Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:46, реферат
Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают
жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают
значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об
этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9%
чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей
промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать
малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль,
специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие
перед российским малым бизнесом.
Введение
Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный
кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других
сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью
выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя
ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет
необходимость
организационно-экономических
хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических
реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Опыт ведущих стран
необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и
эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение
России невозможно
осуществить без
сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который
буквально тащит
за собой экономическое и
Недостаточно внимания уделено изучению влияния малого
предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики;
формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе
развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия
территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной
оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных
городах и регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях,
условиях переходного периода, переживаемого Россией.
Развитие мелкого
жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают
значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об
этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9%
чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей
промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать
малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль,
специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие
перед российским
малым бизнесом.
1. Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика.
1.1 Этапы развития малого бизнеса.
Изучая сущность малого
развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации,
но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый
бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
В течение 1980-х годов
в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и
создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще
стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и
проблемы.
В
реформировании российской
предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы
хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в
сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по
официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают ¼ всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
Расширение масштабов и изменение структуры малого предпринимательства
потребовало
внесения изменений в его
такие статусы принятых в международной практике понятий, как микрофирма (до
10-15 занятых), малое предприятие (от 15 до 100 занятых), среднее
предприятие (от 100 до 300-500 занятых).
В российской истории малого
бизнеса можно выделить
Первый этап (1985-1987 гг.) характерно зарождение и деятельность
центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов
при общественных организациях, распространение бригадных подрядов,
малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный
характер,
формирование эмоционально-психологических
предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап
можно назвать экспериментальным.
Второй этап (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса
расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается;
предпринимательство приобретает характер активного многочисленного
движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего
рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного
движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении
капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого
предприятия.
Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных
актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к
проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую
базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и
появление среднего бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении
государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы,
открывшие широкие
возможности для масштабного
развития предпринимательства.
1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с
середины
80-х годов темпами роста
численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер,
поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового
прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства.
Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений
населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского
кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не
преодоленный до сих пор.
Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению
числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В
ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых
предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем
следуют материально-техническое
снабжение и общая
В
то же время в 1992 г.
в общей структуре
предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфере
материального производства.
По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была
малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и,
в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что в
условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировали и свои
позитивные возможности. Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стало обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.
Вместо
своего рода кормушки с
присуще периоду перестройки, в сфере МП стала образовываться нормальная
конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Сказанное, правда, не означает, что криминальные структуры оставили малый бизнес в покое.
Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное
развитие торгово-
реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней
торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю
внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой
деятельности.
Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое
Информация о работе Взаимодействие малого бизнеса с государством