Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:46, реферат
Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают
жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают
значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об
этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9%
чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей
промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать
малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль,
специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие
перед российским малым бизнесом.
Резкий спад темпов прироста числа МП по-разному нашел отражение в
отдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько
прошедших лет опережающими темпами увеличилось количество МП в
строительстве и на транспорте (на 18 и 19% в 1995 г.). В торговле и сфере
общественного питания число МП уменьшилось примерно на 10%. В общей
коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, в сфере
обслуживания произошло абсолютное сокращение числа малых предприятий (-
5,6%).
В
1995 г. среднесписочная
г. увеличилась на 0,8% Конечно, величина прироста невелика, но она
подтверждает данные социологических опросов, в ходе которых руководители МП высказывали мнение о необходимости увеличения численности персонала предприятий. И что очень важно, они указывают на то, что настало время перехода от полулегальной занятости к нормальной, адекватной действующим законам.
Особо
надо отметить усиление
их капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности
- в 7,4 раза.
Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая российским
правительством политика умеренно-жесткой финансовой стабилизации, с одной
стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества
МП, но с другой стороны, имела выраженный оздоровительный эффект. В стране
стала формироваться
принципиально новая
МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в
нормальной рыночной экономике.
Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно
приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей
жизнеспособности МП активно скрывают реальную хозяйственную и
инвестиционную деятельность. Более чем половина МП неторгового профиля
помимо основной деятельности в 1995г. занималась еще и торговлей как
несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком
оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в
производство, хотя и в самых простых его формах.
В целом можно предположить, что новый рывок в динамике числа МП, в
увеличении их макроэкономического веса по всем показателям неизбежен. Его
следует ожидать по мере накопления предпосылок для формирования целостной
системы рыночного хозяйствования, решительных шагов в области
демонополизации экономики, дебюрократизации управления и, конечно, общего
перехода к фазе оживления и подъема производства и производственного
инвестирования.
Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста
российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его
деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех
уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и
страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности.
Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса.
Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального
подъема в экономике позволит перейти к следующему этапу по-настоящему
рыночного развития российского малого бизнеса. Заложенные основы рыночных
отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной
деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с
1995г. по ………) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.
На
данном этапе актуальна
в условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к
банкротству большого числа крупных олигополий. Обвал рубля привел к тому,
что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а
большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до
сентября 1998 года, вообще перестали существовать.
В
90-е годы стабильно росла
факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах
российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на
которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с
учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре
доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре
-Центральный экономический район с ядром в Москве (табл. 1, 2).
В
развитии малого
кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном
замедлении
темпов роста числа малых предприятий.
1.2. Виды малых предприятий
Дадим краткую
малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку, считая малые
предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным,
совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень
не могут быть включены. Малые - это не вид, не организационно-правовая
форма, а размер предприятия. Малое предприятие - всегда какое-то
применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех
имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных,
кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности
работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые
совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.
В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не
существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы
ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда,
управления
и т.д. Все эти системы
по их видам.
Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид
малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его
учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут
создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами,
государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными
организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться
совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.
Если учредителем малого предприятия является государственная
организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно
малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава
государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид
созданного предприятия - кооператив. Могут быть и другие варианты.
В то же время индивидуальные частные предприятия, названные так
именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по
таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий
совпадают.
1.3. Правовые основы малого бизнеса
Малый бизнес в России
как самостоятельное
явление существует уже более 10 лет. Действующие законодательные и
нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых
предприятий с целью создания благоприятных условий для их
функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению.
Ниже приведены некоторые законы и постановления правительства направленные на поддержание и регулирование процессов связанных с формированием малого бизнеса.
Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и
предпринимательской деятельности" (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 1 и 20
июля, 1993 г., 30 ноября 1994 г.). Данным законом определены основные
понятия: предпринимательская деятельность, субъекты предпринимательства,
статус предпринимателя,
формы предпринимательской
Так, постановлением
№ 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», были
определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена
возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания
фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.
В соответствии с законом РСФСР «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках», Правительство РФ в
апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки
предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был
переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).
В июне 1995 г. был принят федеральный закон «О государственной
Информация о работе Взаимодействие малого бизнеса с государством