 

НК РФ могут быть установлены  специальные правила, предназначенные  для налоговых проверок отдельных  категорий налогоплательщиков. В частности, выездная налоговая проверка инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора соглашения в связи с деятельностью по соглашению не может продолжаться более шести месяцев (ст.346.42 НК РФ).

 

Срок проведения выездной налоговой проверки организаций, в состав которых входят филиалы и представительства, увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Письмом МНС России от 07.05.2004 N АС-6-16/369@ до налоговых органов доведены Методические указания по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения.

 

 

Таким образом, в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

 

Кроме того, налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Информация о работе Выбор оптимального режима налогообложения на примере малого предприятия ООО «Мебельный стиль»