Взаимодействие малого бизнеса с государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:46, реферат

Описание работы

Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают
жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают
значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об
этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9%
чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей
промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать
малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль,
специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие
перед российским малым бизнесом.

Файлы: 1 файл

мб3.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

    товарами рынков  небольших  населенных  пунктов,  отдаленных  районов  будут

    также заниматься малые предприятия данного направления.

           Каждое  крупное  структурное   изменение  в  экономике   сопровождается

    массовым высвобождением работников с  предприятий  отмирающих  отраслей,  их переподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В  значительной  мере груз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение  временной занятости берут на себя  малые  предприятия  экстенсивного  типа.  В  данном случае они выполняют функции стабилизации общественного развития.

          Важно учитывать, что малые предприятия  занимают  традиционную  только

    для  них  сферу  деятельности,   в   которую   крупные   предприятия   редко

    вмешиваются. При хорошей организации снабжения  необходимыми  материалами  и сбыта изделий, малые предприятия дают значительную отдачу.

         

           Но  так же  важно отметить,   что   крупное   производство   и   не

    противопоставляется малому, что является одной из причин успешного  развития

    малого бизнеса  в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых  странах

    культивируется  принцип кооперирования крупных  и  малых  предприятий,  причем крупные объединения не подавляют  малые  фирмы,  а  взаимно  дополняют  друг друга,  особенно  в  сфере   специализации   отдельных   производств   и   в инновационных разработках. Например в США, девять  из  каждых  новых  десяти технологических идей рождаются в малых фирмах.

          В самом деле, трудно рассчитывать  на  устойчивое  развитие  экономики,

    если в ней  не могут развиваться конкурентные начала,  или  крупный  и  малый

    бизнес существуют параллельно. Это неизбежно  выталкивает  малый  бизнес  на

    обочину каких-то торгово-посреднических  операций,  которые  характерны  для

    современной России. А крупный бизнес становится  либо  неповоротливым,  либо

    практически  отрывается  от   потребностей   экономики   и   переходит   на

    обслуживание  потребностей мирового рынка. То есть возникает  схема,  которая

    известна по ряду, так скажем, не очень благополучных  стран третьего мира.

          Совсем другая  ситуация  в   странах,  где  налажены  устойчивые  связи

    крупного и  малого бизнеса. Часто  приводят  наглядный  пример  автомобильной

    промышленности  Германии, не менее крупных японских концернов, которые  имеют развитую сеть субподрядчиков, куда входят малые и мельчайшие  предприятия  - сотни и тысячи таких предприятий. Вот это  все  создает,  с  одной  стороны, стыковку  малого  и  крупного  бизнеса,  формирует  у   малого   предприятия уверенность в том, что его продукция, его  ноу-хау  будут  востребованы.  И, поскольку   крупные   компании   являются   операторами   мирового    рынка, естественно, они воспринимают какие-то инновационные импульсы, стремятся  их транслировать. И  таким  образом  у  малого  бизнеса  возникает  потребность держать шаг вровень с потребностями времени,  обновлять  свою  технологию  и т.д. К сожалению реалии российской экономики пока далеки от  этой  идеальной картины.

          Опыт взаимодействия крупных  предприятий  с  малым   бизнесом  -  это  в

    первую очередь  взаимодействие с малыми  предприятиями,  которые  создавались

    на базе дробления  или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов  предприятия.

    И вторая группа - это малые  предприятия,  возникшие  извне,  с  которыми  в

    дальнейшем  удалось установить связи крупным  предприятиям.

          Сотрудничество это прошло в  два этапа.  Первый  этап  -  это период

    поздней перестройки,  период  так  называемой  «приватизации»,  когда  малые

    предприятия создавались главным образом  с вполне известными целями  -  чтобы

    каким-то  образом  сосредоточить  ресурсы   для   последующего   участия   в

    действительной  приватизации, выполняли  роль  своего  рода  таких  фиктивных

    структур, которые  обеспечивали первоначальное накопление капитала.

          Второй этап - это уже период  приватизации,  когда  малые   предприятия

    создавались  на  ряде   крупных   предприятий   путем   выделения   объектов

    инфраструктуры,  в   том   числе   социальной,   в   самостоятельные   малые

    предприятия.     В дальнейшем оказалось что, подавляющая  часть  этих  малых

    предприятий, в течение первых двух  лет  своего  существования  закрываются,

    однако оставшаяся часть становится полностью самостоятельными, и  фактически

    являются  серьезными конкурентами материнским  предприятиям.

          Стимулировать кооперацию крупного  и малого бизнеса можно только  путем

    разумной экономической политики. Наличие малого  бизнеса,  поднимет  крупную

    промышленность, - и  тогда  эти  взаимоотношения  возникнут  сами  собой.  В

    дальнейшем  можно будет уже ставить вопрос о необходимости стыковки малого  и

    крупного бизнеса  в определенной отрасли.  При хотелось  бы  отметить,  что

    формирование  таких взаимоотношений является оптимальным  только  в  условиях

    развитого рынка. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2. Проблемы развития  малого бизнеса  в России на  современном этапе  и

    пути  их  решения 

    2.1 Основные проблемы малого бизнеса

          Многие характерные особенности  становления малого  предпринимательства

    в  России  напрямую  связаны  с  основными  проблемами,  мешающими  развитию

    нормальных  рыночных отношений и частного предпринимательства  в целом.  Для оценки  уровня   значимости   этих   проблем   можно   использовать   данные

    социологических опросов (таблица 5). 

   Основные проблемы частного предпринимательства в России по порядку значимости: 

    1. Налоги                                           

    2. Законодательство                                 

    3. Инфляция                                         

    4. Экономическая ситуация в целом                   

    5. Поставки, дефицит                               

    6. Трудности получения и высокая ставка за кредит   

    7. Неплатежеспособность партнёров, клиентов         

    8. Несовершенство банковской системы                

    9. Политическая ситуация                            

    10. Бюрократия                                       

    11. Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки                                           

    12. Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов 

    13. Недостаток информации, культуры, опыта           

    14. Кадровые проблемы                                

    15. Рэкет                                           

    16. Отрицательное отношение к предпринимателям        

          Августовский кризис в России  показал,  что  в  нашей   стране  средний

    класс, класс  собственников, существует как  реальность.  Наличие  прослойки,

    пусть  очень  маленькой,  собственников-предпринимателей  обозначило  и   их

    проблемы.  В  резолюции  I  Всероссийского  съезда  предпринимателей   малых

    предприятий были выделены следующие проблемы:

    - медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;

     - низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в

       производственной  сфере;

     - не во многих регионах разработаны и приняты органами  власти  нормативные

       акты, региональные программы развития  малого предпринимательства,  а  там

       где  они приняты реализация их  происходит далеко не в полной  мере;

     -  недостаточно  налажено  взаимодействие  регионов,  как в плане обмена

       информацией  и опытом по развитию  малого  предпринимательства,  так  и   в

       организации  практического хозяйственного взаимодействия  предпринимателей

       различных  регионов между собой. 

       На  состоявшейся, в рамках Всероссийского  экономического  форума,  научно-

    практической  конференции, Президент Российской  ассоциации  развития   малых

    предприятий  Александр  Иоффе  отметил,  что  властям  нужны  очень  простые

    инструменты - ум, воля, совесть. «Ни Министерство  антимонопольной  политики

    и развития предпринимательства, ни Фонд поддержки,  ни  другие  надстроечные

    структуры не смогут радикально изменить  положение,  если  по-прежнему  идеи

    совершенствования правового поля малого  бизнеса  будут  звучать  только  на

    словах. Малый  бизнес, - заявил А.Иоффе,  -  есть  только  тогда,  когда  его

    много, и только в этом случае он  становится  действенной  силой  экономики,

    важным социальным инструментом. Этого не будет пока, государство не  скажет,

    что  поддержка   экономической   инициативы   граждан   является   важнейшим

    приоритетом. Лишь после этого будут возможны  диалог  бизнеса  и  власти,  и

    обратная связь. И тогда удастся разобраться с налогами  и  административными

    барьерами».

          Резко высказался по  поводу  чиновнических  методов  управления  малым

    бизнесом председатель Российского профсоюза  работников  малого  и  среднего

    бизнеса Александр Попов: «…Жирующие  чины  власти,  сказал  он,  придумывают ежегодное лицензирование, причем, на второй год могут и не дать работать.  А это  значит,  что  предприятие,  заключившее  договора,  оказываются  не   в состоянии их выполнить, и попадает в отношения, связанные  с  расправой.  На самом деле, эти препятствия создаются ради поборов.

          Малый бизнес совершенно лишен  и социальной  защиты.  Фонд  социального

    развития, - считает  А.Попов, -  вследствие  применяемой  системы  транзитных счетов, не дает возможности малым  предприятиям  использовать  перечисляемые

    ими средства для оплаты лечения, отдыха. Материальной поддержки персонала.»

           О  вреде  некомпетентности  в  бизнесе  говорил  проректор   академии

Информация о работе Взаимодействие малого бизнеса с государством