Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:46, реферат
Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают
жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают
значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об
этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9%
чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей
промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать
малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль,
специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие
перед российским малым бизнесом.
важности проблемы уже налицо. И потому не будем отказывать себе в надеждах
на лучшую
реальность.
2.2. Инвестиционная политика
Не
менее важной проблемой
процесс становления малых форм предпринимательства будет чрезмерно
длительным. У
государства достаточных
будут, но есть государственная собственность. Представляется целесообразным
часть ее не выставлять на аукционах на продажу, а сдавать малым
предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом
приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с
благоприятным предпринимательским климатом.
Привлечение средств частных инвесторов в малый бизнес и сведение их
рисков к минимуму возможны только при использовании специализированных
фондов и соответствующего законодательства, регулирующего их деятельность.
Одним из основных источников привлечения средств в государственные и
региональные фонды могут стать капиталы частных инвесторов, аккумулируемые
через облигационные займы.
Однако облигации под малый бизнес не будут ликвидными, а следовательно,
и привлекательными для частных, особенно иностранных, инвесторов, если
малые предприятия не получат налоговых льгот. В противном случае доходность
(ликвидность)
возможна только за счет
Для оценки уровня привлекательности инвестиций целесообразно создать
банк данных по предприятиям различных форм собственности. Основой банка
данных призвана служить бизнес-карта, которая должна стать источником
информации об имеющихся возможностях и условиях инвестирования в создание
новых предпринимательских структур в каждом регионе, о неиспользуемых
производственных мощностях, объектах незавершенного строительства, о
транспортной инфраструктуре, свободных трудовых и сырьевых ресурсах.
Одним из элементов целенаправленной политики в сфере малого
предпринимательства должно стать обеспечение ее тесной связи с процессом
приватизации. В программе приватизации необходимо учесть возможности
участия малого бизнеса. Доходы от приватизации нужно направлять не только в
федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, но и в аналогичные
региональные фонды, которые могли бы получать примерно 20% дохода от
реализации региональной и муниципальной собственности. Кроме того, как один
из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально
реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена
возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий.
Исключительно важной задачей является создание более благоприятных
условий для привлечения иностранного капитала к участию в процессе
приватизации путем обеспечения соответствующих гарантий и льгот малому
предпринимательству, включая предоставление права на владение контрольным
пакетом акций.
Особенно актуальным является создание на приграничных территориях
межрегиональных межгосударственных консалтинговых структур (бизнес-
центров). Целесообразность создания подобных структур должна быть
обоснована
при подготовке соответствующих
межправительственных соглашений,
таких же, как при формировании
финансово-промышленных групп.
Необходимо обеспечить режим наибольшего
благоприятствования для подобных
структур. В частности, стоит подумать
о принятии соответствующих
нормативных актов, которые способствовали
бы деятельности подобных бизнес-центров.
3. Взаимодействие малого бизнеса с государством
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса
В
условиях переходного периода
и нарушения производственно-
связей между предприятиями, предпринимательство как важная часть
преобразований экономических институтов, играет роль экономического
демпфера. В России пока лишь малый бизнес имеет достаточно высокий
потенциал, дающий возможность приспосабливаться к меняющимся условиям
внешней среды. Исходя из этого необходимо оказывать всяческое содействие со
стороны законодательной и исполнительной власти.
Для
активизации производственной
средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации направлены
на:
- создание необходимых условий для использования малыми предприятиями
бездействующих и
осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-
банкротов;
- концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в
малом предпринимательстве современного высокотехнологичного
товаропроизводящего и
- формирование условий и стимулов для расширения производственно-
технологической и
с крупным производством;
- информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства
(развитие региональных банков данных на единой классификационной
основе);
- упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных
налогов единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности
для малых предприятий;
- формирование благоприятного порядка налогообложения организаций,
входящих в инфраструктуру
- создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку
инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также
привлечение и использование
для этих целей иностранных
кредитов.
Для
выработки основных
малых и средних предприятий в субъектах Российской Федерации с учетом
основных характеристик можно выделить три группы регионов.
Первая
группа характеризуется
предприятий,
выполнением комплексных
В
среднесрочной перспективе
финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, построенной на
принципах бюджетного федерализма, на региональный и муниципальный уровень. Это позволит направить налоговые сборы и платежи от малых предприятий в бюджеты субъектов Российской Федерации. Приоритетный комплекс задач связан с формированием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающей создание гарантийно-инвестиционных банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компаний и обществ взаимного кредитования.
Планируется активизировать предоставление гарантий Правительством
Российской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для
быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всего
производственного и инновационного направлений, по переработке
сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, других
социально значимых товаров и услуг.
Серьезное внимание уделяется укреплению собственной финансовой базы
развития малых и средних предприятий, развитию микрокредитования,
способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста.
Важное
место в реализации
лизинг.
Лизинговые операции позволяют привлечь значительные объемы
негосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизации
основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть
финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую
базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности.
В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки
малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ
поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в
Российской Федерации создается система межрегиональных опорных лизинговых центров в специализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы и факторы в наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и строительстве. Возможна стабилизация в даже небольшое увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи. При этом вероятно дальнейшее снижение доли малого предпринимательства в торговой и посреднической деятельности. По прогнозным оценкам, к 2001 году в сфере малого предпринимательства более чем на миллионе малых предприятий только на постоянной основе может быть занято 10-13 млн. человек.
Информация о работе Взаимодействие малого бизнеса с государством