Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:46, реферат
Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают
жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают
значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об
этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9%
чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей
промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать
малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль,
специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие
перед российским малым бизнесом.
сталкиваться, еще не начав свою деятельность. Но беды предприятия с его
регистрацией не кончаются. Власти манипулируют ставками арендной платы и
прочих платежей. Появляются многочисленные контролирующие инстанции,
которые устраивают проверки по поводу и без повода. Представители властей
не раз доказывали
свою способность разрушить
причем в самые кратчайшие сроки.
Бюрократизм
является эффективным
Поборы осуществляются в трех основных формах: легальных, полулегальных и
нелегальных. Легальные включают налоги и обязательные платежи (от 40 до 50
наименований). Налоговое бремя уже само по себе достаточно тяжело. Но оно,
увы, не единственное. К полулегальным сборам относятся осуществляемые по
инициативе властей отчисления предприятий, выходящие за пределы
законодательных норм. Речь идет о "добровольно-обязательных" отчислениях на
разного рода муниципальные нужды (благоустройство города, ремонт зданий,
другие потребности коммунального хозяйства). Власти обладают достаточно
мощными рычагами, чтобы вынудить предпринимателя стать "благотворителем". И действия их - по сути своей незаконные - в данном случае принимают вполне
законную, официальную форму. Третья форма - нелегальные поборы, идущие
непосредственно в карманы конкретных чиновников в виде банальных взяток.
По мнению экспертов, коррупция является наиболее распространенным
незаконным хозяйственным действием. Причем перестройка и последующие
реформы принесли серьезные административные послабления в этой области.
Произошло явное расширение масштабов данного вида "торговли внутри
государства". Зафиксированные факты коррупции по-прежнему единичны и
разрознены. Но судя по всему, взятки достигли таких размеров, какие не
могли присниться советскому чиновнику даже в самом фантастическом сне.
Мы не намерены в данном случае ограничиваться традиционными обвинениями
в адрес чиновничества и "обелять" предпринимателей. У сделки как минимум
есть две стороны. И корыстные наклонности власть имущих нередко
используются, и весьма цинично, для решения собственных проблем: взятка
помогает получить доступ к дешевым ресурсам и индивидуальные льготы,
освободиться от части легальных платежей и избежать "благотворительных"
сборов. Конечно, это не "рыночный торг равноправных сторон", ущемление
предпринимателя здесь очевидно, но представлять его только лишь в качестве
пострадавшей стороны было бы не совсем верно.
По результатам опроса, ситуация здесь далеко не блестящая для
руководителей малых предприятий обращают внимание на наличие вымогательств со стороны чиновников, в том числе на частые вымогательства указывают 40,7%. И лишь 9,4% руководителей не наблюдают их в хозяйственной практике. Эти оценки близки к данным нашего опроса 1993 г., но все же частота бюрократических вымогательств несколько выросла (три года назад на их наличие указывали около 80% руководителей).
Здесь еще более заметно расхождение во мнениях между основными группами
респондентов. Оценки руководителей крупных и средних предприятий более
негативны: 56,0% считают вымогательства частым явлением. Но самыми
яростными обвинителями коррупции выступают представители общественных
организаций, поддерживающих малый бизнес (ее наличие в этой группе отмечают
практически все). Для них вообще характерно дистанцирование от официальной
власти, от "чиновников" (на деле эта дистанция зачастую не столь велика).
Что же касается самих чиновников, то данную проблему они закономерно
предпочитают не акцентировать. Конечно, мало кто утверждает, что коррупции
нет вовсе (менее чем каждый пятый), но большинство все же не считают
вымогательства частым явлением.
В
отраслевом разрезе опять
наблюдается особо пристальное внимание), затем следуют занятые в сфере
науки и консалтинга, торговли и транспорта. Чуть реже, судя по ответам, это
касается сферы строительства.
Проявления
силового давления выглядят
так и называют - "бюрократический и криминальный рэкет"). Складывается
впечатление, что одни группы живут в зоне насилия, а другие - в мире
относительного спокойствия. Где проходят границы между этими группами, еще
предстоит выяснить исследователям.
Наиболее удручающий элемент вырисовывающейся картины связан с оценкой
возможностей успешного хозяйствования при принципиальном отказе от дачи
взяток должностным лицам. В этом пункте общий оптимизм предпринимателей
сильно повыветрился. Только каждый шестой (16,6%) надеется, что это
возможно. 42,1% руководителей считают, что этого можно добиться с трудом. И
почти столько же (41,5%) не питают в данном случае никаких надежд. Если
ситуация с
деловой обязательностью
на победу над коррупцией, похоже, мало кто всерьез рассчитывает. Здесь
витает дух обреченности. Это относится и к другим опрошенным группам. За
исключением самих чиновников, видящих ситуацию в более радужном цвете, все
относительно единодушны (несколько пессимистичнее оценки руководителей
крупных и средних предприятий). В отраслевом разрезе среди пессимистов
лидируют занятые в сферах финансов, торговли и услуг населению. Но мнение
производственников отличается несильно.
Делая следующий шаг, мы оставляем в стороне тех немногих, кому
посчастливилось не наблюдать "аномальных" явлений в сфере малого бизнеса,
чтобы посмотреть,
каковы ценностно-нормативные
респондентов, указывающих на имеющиеся негативы. Назовем "оптимистами" или "несогласными" тех, кто признает наличие этих явлений, но считает возможным их устранение. Тех, кто такой возможности не видит, назовем "пессимистами" или "обреченными". Тех же, кто думает, что обойтись без таких явлений хотя и с трудом, но можно, будем считать "умеренными".
Когда речь идет о возможности не нарушать деловых обязательств, как это
делается сегодня, оптимистов предостаточно (более половины опрошенных).
Почти половина руководителей оптимистично смотрят на возможность избавиться от силовых действий, вымогательств и угроз в отношениях между партнерами. А вот в то, что можно благополучно существовать, не прибегая к взяткам, верит лишь каждый девятый. Пессимистами же в первых двух случаях можно назвать каждого девятого-десятого. А в случае с коррупцией 45% руководителей убеждены, что она не только существует сегодня, но и непреодолима в будущем. Наконец, умеренные позиции высказывают около 40% руководителей с небольшими вариациями в каждом случае.
В итоге представителей малого бизнеса при всей критичности их оценок
современной ситуации можно считать оптимистами. Это, видимо, их
"профессиональная"
черта, помогающая им
Те, кто занят государственным регулированием и поддержкой малого
бизнеса, отстаивает интересы малого предпринимательства, в целом более
пессимистичны. Возможно, управленцы и "общественники" лучше информированы (в соответствии с поговоркой: пессимист в нашей стране - это хорошо информированный оптимист). Оценки самих предпринимателей, исходящих из своего личного опыта, более надежны, менее подвержены негативному влиянию средств массовой информации и потому более умеренны? С уверенностью на этот вопрос сейчас ответить трудно.
Многие наши гипотезы не подтвердились. Например, не всегда отчетливо
проявляются отраслевые различия. Отсутствуют также сколь либо заметные
связи с географическим размахом хозяйственной деятельности. Одно дело, если
связи малого предприятия замкнуты в пределах собственного города, другое -
если имеются деловые партнеры по всей стране, третье - если существуют
устойчивые контакты с дальним зарубежьем. Но различий в нашем случае не
наблюдается, всех ожидают общие трудности.
Рассмотренные нами проблемы сегодня поднимаются чуть ли не в каждом
обсуждении, касающемся вопросов предпринимательства или проводимом с
участием предпринимателей. Но делаются ли какие-нибудь практические шаги по
улучшению ситуации?
Первые попытки прочертить нормативные границы в хозяйственной
деятельности, создать Кодекс чести предпринимателя были сделаны еще в 1990-
1991 гг., но особого резонанса они не имели. В последнее время в этой
области наблюдается прилив творческой активности. Только в 1995 г. были
приняты: Кодекс чести банкира, Кодекс профессиональной этики российского
общества оценщиков, Кодекс члена Российской гильдии риэлтеров, Правила
добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников
фондового рынка, Кодекс рекламной деятельности. Крупное объединение
"Круглый стол бизнеса России" предложило "Хартию бизнеса", основной идеей
которой является призыв к неприменению силы в деловых отношениях
(трагическая смерть главного инициатора Хартии, председателя "Круглого
стола" И.Кивелиди придает этому призыву особый оттенок). Почти одновременно
Торгово-промышленная палата России открывает новую программу "Деловая
культура". Конечно, неизвестно, будут ли подобные хартии и кодексы
исполняться (в том числе теми, кто их подписал). И обоснованного
скептицизма на этот счет предостаточно. Но по крайней мере понимание
Информация о работе Взаимодействие малого бизнеса с государством