Развитие интереса к народной музыке у младших школьников (на материале фольклорного ансамбля детской школы искусств)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить методы развития интереса к народной музыке у учащихся на занятиях фольклорного ансамбля детской школы искусств.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на занятиях фольклорного ансамбля в детской школе искусств.
Предмет исследования – методы и приемы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………...6
Проблема интереса: общетеоретический анализ…………………………...6
Роль народной музыки в воспитании подрастающего поколения……….20
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ………………………………………………….37
2.1.Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом и их реализация в условиях фольклорного ансамбля Детской школы искусств..37
2.2.Методы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля………………………………………………………..52
2.3.Организация и результаты опытно-экспериментальной работы……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………

Файлы: 1 файл

Stepanova_experiment.doc

— 495.50 Кб (Скачать файл)

     Значительную сложность  представляет для участников  ансамбля пение без дирижера. Оно требует уверенного, эмоционального  исполнения песни, прочных вокально-хоровых  навыков. Такое пение повышает  чувство коллективной ответственности, активизирует творческую самостоятельность, особенно во время концертных выступлений. В коллективе должны быть свои «дирижеры». Это запевалы, наиболее ответственные и уверенные хористы, которые с помощью взгляда и кивка головы показывают моменты вступления и окончания, дают нужный характер и темп исполнения.

     Проблема формирования  репертуара – одна из наиболее  значимых в деятельности фольклорного  коллектива, и прежде всего в  деятельности его руководителя. Успех работы ансамбля или  хора во многом зависит от правильного подбора произведений для разучивания и исполнения. За последние годы резко возросло число фольклорных сборников, изданных центральными и местными издательствами. Материал многих сборников с успехом можно использовать в работе с детьми. Репертуар детского фольклорного коллектива может быть расширен за счет неопубликованных записей собирателей. Работу по изучению фольклора Урала ведут в настоящее время многие учебные заведения нашего города: Уральская государственная консерватория, Уральский государственный университет, Уральский государственный педагогический университет, музыкальное училище имени Чайковскго, центр народного творчества.

     Очень хорошо, если  руководитель сам владеет навыками  расшифровки, обработки и аранжировки  народных песен. Положительные результаты сложной, кропотливой работы по созданию репертуара несомненно скажутся в дальнейшем, когда коллектив приобретет свой индивидуальный творческий облик. В репертуар детского фольклорного ансамбля могут войти и произведения «взрослого» творчества: колыбельные, шуточные, игровые, хороводные, плясовые, свадебные, лирические песни. Многие из них доступны детям. Вспомним, что в народно-исполнительской традиции немалая роль отводилась процессу «фольклорного воспитания» подрастающего поколения… Дети, постоянно общаясь со взрослыми, становились участниками или слушателями происходивших на их глазах игрищ, обрядов. Сначала они копировали более доступные для их восприятия игровые, шуточные элементы. Подрастая, включались в календарные обряды и общие хороводы. Поэтому следует искать источник репертуара для детского фольклорного коллектива прежде всего среди образцов с ярко выраженным игровым началом, танцем, пляской, шуткой. Сопровождение пения движением, как убеждает практика, влияет на качество хорового звучания, способствует развитию необходимых вокально-хоровых навыков: дети увереннее интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция, воспитывается чувство ансамблевой согласованности, быстрее происходит процесс усвоения нового материала. Кроме того, у участников коллектива вырабатывается умение и навык красиво двигаться, заметно исправляется осанка. Возможность «обыгрывания» определяется содержанием, жанром песни. Исследователь детского фольклора Г.С. Виноградов указывает, что, например, в игровых, хороводных песнях движение раскрывает содержание игры, служит иллюстрацией сюжета. Такова например песня «Сидит Дрема», содержание которой требует обыгрывания.

     Как проводится игра? Выбирают Дрему, усаживают его  на стул посередине. Остальные дети, взявшись за руки, ходят вокруг и поют:


 

 

     Слова первой строфы  произносят очень тихо, но внятно, второй, третьей и четвертой –  громко, но без крика. Исполняющий  роль Дремы делает все, о чем  поется в песне: «просыпается» (на  словах «Взгляни, Дрема, на народ»), встает, идет против движения хоровода, выбирает на свою роль нового исполнителя («бери, Дрема, кого хошь»), прохаживается с ним и усаживается «во кружок». Очень «подтягивает» ребят условие, что «Дрема» выбирает того, кто хорошо и выразительно выполняет движения, четко говорит (практически же можно выбирать любого). После того, когда выбрали «нового» Дрему, игра возобновляется. Она необычайно оживляет работу над песней, способствует проявлению индивидуальных творческих задатков, развитию воображения. Каждый ребенок будет вносить в игру что-то свое.

     Над этой песней  хорошо работать с детьми младшего  школьного возраста (7-10 лет). По заданию  детям легче произносить отдельные  фразы и выполнять простые  движения, чем петь. Поэтому на  первых занятиях можно рекомендовать проведение игры, где движение сопровождается произнесением текста в соответствии с заданным ритмическим рисунком:

                        



 

 

В дальнейшем же выученный текст может быть пропет.

     Очень полезны песенки-игры, в которые включены отдельные фразы, произносимые солистом. Такие игры вызывают у детей живой интерес и большую эмоциональную отдачу. Они позволяют многократно, но не утомляя ребят излишне, повторять один и тот же напев, добиваясь его полного усвоения. Исполнение при этом какой-либо роли дает возможность ребятам попробовать свои силы в «сольном выступлении».

     Соотношение слова, музыки, движения наиболее эффективно  в начале процесса обучения. Исходя  из этого, определяется жанровый  состав репертуара детского народно-хорового коллектива младшего возраста: прибаутки, песнушки, потешки, колыбельные, игровые, плясовые, хороводные песни. Хорошо иметь в репертуаре несколько хороводных песен, различных по типу хореографии, характеру и темпу исполнения. Нравятся детям и украшают концертную программу песни с интересным хореографическим рисунком, с движением хоровода не только по кругу и рядами, но и «змейкой», «подковкой» и т.п. Хороши в репертуаре детского ансамбля календарные песни, связанные со старинными обычаями, олицетворяющие трудолюбие народа, его оптимизм и традиционно исполнявшиеся детьми. В эти песни вложена огромная любовь к родной природе. Из песен этого жанра дети многое узнают о быте русского человека. При знакомстве с весенними календарными песнями им можно рассказать, каким большим праздником для деревенских ребятишек был день прилета жаворонков – первых весенних птиц. Ребята собирались гурьбой, привязывали «жаворонков», выпеченных из теста к шестам, поднимали высоко вверх или бегали по улице, держа птиц в руках, иногда подбрасывая их в воздух. При этом исполняли песенки – заклички, веснянки, которыми заклинали весну. А под Новый год дети веселой толпой ходили от дома к дому, пели под окнами поздравительные песни-колядки. В них хозяину дома желали благополучия, хорошего урожая в новом году. За щедрые пожелания «певцы» получали угощение, поэтому старались спеть как можно лучше. Часто в текстах таких песен было много юмора, озорства.

     Календарные песни  – ценный материал для формирования  певческих навыков у начинающих. Мелодии этих песен невелики по звуковому объему, построены на чередовании секундовых, терцовых или квартовых попевок (см.приложение 1).

     Однако, не следует  считать, что для детского исполнения  подходят только веселые, скорые  произведения. Эмоциональный отклик вызывают у детей и спокойные, напевные песни с драматическим содержанием. Среди них свадебные и лирические. Картины природы в этих песнях созвучны настроению и чувствам человека. Для детей вполне естественно увеличение в репертуаре количества произведений, заимствованных у взрослых. Расширение круга интересов ребенка находит свое выражение в многообразии содержания песен: историческое прошлое Родины, события современности, образы героев, их смелость, воля, мужество, патриотизм, дружба и товарищество, первое чувство любви, образы природы, фантастика…

     Одновременно расширяется  и усложняется комплекс средств  художественной выразительности, что  проявляется в ритмике, ладовой  организации, строфическом строении, многоголосии песен. Изменяется и соотношение музыки, слова и движения. В репертуаре проявляются песни, не связанные с движением или инструментальным сопровождением. С ними должны органично сочетаться песни о достаточно сложными игровыми действиями, пляской, сопровождающиеся инструментальными наигрышами.

     Для исполнения в  концерте можно объединить песни  разных жанров по принципу  сюжетности, контраста, по музыкально-стилевым  признакам и т.п. В концертах  не всегда объявляется каждая  песня. По разным признакам песни  можно объединить в группы, представить их в виде «веночка» песен одной области, песен одного жанра и т.д. Большие возможности отобразить современную тематику, близкие ребятам события школьной жизни дают частушки – жанр, довольно сложный для исполнения. Но работа над выразительностью частушечной интонации, решение разнообразных актерских задач увлекают ребят.

     Большое внимание  в детском фольклорном коллективе  обращается на сценическое решение  песни, в частности, на костюмы. С  этим вопросом мы обратились  к родителям учащихся. Надо сказать, что родители принимают активное участие в жизни коллектива. Чувствуется их большой энтузиазм и заинтересованность в том, чем занимаются дети. Все праздники, концерты у нас проходят совместно с родителями, ставшими для нас надежной поддержкой в совместной работе, главной целью которой является воспитание гармонично развитой личности. Вместе с родителями учащихся мы просмотрели книги о костюмах, имеющиеся эскизы, ознакомились с основными закономерностями женского и мужского русского народного костюма, особенности его кроя. Несмотря на все трудности в изготовлении костюмов самостоятельным способом, ни один ребенок не остался без внимания. Костюмы получились удивительные – яркие, разнообразные, индивидуальные… Со временем, необходимо создать такие концертные костюмы, которые бы отражали различные региональные особенности русского костюма, поскольку песенный репертуар концертного коллектива восходит к различным областным певческим стилям.

 

2.2. Методы развития интереса  учащихся к народной музыке

на занятиях фольклорного ансамбля

 

     Существенную роль  в воспитании интереса учащихся  к народной музыке играют методы  обучения. Ю.К. Бабанский, подчеркивая  мотивационное воздействие методов  организации учебно-познавательной  деятельности на школьников, отмечает методы стимулирования, которые условно разделяет на две большие подгруппы. Первая из них содержит собственно методы формирования познавательных интересов учащихся, вторая – методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении. Ученый относит к первой группе: познавательные игры, являющиеся «ценным методом стимулирования интереса к учению» и опирающиеся на «создание в учебном процессе игровых ситуаций» [4, C.104]; а также входящие в них такие приемы стимулирования учения, как анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха в учении [4, с.105].

     Дальнейшее развитие  методы стимулирования учебно-познавательной  деятельности получают в педагогической  теории и практике в конце XX – начале XXI века. Достаточно полная их характеристика дается в учебнике «Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии», где в главе «Методы обучения» С.А. Смирновым предлагается наиболее полная классификация методов стимулирования учебно-познавательной деятельности, включающая:

  • методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха в обучении, поощрение и наказание, игры, постановка систем перспектив);
  • методы развития познавательного интереса (формирование готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета; стимулирование занимательным содержанием, создание ситуации творческого поиска);
  • методы формирование ответственности и обязанности (формирование понимания личностной значимости учения, предъявление учебных требований, оперативный контроль);
  • методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся (творческие задания, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия; создание креативного поля; перевод игры на более сложный уровень - творческий).

     Следует отметить, что  методы стимулирования учебно-познавательной  деятельности школьников особенно  важны в развитии интереса  к учению, так как все они  воздействуют на формирование  у школьника мотивации к данному виду деятельности. Последняя «протекает значительно эффективнее и дает более качественные результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели» [31, с.188].

     Рассмотрим, прежде всего, методы развития познавательного  интереса. Метод формирования готовности  восприятия учебного материала, представляет собой «одно или  несколько заданий или упражнений  учителя, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий или упражнений урока» [31. с.191].

     Применительно к занятиям  фольклорного ансамбля можно  привести следующий пример. Допустим, вместо стандартной фразы «Сегодня  мы разучиваем новое произведение» предлагается прослушать это произведение в грамм – или аудиозаписи в исполнении профессионального народного коллектива. В процессе прослушивания детям необходимо отметить момент звучания певческих голосов, характер звуковедения, диалектические особенности, манеру исполнения, художественно-образное содержание этого произведения. Данное предварительное задание подготовит учащихся к внимательному и осознанному восприятию нового материала, они будут особенно активными в познавательном процессе, стремясь раскрыть для себя загадку звучания нового дня для них музыкального исполнения.

     Следующий метод, обозначенный  С.А. Смирновым, - выстраивание вокруг  учебного материала игрового  приключенческого сюжета, что предполагает  «проведение в ходе урока игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий» [31, с.191]. Данный метод вполне может быть, применим и на фольклорных занятиях. В младшем звене этот метод может с успехом использоваться при проведении игры – путешествия в страну русских народных сказок, где учащиеся встречаются с героями знакомых произведений. В игре школьники закрепляют знания, умения и навыки в разных видах музыкальной деятельности (пении, музыкально-ритмическом движении, игре на музыкальных инструментах). Также можно проводить конкурсы лучших вокальных исполнителей с применением заданий на импровизацию народных мелодий, исполнение частушек на заданную тему, конкурсы лучших народных танцоров и т.д.

     Метод стимулирования  занимательным содержанием рассматривается  С.А. Смирновым как «подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий», что, по его мнению, позволяет создавать в классе «атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса» [31, с.192]. Один из приемов, входящий в этот метод, - создание на уроке ситуаций занимательности, которые предусматривают введение в учебный процесс увлекательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. На занятии фольклорного ансамбля это могут быть примеры сопоставления звучания народных песен, уже выученных детьми, в различных ладах, регистрах, тембрах; подбор занимательных фактов из жизни народного искусства или истории музыкальных жанров, связанных с учебным материалом конкретного занятия. Учащиеся часто сами вызываются готовить такие примеры. Занимательность может быть построена и на ситуации эмоционального переживания через вызывание чувства удивления необычностью приводимого факта, парадоксальностью опыта, при этом удивление при убедительности и наглядности примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания учеников.

Информация о работе Развитие интереса к народной музыке у младших школьников (на материале фольклорного ансамбля детской школы искусств)