Взаимодействие малого бизнеса с государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:46, реферат

Описание работы

Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают
жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают
значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об
этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9%
чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей
промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать
малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль,
специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие
перед российским малым бизнесом.

Файлы: 1 файл

мб3.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

    поддержке малого предпринимательства в Российской  Федерации»,  определивший общие   положения   поддержки   малых   предприятий,    формы    и    методы государственного  стимулирования,   а   также   регулирования   деятельности субъектов малого предпринимательства.

      

       Указом  Президента РФ в июне  1995  г.  был  образован  Государственный

    комитет РФ по поддержке и  развитию  малого  предпринимательства.  В  апреле

    1994  г.  Правительством   РФ   одобрена   целевая   Федеральная   программа

    государственной поддержки малого предпринимательства  в  России  на  1994  -

    1995 гг.    В ней были определены основные  направления, цели и приоритеты  в

    данной  области,  включая   совершенствование   законодательства,   развитие

    системы финансово-кредитной  поддержки,  информационное  и  консультационное обеспечение  малых  предприятий,  содействие  в  реализации  контрактов  для обеспечения государственных нужд и др.

          В 1996 г. Государственной Думой   была  утверждена  вторая  Федеральная

    программа государственной  поддержки предпринимательства  на 1996-1997гг.

          Постановление  Правительства   РФ  от  31  марта  1997  г.  N  360  "Об

    утверждении программы Правительства Российской   Федерации   "Структурная

    перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах". В данном  постановлении

    подчеркивается  высокое  значение  развития  малого   бизнеса   в   условиях

    нарушенных  производственно-хозяйственных связей, а также дается  определение

    классификации фирм в зависимости от их численности.

        Постановление  Госкомстата РФ от 31 января 1998 г. N  7  "Об  утверждении

    "Основных  методологических  положений   по  оценке  скрытой   (неформальной)

    экономики". Настоящее постановление содержит описание системы экономических досчетов, используемых на федеральном и региональном уровнях, и  применяемых с  целью  определения  скрываемых  предпринимателями  объемов   производимой продукции с целью получения экономической  выгоды,  которая  скрывается  или преуменьшается в целях уклонения от налогообложения.

        Постановление  Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N  697  "О  Федеральной

    программе государственной  поддержки малого предпринимательства  в  Российской Федерации  на  1998  -  1999  годы".  В  Программу  включены   подпрограммы: привлечение   военнослужащих, увольняемых в  запас,  и  членов  их  семей  в малое предпринимательство; поддержка малого  предпринимательства в области жилищно-коммунального  хозяйства;  поддержка  малого  предпринимательства  в сельской местности; использование  возможностей  малого  предпринимательства при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.

        Постановление  Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 828  "О  Федеральной

    целевой программе  содействия занятости  населения  Российской  Федерации  на

    1998  -  2000  годы".   Постановление   предусматривает   реализацию    мер,

    предусмотренных  программой   "Молодежь  России"  (1998-2000гг.),  а   также

    соответствующими  региональными   программами    по  поддержке  и  расширению занятости молодежи, включая  молодежное предпринимательство.

        Постановление  Правительства РФ от 24 июля 1998 г.  N  832  "О Концепции

    инновационной  политики  Российской  Федерации  на  1998   -   2000   годы".

    Постановлением   предусматривается    комплекс   мер    по    преобразованию

    (приватизация,  создание  финансово-промышленных  групп,  демонополизация  в

    инновационной сфере, малое предпринимательство и  другие),  направленные  на

    создание рыночной инфраструктуры и способствующие активизации  инновационной деятельности,   обеспечивающей   рост    производства    конкурентоспособной продукции и освоение высоких технологий. 

       
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.4. Особенности и  функции малого  предприятия

        Предпринимательство   в  масштабе  малого  предприятия   обладает   рядом

    качественных  особенностей. В первую очередь стоит  отметить  единство  права

    собственности и непосредственного управления предприятием.

           Вторая  характеристика  -  так   называемая  обозримость  предприятия:

    ограниченность  его масштабов вызывает особый, личностный характер  отношений между  хозяином  и  работником,  что  позволяет  добиваться   действительной мотивации работы персонала и более  высокой  степени  его  удовлетворенности трудом.

           Третья  -  относительно  небольшие   рынки  ресурсов   и   сбыта,   не

    позволяющие фирме оказывать  сколько-нибудь  серьезное  влияние  на  цены  и

    общий отраслевой объем реализации товара.

            Четвертая - персонифицированный   характер    отношений    между

    предпринимателем  и  клиентами,  поскольку,  как   уже   отмечалось,   малое

    предприятие   рассчитано   на   обслуживание   сравнительно   узкого   круга

    потребителей.

          Пятое - ключевая роль руководителя  в жизни предприятия:  он  полностью

    ответственен  за результаты хозяйствования  не  только  из-за  имущественного

    рынка,   но   и   вследствие   своей   непосредственной    включенности    в

    производственный  процесс и все связанное с  его организацией.

          Шестая специфическая черта - семейное ведение  дела:  оно  наследуется

    родственниками  хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность  последних во  всю

    деятельность  предприятия.  Но  при  этом  необходимо  отметить,  что  данный

    фактор порой  может сыграть негативную роль в  семейных отношениях.

          Наконец, седьмая  особенность   связана  с  характером  финансирования.

    Если «гиганты»  черпают необходимые ресурсы  главным  образом  через  фондовые биржи и кредитные  механизмы,  действующие  на  рынке  капитала,   то  малые предприятия   полагаются   на   сравнительно   небольшие   кредиты   банков, собственные средства  и   «неформальный»  рынок  капиталов  (деньги  друзей, родственников и т.д.).

           Также,  как  одну  из  особенностей,  можно  выделить  высокую   долю

    оборотного  капитала  по  сравнению  с  основным  фондом.  Если  у   крупных

    предприятий это соотношение 80:20 (доля оборотного капитала : доля  основных

    фондов), то у  малых оно составляет 20:80.

          В ряду  функций  малого  предприятия,  прежде  всего,  важно   отметить

    следующие экономические функции:

                - во-первых, функция работодателя;

                - во-вторых - производителя продукции и услуг;

                - в-третьих - катализатора научно-технического прогресса;

                - в-четвертых – налогоплательщика;

                - в-пятых - агента рыночных отношений.

          Не менее значимы функции социальные:

                - во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности

                  многие люди раскрывают и реализуют  свой творческий потенциал;

               - во-вторых,  используется  труд  социально   уязвимых   групп

                  населения (женщин, учащихся, инвалидов,  пенсионеров, беженцев

                  и т.д.), которые не могут найти  себе  применение  на  крупных

                  предприятиях;

                - в-третьих, малые  предприятия  являются  главным  продуцентом

                  мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для

                  обкатки молодых кадров.

         

    Уже сегодня  актуальна и будет актуализироваться  и далее  экологическая

    функция малого бизнеса,  которая  уже  имеет  место  в  странах  с  развитой

    рыночной экономикой. А именно  создание  малых  предприятий  по  переработке

    промышленных  отходов крупных и средних  предприятий. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.5. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с

    большой промышленностью.

          Малые  предприятия,  как   правило,   появляются   при   необходимости

    изготовления   небольших   партий   продукции   с   постоянно    обновляемой

    номенклатурой   и   ассортиментом   выпускаемых    изделий,    использования

    незначительных  источников  сырья  и  материалов  в  условиях  ограниченного

    количества  потребителей. Таким образом, малые  предприятия при  сравнительном

    насыщении рынка, находят себя в доработке продукции  с учетом  индивидуальных

    запросов  заказчика,  производстве  мелочей  или   продукции,   изготовление

    которой в  технологическом  отношении  является  преимущественно  ручным,  не

    автоматизированным.   Малые   предприятия   утилизируют    отходы    крупных

    производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных  предприятий. Кроме того, малые предприятия  доминируют  во  всех  сферах  деятельности  с высоким  риском  получения  нулевого   результата.   Это   и   инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.

          Хотелось бы особенно обратить  внимание на  две  большие   группы  малых

    предприятий,  имеющих  разные  функции  и  соответствующие  результаты.  Это

    предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное  и  экстенсивное

    развитие экономики.

          Малые предприятия  интенсивного  направления  призваны  давать  мощный

    импульс развитию крупных  предприятий,  именно  здесь  закладывается  основа

    глобальных  структурных изменений. Поощрение  малых инновационных  предприятий в  приоритетной  сфере,  целенаправленно  избранной  государством,  призвано подготовить научно-технический прорыв в  этой  области,  апробировать  рынок сбыта  новой  продукции,  отладить  технологические   процессы,   отработать основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий.  Интенсивная малая  экономика  -  это  полигон  для  отработки  всех   аспектов   научно-технической  политики.  Однако  нет  возможности,  да  и  нет  необходимости учитывать все до мелочей при глобальных изменениях в экономике.

          Эту  «доводку  крупных  преобразований»   призваны  обеспечивать  малые

    предприятия,  но  только  экстенсивного  направления.   Наполнением   новыми

Информация о работе Взаимодействие малого бизнеса с государством