Взаимодействие малого бизнеса с государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:46, реферат

Описание работы

Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают
жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают
значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об
этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9%
чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей
промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать
малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль,
специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие
перед российским малым бизнесом.

Файлы: 1 файл

мб3.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

        Резкий  спад темпов  прироста  числа   МП  по-разному  нашел  отражение   в

    отдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые  за  несколько

    прошедших   лет   опережающими   темпами   увеличилось   количество   МП   в

    строительстве и на транспорте (на 18 и 19% в 1995 г.). В  торговле  и  сфере

    общественного  питания  число  МП  уменьшилось  примерно  на  10%.  В общей

    коммерческой  деятельности по обеспечению  функционирования  рынка,  в  сфере

    обслуживания  произошло абсолютное  сокращение  числа  малых  предприятий  (-

    5,6%).

        В  1995 г. среднесписочная численность  занятых в МП по сравнению  с  1994

    г.  увеличилась  на  0,8%  Конечно,  величина  прироста  невелика,  но   она

    подтверждает  данные социологических опросов, в  ходе которых руководители  МП высказывали  мнение  о  необходимости   увеличения   численности   персонала предприятий. И что очень важно, они указывают на  то,  что настало время перехода от полулегальной занятости  к  нормальной,  адекватной  действующим законам.

        Особо  надо отметить усиление инвестиционной  активности МП.  Общий  объем

    их капитальных  вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности

    - в 7,4 раза.

        Можно   констатировать,  что  в  1994-1995  гг.   проводимая   российским

    правительством  политика умеренно-жесткой финансовой  стабилизации,  с  одной

    стороны, сопровождалась значительным  замедлением  темпов  роста  количества

    МП, но с другой стороны, имела выраженный оздоровительный  эффект.  В  стране

    стала формироваться  принципиально новая экономическая  ситуация,  в  которой

    МП  начали  играть  роль,  характерную  для  малого  предпринимательства   в

    нормальной  рыночной экономике.

        Малые   предприятия  в  борьбе  за  выживание  научились   самостоятельно

    приспосабливаться   к   сложностям   рынка.   Так,   для   повышения   своей

    жизнеспособности   МП   активно   скрывают    реальную    хозяйственную    и

    инвестиционную  деятельность.  Более  чем  половина  МП  неторгового  профиля

    помимо основной  деятельности  в  1995г.  занималась  еще  и  торговлей  как

    несложной,  но  относительно  прибыльной  деятельностью  с  быстрым   сроком

    оборачиваемости капиталов. А  торговые  капиталы  все  чаще  устремляются  в

    производство, хотя и в самых простых его  формах.

        В  целом можно предположить, что  новый  рывок  в  динамике  числа  МП,  в

    увеличении  их макроэкономического веса по всем  показателям  неизбежен.  Его

    следует ожидать  по мере накопления предпосылок  для  формирования  целостной

    системы   рыночного   хозяйствования,   решительных    шагов    в    области

    демонополизации экономики, дебюрократизации управления  и,  конечно,  общего

    перехода  к  фазе  оживления  и  подъема  производства  и  производственного

    инвестирования.

        Для   закрепления  и  дальнейшего   развития  позитивных  тенденций   роста

    российского малого предпринимательства, кардинального  расширения  поля  его

    деятельности  требуется активизация  государственной  поддержки  МП  на  всех

    уровнях. В  первую  очередь  в  поддержке  нуждается  сфера  кредитования  и

    страхования малого бизнеса, стимулирования  его  инвестиционной  активности.

    Настоятельной  необходимостью  является  декриминализация  малого   бизнеса.

    Чрезвычайно важно также расширение инновационной  и научной  деятельности  МП в интересах  развития  всех  сфер  российской  экономики.  Начало  реального

    подъема в  экономике  позволит  перейти  к  следующему  этапу  по-настоящему

    рыночного развития российского малого бизнеса. Заложенные   основы  рыночных

    отношений,  сформировавшиеся  капиталы,  их  способность  к   инвестиционной

    деятельности  дают возможность предположить, что  очередной - шестой  этап  (с

    1995г. по  ………)  развития  предпринимательства сможет  изменить  соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов.  Тогда  предпринимательство сможет проявляться во всем   многообразии  и  обнаруживать  силы,  способные двигать   рынок,   обеспечивать   нормальное    функционирование    рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых  отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству  же  предстоит приложить усилия для всемирного  развития  и  поддержания  в  долговременной перспективе  конкурентной  среды  и  её  стабильности   в   качестве   среды  хозяйствования.

        На  данном этапе актуальна проблема  внедрения на рынок малых   предприятий

    в  условиях  жесточайшего   экономического   кризиса,   который   привел   к

    банкротству большого числа крупных олигополий. Обвал рубля  привел  к  тому,

    что крупные  компании потеряли свои позиции  на  рынке  товаров  и  услуг,  а

    большинство средних и мелких предприятий, которые  «держались  на  плаву»  до

    сентября 1998 года, вообще перестали существовать.

        В  90-е годы стабильно росла доля  МП в общем объеме ВВП.  Это  -  весомый

    факт, особенно на фоне продолжающегося  спада  практически  во  всех  сферах

    российской  экономики. По официальным статистическим данным  Госкомстата  РФ, на 1.01.1996 г. в  России  насчитывалось  877  тыс.  малых  предприятий,  на

    которых было занято 8,9 млн. человек  (по  среднесписочному  составу),  а  с

    учетом вторичной  занятости -  13,8  млн.  человек.  В  отраслевой  структуре

    доминирует  торгово-посредническая деятельность, а в  региональной  структуре

    -Центральный  экономический район с ядром  в Москве (табл. 1, 2).

        В  развитии малого предпринимательства  за последние 1-2  года  наметились

    кардинально новые тенденции, выразившиеся в  первую  очередь  в  существенном

    замедлении  темпов роста числа малых предприятий. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1.2. Виды малых предприятий

            Дадим  краткую  характеристику  малым  предприятиям.  Сталкиваясь   с

    малыми  предприятиями,  обычно  допускают  типичную  ошибку,  считая   малые

    предприятия одним из видов предприятий, подобно  государственным,  арендным,

    совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия  в  этот  перечень

    не могут  быть включены. Малые  -  это  не  вид,  не  организационно-правовая

    форма,  а  размер  предприятия.  Малое   предприятие   -   всегда   какое-то

    применительно к выделяемым в законодательстве  видам  предприятий.  Из  всех

    имеющихся  видов  предприятий:  государственных,  коллективных,  совместных,

    кооперативов  и  т.д.,  выделяется  их  часть   по   критериям   численности

    работающих.  Таким  образом,   существуют   малые   государственные,   малые

    совместные, малые  частные и прочие виды малых предприятий.

           В  этой  связи  становится  очевидным,  для  малых   предприятий   не

    существует  какой-то  универсальной,  общей  для  всех  их   видов   системы

    ценообразования,   материально-технического   снабжения,    оплаты    труда,

    управления  и т.д. Все эти системы функционирования предприятия  определяются

    по их видам.

          Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение,  будто бы  вид

    малого предприятия  предопределяется  тем,  какая  организация  является  его

    учредителем.  Безусловной  связи  здесь   нет.   Малые   предприятия   могут

    создаваться  гражданами,  членами  семьи  и  совместно  с  другими   лицами,

    государственными,  арендными,   совместными   предприятиями,   общественными

    организациями  и  т.д.  Кроме  того,  малые  предприятия  могут  создаваться

    совместно указанными органами, предприятиями, организациями  и гражданами.

           Если  учредителем   малого   предприятия   является   государственная

    организация, то это отнюдь не означает, что новое  образование  будет  именно

    малым  государственным  предприятием.  Имущество,  выделяемое   из   состава

    государственного предприятия, может быть сдано в  аренду  кооперативом.  Вид

    созданного  предприятия - кооператив. Могут быть и другие варианты.

          В то  же  время  индивидуальные  частные  предприятия,  названные   так

    именно применительно  к учредителям, не могут быть иного  вида.  То  есть  по

    таким  видам  малых  предприятий  учредительство  и  вид  малых  предприятий

    совпадают. 

            
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.3. Правовые основы  малого бизнеса

          Малый бизнес  в  России  как  самостоятельное  социально-экономическое

    явление  существует  уже  более  10  лет.  Действующие   законодательные   и

    нормативно-правовые  акты  направлены  на  государственную  поддержку  малых

    предприятий    с   целью   создания    благоприятных    условий    для    их

    функционирования, в первую очередь предоставления льгот по  налогообложению.

    Ниже приведены  некоторые законы и постановления  правительства  направленные на поддержание и регулирование процессов связанных  с  формированием  малого бизнеса.

        Закон   РСФСР  от  25  декабря  1990  г.  N  445-1  "О   предприятиях   и

    предпринимательской деятельности" (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 1 и  20

    июля, 1993 г., 30  ноября  1994  г.).  Данным  законом  определены  основные

    понятия:  предпринимательская  деятельность,  субъекты  предпринимательства,

    статус предпринимателя, формы предпринимательской деятельности.

          Так, постановлением Правительства  Российской Федерации от 18.07.91  г.

    № 406 «О мерах  по поддержке и развитию  малых  предприятий  в  РСФСР»,  были

    определены  критерии отнесения предприятий к категориям малых,  предусмотрена

    возможность установления определенных  налоговых  льгот,  а  также  создания

    фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

           В  соответствии  с  законом   РСФСР  «О  конкуренции   и   ограничении

    монополистической деятельности  на  товарных  рынках»,  Правительство  РФ  в

    апреле  1993  г.  приняло  постановление  об  образовании  фонда   поддержки

    предпринимательства и развития конкуренции  (с  декабря  1995  года  он  был

    переименован  в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

          В июне  1995  г.  был  принят  федеральный  закон  «О  государственной

Информация о работе Взаимодействие малого бизнеса с государством