Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:46, реферат
Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают
жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают
значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об
этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9%
чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей
промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать
малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль,
специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие
перед российским малым бизнесом.
предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и
не очень качественных (типа продукции китайского производства), но
пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. Быстрая
оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних
размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую
социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь в нишах обслуживания как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками стали возникать элитные магазины, владельцы и работники которых нередко начинали с "челночной" деятельности.
К позитивной роли торговой и посреднической деятельности МП следует
отнести и их участие в создании новых хозяйственных связей. Инициированная
либерализацией цен и рядом других факторов (сдача позиций военно-
промышленного комплекса {ВПК}, утрата рынков стран Восточной Европы и пр.) полная "закупорка" ранее сложившихся каналов взаимосвязей между
производителями, поставщиками и торговлей открыла широкое поле для
деятельности малых фирм по снабжению и сбыту продукции. Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме нужен новый технологический каркас экономики с соответствующими рыночными, высокоэффективными каналами движения товаров от производителей к потребителям. В стратегическом плане задача создания такого каркаса малому бизнесу не по силам, так как требует многих лет и огромных капитальных вложений.
Однако
малый бизнес смог сыграть
роль катализатора первых
к новой системе внутрикооперационных связей в российской экономике. Кроме
того, он выполнял роль демпфера, спасающего многие предприятия от
немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все же
работавших хозяйственных связей.
Рывок малого предпринимательства в сторону торговой и посреднической
деятельности стал также закономерной реакцией на введенный правительством
налоговый прессинг. В бывшем СССР не было и в принципе не могло быть
налоговой системы, адекватной рыночным условиям. Поэтому введение в
практику хозяйственной жизни даже элементов нормальной налоговой
ответственности должно было вызвать у не привыкших к этому предпринимателей естественную реакцию отторжения. Но дело в том, что на эту реакцию наложился явный экстремизм правительственной налоговой политики, направленной на изъятие до 70-90% доходов малых предприятий. При этом правительство и не рассчитывало на то, что кто-либо будет сразу же платить налоги в полной мере. Предпринимателей тем самым подталкивали к тому, чтобы искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество,ориентированные на работу трудноконтролируемыми наличными средствами, открывали большие возможности для ухода от налогов.
В целом ситуация 1992г. может быть охарактеризована общепринятым
термином "грюндерство".
Малое предпринимательство
Иллюстрацией
к вышесказанному может
Именно
этим объясняется феномен
Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации
и развития всех видов предпринимательства, появления множества
собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг,
торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
Шестой этап. К 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и
возможности
сверхприбыльной торгово-
Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись
резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой
доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной рыночной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и по доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу. Оно идет вслед за ними в роли хотя и вполне достойного, но все же аутсайдера.
Если в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес,
жила по законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. все
четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы.
Реже встречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало
дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой
становился доход на одного занятого в МП на уровне, колеблющемся вокруг
средней заработной платы по стране.
В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой,
рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения
предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются
первой жертвой таких поглощений. Например, в Красноярске на месте еще
недавно многочисленных индивидуальных торговых ларьков возникли хорошо
оформленные торговые павильоны, принадлежащие той или иной крупной фирме. Менее рентабельные МП, не выдержавшие экономической конкуренции со средними и крупными фирмами, были вынуждены свернуть свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе российских реформ процессы централизации и концентрации капиталов также противостоят увеличению численности МП. Но в дальнейшем, возможно, новые крупные и средние предприятия будут самым активным образом стимулировать создание новых МП в структуре формируемых новых хозяйственно-технологических цепочек, т.е. в будущем наибольшее распространение получат холдинги, т.к. именно они являются наиболее гибкой экономической структурой.
На
кардинальное замедление
завершение перерегистрации малых предприятий, созданных еще по законам
бывшего СССР. Действующие МП в ходе перерегистрации принимали новые
организационные формы, а прекратившие свою работу - просто ликвидировались.
Поскольку величина числившихся зарегистрированными, но реально не
функционировавших МП была достаточно велика, их официальная ликвидация
внесла существенный вклад в общее замедление темпов роста числа малых
предприятий России. Фактор перерегистрации и ликвидации не работающих
предприятий в полной мере проявил себя в 1995 г. в связи с введением в
практику хозяйственной деятельности нового Гражданского кодекса (ГК). В
соответствии с положениями его первой части малые предприятия, имеющие
форму товариществ (а это была очень распространенная хозяйственная форма
малых предприятий), должны переоформить свои учредительские документы,
приняв другие, предусмотренные ГК хозяйственные формы. Если учесть, что
даже по официальным оценкам Госкомстата РФ, более трети зарегистрированных
малых предприятий либо не приступали к хозяйственной деятельности, либо
приостановили ее, не ликвидировавшись, то очевидно, что начавшаяся в 1995
г. перерегистрация и соответственно официальная ликвидация реально не
функционирующих малых предприятий должны привести к дальнейшему
существенному снижению числа малых предприятий в России. А с учетом того,
что в ряде российских регионов реально действует чуть более половины
зарегистрированных МП (по данным Госкомстата РФ), перерегистрация внесет
определенные коррективы и в региональную структуру малого
предпринимательства
страны.
Замедление
роста числа новых малых
что не проявил свою силу - и в экономическом, и в социальном плане - такой
мощный фактор увеличения малых предприятия, как рост безработицы. Несмотря
на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. официальная
безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения.
Реальная безработица может быть на порядок выше, на что указывают
альтернативные расчеты экспертов профсоюзных объединений, международных организаций и пр. Но тем не менее официальный статус работающих (пусть даже на "полуживых" предприятиях), пока он действует, создает социально- психологический эффект, при котором люди отказываются заниматься иной самостоятельной деятельностью, в том числе пробовать свои силы в сфере малого бизнеса. Более распространенным оказывается случайный, часто нигде не регистрируемый вспомогательный заработок от мелких перепродаж или выполнения подсобных работ. Но как только правительство России на деле, а не на словах пойдет на банкротства многочисленных нерентабельных предприятий, рост официальной безработицы, несомненно, вызовет новую волну увеличения числа МП.
Информация о работе Взаимодействие малого бизнеса с государством