Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:46, реферат
Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают
жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают
значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об
этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9%
чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей
промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать
малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль,
специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие
перед российским малым бизнесом.
поддержке малого
предпринимательства в
Указом
Президента РФ в июне 1995
г. был образован
комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле
1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа
государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 -
1995 гг.
В ней были определены
данной области, включая совершенствование законодательства, развитие
системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.
В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная
программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.
Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об
утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная
перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах". В данном постановлении
подчеркивается высокое значение развития малого бизнеса в условиях
нарушенных производственно-хозяйственных связей, а также дается определение
классификации фирм в зависимости от их численности.
Постановление Госкомстата РФ от 31 января 1998 г. N 7 "Об утверждении
"Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной)
экономики". Настоящее постановление содержит описание системы экономических досчетов, используемых на федеральном и региональном уровнях, и применяемых с целью определения скрываемых предпринимателями объемов производимой продукции с целью получения экономической выгоды, которая скрывается или преуменьшается в целях уклонения от налогообложения.
Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 697 "О Федеральной
программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы". В Программу включены подпрограммы: привлечение военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей в малое предпринимательство; поддержка малого предпринимательства в области жилищно-коммунального хозяйства; поддержка малого предпринимательства в сельской местности; использование возможностей малого предпринимательства при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.
Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 828 "О Федеральной
целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на
1998 - 2000 годы". Постановление предусматривает реализацию мер,
предусмотренных программой "Молодежь России" (1998-2000гг.), а также
соответствующими региональными программами по поддержке и расширению занятости молодежи, включая молодежное предпринимательство.
Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 "О Концепции
инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы".
Постановлением предусматривается комплекс мер по преобразованию
(приватизация, создание финансово-промышленных групп, демонополизация в
инновационной сфере, малое предпринимательство и другие), направленные на
создание рыночной
инфраструктуры и способствующие активизации
инновационной деятельности, обеспечивающей
рост производства
конкурентоспособной продукции и освоение
высоких технологий.
1.4. Особенности и функции малого предприятия
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом
качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права
собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия:
ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не
позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и
общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая - персонифицированный характер отношений между
предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое
предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга
потребителей.
Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью
ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного
рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в
производственный процесс и все связанное с его организацией.
Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется
родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю
деятельность предприятия. Но при этом необходимо отметить, что данный
фактор порой может сыграть негативную роль в семейных отношениях.
Наконец, седьмая особенность
Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи и кредитные механизмы, действующие на рынке капитала, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю
оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных
предприятий это соотношение 80:20 (доля оборотного капитала : доля основных
фондов), то у малых оно составляет 20:80.
В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить
следующие экономические функции:
- во-первых, функция работодателя;
- во-вторых - производителя продукции и услуг;
- в-третьих - катализатора научно-технического прогресса;
- в-четвертых – налогоплательщика;
- в-пятых - агента рыночных отношений.
Не менее значимы функции
- во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности
многие люди раскрывают и
- во-вторых, используется труд социально уязвимых групп
населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев
и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных
предприятиях;
- в-третьих, малые предприятия являются главным продуцентом
мест производственного
обкатки молодых кадров.
Уже сегодня
актуальна и будет
функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой
рыночной экономикой. А именно создание малых предприятий по переработке
промышленных
отходов крупных и средних
предприятий.
1.5. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с
большой промышленностью.
Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости
изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой
номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования
незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного
количества потребителей. Таким образом, малые предприятия при сравнительном
насыщении рынка, находят себя в доработке продукции с учетом индивидуальных
запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление
которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не
автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных
производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.
Хотелось бы особенно обратить внимание на две большие группы малых
предприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это
предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное
развитие экономики.
Малые предприятия
импульс развитию крупных предприятий, именно здесь закладывается основа
глобальных структурных изменений. Поощрение малых инновационных предприятий в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано подготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рынок сбыта новой продукции, отладить технологические процессы, отработать основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная малая экономика - это полигон для отработки всех аспектов научно-технической политики. Однако нет возможности, да и нет необходимости учитывать все до мелочей при глобальных изменениях в экономике.
Эту «доводку крупных преобразований» призваны обеспечивать малые
предприятия, но только экстенсивного направления. Наполнением новыми
Информация о работе Взаимодействие малого бизнеса с государством